Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме





Скачать 110.23 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме
Дата публикации26.06.2013
Размер110.23 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Биология > Методические рекомендации
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
Тема 1: Общие представления о структурно-функциональные основах адаптогенеза

План: Адаптации живых систем являются результатом несоответствия их морфофизиологического статуса условиям окружающей среды. Данная ситуация возникает либо при изменении свойств самого организма (напр., в результате мутаций), либо при изменении внешних условий. Разновидность последнего – обитание на границе ареала. «Общим знаменателем» существующего разнообразия адаптивных эффектов являются неспецифические механизмы адаптаций.

Cтруктурные и функциональные основы этих реакций. Связь появления биологических систем с формированием пограничной гидрофобной среды. Липидно-белковые конгломераты как ее основа. Неизменность общего плана строения мембран на всех этапах эволюции биосистем: мембраны как структурная основа неспецифических реакций. Свободнорадикальное окисление как наиболее древний тип биологического окисления и как их функциональная основа.

Развитие симбионтных отношений между прокариотами как основа эволюции эукариотов. Проблема поддержания целостности как результат многоклеточности. Два направления эволюции: нервная и гуморальная системы. Электрическая активность. Активное и пассивное направления адаптации: возрастание и уменьшение целостности. Рост и покой как наиболее древние функции живых систем. Старение – как результат появления многоклеточных организмов.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Проблема неспецифических реакций стресса и адаптаций – структура и функция.

  2. Целостность как основа адаптаций активного типа.

  3. Симбионтные отношения с точки зрения вариаций целостности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Найти примеры вариаций целостности растительных организмов в экстремальных условиях.

  2. Провести сравнительный анализ различных типов жизненных форм растений с позиций адаптогенеза в экстремальных условиях.

  3. Подготовить данные по различиям в старении биологических систем различного эволюционного уровня.

Литература

МАРГЕЛИС Л. Роль симбиоза в эволюции клетки. М., Мир,1983, 351 с.

ЗАУРАЛОВ О.А. Два типа устойчивости растений // В кн.: Проблемы и пути повышения устойчивости растений к болезням и экстремальным условиям среды в связи с задачами селекции, ч.1, Л., изд.ВИР, 1981, с.9-11.
Тема 2: Эволюционные аспекты цитологии. Физиология и биохимия мембран

План: Проблема поддержания целостности организмов в процессе адаптации. Происхождение митохондрий, ресничек и фотосинтезирующих пластид по симбиотической теории эволюции клеток. Основы строения и функционирования различных органоидов клетки, как продуктов последующей эволюционной трансформации содержащих и не содержащих электронтранспортные цепи симбионтов.

Амфипатическое строение липидов как основа их пространственной ориентации в воде и гидрофильных средах и способности к формированию в этих средах парцеллярных и слоистых структур. Структура белков, пигментов и других компонентов биологических мембран с этой же точки зрения. Основы биохимии и физиологии этих соединений.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Сравнительная характеристика ундулиподий и ресничек бактерий.

  2. Системы электронного транспорта митохондрий и хлоропластов.

  3. Что объединяет различные модели биологических мембран?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Половое размножение и симбиоз в эволюционном плане.

  2. Функции роста, старения и покоя в жизненных циклах примитивных растений.

  3. Неординарные функции белков.

Литература

БЕРГЕЛЬСОН Л.Д. Мембраны, молекулы, клетки. М.: Наука, 1982, 183 с.

ЛЕНИНДЖЕР А. Биохимия. М.: Мир, 1974, 957 с.

МАРГЕЛИС Л. Роль симбиоза в эволюции клетки. М., Мир,1983, 351 с.
Тема 3: Свободнорадикальное окисление, «кислородный стресс» и регуляторные функции СРО

План: Понятие о свободных радикалах в химии и биологии. Одно- и двухэлектронный транспорт в эволюционном плане. СРО как наиболее древний и универсальный тип биологического окисления.

Основные представления о биохимии СРО: зарождение цепи, формирование конъюгированных диенов, образование гидроперекисей, распад алифатических цепей, формирование стабильных продуктов. Малоновый диальдегид (МДА), летучие С69 альдегиды, этилен, предельные углеводороды. Продукты дальнейших превращений МДА: липофусциновые пигменты. Биологически активные продукты СРО: простагландины, жасмоновая кислота, ксантоксины, абсцизовая кислота. Низкомолекулярные антирадикальные соединения и антиоксиданты. Ферментативные системы ингибирования СРО: СОД. Прооксиданты и липоксигеназы. Радикалы и другие активные формы кислорода. Цикл и реакция Хабера-Вейсса.

Эволюционное значение антирадикальных и антиоксидантных систем. «Кислородный стресс» как способ реализации действия различных неблагоприятных факторов внешней среды.

Физиологические функции СРО. Липоксигеназы (ЛОГ) у растений. Синтез гормональных соединений. Детоксикация экзогенных ядов. Участие в иммунном ответе иммунном ответе растений, СВЧ-реакция. Участие в регуляции митотического цикла клетки.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Проблема взаимоотношений прооксидантных и антиоксидантных систем с эволюционной точки зрения.

  2. Относительность разделения физиологических функций СРО на отрицательные и положительные.

  3. Регуляторные функции СРО.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Основные методы изучения процессов СРО.

  2. История изучения СРО: от лучевой болезни к неспецифическим реакциям стресса.

  3. СРО и структура мембран.

Литература

ВЛАДИМИРОВ Ю.А., АРЧАКОВ А.И. Перекисное окисление липидов в биологических мембранах. М.: Наука, 1972, 273 с.

КАНУГО М. Биохимия старения. М., Мир, 1982, 294 с.

БУРЛАКОВА Е.Б.,АРХИПОВА Г.В., ГОЛОЩАПОВ Л.Н., МОЛОЧКИНА Е.М., ХОХЛОВ А.П. Мембранные липиды как переносчики информации// В кн.: Биоантиокислители в регуляции метаболизма в норме и патологии. М.: Наука, 1982а, с.74-83.

ВОЛКОВ В.И., ПОЛЕЖАЕВ А.А., ЧЕРНАВСКИЙ Д.С. Роль структурных свойств плазматической мембраны и процессов свободнорадикального окисления липидов в регуляции деления клеток // В кн.: Биоантиокислители в регуляции метаболизма в норме и патологии. Под ред. А.И.Журавлева. М., Наука, 1982, с.223-235.

МЕРЗЛЯК М.Н. Активированный кислород и окислительные процессы в мембранах растительной клетки // Итоги науки и техники, сер.Физиол.раст. Под ред. И.И.Иванова. М., ВИНИТИ, 1989, 404 с.

МЕРЗЛЯК М.Н., ЖИРОВ В.К. Свободнорадикальное окисление в хлоропластах при старении растений // Актуальные проблемы биофизики растительной клетки. Итоги науки и техники, сер. биофизика, т.40, М., ВИНИТИ, 1990, с.101-135.

МЕРЗЛЯК М.Н., СОБОЛЕВ А.С. Роль супероксидных анион-радикалов и синглетного кислорода в патологии мембран. Молекулярная патология клеточных структур. Итоги науки и техники, сер. биофизика, т. 5, М., Наука, 1975, с.118-165.

ПЕТРОВСКАЯ-БАРАНОВА Т.П. Физиология адаптации и интродукции растений. М.: Наука, 1983, 151 с.

ПРАЙОР У. Роль свободнорадикальных реакций в биологических системах // В кн.: Свободные радикалы в биологии, т.1. Под ред. У.Прайора. М., Мир, 1979, с. 13-67.

ФРИДОВИЧ И. Радикалы кислорода, пероксид водорода и токсичность кислорода//В кн.:Свободные радикалы в биологии, т.1, М.: Мир,1979, с.272-314.

FIRN R.D., FRIEND J. Enzymatic production of the plant grows inhibitor, xanthoxin. - Planta, 1972, 103(2), p.263-266.

GALLIARD T., CHAN H.W.-S. Lipoxigenases. - Biochemistry of Plants, v.4. Lipids: Structure and Function. P.K.Stympf.ed. - N.Y. - London-Toronto-Sydney-San Francisco: Acad.Press, 1980, p.131-161.

HALLIWELL B. Oxigen-free-radicals in living systems: dangerous but useful. In: Strategies of microbial life in extrem environments. - Life Sciences Research Report 13, Berlin, Verlag Chemie, 1979, p.195-221.

ZHIROV V.K., MERZLYAK M.N. Cultivation of pea plants (Pisum sativum L.) at low temperature decreases lipid peroxidation induced by freezing-thawing.- Plant Sci. Lett., 1983, v.30, N 2, p.185-191.
Тема 4: Теория циклического старения и омоложения растений Н.П.Кренке и понятие «физиологического возраста»

План: Теория Н.П.Кренке - фундаментальный вклад в развитие представлений об адаптогенезе растений. Старение как универсальная функция, модифицирующая растительный организм во времени и в изменяющихся условиях внешней среды. Понятие о возрастности или физиологическом возрасте. Несовпадение шкал физиологического и календарного возрастов. Циклический принцип временной изменчивости возраст-зависимых параметров и формулировка альтернативы старения и деления. Универсальный характер теории применительно к различным уровням организации организма растений.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Применимость теории Н.П.Кренке для субклеточного уровня организации.

  2. Представления о специфичности биологического времени по теории Н.П.Кренке.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Привести примеры циклического характера возрастной изменчивости для животных объектов.

  2. Есть ли старение у одноклеточных организмов?

Литература

КРЕНКЕ Н.П. Теория циклического старения и омоложения растений и ее практическое применение. М., Сельхозгиз, 1940, 136 с.

ЧЕРНОВ Г.Н. Кренке и его теория старения и омоложения. М., Изд-во АН СССР, 1963, 117 с.
Тема 5: Концепция Х.Лихтенталлера. «Световые» и «темновые» хлоропласты

План: Особенности строения тилакоидов стромы и гран. Различия в биохимическом составе, компонентах электрон-транспортной цепи. Светособирающие комплексы. Механизм «слипания» и расстыковки тилакоидов. Специфика мембран стромальных и гранальных тилакоидов в плане функционирования фотосинтетического аппарата и его защиты от фотоокислительных повреждений. «Теневые» и «световые» хлоропласты. Расширенный функциональный смысл механизма HL-LL переходов применительно к адаптациям к неблагоприятным условиям существования.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Особенности структуры светособирающего комплекса П.

  2. Физиологическое значение существование двух типов ультраструктуры хлоропластов.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Возрастная изменчивость ультраструктуры пластид.

  2. Вклад Х.Лихтенталлера в синтетическую теорию адаптогенеза растений.

Литература

LICHTHENTHALLER H.K. Effects of biocides on development of pho-tosynthetic apparatus of radish seedlings grown under strong and weak light conditions. - Z.Naturforch., 1979, v.34c, N 9, p.936-940.

LICHTHENTHALLER H.K. Adaptation of leaves and chloroplasts to high quanta fluence rates. - Photosynthesis VII. Photosynthesis and Productivity, Photosynthesis and Environmemt (Ed Akoyunoglou G.), 1981, Balaban Int., Sci.Services.Philadelphia,Pa, p.273-287.

LICHTHENTHALLER H.K. Plastoglobuli und Lipochinongehalt der Chloroplasten von Corcus peruviamus (L.) Mill. - Planta, 1969, v.87, N 3, p.304-310.

LICHTHENTHALLER H.K. Plastoglobulas and fine structure of plastides. - Endesvour., 1968, v.27, N 2, p.144-149.

LICHTHENTHALLER H.K. Die Lokalisation der Plastidenchinon und der Chromoplasten der petalen von Sarothamnus scoparius (L.) Wimn ex Koch. - Planta, 1970, v.90, N 1, p.142-152.

LICHTHENTHALLER H.K., PRENZEL U., KUHN G. Carotenoid compo­sition of chlorophyll-carotenoid-proteins from radish chloroplasts. - Z.Naturforsch., 1982c, v.37c, N 1, p.10-12.

LICHTHENTHALLER H.K., KUHN G., PRENZEL U., MEIER D. Chlo­rophyll-protein levels and degree of thylakoid stacking in radish chlo-roplasts from high-light, low-light and bentazone-treated plants. -Physiol.Plant., 1982b, v.56, N 2, p.183-188.

LICHTHENTHALLER H.K., KUHN G., PRENZEL U. et al. Adaptation of chloroplast-ultrastructure and of chlorophyll-protein levels to high-light and low-light growth conditions. - Z.Naturforsch., 1982a, v.37c, N 4, p.464-475.

LICHTHENTHALLER H.K., WEINERT H. Die Bieziehunger zwischen Lipochinons synthese und Plastoglobulibildund in Chloroplasten von Ficus elastica Roxb. - Z.fur Naturflorsch., 1970, v.25b, N 6, p.619-623.
Тема 6: Концепция О.А.Зауралова о двух стратегиях адаптации

План: Данная концепция, основные позиции которой были сформулированы в 1981 г., является существенным шагом на пути к синтетической теории адаптации. Классификация всего разнообразия адаптивных эффектов на активную (связанную с активацией процессов роста и жизнедеятельности в целом) и пассивную адаптации, вполне согласуется с обсуждавшимися ранее основными направлениями функциональной активности живых организмов (бинарная оппозиция рост-покой) и служит связующим звеном между вышеуказанными концепциями.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Возрастные зависимости выбора между активной и пассивной адаптациями.

  2. Эволюционная роль различных стратегий.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Привести примеры преимуществ каждой из стратегий в конкретных экстремальных условиях (климатических, антропогенных).

2) Проанализировать черты сходства и различий в состоянии покоя у различных растений и анабиоза животных.

Литература

ЖИРОВ В.К., РУДЕНКО С.М., ЖИБОЕДОВ П.М. Покой и зимостойкость растений на Крайнем Севере. Апатиты, изд. Кольского научного центра АН СССР, 1989, 111 с.

ЗАУРАЛОВ О.А. Два типа устойчивости растений // В кн.: Проблемы и пути повышения устойчивости растений к болезням и экстремальным условиям среды в связи с задачами селекции, ч.1, Л., изд.ВИР, 1981, с.9-11.

ПЕТРОВСКАЯ-БАРАНОВА Т.П. Физиология адаптации и интродукции растений. М.: Наука, 1983, 151 с.
Тема 7: Концепция В.В.Полевого о катаболических путях синтеза фитогормонов

План: Наряду с общеизвестными путями синтеза гормональных соединений анаболическими путями, т.е. на основе конденсации простых органических соединений, существуют менее известные катаболические пути, в основе которых лежит окислительная (при участии СРО) деструкция основных биологических соединений – белков, липидов, пигментов, нуклеиновых кислот. Эти пути эволюционно более древние, и в процессе биохимической эволюции были вытеснены анаболическими, однако признаки их существования до сих пор можно обнаружить в экстремальных условиях.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Анаболизм и катаболизм и два взгляда на биохимическую эволюцию.

  2. СРО-зависимый механизм регуляции уровня АБК у растений.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать различные пути катаболического синтеза растительных гормонов.

  2. Выяснить различия между формированием ингибирующих гормонов у растений и простагландинов у животных.

Литература

ГУДВИН Т., МЕРСЕР Э. Введение в биохимию растений. М., Мир, 1986, 312 с.

ДЕРФЛИНГ К. Гормоны растений.Системный подход. М., Мир, 1985, 304с.

ЛЕНИНДЖЕР А. Биохимия. М.: Мир, 1974, 957 с.

ПОЛЕВОЙ В.В. Фитогормоны. Л., изд. ЛГУ, 1982, 250 с.

FIRN R.D., FRIEND J. Enzymatic production of the plant grows inhibitor, xanthoxin. - Planta, 1972, 103(2), p.263-266.
Тема 8: Подходы к синтетической теории адаптаций

План: Основой этой части курса являются оригинальные данные, полученные в 1978-1996 гг. с целью создания единой системы представлений, включающей вышеупомянутые концепции универсальной роли СРО, циклического старения и омоложения растений, светозависимых модификаций ультраструктуры хлоропластов, и двух стратегий адаптации. В качестве основного теоретического подхода были использованы общие представления о неспецифических механизмах стресса и адаптаций Г.Селье, Т.П.Петровской-Барановой, Е.Б.Кириченко.

Поскольку северные регионы вообще, и Мурманская область в частности, отличаются уникальным набором естественных и антропогенных экстремальных факторов среды, Кольский полуостров послужил естественным полигоном для проведения этой работы. Основными ее разделами являются:

  1. доказательство универсальной роли СРО применительно к физиологическим эффектам экстремальных условий Мурманской области;

  2. выявление на этой основе специфического режима взаимоотношений между свободнорадикальным окислением и синтезом ненасыщенных липидов;

  3. доказательство его доминирования в разнообразных типах адаптивных реакций,

  4. доказательство его связи с возрастными модификациями;

  5. доказательство существования триггерного механизма синтеза-окисления абсцизовой кислоты и его связи с вышеуказанным механизмом синтеза-окисления липидов;

  6. доказательство возрастного характера изменчивости ультраструктуры хлоропластов;

  7. доказательство связи открытых механизмов с вариациями ультраструктуры хлоропластов.

Таким образом, были установлены биохимические и ультраструктурные основы физиологического возраста для растений, что является современной базой подтверждения и развития идей Н.П.Кренке. Главным выводом концепции является зависимость выбора между активной и пассивной стратегиями адаптации от возрастного состояния организма, и предложена типичная форма этой зависимости, соответствующая циклам, описанным Н.П.Кренке.

В качестве возможных направлений дальнейшего развития концепции прилагаются результаты двух дополнительных исследований, затрагивающие вопросы о дифференциации по физиологическому возрасту различных органов растений и различных членов микропопуляций.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Биохимия различий активного и пассивного адаптивных путей.

  2. Изменения типичных возрастных зависимостей характера адаптивного ответа растений при наложении стрессовых факторов.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подобрать примеры различий в адаптивных реакциях у растений различного физиологического возраста.

  2. Проанализировать особенности вариаций ультраструктуры хлоропластов у растений с возрастной точки зрения.

Литература

ЖИБОЕДОВ П.М., ЖИРОВ В.К., РУДЕНКО С.М. Белковый состав и мембранные липиды интродуцированных растений в Заполярье. Апатиты, изд.Кольского филиала АН СССР, 1987, 114 с.

ЖИРОВ В.К., РУДЕНКО С.М., ЖИБОЕДОВ П.М. Покой и зимостойкость растений на Крайнем Севере. Апатиты, изд. Кольского научного центра АН СССР, 1989, 111 с.

ЖИРОВ В.К., КУЗЬМИН А.В. РУДЕНКО С.М., и др. Адаптации и возрастная изменчивость растений на Севере.( в 2 томах). Апатиты, изд. Кольского научного центра РАН, 2001, 342 с.

ЖИРОВ В.К. Возрастные модификации растений в связи с адаптациями и стрессом. Апатиты, изд. Кольского научного центра АН СССР, 1991, 105 с.

МЕРЗЛЯК М.Н. Активированный кислород и окислительные процессы в мембранах растительной клетки // Итоги науки и техники, сер. Физиол. раст. Под ред. И.И.Иванова. М., ВИНИТИ, 1989, 404 с.

МЕРЗЛЯК М.Н., ЖИРОВ В.К. Свободнорадикальное окисление в хлоропластах при старении растений // Актуальные проблемы биофизики растительной клетки. Итоги науки и техники, сер. биофизика, т.40, М., ВИНИТИ, 1990, с.101-135.

ZHIROV V.K., MERZLYAK M.N. Cultivation of pea plants (Pisum sativum L.) at low temperature decreases lipid peroxidation induced by freezing-thawing.- Plant Sci. Lett., 1983, v.30, N 2, p.185-191.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)...
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол №
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика...
Обучающая: проверить знания основных формул кинематики и учение их применять в новых условиях, обучение решению задач
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика...
Администрация и профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации заключили настоящее соглашение о том, что в течение 20 г администрация...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика...
Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)...
Кроме того, в инженерном режиме появляются также возможности определения порядка вычислений при помощи скобок, осуществления побитовых...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconЛитература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и...
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб)
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Тематика...
Целью настоящего курса является рассмотрение явлений и процессов современной мировой политики. Очевидно, что неотъемлемой его частью...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconУчебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) Юриспруденция Красноярск 2006
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета очно-заочной и заочной форм обучения. Наряду с темами...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconФакультет Права Программа дисциплины
«Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconПланы семинарских и практических занятий методические рекомендации
Целесообразно готовиться к семинарским и практическим занятиям за 1-2 недели до их начала: на основе изучения рекомендованной литературы...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические указания по организации самостоятельной работы студентов...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconПланы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,...
Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по предлагаемой схеме iconН. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины
Планы семинарских занятий по Методике преподавания истории являются составной частью программы по данному курсу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск