Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме





Скачать 189.09 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме
Дата публикации20.07.2013
Размер189.09 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Физика > Методические рекомендации
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
Семинар 1. Среда обитания и экологические факторы. Закономерности

действия экологических факторов.
План семинара.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Что понимается под «средой». Факторы среды. Экологические факторы.

2. Классификации экологических факторов. Классификация Г.Вальтера.

3. Понятие «оптимум». Критерии оптимума. Правило оптимума.

4. Методы определения оптимума.

5. Виды оптимумов: естественный и прагматический; онтогенетический и филогенетический; аутэкологический и синэкологический

6. Понятие «адаптация». Генетическая (филогенетическая) и негенетическая (онтогенетическая) адаптации.
Задания для самостоятельной работы:

1. Подобрать примеры оптимумов растений: естественный и прагматический,онтогенетичес-

кий и филогенетический, аутэкологический и синэкологический

2. Подобрать примеры филогенетической и онтогенетической адаптаций у растений.

Основная литература

  1. Зайцев Г.Н. Оптимум и норма в интродукции растений. М.: Наука,1983. 268с.

  2. Заугольнова Л.Б. Понятие оптимумов у растений // Журнал общей биологии. 1985. Т.16. № 4. С. 444 - 452.

  3. Лекявичус Э. Элементы общей теории адаптации. Вильнюс: Макелас, 1986. 272 с.

  4. Плюта П.Г. Оптимумы растений и характер их распределения в пределах диапазона толерантности к условиям среды// Экология. 1994. № 4. С.18 - 25

  5. Радкевич В.А. Экология . Минск: Вышэйшая школа, 1998. 158 с.

  6. Хочачка П., Сомеро Дж. Стратегия биохимической адаптации. М.: Мир, 1988. 568 с.

  7. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 1997. 512 с.

Дополнительная литература

1. Гродзинский Д.М. Надежность растительных систем. Киев: Наукова думка, 1983. 367 с.

2. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев : Штиинца, 1989. 406 с.

3. Жученко А.А. Адаптивный потенциал культурных растений (эколого-генетические основы). Кишинев: Штиинца, 1988. 467с.

4. Реймерс Н.Ф. Популяционный биологический словарь. М.: Наука, 1991. 537 с.

Семинар 2. Температура. Диапазоны толерантности растений. Температурная зависимость физиологических процессов.

.

План семинара.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Температура растения. Супратемпературные растения. Адаптации вегетативных и генеративных органов к пониженной температуре.

2. Субтемпературные растения. Адаптации к повышенной температуре.

3. Диапазоны температурной толерантности растений. Эвритермы и стенотермы.

4. Температурная зависимость основных физиологических процессов: роста, фотосинтеза, дыхания.

5. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации растений к холодным местообитаниям.

6. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации растений к жарким местообитаниям.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подобрать примеры конкретных диапазонов толерантности прокариотов, водорослей, мхов, сосудистых растений к температурному фактору.

2. Подобрать примеры температурной зависимости роста, фотосинтеза, дыхания растений умеренной зоны, тропиков, пустыни, тундры.

3. Показать на различных видах растений особенности морфологического и анатомического строения в холодных и жарких местообитаниях.

Основная литература

  1. Богданец Т.П., Василевская Н.В., Коммандер Я., Шевченко А.В. Экология Мурманской области с основами общей экологии. Мурманск: Милори, 1998. 188 с.

  2. Горышина Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа, 1979. 368 с.

  3. Вальтер Г. Растительность земного шара. Эколого-физиологическая характеристика (в 3-х т.). Т.3. Тундры, луга, степи. М.: Прогресс, 1975. 475 с.

  4. Двораковский М.С. Экология растений. М.: Высшая школа, 1983. 190 с.

  5. Дроздов С.Н., Курец В.К., Титов А.Ф. Терморезистентность активно вегетирующих растений. Л.: Наука, 1984. 168 с.

  6. Криддл Р.С., Брайденбах Р.В. и др. Реакция дыхания растений на климат определяет их географическое распространение// Физиология растений. 1996. Т.43. № 6. С.813-821

  7. Лархер В. Экология растений. М.: Мир, 1978. 185 с.

  8. Мазуренко М.Т. Биоморфологические адаптации растений Крайнего Севера. М.: Наука, 1986. 315 с.

  9. Тихомиров Б.А. Очерки по биологии растений Арктики. М., 1963. 300 с.

  10. Шилова Н.В. Ритмы роста и пути структурной адаптации тундровых растений. Л.: Наука, 1988. 212 с.

Дополнительная литература

  1. Королева О.Я. Адаптация фотосинтетического аппарата вида Oxyria digyna к низкой температуре// Физиология растений. 1996. Т.43. № 3. С. 367-374

  2. Мирославов Е.А., Вознесенская Е.В., Буболо Л.С. Структура хлоропластов северных растений в связи с адаптацией фотосинтетического аппарата к условиям Арктики// Физиология растений. 1996. Т.43. № 3. С.367-374

  3. Мирославов Е.А, Вознесенская Е.В., Котеева Н.К. Сравнительная характеристика анатомии листа растений арктической и бореальной зон// Ботанический журнал. 1998. Т.83. № 3. С.21-27

  4. Фотосинтез (в 2-х т.).Т.1/ Под ред. Говинджи. М.: Мир, 1987. 727 с.; Т.2.,1987. 470 с.



Семинар 3. Температура. Терморезистентность растений

и температурный стресс.
План семинара.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Понятие “стресс.” Температурный стресс.

2. Механизм повреждения растений низкими температурами.

3. Механизм образования льда в тканях растений. Переохлаждение.

4. Механизм повреждения высокими температурами.

5. Терморезистентность растений.

6. Терморезистентность важнейших физиологических процессов: фотосинтеза и

пигментов; водорастворимых белков.

7. Морозоустойчивость. Термоизоляция и замедление образования льда в тканях.

8. Устойчивость к образованию льда и закаливание к действию мороза

9. Теория закаливания растений по И.И. Туманову .

10. Зональная гипотеза действия температур С.Н.Дроздова.
Задания для самостоятельной работы:

Основная литература

  1. Александров В.Я. Клетки, макромолекулы и температура. Л.: Наука, 1975. 330 с.

  2. Альтергот В.Ф. Действие повышенной температуры на растение в эксперименте и природе. М.,1981. 57 с.

  3. Винтер А.К. Заморозки и их последействие на растения. Новосибирск, 1981. 149 с.

  4. Генкель П.А. Физиология жаро- и засухоустойчивости растений. М., 1982. 280 с.

  5. Дроздов С.Н., Курец В.К., Титов А.Ф. Терморезистентность активно вегетирующих растений. Л.: Наука, 1984. 168 с.

  6. Коровин А.И. Растения и экстремальные температуры. Л.: Гидрометеоиздат,1984. 271 с.

  7. Селье Г. Стресс без дистресса. М.,1979.

  8. Туманов И.И. Физиология закаливания и морозостойкости растений. М.,1979. 352 с.

  9. Якушкина Н.И. Физиология растений. М.: Просвещение, 1993. 352 с.

Дополнительная литература

  1. Вознесенский В.Л. Фотосинтез пустынных растений. Л., 1977. 256 с.

  2. Зауралов О.А., Лукаткин А.С. Тканевые и клеточные аспекты холодоустойчивости и холодового повреждения теплолюбивых растений// Успехи современной биологии.1996. Т.116. Вып.4. С.418-431

  3. Тыртиков А.П. Приспособления растений к условиям жизни в Арктике// Бюллетень МОИП. Отд. биол.1980. Т.85. №1. С.133-144.


Семинар 4. Свет. Фотоиндуцируемые процессы.

Механизм цветения растений.
План семинара.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Количественные и качественные характеристики света. Спектральный состав солнечного излучения. Понятие о физиологически активной радиации (ФАР).

  2. Световой режим местообитания и относительное световое довольствие (ОСД). Измерение радиации и освещенности.

  3. Фотопериод. Фотоиндуцируемые процессы у растений.

  4. Группы растений по отношению к фотопериоду : растения длинного дня (ДДР), короткого дня (КДР), нейтральные (НР).

  5. Механизмы регуляции цветения. Индуцированный механизм регуляции цветения у растений. Понятие «фитохром».

  6. Теория цветения М.Х Чайлахяна.

7. Экологические группы растений по отношению к свету: световые (гелиофиты), теневые (сциофиты) и теневыносливые (факультативные гелиофиты).

8. Морфофизиологические и анатомические адаптации гелиофитов и сциофитов к уровню освещенности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подобрать виды дикорастущих и культурных растений, относящихся к фотопериодически нейтральным, к группам растений длинного и короткого дня. Объяснить их принадлежность к той или иной группе.

Основная литература

  1. Аксенова Н.П. и др. Цветение и его фотопериодическая регуляция. М.: Наука, 1973

  2. Бернье Ж., Кине Ж., Сакс Р. Физиология цветения (в 2-х т.).Т.2. М.: Мир,1985.317 с.

  3. Любименко В.Н. Биология растений. Анализ приспособительной деятельности растения(в 2-х ч.). Ч.1. Приспособления, связанные с ростом и развитием индивидуума. М.: Гос. Изд-во.,1924. 359 с.

  4. Сезонная жизнь природы Кольского Севера. Сер. Растения. Мурманск, 1996

  5. Уорринг Ф., Филлипс И. Рост растений и дифференцировка. М.: Мир, 1984. 512 с.

  6. Цельникер Ю.Л. Физиологические основы теневыносливости древесных растений. М.,1978

  7. Чайлахян М.Х. Регуляция цветения высших растений. М., 1988. 24 с.

  8. Якушкина Н.И. Физиология растений. М.: Просвещение, 1993. 352 с.

Дополнительная литература

  1. Вознесенская Е.В. Структура фотосинтетического аппарата у представителей древесных форм высокогорий Восточного Памира // Физиология растений. Т.43. № 3. 1996. С.391-399

  2. Дымова О.В., Головко Т.К. Адаптация к свету фотосинтетического аппарата теневыносливых растений (на примере Ajuga reptans) // Физиология растений. 1998.Т.45. № 4. С.521-528

  3. Пьянков В.И., Кондрачук А.В. Мезоструктура фотосинтетического аппарата древесных растений Восточного Памира различных экологических и высотных групп// Физиология растений. 1998.Т.45. № 4. С.567-577

  4. Пьянков В.И., Кондрачук А.В. Мезоструктура фотосинтетического аппарата древесных растений Восточного Памира различных экологических и высотных групп// Физиология растений. 1998.Т.45. № 4. С.567-577



Лабораторная работа 5. Морфолого-анатомические адаптации гелиофитов и сциофитов к уровню освещенности.

Материалы: гербарии, комнатные растения, листья комнатных растений.

Оборудование: микроскопы, лезвия, предметные и покровные стекла.

План лабораторной работы:

Задание I. Общий габитус гелиофитов.

Материалы: гербарии гелиофитов разных природных зон и местообитаний.

Гелиофиты тундры: арктоус альпийский(Arctous alpina), луазелеурия лежачая (Loiseleuria procumbens), филлодоце голубая (Phyllodoce coerulea), камнеломка болотная (Saxifraga hirculus)

Гелиофиты пустыни: верблюжья колючка (Alhagi pseudo), качим метельчатый (Gypsophila paniculata), гребенщик (Tamarix ramosissima), саксаул черный (Haloxylon ammodendon), рогач песчаный (Ceratocarpus arenarius).

Ход работы:

1. По гербариям сравнить общий вид гелиофитов тундры и пустыни.

2. Зарисовать элементы побега с характерными особенностями строения стебля и листьев.Отметить и записать особенности строения разных видов растений по плану:

    • Жизненная форма.

    • Способы защиты побега (опробковение, одревеснение, опушение).

    • Особенности строения листьев (вечнозеленые или листопадные, толстая кутикула, размеры листа, метаморфоз листа).


Задание II. Общий габитус сциофитов бореальных лесов и тропиков.

Материалы: гербарии ландыша майского (Convallaria majalis), майника двулистного (Majantemum bifolium), седмичника европейского (Trientalis europeus), копытня европейского (Asarum europium).

Комнатные растения : монстера (Monstera deliciosa), традесканция (Tradescantia albiflora), хлорофитум (Chlorophytum comosum).

Ход работы:

1. По гербариям сравнить общий вид сциофитов бореального леса. Рассмотреть сциофитов тропического происхождения (комнатные растения).

2. Зарисовать элементы побега с характерными особенностями строения стебля и листьев. 3. Отметить и записать особенности строения разных видов растений по плану:

  • Жизненная форма

  • Способы защиты побега (опробковение, одревеснение, опушение)

  • Особенности строения листьев (вечнозеленые или листопадные, размеры листа, метаморфоз листа)


Задание III. Анатомическое строение листа гелиофитов.

Материал: листья олеандра (Nerium oleander)

Ход работы:

1. Приготовить поперечный срез листа олеандра.

2. Рассмотреть препарат на малом 7 х 8 и большом 7 х 20 увеличениях. Обратить внимание на хорошо развитый палисадный мезофилл, рыхлый губчатый мезофилл, углубления в нижней эпидерме (крипты), большое количество трихом, погруженные устьица.

3. Зарисовать, обозначить на рисунке:

  • верхнюю эпидерму

  • нижнюю эпидерму

  • палисадный мезофилл

  • губчатый мезофилл

  • крипты

  • трихомы

  • устьица

Задание IV. Анатомическое строение листа сциофитов.

Материал: листья кислицы обыкновенной (Oxalis acetosella)

Ход работы:

  1. Приготовить поперечный срез листа кислицы.

  2. Рассмотреть препарат при малом 7 Х 8 и большом 7 Х 40 увеличениях. Обратить внимание на крупные, тонкостенные клетки эпидермы, малое число слоев мезофилла листа, отсутствие четкой дифференциации на палисадную и губчатую ткани.

3. Зарисовать, обозначить на рисунке:

    • верхнюю эпидерму

    • нижнюю эпидерму

    • мезофилл

    • устьица

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Экологические группы растений по отношению к уровню освещенности.

2. Морфолого-анатомические особенности гелиофитов

3. Физиологические адаптации гелиофитов к высокому уровню освещенности.

4. Морфолого-анатомические особенности сциофитов.

5. Физиологические адаптации сциофитов к высокому уровню освещенности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить по литературе адаптации гелиофитов и сциофитов к различному уровню освещенности.

2. Подобрать виды дикорастущих и культурных растений, являющихся типичными гелиофитами, и сциофитами. Выделить характерные признаки. Объяснить их принадлежность к той или иной группе. Оформить в виде таблицы.

Основная литература

  1. Горышина Т.К. Практикум по экологии растений. С.-П.: СПбГУ, 1992. 138 с.

  2. Горышина Т.К. Фотосинтетический аппарат растений и условия среды. Л.: ЛГУ, 1989. 202 с.

  3. Михайловская Н.С. Строение растений в связи с условиями их жизни. М.: Просвещение, 1979. 103 с.

  4. Нагалевская В.Я., Николаевский В.Г. Экологическая анатомия растений. Краснодар, 1981

  5. Серебряков И.Г. Экологическая морфология растений. М.: Высш.шк., 1962. 100 с.

  6. Эзау К. Анатомия семенных растений (в 2-х т.). Т. 2. М.: Мир, 1980. 218 с.

Дополнительная литература

  1. Дымова О.В., Головко Т.К. Адаптация к свету фотосинтетического аппарата теневыносливых растений (на примере Ajuga reptans) // Физиология растений. 1998. Т. 45. № 4. С. 521-528

  2. Пьянков В.И., Кондрачук А.В. Мезоструктура фотосинтетического аппарата древесных растений Восточного Памира различных экологических и высотных групп // Физиология растений. 1998. Т. 45. № 4. С. 567-577

  3. Пьянков В.И., Кондрачук А.В. Мезоструктура фотосинтетического аппарата древесных растений Восточного Памира различных экологических и высотных групп // Физиология растений. 1998. Т. 45. № 4. С.567-577



Лабораторная работа 6. Особенности анатомической структуры листьев мезофитов, психрофитов, ксерофитов.

Материалы: листья клевера лугового (Trifolium pratense) фиксированные в 50% спирте, багульника болотного (Ledum palustre), постоянные препараты поперечных срезов листьев ксерофитов.

Оборудование: микроскопы Биолам Р 10, лезвия, пипетки, предметные и покровные стекла, чашки Петри.

План лабораторной работы:

Задание I. Анатомическое строение листа мезофита.

Ход работы:

  1. Приготовить поперечный срез листа клевера лугового (Trifolium pratense).

  2. Рассмотреть под микроскопом особенности анатомической структуры. Обратить внимание на характерные для луговых мезофитов черты строения листа: слабо развитую кутикулу, некрупные клетки мезофилла, хорошо выраженные 1-2 слоя палисадного и рыхлый губчатый мезофилл, умеренное развитие проводящих и механических тканей.

  3. Зарисовать анатомическое строение листа при малом увеличении. Отметить на рисунке: кутикулу; нижнюю и верхнюю эпидерму; палисадный мезофилл; губчатый мезофилл; устьица.

Задание II. Строение эрикоидного листа психрофита.

Ход работы:

  1. Приготовить поперечный срез листа багульника болотного (Ledum palustre).

  2. Рассмотреть под микроскопом особенности анатомической структуры. Обратить внимание на характерные для эрикоидной формы сильно загнутые вниз края листа. Отметить признаки ксероморности: толстую кутикулу, плотную палисадную паренхиму светового типа, множество железистых трихом на нижней эпидерме, защищающих устьица от высыхания. Выделить признаки гигроморфного строения: крупные клетки, большие межклетники в губчатом мезофилле (которые никогда не выражены у ксерофитов).

  3. Зарисовать анатомическое строение листа багульника при малом увеличении. Отметить на рисунке: кутикулу; нижнюю и верхнюю эпидерму; палисадный мезофилл; губчатый мезофилл; устьица; трихомы (железистые и кроющие)

Задание № III. Анатомическое строение листа ксерофита.

Ход работы:

  1. Рассмотреть на поперечном срезе листа (при большом увеличении) и зарисовать покровные ткани опушенного листа ксерофита

  2. Рассмотреть и зарисовать поперечный срез листа ксерофита

  3. Рассмотреть и зарисовать поперечный срез листа ксерофильного злака. Отметить моторные клетки и мощное развитие механическрй ткани (в виде рельсовых «балок» вдоль листовой пластинки)

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Экологические группы растений по отношению к водному режиму : ксерофиты, мезофиты, гигрофиты.

2. Ксерофиты. Адаптации суккулентов и склерофитов к недостатку воды.

3. Мезофиты. Классификации мезофитов. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации мезофитов.

4. Психрофиты и криофиты. Классификация психрофитов. Ксероморфизм психрофитов.

5. Гигрофиты. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации гигрофитов.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Изучить адаптации различных экологических групп растений к разному уровню влажности среды.

  2. Подобрать виды сосудистых растений, относящихся к различным экологическим группам: эфемерам и эфемероидам; гигрофитам, ксерофитам, мезофитам, психрофитам и криофитам, гидрофитам. Выделить характерные признаки. Объяснить их принадлежность к той или иной группе. Оформить в виде таблицы.

Основная литература

  1. Двораковский М.С. Экология растений. М.: Высшая школа, 1983. 190 с.

  2. Горышина Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа, 1979. 180 с.

  3. Горышина Т.К. Практикум по экологии растений. С.-П.: СПбГУ,1992. 138 с.

  4. Культиасов И.М. Экология растений. М.: МГУ, 1982. 381 c.

  5. Лархер В. Экология растений. М.: Мир, 1978.180 с.

  6. Михайловская Н.С. Строение растений в связи с условиями их жизни. М.: Просвещение, 1979. 103 с.

Дополнительная литература

  1. Борисовская Г.М., Евпятьева М.Г. Изменчивость анатомо-морфологических признаков листа багульника (Ledum palustre L.) в различных популяциях тундры и бореальной зоны // Вестник ЛГУ. 1991. Сер. 3., Вып. 2. С. 32–38

  2. Борисовская Г.М., Хитун О.В. О некоторых чертах структурной адаптации бореальных растений к условиям Арктики // Вестник ЛГУ. 1993. Сер. 3. Вып. 1. С. 15–22



Лабораторная работа 7. Особенности строения водных растений.

Строение листьев гидрофитов.

Материалы: живые водные растения : рдест пронзеннолистный (Potamogeton perfoliatus), сальвиния плавающая (Salvinia natans); гербарии растений гидрофитов с надводными и подводными листьями, временные препараты поперечных срезов листьев

Оборудование: микроскопы Биолам Р 10, лезвия, пипетки, предметные и покровные стекла, чашки Петри.

План работы:

Задание I. Анатомическое строение листа погруженного гидрофита.

Ход работы:

1. Приготовить поперечный срез листа рдеста пронзеннолистного (Potamogeton perfoliatus). Рассмотреть под микроскопом при малом и большом увеличениях особенности анатомической структуры. Обратить внимание на характерные для листьев погруженных гидрофитов черты строения листа: отсутствие кутикулы, недифференцированный на палисадный и губчатый мезофилл, слабо развитые проводящие ткани, отсутствие устьиц и механические тканей.

2. Зарисовать анатомическое строение листа при малом увеличении. Отметить на рисунке: нижнюю и верхнюю эпидерму; мезофилл.

Задание II. Строение листа плавающего гидрофита.

1. Приготовить поперечный срез листа сальвинии плавающей (Salvinia natans)

2. Рассмотреть под микроскопом особенности анатомической структуры. Обратить внимание на характерные для листьев плавающих гидрофитов черты строения листа: хорошо развитую кутикулу, расположение устьиц на верхней поверхности листа, хорошо развитую аэренхиму.

3. Зарисовать анатомическое строение листа при малом увеличении. Отметить на рисунке: нижнюю и верхнюю эпидерму; аэренхимную хлорофиллоносную паренхиму, устьица.

Задание III. Строение надводного и плавающего листьев гетерофилльного гидрофита.

1. Рассмотреть и зарисовать по гербарию воздушные и подводные листья стрелолиста

(Sagittaria sagittifolia).

2. Рассмотреть и зарисовать поперечные срезы подводного и плавающего листьев кубышки (Nuphar lutea). Дать сравнительную характеристику их строения.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Морфологические особенности погруженных, полупогруженных, гетерофилльных гидрофитов.

  2. Особенности анатомической структуры листьев погруженных гидрофитов

  3. Особенности анатомической структуры листа плавающего гидрофита

  4. Особенности анатомической структуры листа гетерофилльного гидрофита

Задания для самостоятельной работы:

  1. Изучить адаптации гидрофитов к жизни в водной среде.

  2. Подобрать виды сосудистых растений, относящихся к различным группам гидрофитов: погруженные гидрофиты (гидатофиты), плавающие гидрофиты,растения с плавающими и подводными листьями, растения-гелофиты. Выделить характерные признаки. Объяснить их принадлежность к той или иной группе. Оформить в виде таблицы.

Основная литература

  1. Двораковский М.С. Экология растений. М.: Высшая школа, 1983. 190 с.

  2. Горышина Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа, 1979. 180 с.

  3. Горышина Т.К. Практикум по экологии растений. С.-П.: СПбГУ,1992. 138 с.

  4. Культиасов И.М. Экология растений. М.: МГУ, 1982. 381 c.

Дополнительная литература

  1. Кокин К.А. Экология высших водных растений. М., 1982. 170с.

  2. Лукина Л.Ф., Смирнова Н.Н. Физиология высших водных растений. Киев: Наукова думка,1988. 185 с.



Семинар 8. Почва. Абиотические и биотические факторы почвы. Экологические группы растений по отношению к кислотности, плодородию, минеральному составу почв.

План семинара.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Абиотические факторы почвы. Механический состав, органические вещества, температурный и водный режим почвы.

  2. Кислотность почвы. Экологические группы растений по отношению к кислотности почвы: ацидофилы,нейтрофилы, базифилы.

  3. Важнейшие макро- и микроэлементы почвы. Экологические группы растений в зависимости от богатства почв: эвтрофы, олиготрофы, мезотрофы. Нитрофилы и нитрофобы. Кальциефилы и кальциефобы.

  4. Засоленность почв. Галофиты и гликофиты.

  5. Биотические факторы почвы. Микробиота, мезобиота, макробиота.

  6. Микробиота. Функции почвенных бактерий, грибов и водорослей в процессах почвообразования.

Задания для самостоятельной работы:

Изучить особенности развития ацидофилов, нейтрофилов и базифилов на кислых и щелочных почвах. Оформить в виде графиков «Зависимость роста растения от ph почвы.»

Основная литература

  1. Богданец Т.П., Василевская Н.В., Коммандер Я., Шевченко А.В. Экология Мур манской области с основами общей биологии. Мурманск: Милори,1998.188 с.

  2. Колешко О.И. Экология микроорганизмов почвы. Лабораторный практикум. Минск, 1981, 130 с.

  3. Никонов В.В., Переверзев В.Н. Почвообразование в Кольской Субарктике. Л.: Наука, Лен. отд., 1989. 167 с.

  4. Одум Ю.Основы экологии. М.:Мир, 1975. 740 с.


Дополнительная литература

    1. Биологическая продуктивность и почвообразование в лесных и тундровых фитоценозах. Апатиты, 1993. 117 с.

    2. Мишустин Е.Н., Емцев В.Г. Микроорганизмы почв разных типов // Микробиология. М.: Агропромиздат, 1987. С.120-143
    3. Почвенно-ботанические исследования в Кольской Субарктике. Апатиты: КНЦ РАН, 1986. 111 с.

Лабораторная работа 9. Влияние почвенных условий: псаммофиты и галофиты


Материалы: препараты корней растений-псаммофитов с корневыми «чехликами», постоянные препараты поперечных срезов листьев псаммофитов: песчаной акации

(Ammodenoron connoelui), колосняка гигантского и галофита солероса европейского (Salicornia europaea)

Оборудование: микроскопы Биолам Р 10, предметные и покровные стекла, чашки Петри.

План лабораторной работы

Задание I. Корневая система злака псаммофита

Ход работы: 1. Рассмотретьи зарисовать (по гербарию) корни псаммофильного злака. Обозначить живую часть корня и песчаный «чехлик» на ней.

Задание II. Строение листа псаммофита.

Ход работы: 1. Рассмотреть и зарисовать поперечный срез лиcта песчаной акации

(Ammodenoron connoelui). Отметить основные отличия от строения листьев мезофитов.

2. Рассмотреть и зарисовать поперечный срез колосняка гигантского. Обозначить механические ткани и моторные клетки.

Задание III. Строение надземных органов галофитов.

Ход работы: 1. Рассмотреть и зарисовать общий вид солероса европейского, его отдельные членики и поперечный срез членика.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Растения-псаммофиты.

  2. Морфолого-анатомические особенности растений-псаммофитов

  3. Литофиты.

  4. Галофиты. Особенности морфоструктуры.

  5. Анатомические особенности галофитов.

Задания для самостоятельной работы.

Изучить особенности развития псаммофитов, литофитов, галофитов и гликофитов. Найти по литературе виды сосудистых растений, относящихся к данным экологическим группам. Выделить характерные признаки. Объяснить их принадлежность к той или иной группе. Оформить в виде таблицы.

Основная литература

  1. Двораковский М.С. Экология растений. М.: Высшая школа, 1983. 190 с.

  2. Горышина Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа, 1979. 180 с.

  3. Горышина Т.К. Практикум по экологии растений. С.-П.: СПбГУ,1992. 138 с.

  4. Зитте П., Вайлер Э.В., Кадерайт И.В., Брезински А., Кернер К. Ботаника. Т. 4. Экология. М.: Академия, 2007. 248 с.

Дополнительная литература

Культиасов И.М. Экология растений. М.: МГУ, 1982. 381 c.

Лабораторная работа 10. Биотические связи растений в биоценозах.

Материалы: Гербарии, слайды энтомофильных растений, препараты пыльцы энтомофильных растений, коллекции плодов и семян, влажные препараты плодов, гербарии растений-паразитов и полупаразитов.

Оборудование: ручные лупы

План лабораторной работы.

Задание I. Строение энтомофильных цветков покрытосеменных растений.

Ход работы: 1. Рассмотреть особенности строения цветков энтомофильных растений.

Задание II. Строение плодов и семян зоохорных растений.

Ход работы:

1. Рассмотреть и зарисовать особенности строения зоохорных семян (череды, гравилата и т.д.)

2. Рассмотреть и зарисовать особенности строения зоохорных плодов (лопуха большого, липучки и т.д.)

Задание III. Строение листьев и воздушных корней растения-эпифита

Ход работы: 1. Зарисовать особенности строения листа и корня эпифита.

Задание IV. Внешний вид и строение растения паразита.

Ход работы: 1. Зарисовать внешний вид паразитического растения.

2. Рассмотреть особенности строения анатомической стуктуры листьев растений-паразитов.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятия «биоценоз», « биогеоценоз», «экосистема».

  2. Биотические связи организмов в биоценозах. Типы биотических отношений у растений: конкуренция, паразитизм, комменсализм, мутуализм, аллелопатия.

  3. Биотические взаимоотношения между растениями. Контактные, трансабиотические, трансбиотические

  4. Взаимоотношения между растениями и их консортами: с прокариотами, грибами, сосудистыми растениями, животными.


Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить типы биотических отношений у растений: конкуренция, паразитизм, комменсализм, мутуализм, аллелопатия. Найти по литературе примеры, иллюстрирующие данные типы.

2. Составить список растений определенного сообщества и проанализировать способы их опыления в связи с экологическими условиями.

3. Составить список определенного растительного сообщества и проанализировать способы расселения растений.

Основная литература

1. Двораковский М.С. Экология растений М.: Высш.шк., 1983. 190 с.

2. Культиасов И.М. Экология растений. М.: МГУ, 1982. 378 с.

3. Работнов Т.А. Фитоценология. М.: МГУ, 1983. 291 с.

4. Радкевич В.А. Экология . Минск: Вышэйшая школа, 1998

5. Шилов И.А. Экология. М.: Высш.шк., 1997.-511 с.

Дополнительная литература

1. Злобин Ю.А. Мутуализм и комменсализм у растений.// Бюлл. МОИП. Отд.биол. 1994. Т.99. Вып.1. С.57-63

2. Работнов Т.А. Экспериментальное изучение корневой конкуренции растений в природных фитоценозах.// Бюлл.МОИП..Отд.Биол.1996.Т.101. Вып.4. С.55-58

3. Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. М.: Просвещение, 1978.

4. Титов Ю.В. Эффект группы у растений. Л.,1978

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)...
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол №
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика...
Администрация и профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации заключили настоящее соглашение о том, что в течение 20 г администрация...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика...
Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)...
Кроме того, в инженерном режиме появляются также возможности определения порядка вычислений при помощи скобок, осуществления побитовых...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconЛитература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и...
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб)
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Тематика...
Целью настоящего курса является рассмотрение явлений и процессов современной мировой политики. Очевидно, что неотъемлемой его частью...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconУчебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) Юриспруденция Красноярск 2006
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета очно-заочной и заочной форм обучения. Наряду с темами...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconФакультет Права Программа дисциплины
«Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconПланы семинарских и практических занятий методические рекомендации
Целесообразно готовиться к семинарским и практическим занятиям за 1-2 недели до их начала: на основе изучения рекомендованной литературы...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические указания по организации самостоятельной работы студентов...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconПланы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,...
Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconН. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины
Планы семинарских занятий по Методике преподавания истории являются составной частью программы по данному курсу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск