Скачать 189.09 Kb.
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме: Семинар 1. Среда обитания и экологические факторы. Закономерности действия экологических факторов. План семинара. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Что понимается под «средой». Факторы среды. Экологические факторы. 2. Классификации экологических факторов. Классификация Г.Вальтера. 3. Понятие «оптимум». Критерии оптимума. Правило оптимума. 4. Методы определения оптимума. 5. Виды оптимумов: естественный и прагматический; онтогенетический и филогенетический; аутэкологический и синэкологический 6. Понятие «адаптация». Генетическая (филогенетическая) и негенетическая (онтогенетическая) адаптации. Задания для самостоятельной работы: 1. Подобрать примеры оптимумов растений: естественный и прагматический,онтогенетичес- кий и филогенетический, аутэкологический и синэкологический 2. Подобрать примеры филогенетической и онтогенетической адаптаций у растений. Основная литература
Дополнительная литература 1. Гродзинский Д.М. Надежность растительных систем. Киев: Наукова думка, 1983. 367 с. 2. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев : Штиинца, 1989. 406 с. 3. Жученко А.А. Адаптивный потенциал культурных растений (эколого-генетические основы). Кишинев: Штиинца, 1988. 467с. 4. Реймерс Н.Ф. Популяционный биологический словарь. М.: Наука, 1991. 537 с. Семинар 2. Температура. Диапазоны толерантности растений. Температурная зависимость физиологических процессов. . План семинара. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Температура растения. Супратемпературные растения. Адаптации вегетативных и генеративных органов к пониженной температуре. 2. Субтемпературные растения. Адаптации к повышенной температуре. 3. Диапазоны температурной толерантности растений. Эвритермы и стенотермы. 4. Температурная зависимость основных физиологических процессов: роста, фотосинтеза, дыхания. 5. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации растений к холодным местообитаниям. 6. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации растений к жарким местообитаниям. Задания для самостоятельной работы: 1. Подобрать примеры конкретных диапазонов толерантности прокариотов, водорослей, мхов, сосудистых растений к температурному фактору. 2. Подобрать примеры температурной зависимости роста, фотосинтеза, дыхания растений умеренной зоны, тропиков, пустыни, тундры. 3. Показать на различных видах растений особенности морфологического и анатомического строения в холодных и жарких местообитаниях. Основная литература
Дополнительная литература
Семинар 3. Температура. Терморезистентность растений и температурный стресс. План семинара. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Понятие “стресс.” Температурный стресс. 2. Механизм повреждения растений низкими температурами. 3. Механизм образования льда в тканях растений. Переохлаждение. 4. Механизм повреждения высокими температурами. 5. Терморезистентность растений. 6. Терморезистентность важнейших физиологических процессов: фотосинтеза и пигментов; водорастворимых белков. 7. Морозоустойчивость. Термоизоляция и замедление образования льда в тканях. 8. Устойчивость к образованию льда и закаливание к действию мороза 9. Теория закаливания растений по И.И. Туманову . 10. Зональная гипотеза действия температур С.Н.Дроздова. Задания для самостоятельной работы: Основная литература
Дополнительная литература
Семинар 4. Свет. Фотоиндуцируемые процессы. Механизм цветения растений. План семинара. Вопросы для коллективного обсуждения:
7. Экологические группы растений по отношению к свету: световые (гелиофиты), теневые (сциофиты) и теневыносливые (факультативные гелиофиты). 8. Морфофизиологические и анатомические адаптации гелиофитов и сциофитов к уровню освещенности. Задания для самостоятельной работы: 1. Подобрать виды дикорастущих и культурных растений, относящихся к фотопериодически нейтральным, к группам растений длинного и короткого дня. Объяснить их принадлежность к той или иной группе. Основная литература
Дополнительная литература
Лабораторная работа 5. Морфолого-анатомические адаптации гелиофитов и сциофитов к уровню освещенности. Материалы: гербарии, комнатные растения, листья комнатных растений. Оборудование: микроскопы, лезвия, предметные и покровные стекла. План лабораторной работы: Задание I. Общий габитус гелиофитов. Материалы: гербарии гелиофитов разных природных зон и местообитаний. Гелиофиты тундры: арктоус альпийский(Arctous alpina), луазелеурия лежачая (Loiseleuria procumbens), филлодоце голубая (Phyllodoce coerulea), камнеломка болотная (Saxifraga hirculus) Гелиофиты пустыни: верблюжья колючка (Alhagi pseudo), качим метельчатый (Gypsophila paniculata), гребенщик (Tamarix ramosissima), саксаул черный (Haloxylon ammodendon), рогач песчаный (Ceratocarpus arenarius). Ход работы: 1. По гербариям сравнить общий вид гелиофитов тундры и пустыни. 2. Зарисовать элементы побега с характерными особенностями строения стебля и листьев.Отметить и записать особенности строения разных видов растений по плану:
Задание II. Общий габитус сциофитов бореальных лесов и тропиков. Материалы: гербарии ландыша майского (Convallaria majalis), майника двулистного (Majantemum bifolium), седмичника европейского (Trientalis europeus), копытня европейского (Asarum europium). Комнатные растения : монстера (Monstera deliciosa), традесканция (Tradescantia albiflora), хлорофитум (Chlorophytum comosum). Ход работы: 1. По гербариям сравнить общий вид сциофитов бореального леса. Рассмотреть сциофитов тропического происхождения (комнатные растения). 2. Зарисовать элементы побега с характерными особенностями строения стебля и листьев. 3. Отметить и записать особенности строения разных видов растений по плану:
Задание III. Анатомическое строение листа гелиофитов. Материал: листья олеандра (Nerium oleander) Ход работы: 1. Приготовить поперечный срез листа олеандра. 2. Рассмотреть препарат на малом 7 х 8 и большом 7 х 20 увеличениях. Обратить внимание на хорошо развитый палисадный мезофилл, рыхлый губчатый мезофилл, углубления в нижней эпидерме (крипты), большое количество трихом, погруженные устьица. 3. Зарисовать, обозначить на рисунке:
Задание IV. Анатомическое строение листа сциофитов. Материал: листья кислицы обыкновенной (Oxalis acetosella) Ход работы:
3. Зарисовать, обозначить на рисунке:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Экологические группы растений по отношению к уровню освещенности. 2. Морфолого-анатомические особенности гелиофитов 3. Физиологические адаптации гелиофитов к высокому уровню освещенности. 4. Морфолого-анатомические особенности сциофитов. 5. Физиологические адаптации сциофитов к высокому уровню освещенности. Задания для самостоятельной работы: 1. Изучить по литературе адаптации гелиофитов и сциофитов к различному уровню освещенности. 2. Подобрать виды дикорастущих и культурных растений, являющихся типичными гелиофитами, и сциофитами. Выделить характерные признаки. Объяснить их принадлежность к той или иной группе. Оформить в виде таблицы. Основная литература
Дополнительная литература
Лабораторная работа 6. Особенности анатомической структуры листьев мезофитов, психрофитов, ксерофитов. Материалы: листья клевера лугового (Trifolium pratense) фиксированные в 50% спирте, багульника болотного (Ledum palustre), постоянные препараты поперечных срезов листьев ксерофитов. Оборудование: микроскопы Биолам Р 10, лезвия, пипетки, предметные и покровные стекла, чашки Петри. План лабораторной работы: Задание I. Анатомическое строение листа мезофита. Ход работы:
Задание II. Строение эрикоидного листа психрофита. Ход работы:
Задание № III. Анатомическое строение листа ксерофита. Ход работы:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Экологические группы растений по отношению к водному режиму : ксерофиты, мезофиты, гигрофиты. 2. Ксерофиты. Адаптации суккулентов и склерофитов к недостатку воды. 3. Мезофиты. Классификации мезофитов. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации мезофитов. 4. Психрофиты и криофиты. Классификация психрофитов. Ксероморфизм психрофитов. 5. Гигрофиты. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации гигрофитов. Задания для самостоятельной работы:
Основная литература
Дополнительная литература
Лабораторная работа 7. Особенности строения водных растений. Строение листьев гидрофитов. Материалы: живые водные растения : рдест пронзеннолистный (Potamogeton perfoliatus), сальвиния плавающая (Salvinia natans); гербарии растений гидрофитов с надводными и подводными листьями, временные препараты поперечных срезов листьев Оборудование: микроскопы Биолам Р 10, лезвия, пипетки, предметные и покровные стекла, чашки Петри. План работы: Задание I. Анатомическое строение листа погруженного гидрофита. Ход работы: 1. Приготовить поперечный срез листа рдеста пронзеннолистного (Potamogeton perfoliatus). Рассмотреть под микроскопом при малом и большом увеличениях особенности анатомической структуры. Обратить внимание на характерные для листьев погруженных гидрофитов черты строения листа: отсутствие кутикулы, недифференцированный на палисадный и губчатый мезофилл, слабо развитые проводящие ткани, отсутствие устьиц и механические тканей. 2. Зарисовать анатомическое строение листа при малом увеличении. Отметить на рисунке: нижнюю и верхнюю эпидерму; мезофилл. Задание II. Строение листа плавающего гидрофита. 1. Приготовить поперечный срез листа сальвинии плавающей (Salvinia natans) 2. Рассмотреть под микроскопом особенности анатомической структуры. Обратить внимание на характерные для листьев плавающих гидрофитов черты строения листа: хорошо развитую кутикулу, расположение устьиц на верхней поверхности листа, хорошо развитую аэренхиму. 3. Зарисовать анатомическое строение листа при малом увеличении. Отметить на рисунке: нижнюю и верхнюю эпидерму; аэренхимную хлорофиллоносную паренхиму, устьица. Задание III. Строение надводного и плавающего листьев гетерофилльного гидрофита. 1. Рассмотреть и зарисовать по гербарию воздушные и подводные листья стрелолиста (Sagittaria sagittifolia). 2. Рассмотреть и зарисовать поперечные срезы подводного и плавающего листьев кубышки (Nuphar lutea). Дать сравнительную характеристику их строения. Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Основная литература
Дополнительная литература
Семинар 8. Почва. Абиотические и биотические факторы почвы. Экологические группы растений по отношению к кислотности, плодородию, минеральному составу почв. План семинара. Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Изучить особенности развития ацидофилов, нейтрофилов и базифилов на кислых и щелочных почвах. Оформить в виде графиков «Зависимость роста растения от ph почвы.» Основная литература
Дополнительная литература
Лабораторная работа 9. Влияние почвенных условий: псаммофиты и галофитыМатериалы: препараты корней растений-псаммофитов с корневыми «чехликами», постоянные препараты поперечных срезов листьев псаммофитов: песчаной акации (Ammodenoron connoelui), колосняка гигантского и галофита солероса европейского (Salicornia europaea) Оборудование: микроскопы Биолам Р 10, предметные и покровные стекла, чашки Петри. План лабораторной работы Задание I. Корневая система злака псаммофита Ход работы: 1. Рассмотретьи зарисовать (по гербарию) корни псаммофильного злака. Обозначить живую часть корня и песчаный «чехлик» на ней. Задание II. Строение листа псаммофита. Ход работы: 1. Рассмотреть и зарисовать поперечный срез лиcта песчаной акации (Ammodenoron connoelui). Отметить основные отличия от строения листьев мезофитов. 2. Рассмотреть и зарисовать поперечный срез колосняка гигантского. Обозначить механические ткани и моторные клетки. Задание III. Строение надземных органов галофитов. Ход работы: 1. Рассмотреть и зарисовать общий вид солероса европейского, его отдельные членики и поперечный срез членика. Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы. Изучить особенности развития псаммофитов, литофитов, галофитов и гликофитов. Найти по литературе виды сосудистых растений, относящихся к данным экологическим группам. Выделить характерные признаки. Объяснить их принадлежность к той или иной группе. Оформить в виде таблицы. Основная литература
Дополнительная литература Культиасов И.М. Экология растений. М.: МГУ, 1982. 381 c. Лабораторная работа 10. Биотические связи растений в биоценозах. Материалы: Гербарии, слайды энтомофильных растений, препараты пыльцы энтомофильных растений, коллекции плодов и семян, влажные препараты плодов, гербарии растений-паразитов и полупаразитов. Оборудование: ручные лупы План лабораторной работы. Задание I. Строение энтомофильных цветков покрытосеменных растений. Ход работы: 1. Рассмотреть особенности строения цветков энтомофильных растений. Задание II. Строение плодов и семян зоохорных растений. Ход работы: 1. Рассмотреть и зарисовать особенности строения зоохорных семян (череды, гравилата и т.д.) 2. Рассмотреть и зарисовать особенности строения зоохорных плодов (лопуха большого, липучки и т.д.) Задание III. Строение листьев и воздушных корней растения-эпифита Ход работы: 1. Зарисовать особенности строения листа и корня эпифита. Задание IV. Внешний вид и строение растения паразита. Ход работы: 1. Зарисовать внешний вид паразитического растения. 2. Рассмотреть особенности строения анатомической стуктуры листьев растений-паразитов. Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: 1. Изучить типы биотических отношений у растений: конкуренция, паразитизм, комменсализм, мутуализм, аллелопатия. Найти по литературе примеры, иллюстрирующие данные типы. 2. Составить список растений определенного сообщества и проанализировать способы их опыления в связи с экологическими условиями. 3. Составить список определенного растительного сообщества и проанализировать способы расселения растений. Основная литература 1. Двораковский М.С. Экология растений М.: Высш.шк., 1983. 190 с. 2. Культиасов И.М. Экология растений. М.: МГУ, 1982. 378 с. 3. Работнов Т.А. Фитоценология. М.: МГУ, 1983. 291 с. 4. Радкевич В.А. Экология . Минск: Вышэйшая школа, 1998 5. Шилов И.А. Экология. М.: Высш.шк., 1997.-511 с. Дополнительная литература 1. Злобин Ю.А. Мутуализм и комменсализм у растений.// Бюлл. МОИП. Отд.биол. 1994. Т.99. Вып.1. С.57-63 2. Работнов Т.А. Экспериментальное изучение корневой конкуренции растений в природных фитоценозах.// Бюлл.МОИП..Отд.Биол.1996.Т.101. Вып.4. С.55-58 3. Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. М.: Просвещение, 1978. 4. Титов Ю.В. Эффект группы у растений. Л.,1978 |
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)... Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол № | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика... Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по... | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика... Администрация и профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации заключили настоящее соглашение о том, что в течение 20 г администрация... | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика... Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)... Кроме того, в инженерном режиме появляются также возможности определения порядка вычислений при помощи скобок, осуществления побитовых... | ||
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и... Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Тематика... Целью настоящего курса является рассмотрение явлений и процессов современной мировой политики. Очевидно, что неотъемлемой его частью... | ||
Методические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине... Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности... | Учебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) Юриспруденция Красноярск 2006 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета очно-заочной и заочной форм обучения. Наряду с темами... | ||
Факультет Права Программа дисциплины «Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы... | Планы семинарских и практических занятий методические рекомендации Целесообразно готовиться к семинарским и практическим занятиям за 1-2 недели до их начала: на основе изучения рекомендованной литературы... | ||
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо | Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | ||
Планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,... Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса... | Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Планы семинарских занятий по Методике преподавания истории являются составной частью программы по данному курсу |