Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб)





Скачать 98.86 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб)
Дата публикации01.08.2013
Размер98.86 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Биология > Методические рекомендации
Методические рекомендации по организации изучения

дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
Раздел 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЧВ (ЛК – 2, СМ – 2)

План:

  1. Введение. Экология как наука.

  2. Экологическое значение почв.

  3. Почва – результат возникновения и эволюции жизни на Земле.

  4. Учение об экологических функциях почв.

Вопросы для коллективного обсуждения: Экологическое значение почв.
Задания для самостоятельной работы.

1) Учение В.В. Докучаева о факторах почвообразования

2) Его экологическое значение

3) Генезис почв
Литература

  1. Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

  2. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Экологические функции почвы. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

  3. Иенни Г. Факторы почвообразования. – М., 1948.

  4. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

  5. Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.

  6. Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред. В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. – М.: Высшая школа.



Раздел 2. ПОЧВА КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

(ЛК – 2, ЛБ – 2, СМ – 6)
План:

  1. Общебиосферные функции почвы. Почва – среда обитания для организмов суши.

  2. Свойства почвы и их влияние на растения и растительность.

  3. Водный, воздушный, тепловой и окислительно-восстановительный режимы почв.

  4. Особенности растительного покрова в зависимости от свойств почв и их режимов. Лесные формации. Степи.

  5. Свойства почв и их роль в жизни животных. Почвы, почвообитающие и наземные животные.

  6. Функционирование микроорганизмов в зависимости от свойств и режимов почв.


Лабораторная работа №1. Факторы почвообразования.

Материалы и оборудование: образцы почв (торфяные, глеевые, подзолистые, минеральные), клеёнка, лупы, скальпель, линейки.

Ход работы: для каждой разновидности почв определить морфологические признаки. Обратить внимание на состояние органического вещества, признаки оглеения. Сравнить с особенностями почвообразования. Выделить основной фактор почвообразования для каждой группы почв.
Задания для самостоятельной работы.

1) Почва как трехфазная система.

2) Соответствующие режимы.

3) Радиационный режим почв.

4) Значение эдафического фактора в функционировании экосистем.
Литература

  1. Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

  2. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Экологические функции почвы. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

  3. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

  4. Минеев В.Г., Ремпя Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. – М.: Росагропромиздат, 1990.

  5. Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.

  6. Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред. В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. - М.: Высшая школа



Раздел 3. ВЛИЯНИЕ ПОЧВЫ НА ЛИТОСФЕРУ

(ЛК – 2, СМ – 6)
План:

  1. Почвообразование и эволюция литосферы.

  2. Почва – защитный слой и фактор развития литосферы.

  3. Биохимическое преобразование приповерхностной части литосферы.

  4. Педогенез как фактор формирования полезных ископаемых.

  5. Передача аккумулированной солнечной энергии и вещества атмосферы в недра Земли.

  6. Антропогенные нарушения литосферных функций почвы.



Задания для самостоятельной работы.

1) Взаимосвязь эволюций почв и литосферы.

2) Биогеохимические циклы в лесных сообществах Кольского полуострова.

3) Литосферные функции почв.

4) Влияние энергетики почвенного покрова на литосферу.
Литература

1. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Экологические функции почвы. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

2. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

3. Ласкин П.В. Методические указания по проведению флористических и фенологических исследований. – Мурманск: МГПИ, 2000.

4. Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.
Раздел 4. ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ И ГИДРОСФЕРА

(ЛК – 2, ЛБ – 2, СМ – 6)
План:

  1. Круговорот воды на Земном шаре. Участие почвы в формировании речного стока и водного баланса.

  2. Трансформация атмосферных осадков в почвенно-грунтовые и грунтовые воды. Почвенный защитный барьер акваторий.

  3. Почва как фактор биопродуктивности водоемов.

  4. Почвенно-гидрологические мероприятия и состояния водных ресурсов.


Задания для самостоятельной работы.

1) Значение воды для живых организмов.

2) Проблема пресной воды.

3) Последствия загрязнения почв для гидросферы.

4) Загрязнение водоемов.
Лабораторная работа №2. Качественная оценка почвенного раствора.

Материалы и оборудование: образцы почвенного раствора разных типов почв, колориметр, рН-метр, индикаторы на основные элементы минерального питания.

Ход работы: определить цвет, мутность, рН и содержание элементов минерального питания. Дать сравнительную оценку качества разных видов почв.
Литература

  1. Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

  2. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

  3. Минеев В.Г., Ремпя Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. – М.: Росагропромиздат, 1990.

  4. Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.

  5. Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред. В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. - М.: Высшая школа.



Раздел 5. ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ И АТМОСФЕРА

(ЛК – 2, ЛБ – 2, СМ – 6)



План:

  1. Роль почвы в формировании состава атмосферы Земли. Газообмен между почвой и атмосферой.

  2. Почва – источник и приемник твердого вещества и микроорганизмов из атмосферы.

  3. Почвенный покров и тепловой режим воздушного бассейна. Влагооборот в системе почва – атмосфера.

  4. Антропогенные изменения атмосферных функций почвы.



Задания для самостоятельной работы.

1) Составы атмосферы и почвенного воздуха. Взаимовлияние.

2) Атмосферные функции почвы.

3) Санитарные функции почв.
Литература

  1. Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

  2. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

  3. Минеев В.Г., Ремпя Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. – М.: Росагропромиздат, 1990.

  4. Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.

  5. Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред. В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. - М.: Высшая школа.


Лабораторная работа №3. Определение водно-физических свойств почв.

Материалы и оборудование: образцы почв, пикнометры.

Ход работы: 1) Определяем удельный вес почвы (пикнометрическим методом). 2) На образцах ненарушенных монолитов определяем объемный вес.
Раздел 6. ФУНКЦИИ ПОЧВЫ В НАЗЕМНЫХ ЭКОСИСТЕМАх

(ЛК – 2, СМ – 4)

План:

  1. Биогеоценотические функции почвы. Категории и типы биогеоценотических функций почвы.

  2. Функции почв, обусловленные ее физическими, химическими и физико-химическими свойствами. Информационные функции почв.

  3. Почва – «память» биоценоза. Целостные функции почв.

  4. Санитарная функция почв.

  5. Почвенное плодородие – интегральная функция.



Задания для самостоятельной работы.

1) «Сигнальная» функция почв.

2) Продуктивность различных экосистем. Зависимость от почвенного покрова.

3) Качественная оценка земель.

4) Земельная рента.
Литература

  1. Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

  2. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

  3. Минеев В.Г., Ремпя Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. – М.: Росагропромиздат, 1990.

  4. Переверзев В.Н. Биохимия гумуса и азота почв Кольского полуострова. – Л.: Наука, 1987.

  5. Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.

  6. Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред.

В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. - М.: Высшая школа

7. Структурно-функциональная роль почвы в биосфере / Под ред. Г.В. Добровольского. – М.: ГЕОС, 1999.

8. Фокин А.Д. Почва, биосфера и жизнь на Земле. – М.: Наука, 1986.
Раздел 7. НЕОДНОРОДНОСТЬ ПОЧВЫ И ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА И БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

(ЛК – 2, ЛБ – 2, СМ – 4)
План:

  1. Роль биотических факторов в создании и поддержании неоднородности почв и почвенного покрова.

  2. Неоднородность почв как результат и как условие устойчивого функционирования геоэкосистемы.

  3. Представления о климаксных биогеоценозах и их связи с климаксностью почв и почвенного покрова.

  4. Основные принципы биологической индикации и диагностики почв.



Задания для самостоятельной работы.

1) Индикационная геоботаника.

2) Значение для геохимических изысканий.

3) Основы бонитировки почв.

4) Земельный кадастр.
Лабораторная работа №4. Бонитировка почв.

Материалы и оборудование: оценочные таблицы для дерново-подзолистых почв, индивидуальные задания по содержанию гумуса, рН, мощности пахотного горизонта, названия материнских пород и пахотных горизонтов, механического состава.

Ход работы: с помощью оценочных таблиц определяют бонитет почв. Знакомятся с методикой определения бонитета почв хозяйства в целом.
Литература

  1. Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

  2. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

  3. Минеев В.Г., Ремпя Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. – М.: Росагропромиздат, 1990.

  4. Переверзев В.Н. Биохимия гумуса и азота почв Кольского полуострова. – Л.: Наука, 1987.

  5. Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.

  6. Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред.

В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. - М.: Высшая школа

7. Фокин А.Д. Почва, биосфера и жизнь на Земле. - М.: Наука, 1986.
Раздел 8. АНТРОПОГЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА

(ЛК – 2, СМ – 6)
План:

  1. Структура земель фонда России и тенденции ее изменения.

  2. Факторы трансформации почвенного покрова.

  3. Эрозия почв.

  4. Потери почвенного гумуса.

  5. Подкисление почв. Засоление почвенного покрова.

  6. Заболачивание земель.

  7. Техногенные загрязнения почв.

  8. Естественная и искусственная радиоактивность почв.

  9. Деградация почв и экологическая безопасность России.


Задания для самостоятельной работы.

1) Эрозия и деградация почв.

2) Последствия освоения целины в США и России.

Литература

  1. Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

  2. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

  3. Минеев В.Г., Ремпя Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. – М.: Росагропромиздат, 1990.

  4. Переверзев В.Н. Биохимия гумуса и азота почв Кольского полуострова. – Л.: Наука, 1987.

  5. Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.

  6. Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред. В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. - М.: Высшая школа.



Раздел 9. ПОЧВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ И МОНИТОРИНГ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА

(ЛК – 2, ЛБ – 2, См – 6)
План:

  1. Карта экологического состояния почвенного покрова.

  2. Карты потенциальной опасности деградации почв (почвенная эрозия, загрязнение, дегумификация и др.).

  3. Карты почвоохранных мероприятий.

  4. Система и показатели почвенно-экологического мониторинга.

  5. Принципы строения государственного земельного кадастра.



Задания для самостоятельной работы.

1) Составление почвенно-экологических карт.

2) Основные загрязнители почв.

3) Составление план-схем загрязненных территорий.
Лабораторная работа №6. Диагностика качества почв по содержанию элементов минерального питания в листьях растений.

Цель работы: по анализу срезов листьев вегетирующих растений определить потребность растений в элементах минерального питания, что является показателем качества почв.

Материалы и оборудование: живые растения с участков с разной обеспеченностью питательными веществами, бритва, предметное стекло, фильтры, растворы для соответствующих анализов, калибровочные шкалы.

Ход работы: по интенсивности окраски среза листа в соответствующем растворе определяют количество нитратов, фосфора, калия.
Литература

  1. Латифов Н.Л. Методы изучения основных водно-физических свойств почвы. – М.: ТЕХА, 1975.

  2. Методические указания к проведению полевой практики по почвоведению / П.В. Ласкин, Н.Н. Ласкина. – Мурманск: МГПИ, 2000.

  3. Методы почвенного картографирования / Сост. А.А. Преображенская, А.С. Боголюбов. – М.: Экосистема, 1998.

  4. Практикум по почвоведению / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Колос, 1980.

  5. Радов А.С., Пустовой, Корольков А.В. Практикум по агрохимии. – М.: Колос, 1978.


Раздел 10. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОЧВ. ОХРАНА ПОЧВ (ЛК – 2, СМ – 4)
План:

  1. Агроэкологические модели формирования почвенного плодородия.

  2. Типы мелиорации почв.

  3. Состояние мелиорированных почв в России, на Кольском полуострове.

  4. Правовые аспекты регулирования качества почв.

  5. Красная книга почв.


Задания для самостоятельной работы

1) Влияние осушения болот на экосистему.

2) Законодательство РФ по охране земель.

3) Изучение почвенного покрова заповедников.

4) Красная книга почв.

5) Земельное право
Литература

  1. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

  2. Минеев В.Г., Ремпя Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. – М.: Росагропромиздат, 1990.

  3. Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.

  4. Структурно-функциональная роль почвы в биосфере / Под ред. Г.В. Добровольского. – М.: ГЕОС, 1999.

  5. Фокин А.Д. Почва, биосфера и жизнь на Земле. – М.: Наука, 1986.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)...
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол №
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика...
Обучающая: проверить знания основных формул кинематики и учение их применять в новых условиях, обучение решению задач
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика...
Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)...
Кроме того, в инженерном режиме появляются также возможности определения порядка вычислений при помощи скобок, осуществления побитовых...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconЛитература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и...
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб)
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Тематика...
Целью настоящего курса является рассмотрение явлений и процессов современной мировой политики. Очевидно, что неотъемлемой его частью...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconУчебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) Юриспруденция Красноярск 2006
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета очно-заочной и заочной форм обучения. Наряду с темами...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconФакультет Права Программа дисциплины
«Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconПланы семинарских и практических занятий методические рекомендации
Целесообразно готовиться к семинарским и практическим занятиям за 1-2 недели до их начала: на основе изучения рекомендованной литературы...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические указания по организации самостоятельной работы студентов...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconПланы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,...
Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconН. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины
Планы семинарских занятий по Методике преподавания истории являются составной частью программы по данному курсу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск