Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный государственный Университетфизической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург»
Кафедра профилактической медицины и основ здоровья
Института здоровья и спортивной медицины
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине:
«Микробиология, вирусология, иммунология» Основной образовательной программы
направления подготовки
060500 «Сестринское дело»
Квалификация (степень)
«бакалавр» очная форма обучения
Рассмотрен и утвержден
на заседании кафедры
«11» января 2012 г., протокол №6
Зав. кафедрой д.м.н., проф. Р.Б. Цаллагова Рекомендован решением Методического совета
« » ____________ 2012 г., протокол №
Председатель ________ Е.Ф. Орехов Автор-разработчик
доцент к.б.н. А.М. Сокурова
Санкт-Петербург 2012
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный государственный Университет
физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург»
Кафедра профилактической медицины и основ здоровья
Института здоровья и спортивной медицины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Микробиология, вирусология, иммунология» Основной образовательной программы
направления подготовки
060500 «Сестринское дело»
Квалификация (степень)
«бакалавр» Форма обучения очная
Санкт-Петербург 2012
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
микробиология, вирусология и иммунология
1 курс II семестр (на 20 /20 учебный год)
Базовый модуль
| № за-нятия
| Посе-
щае-
мость
/балл
| Содержание занятий и виды контроля
| Кол-во баллов
min/
max
| Накопи-тельная «стои-мость»/
балл
| Кол-во часов самостоя-тельной работы на подготов-ку к видам контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| Второй семестр
|
| 1
|
| Лекция 1. Цели и задачи микробиологии, вирусологии, иммунологии в их историческом развитии.
| -
| -
|
| 2
| 1
| Практическое занятие 1. Организация, устройство, оснащение, правила работы в бактериологической лаборатории. | -
| 1,0
| 1
| 3
| 1
| Практическое занятие 2. Микроскопические методы исследования микроорганизмов. Устройство микроскопа, правила работы с микроскопом. Виды микроскопии. Методы приготовления препаратов для микроскопии.
| -
| 2,0
|
| 4
| 1
| Практическое занятие 3. Простые и сложные методы окраски, сущность и цели применения различных методов окраски.
| -
| 3,0
|
| 5
|
| Лекция 2. Принципы систематики бактерий. Морфология, структура и химический состав бактериальных клеток (включая спирохет, риккетсий, хламидий и микоплазм). Физиология и биохимия бактерий. Основы генетики бактерий.
| -
| 3,0
| 1
| 6
|
| 1-й текущий контроль: контрольная работа по темам: «Организация, устройство, оснащение, правила работы в бактериологической лаборатории», «Морфология, структура и химический состав бактериальных клеток»- тест.
Практическое занятие 4. Питательные среды. Принципы культивирования микроорганизмов. Классификация, состав, методика приготовления и стерилизации питательных сред. Способы создания анаэробных условий.
| 2/5
| 8,0
| 1
| 7
| 1
| Практическое занятие 5. Выделение чистых культур. Понятия вид, штамм, серовар бактерий. Схема метода.
| -
| 9,0
|
| 8
|
| 2-й текущий контроль: контрольная работа по теме: «Питательные среды. Принципы культивирования микроорганизмов. Выделение чистых культур»- тест.
Практическое занятие 6. Дезинфекция и стерилизация. Понятие об асептике и антисептике. Физические и химические методы стерилизации. Режимы стерилизации. Контроль стерилизации. Средства для дезинфекции, применяемые в ЛПУ.
| 2/5
| 14,0
|
| 9
|
| Лекция 3. Микробиологические и молекулярно-биологические основы химиотерапии. Механизмы лекарственной устойчивости бактерий. Экология микроорганизмов. Микрофлора организма человека. Дисбактериоз. | -
| 14,0
| 1
| 10
|
| 3-й текущий контроль: Коллоквиум по теме: «Дезинфекция и стерилизация»- опрос
Практическое занятие 7. Методы определения антибиотикорезистентности микроорганизмов. Антибиотики, их классификация. Диско-дифузионный метод, понятие о методе серийных разведений и Е-тесте. | 2/10
| 24,0
|
| 11
|
| Лекция 4.Учение об инфекции. Характеристики инфекционного процесса. Патогенность и токсичность бактерий. Инфекционность вирусов. Генетический контроль факторов патогенности и токсичности. Формы инфекции и их характеристика. | -
| 24,0
| 2
| 12
|
| Лекция 5. Иммунная система: особенности функционирования. Формы антивидового иммунитета. Факторы неспецифической и специфической резистентности организма человека. | -
| 24,0
| 1
| 13
|
| I рубежный контроль по теме «Общая микробиология» - тест
Практическое занятие 8. Общая характеристика антигенов. Антигены бактерий и вирусов. Антигены организма человека. Антитела и их строение, классы антител, афинность, авидность.
| 2/10
| 34,0
| 1
| 14
| 2
| Практическое занятие 9. Общая характеристика реакции антиген-антитело: механизмы, прикладное значение. Серологические реакции (РА, РНГА, РСК, РП, РИФ, ИФА). Парные сыворотки, титр антител, диагностический титр.
| -
| 36,0
| 2
| 15
|
| Лекция 6. Аллергические реакции (реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типов, их значение в диагностике инфекционных заболеваний). Иммунопрофилактика и иммунотерапия. Вакцины и сыворотки.
| -
| 36,0
|
| 16
|
| 4-й текущий контроль: коллоквиум по теме: «Учение об иммунологии»
Практическое занятие 10. Аллергические реакции. Иммунопрофилактика и иммунотерапия. Характеристика вакцин, которые входят в календарь обязательных профилактических прививок.
| 1/5
| 41,0
| 1
| 17
|
| Лекция 7.Возбудители гнойно-воспалительных заболеваний, кишечных инфекций, капельных инфекций, инфекций передающихся преимущественно половым путём, особо опасных инфекций, патогенные анаэробы. Характеристика возбудителя, пути передачи, выживаемость бактерий во внешней среде, устойчивость к действию дезинфектантов, специфическая и неспецифическая профилактика. Внутрибольничные инфекции.
| -
| 41,0
|
| 18
| 1
| Практическое занятие 11. Возбудители гнойно-воспалительных заболеваний, кишечных инфекций, капельных инфекций. Характеристика возбудителя, пути передачи, выживаемость бактерий во внешней среде, устойчивость к действию дезинфектантов, специфическая и неспецифическая профилактика.
| -
| 42,0
| 2
| 19
|
| Практическое занятие 12. Возбудители инфекций передающихся преимущественно половым путём, особо опасных инфекций, патогенные анаэробы. Внутрибольничные инфекции. Характеристика возбудителя, пути передачи, выживаемость бактерий во внешней среде, устойчивость к действию дезинфектантов, специфическая и неспецифическая профилактика.
5-й текущий контроль: конторольная работа по теме: «Частная медицинская бактериология»- тест
| 2/5
| 47,0
| 2
| 20
|
| Лекция 8. История открытия, строение, культивирование вирусов. Вклад российских учёных в развитие вирусологии. Особенности строения вирусов, типы вирусных геномов. Лабораторные модели для культивирования вирусов.
| -
| 47,0
|
| 21
| 1
| Практическое занятие 13. История открытия, строение, культивирование вирусов. Лабораторные животные, куриные эмбрионы, культуры клеток и тканей. Значение культур клеток и тканей для современной медицины.
| -
| 48,0
| 1
| 22
| 1
| Практическое занятие 14. Возбудители ОРВИ, клещевого энцефалита, онковирусы. Характеристика возбудителя, пути передачи, выживаемость во внешней среде, устойчивость к действию дезинфектантов, специфическая и неспецифическая профилактика.
| -
| 49,0
| 0,5
| 23
| 1
| Практическое занятие 15. Возбудители СПИДа, вирусных гепатитов. Характеристика возбудителя, пути передачи, выживаемость во внешней среде, устойчивость к действию дезинфектантов, специфическая и неспецифическая профилактика.
| -
| 50,0
| 0,5
| 24
|
| 6-й текущий контроль: контрольная работа по теме: «Вирусы. Частная медицинская вирусология»- тест
Практическое занятие 16. Амебиаз, малярия, лямблиоз, трихомониаз, токсоплазмоз. Характеристика возбудителя, пути передачи, выживаемость во внешней среде, устойчивость к действию дезинфектантов, специфическая и неспецифическая профилактика.
| 2/5
| 60,0
| 1
| 2 рубежный контроль (УМУ) - тестирование
| 5/10
| 28/70,0
|
| Промежуточный контроль (ЗАЧЕТ) может быть поставлен по сумме баллов за посещаемость и успеваемость по итогам текущих и рубежных контролей
| 22/30
| 100
| 6
| Итоговая сумма баллов за II семестр
| 50/100
| 100
|
| Дополнительный модуль (II семестр)
| № п/п
| Сроки проведения
| Виды деятельности
| Количество баллов
| 1
| По расписанию преподавателя
| Реферат на тему «История и становление микробиологии как науки. Микроскопические методы исследования микроорганизмов. Морфология, физиология, культивирование микроорганизмов»
| 10
| 2
| По расписанию преподавателя
| План-конспект темы: «Учение об инфекции» (собеседование по конспекту)
| 5
| 3
| По расписанию преподавателя
| План-конспект темы: «Иммунная система: особенности функционирования. Факторы неспецифической и специфической резистентности организма человека» (собеседование по конспекту)
| 5
| 4
| По расписанию преподавателя
| План-конспект темы: «Аллергические реакции. Иммунопрофилактика и иммунотерапия» (собеседование по конспекту)
| 5
| 5
| По расписанию преподавателя
| Реферат на тему «Вирусы- возбудители инфекционных заболеваний человека»
| 10
| 6
| По расписанию преподавателя
| План-конспект темы: «Частная медицинская бактериология» (собеседование по конспекту)
| 5
| 7
| По расписанию преподавателя
| Контрольная работа по теме «Частная медицинская бактериология» (тестирование)
| 5
| 8
| По расписанию преподавателя
| План-конспект темы: «Амебиаз, малярия, лямблиоз, трихомониаз, токсоплазмоз» (собеседование по конспекту)
| 5
| Итоговая сумма баллов
| 50
| |