Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология»





Скачать 247.81 Kb.
НазваниеПрограмма производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология»
Дата публикации04.11.2014
Размер247.81 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»
Биологический факультет

Кафедра ботаники и физиологии растений

Кафедра зоологии



«УТВЕРЖДАЮ»

Декан биологического факультета профессор

___________В.В. Ревин

«_____»_________2008 г.



Программа производственной практики



Специальность

020201.65 «Биология»

Форма обучения

очная
г. Саранск

2008 г.
1. Цели производственной практики

Общей целью практики является углубление и закрепление знаний, полученных при изучении общих и специальных курсов, применение этих знаний на практике и выработка у студентов практических навыков самостоятельной работы в полевых и лабораторных условиях.

2. Задачи производственной практики.

В зависимости от места производственной практики задачами, решаемыми в ходе практики, являются сле­дующие:

  • закрепление теоретических знаний по биологии и экологии на базе про­фильных предприятий;

  • развитие профессиональных качеств будущего специалиста, отвечающих требованиям современного производства;

  • приобщение к производственной деятельности, формирование профес­сиональных умений и навыков на рабочих местах (лаборатории и предпри­ятия);

  • приобретение навыков самостоятельного ведения производственной работы: изучение различных групп животных в естественных условиях, планирования и постановки опытов в полевых и лаборатор­ных условиях, владения методикой статисти­ческой обработки полученных данных;

  • овладение методами исследования различных групп беспозвоночных и позвоночных животных: гидробиологическими, энтомологическими, ихтиологическими, орнитологическими, физиологическими;

  • знакомство с научными и производственными центрами на территории Республики Мордовия и России;

  • выполнение функций лаборанта, препаратора и т. п.;

  • организация работы с учащимися в зоологических кружках (на базе стан­ции юннатов, центров детского творчества, школ и т. д.);

  • знакомство с основными источниками научной информации (научной литературой, периодическими изданиями, работа с базами данных, в Ин­тернет и т. п.) и овладение методикой обработки необходимой информа­ции;

  • освоение техники безопасности.


3. Место производственной практики в структуре ООП:

Производственная практика студентов - один из важнейших видов практики на биологических факультетах. Она включена в Государственный образова­тельный стандарт различных специальностей биологического профиля и за­нимает существенное место в программе подготовки квалифицированного специалиста-эколога. На нее отводится 10 недель календарного графика на 5 курсе. Необходимо отметить, что проведение практики следует за освоени­ем основного учебного материала, касающегося изучения различных групп животных организмов, их биологии, функционирования, связи с внешней средой и другими организмами, - курсов зоологии беспозвоночных, зоологии позвоночных, экологической физиологии и экологии животных и др. Таким образом, студенты теоретически подготов­лены к пониманию производственных процессов, связанных с использова­нием животных объектов.
4. Формы проведения производственной практики: полевая, лабораторная.

5. Производственная практика проводится индивидуально на предприятиях, в учреждениях и в организациях любых форм собственности, в их структурных подразделениях, соответствующих профилю профессиональной подготовки студентов и задачам практики. Производственная практика научно-исследовательского характера может проводиться в научно-исследовательской лаборатории и на кафедрах университета.

1. Кафедра зоологии является одной из старейших в Мордовском госуниверситете. Она была образована в 1931 г. на биологическом отделении Мордовского государственного педагогического института.

Производственная работа кафедры проводится по единому общекафедральному направлению: «Изучение структуры и функциональных характеристик природных экосистем Нечерноземной зоны России с целью повышения их продуктивности».

В рамках этого направления проводятся следующие исследования:

1. Изучение биопродуктивности и биоиндикация поверхностных вод Среднего Присурья;

2. Исследование структуры и видового состава энтомофауны естественных и сельскохозяйственных экосистем;

3. Изучение почвенной мезофауны различных типов экосистем;

4. Исследование современного состояния ихтиофауны водоемов РМ;

5. Изучение современного состояния батрахо- и герпетофауны Средне-Волжского бассейна;

6. Изучение современного состояния териофауны РМ;

7. Исследование структуры населения птиц различных ландшафтов РМ;

8. Биология редких и исчезающих видов птиц РМ;

9. Экологическая физиология гидробионтов.

Преподаватели кафедры совместно со специалистами других ВУЗов и природоохранных организаций ежегодно подготавливают материалы по ведению Красной книги РМ. Ежегодно кафедрой проводятся экспедиционные исследования по изучению современного состояния животного мира, а также изучение особо охраняемых природных территорий РМ.

Кафедра поддерживает тесные связи со многими ведущими научными центрами и ВУЗами страны: МГУ им. М.В. Ломоносова (каф. ихтиологии); Санкт-Петербургским, Саратовским, Нижегородским, Ростовским и другими университетами; Зоологическим институтом (С-Петербург), ВНИПРХ (п. Озерный), ИБВВ (п. Борок) и многими другими.

Кафедра курирует работу биологической станции и зоологического музея МГУ. Музейная экспозиция зоологического музея в основном создана руками сотрудников и преподавателей кафедры зоологии. Многие из экспонатов музея привезены из многочисленных экспедиций преподавателями и студентами биологического факультета.

Помимо классических фаунистических исследований на кафедре успешно развивается новое научное направление по экологической физиологии гидробионтов. Создана лаборатория экологической физиологии животных, где проводятся исследования по влиянию астатичности экологических факторов на функционирование различных групп гидробионтов. По этому направлению на кафедре защищены 4 кандидатских и 2 докторская диссертация.

2. Биостанция Мордовского университета расположена в 90 км от г. Саранска, в 11 км южнее села Симкино Большеберезниковского района в долине реки Суры. Она образована по инициативе А. И. Душина в 1966 г. и начиналась с нескольких палаток, летних домиков... В настоящее время там имеются помещения для жилья, подсобные, классы для занятий. Био­станция находится в одном из красивейших мест Мордовского Присурья. В ее окрестностях большое разнообразие биотопов, обусловливающее бо­гатое видовое и ценотическое многообразие. На песчаных дюнах долины Суры встречаются разные типы сосновых лесов: на вершинах - сосняки-беломошники, по северным склонам - сосняки-зеленомошники. На бога­тых почвах произрастают сосняки сложные с участием в древостоях липы, дуба, с густым подлеском и богатым травяным покровом. На участках с повышенным увлажнением отмечены сосняки долгомошные, а на заболо­ченных местах - низкобонитетные сосняки сфагновые с низкими искрив­ленными деревцами. Широко распространены пойменные дубравы, участ­ки липняков, есть участки леса с ясенем. На месте сведенных лесов есть древостой с преобладанием мелколиственных пород - березняки и осин­ники. Есть здесь также участки пойменных бобово-разнотравно-злаковых лугов. На сухих гривах в пойме отмечены остепненные луга с доминиро­ванием в травостое типчака. Имеются также низинные и переходные болота, на которых произрастают багульник болотный, болотный мирт, пуши­ца, разные виды сфагнума. Разнообразие растительных ассоциаций обусловливает видовое богатство и животного мира.

Из крупных млекопитающих здесь обитают лось, косуля, кабан, волк, барсук и многие другие. Многочисленные озера близ биостанции (Долгое, Широкое, Черное, Круглое, Кучапа, Желтое и др.) по происхождению представляют собой старицы. Об этом свидетельствует их удлиненная серповидная форма. Озера не только придают местности живописность, но и являются местом обитания многих водных видов растений. Всего близ биостанции произра­стает более 800 видов сосудистых растений лесных, луговых, болотных, водных, сорных местообитаний (Тихомиров, Силаева, 1990).

С особенностями степной флоры и растительности студенты могут ознакомиться на крутых карбонатных склонах, расположенных недалеко от села Симкино и поселка Вейсэ, где можно наблюдать не только живые объекты, но и ископаемые остатки - аммониты, белемниты. Это свиде­тельствует о том, что здесь миллионы лет назад было дно моря.

Из редких растений в окрестностях биостанции распространены 6 видов, входящих в Красную книгу СССР (1984). Это 4 вида орхидей -венерин башмачок настоящий, пыльцеголовник красный, надбородник безлистный, ятрышник шлемоносный, на карбонатных склонах - ковыль перистый, тимьян блошиный (только близ поселка Вейсэ). Отмечался ежо­вик, или гериций коралловидный, - гриб, входящий в Красную книгу РСФСР (1988). Примечательно, что несколько видов растений мордовской флоры нигде более неизвестны. Например пока только здесь отмечены мя-котница однолистная, венерин башмачок крапчатый, осока желтая. Уро­чище «Поляна орхидей» отличается совместным произрастанием многих редких видов.

Растительный покров окрестностей биостанции активно изучается, опубликованы многочисленные работы, характеризующие ее флору и рас­тительность (Силаева, 1981; Ларькина и др., 1981; Силаева, Тихомиров, 1987; Тихомиров, Силаева, 1990; Силаева, Суханова, 2001, и др.).

Таким образом, биостанция Мордовского университета как база про­изводственной практики может использоваться для фаунистических, мониторинговых, экологических, физиологических исследований. Часть территории Симкинского лесничества в окрестностях биостанции включена в ООПТ Симкинский парк устойчивого природного развития.

Решаемые во время практики задачи:

- изучение отдельных групп животных организмов;

  • мониторинг фауны;

  • характеристика популяций отдельных видов животных;

  • инвентаризация фауны.

3. Город Саранск

1. Естественные биотопы города:

- пригородные леса;

  • поймы рек Инсар, Саранка;

  • остатки суходольных лугов на склонах и опушках;

  • болота;

  • водоемы (реки, пруды, озера).

2. Селитебная зона с элементами озеленения:

  • Парк имени А. С. Пушкина;

  • скверы (около ОАО «Лисма-СЭЛЗ», НИИ силовой электроники, ОАО «Лисма»);

  • территории больниц;

  • пришкольные участки;

  • уличные насаждения центра (ул. Пролетарская, ул. Большевистская) и микрорайонов (ул. М. Расковой);

  • древесно-декоративный питомник.

При проведении фаунистических исследований в городе изучаются синантропные виды животных, способные обитать рядом с человеком.

3. Лаборатория ихтиологии и экологической физиологии гидробионтов.

В лаборатории проводятся экспериментальные исследования по влиянию колебаний факторов среды (рН, температура, соленость, освещенность и др.) на развитие, рост, физиологические, биохимические показатели животных. Лаборатория оснащена необходимым количеством аквариумов для содержания животных и проведения экспериментов, имеется градиентная установка, рН-метры, оксиметр, люксметр, микроскопы БИОЛАМ, торзионные весы и другое оборудование.

4. Мордовский национальный парк «Смольный» образован в 1995 г. на территории Ичалковского и Большеигнатовского районов на площади 36,5 тыс. га. Он занимает левобережье среднего течения реки Алатырь и представляет собой почти сплошной массив леса. На песках вдоль реки тя­нутся массивы сосняка с примесью ели и ее спутников (можжевельник обыкновенный, линнея северная, многие грушанковые, кислица обыкно­венная). Хвойные леса с примесью ели представляют большой научный интерес: здесь они находятся на южной границе ареала ели. Например, в сходных условиях в Присурье ели и некоторых ее спутников нет. Севернее хвойных лесов полосой тянутся широколиственные: дубравы и липняки. Большую площадь на месте сведенных коренных лесов занимают березо­вые и осиновые леса, которые по составу подлеска и напочвенного покрова не отличаются от коренных типов. Есть участки лугов, болота, водоемы.

Животный мир НП «Смольный» включает 23 вида рыб, 10 видов амфибий, 6 видов рептилий, 181 вид птиц, 41 вид млекопитающих (Мордовский национальный парк «Смольный», 2000). Среди редких - 6 видов насекомых, 4 вида рыб, 1 вид амфибий, 2 вида рептилий. Из птиц на территории парка обитает 46 редких для республики видов, из млекопитающих – 8 видов.

Национальный парк отличается от заповедника тем, что в нем приня­то выделение разных функциональных зон: заповедной, особо охраняемой, рекреационной, зоны работы с посетителями. Есть также зона мониторинга земель в условиях радиоактивного загрязнения. У национального парка кроме охраны животного и растительного мира есть еще две задачи - это экологическое просвещение и геологическое образование. Поэтому при использовании его как базы практики студенты могут освоить формы ра­боты по экологическому воспитанию и образованию населения, по органи­зации экологического туризма, а также имеют возможность проводить геоботанические, флористические, фаунистические ресурсоведческие исследования.

5. Мордовский государственный заповедник им. П. Г. Смидовича (МГЗ) образован в 1935 г. на площади 32 тыс. га. Первоначально он был создан с целью охраны выхухоли, но в настоящее время охраняются ланд­шафты южных районов полесья, растительный и животный мир южно­таежных лесов. Леса заповедника, расположенные в междуречье Мокши и ее притока Сатиса, являются продолжением знаменитых Муромских лесов. Массив леса, который спускается южнее по Ваду и Парце, составляет оста­ток Большого Мокшинского леса. Преобладают сосновые леса (21 401 га): сосняки ряда А5, Bi, B2, B3, B4, В5,Сг, Сз - всего 13 типов; доминируют со­сняки зеленомошные. Практически только здесь сохраняются небольшие площади чистых ельников (3 типа), с которыми связано произрастание многих таежных видов (гудайера ползучая, манник литовский, кислица обыкновенная, линнея северная). Есть также широколиственные леса: ду­бовые (ряд Д3 и Дд) и липовые (ряд Д3) - по 4 типа. Мелколиственные леса встречаются по всей территории заповедника: березовые (ряды С2, С», С5) и осиновые (ряд Дз) - по 5 типов, черноольшанники - 3 типа (ряд Д5).

Животный мир заповедника в силу его территориального положения весьма разнообразен. Если в охранной зоне можно встретить тушканчика, то на заповедной территории обычны типичные таежные представители фауны - дятел, желна и др. Следует сказать, что практически с момента организации Мордовского заповедника осуществлялись масштабные работы по акклиматизации на его территории целого ряда животных. Всего было завезено 6 видов млекопитающих. В 1936 году был интродуцирован речной бобр, вид, практически истребленный в регионе. В результате в дальнейшем именно благодаря заповеднику вид был восстановлен, более того, около800 особей речного бобра было отловлено на территории заповедника в целях последующего расселения в Мордовской республике, Архангельской, Рязанской, Вологодской, Томской и др. областях. В 1937 -1938 г.г. были произведены выпуски в озера заповедника (Инорки, Тарманки, Таратино, Вальза) русской выхухоли. В 1938 году из Приморья доставлены 53 особи пятнистого оленя впоследствии ставшим не только обычным, но и наиболее многочисленным представителем копытных на территории заповедника. В 1937 и 1940 г.г. были завезены 9 особей асканийского марала из Аскания - Нова и из Хоперского заповедника. Десяток молодых сибирских косуль были выпущены на территорию Мордовского заповедника в 1940 году. В 1956 году в заповедник были завезены зубры (чистопородные самцы и тригибриды самок - зубр, бизон, серый украинский крупный рогатый скот). Цель завоза - выведение чистопородного зверя в типе зубр методом поглотительного скрещивания. Был создан зубропарк просуществовавший до 1979 года. К сожалению, в дальнейшем работы были по ряду причин приостановлены, зубропарк разрушен, а зубры переведены на вольное содержание. На данный отрезок времени наиболее обычны и многочисленны в заповеднике такие виды, как лось, кабан, бобр, куница, из птиц - глухарь, водоплавающие и др. Определенный интерес представляет «полуостровная» популяция бурого медведя, обитающего на территории заповедника, общая численность которой на данный момент оценивается в пределах десятка особей. Практически ежегодно отмечается появление медвежат, но к росту общего поголовья медведя это не ведет, что объясняется откочевками медведя на сопредельные территории, где он, как правило, уничтожается. Для сохранения жизнеспособности существующей популяции бурого медведя необходимо увеличение площади заповедника, о чем ставился вопрос неоднократно.

Таким образом, при прохождении производственной практики на дан­ной территории студенты могут ознакомиться с большим видовым разнообразием животного мира, проводить фаунистические, экологические исследования, а также изучать основные поло­жения заповедного дела в России, организацию зоологических исследова­ний в заповедниках.

Решаемые на практике задачи:

  • ознакомление с редкими и исчезающими видами животных;

  • изучение современного состояния фауны заповедника.

Кроме названных производственная практика может проводиться на базе других учреждений и организаций, в числе которых: -лаборатории Министерства экологии и природопользования РМ;

  • Рыбхоз «Левженский»;

  • Рыбхоз «Штырма»;

  • Филиал по сохранению, восстановлению водных биологических ресурсов по РМ;

  • Управление Росохотнадзора по РМ;

  • Управление рыбинспекции по РМ;

  • Саранский «Горводканал»;

  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова;

  • Беломорская биостанция МГУ и др.


6. Умения и навыки обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики.

В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения,.
В ходе производственной практики у студентов должны быть сфор­мированы следующие знания, умения и навыки:

  • знание законодательства РФ, международных соглашений и других нор­мативных актов в области охраны природы и здоровья человека;

  • знание основ организации труда и трудового законодательства РФ, пра­вил и норм охраны труда на рабочих местах;

  • знание распорядительных документов, методических и нормативных материалов в области работы с биологическими объектами;

  • знание норм и правил биоэтики, профессиональной этики и умение их использовать в своей деятельности;

  • умение использовать полученные во время учебы знания при выполне­нии производственных заданий;

  • знание современных практических достижений в области зоологии и экологии;

  • умение получать и обрабатывать необходимую научную информацию, а также полученные экспериментальные данные традиционными и новей­шими методами;

  • умение четко формулировать задачи, разрабатывать программы полевых и лабораторных исследований;

  • навыки проведения полевых и лабораторных исследований в целях получения научного материала, позволяющего охарактеризовать изучаемую экосистему в целом, отдельных ее компонентов или групп организмов соответствующими методами;

  • умение делать обобщения и выводы, оформлять полученные результаты в виде научных отчетов, статей и т. п.



7. Структура и содержание производственной практики.

Общая продолжительность производственной практики составляет 10 недель.

№ п/п


Разделы (этапы) практики

Виды производственной работы,

включая

самостоятельную работу

студентов и трудоемкость (в

часах)

Формы текущего контроля

1.

Введение в цели и задачи практики










Обустройство на базе практики. Инструктаж по технике безопасности, ознакомление с местом проведения практики, разделение на рабочие звенья. Выдача и распределение оборудования. Ознакомление с целями и задачами практики и отчетностью.

Инструктаж по технике безопасности (6 часов).

Самостоятельная работа по изучению основных методик используемых на практике (4 часа).

Зачет по проведенному инструктажу.

2.

Теоретическая подготовка










По имеющимся публикациям и другим источникам информации уста­навливаются степень изученности проблемы, основные направления работ, условия базы исследования, анализируются методические вопросы.

Теоретическая подготовка завершается составлением программы ис­следований, в которой определяются объемы и сроки выполнения работы, материальные и финансовые затраты и т. п.

Успех НИР также в значительной степени зависит от уверенного вла­дения методикой исследования, поэтому существующие методики апроби­руются применительно к решаемой задаче или (при их отсутствии) разра­батываются.

Работа с литературой и Интернет-источниками (40 часов).

Анализ и подбор методик по исследуемой проблеме (40 часов).

Рукописный вариант обзора литературы по проблеме. Описание методической части исследований.

3.

Основная часть.










Выполнение исследований.

Проводится в соответствии с разработанной программой (в зависимости от места прохождения производственной практики. Основными требованиями являются объективность и достоверность полученных ре­зультатов.

Документация. При работе в полевых условиях основным научным документом явля­ется полевой дневник, в лаборатории - лабораторный журнал. Заполняют­ся эти документы в процессе наблюдений (эксперимента) достаточно пол­но и подробно.

Предварительная обработка материала.

Данные полевых наблюдений и экспериментальных наблюдений анализируются, собранные образцы определяются сра­зу. Цифровой материал по возможности об­рабатывается и анализируется сразу, чтобы при необходимости повторить эксперимент или наблюдения.


Проведение полевых и экспериментальных исследований (210 часов).


Дневник, лабораторный журнал

3.

Заключительный этап.










После завершения полевых и экспериментальных работ проводится обработка материала: оформляется коллекционный материал и составляется сводный спи­сок, группируются и анализируются полученные данные, описания, выполня­ется статистическая обработка количественных показателей. Обработка позволяет сделать соответствующие выводы и рекомендации. Результаты оформляются в виде курсовых или дипломных работ, докладов на различного уровня конференции, статей.


Статистическая обработка материала, написание курсовых и дипломных работ, статей (60 час).

Курсовые, выпускные квалификационные работы, доклады, статьи.


8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-
производственные технологии, используемые на производственной практике.

8.1. Образовательные технологии: Беседы с персоналом организации, ознакомительные экскурсии, ознакомление с техническими характеристиками оборудования, проведение экспериментальных исследований, лекции и лабораторные занятия, разбор конкретных ситуаций, семинары, конференции, мастер-класс, фото- аудио- и видеодемонстрации.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
на производственной практике:


Работа с источниками научной информации.

Основными источниками информации по зоологии являются монографии, статьи и тезисы в сборниках и периодиче­ских изданиях, рефераты в «Реферативных журналах» и т. п., хранящихся в библиотеках Мордовского государственного университета им. Н. П. Ога­рева, Национальной библиотеке им. А. С. Пушкина, в библиотеках Моск­вы, столичных и областных центров регионов РФ, баз проведения практи­ки и т. п. Кроме того, важными источниками научной информации явля­ются дипломные работы и рукописи, хранящиеся в библиотеках и на ка­федре. Первичная информация о природных условиях и состоянии расти­тельного покрова содержится в рукописных отчетах, планах землепользо­вания, лесоустройства в соответствующих учреждениях и предприятиях. Доступ к ней оформляется в соответствующем порядке.

Поиски информации в крупных библиотеках следует начинать с библиографического отдела с алфавитным и систематическими каталога­ми, где опытные библиографы помогают студентам в поиске нужной ин­формации.

При работе с источником студент должен научиться находить ин­формацию по теме исследований, уметь кратко ее изложить в виде выпи­сок, конспекта, реферата, занести на карточки для последующего исполь­зования при оформлении отчета, курсовой и дипломной работ.

Основными периодическими изданиями в области зоологии, в которых студенты могут найти необходимую информацию, являются следующие журналы: «Зоологический журнал», «Гидробиологический журнал», «Биология внутренних вод», «Энтомологическое обозрение», «Вопросы ихтиологии», «Орнитологическое обозрение», «Онтогенез», «Экология», «Вестник МГУ. Серия биологическая», «Доклады Академии наук. Серия биологическая», «Известия Российской Академии наук. Серия биология», «Общая биология», «Экологическая физиология и биохимия животных» и др.

Базы данных по зоологии в сети Интернет.

В последнее время в сети Интернет размещены многочисленные ба­зы данных по номенклатуре и биологии животных. Не претендуя на полноту охвата, укажем наиболее важные, с нашей точки зрения, электронные информаци­онные ресурсы.

  1. Компьютерные методы в ихтиологических исследованиях Зоологического института/Е ...

korolenko.kharkov.com/m/viewdoc.pl?num=18685

  1. Классификация методов отлова жуков и других беспозвоночных

Гиляров М. С. Зоологический метод диагностики почв.
Методы почвенно-зоологических исследований.- М.: Наука, 1975 а.- С.12-29.

www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/tsurik4.htm  

  1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ЗООЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ...

. 1. значение и факторы роста производительности труда. 2. методы и проблемы оценки производительности труда. 3. анализ производительности труда, динамики и оценка влияния отдельных факторов на

www.5ballov.ru/referats/preview/31383/8  

  1. (pdf) МЕТОДЫ ЗООЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМАТИКИ Методы зоологической классификации.

bio.bsu.by/zoo/download/zoosystematics.pdf  

  1. (doc) Спецкурса "МЕТОДЫ ЗООЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ"

Спецкурс "Методы зоологических исследований" лежит в основе подготовки студентов, специализирующихся по зоологии, к выполнению самостоятельной работы ...

oracle.kubsu.ru/infoneeds/file_export.do?fid=31398  

Приборы и оборудование, необходимые для проведения практики определяются в зависимости от производственнойнаправленности производственной практики.
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

Текущая аттестация самостоятельной работы студентов осуществляется на основе анализа полевого материала и экспериментальных исследований, оформления коллекционного зоологического материала, дневников практики.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Алымов В.Т.Техногенный риск. Анализ и оценка: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академкнига, 2007(2006). – 118с. Гриф.

  2. Альба Л.Д. К вопросу о понятии "редкий вид" применительно к условиям Мордовии (на примере птиц) // Фауна, экология и охрана редких птиц Среднего Поволжья: сб. статей по материал. Всерос. науч-практ конф. / Под ред. Е.В. Лысенкова, А.С. Лапшина. Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 1997. С.7 - 10.

  3. Альба Л.Д. Фауна и население животных национального парка «Смольный». Проект. Рукопись. Схема организации и развития нац. парка «Смольный». Т. 1. Общая пояснительная записка. Москва, 1997. С. 37 - 79

  4. Альба Л.Д., Астрадамов В.И. Роль средств массовой информации в создании природоохраняемых территорий // Тезисы докладов международн. научн конф. Саратов, 1997. С. 9 - 10

  5. Альба Л.Д., Вечканов В.С., Каменев А.Г., Тимралеев З.А. Динамика фауны и животного населения в природно-антропогеннных сообществах междуречья Суры и Мокши // Экологические проблемы и пути их решения в зоне Среднего Поволжья: мат. Всерос. науч. конф. Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та, 1999. С. 3 - 6.

  6. Альба Л.Д., Вечканов В.С., Каменев А.Г., Тимралеев З.А. Динамические процессы в фаунистических комплексах бассейнов рек Сура и Мокша за многолетний период // Изучение и охрана биологического разнообразия и природных ландшафтов Русской равнины: мат. Межд. науч. конф. Пенза, 1999. С. 151 - 154.

  7. Альба Л.Д., Силаева Т.Б. Об организации филиала национального парка в Мордовском Присурье // Проблемы охраны и рационального использования природных экосистем и биологических ресурсов: мат-лы Всерос. научно-практ. конф., посв. 125-летию М. И. Спрыгина 18-20 мая 1998 г. Пенза, 1998. С. 117 -119.

  8. Анисимов А.В. Экологический менеджмент: Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 348 с.

  9. Астрадамов В.И., Филимонов В.Б., Силаева Т.Б., Альба Л.Д. Роль охраняемых территорий Мордовии в сохранении растительного и животного мира //Экология животных и проблем регионального образования: сб. тезисов науч. конф. «XXXIII Евсевьевские чтения» / Под. Ред. Е. В. Лысенкова. Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 1997. С. 7 - 10.

  10. Биологический контроль окружающей среды. Биоиндикация и биотестирование: Учеб.пособие для вузов/ Под ред.: О.П.Мелеховой и Е.И.Егоровой. ─ М.: Академия, 2007. ─ 287 с. Гриф.

  11. Ваганов П.А. Как рассчитать риск угрозы здоровью из-за загрязнения окружающей среды: Задачи с решениями / С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2008. – 128с.

  12. Голдовская Л.Ф. Химия окружающей среды: Учеб. для вузов.– М.: Мир: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 – 294с. Гриф.

  13. Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Практика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2005. – 285 с. Гриф.

  14. Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Практика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2005. – 285 с. Гриф.

  15. Егоров В.В. Экологическая химия: Учеб пособие для вузов. СПб.: Лань, 2009. – 181с. Гриф.

  16. Жучкова В.К. Методы комплексных физико-географических исследований: Учеб.пособие для вузов. - М.: Академия, 2004. - 366с. Гриф.

  17. Калыгин В.Г. Безопасность жизнедеятельности.Промышленная и экологическая безопасность,безопасность в техногенных чрезвычайных ситуациях : Курс лекций:Учеб.пособие. - М. : КолосС, 2008. – 518 с. Гриф.

  18. Каменев А.Г., Тимралеев З.А., Альба Л.Д, Вечканов В.С., Кузнецов В.А. Состояние животного мира Мордовии // Интеграция образования. Саранск, 2000, № 2. С. 44 - 48.

  19. Каплин В.Г. Биоиндикация состояния экосистем: Учеб. пособие для студентов биолог.спец.ун-тов и с.-х.вузов. - Самара: Самар.гос.с.-х.акад.,2001.-143с.

  20. Книжников Ю.Ф. Аэрокосмические методы географических исследований: Учеб.для вузов. - М.: Академия, 2004. - 332с.

  21. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. Т. 2. Животные / Сост. В.И. Астрадамов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. 336 с.

  22. Лыков И.Н. Техногенные системы и экологический риск: Учеб. пособие для вузов.– М.: Глобус, 2005. – 260с. Гриф.

  23. Масляев В.А., Кузнецов В.А. Использование и охрана животного мира Мордовии // Проблемы рационального природопользования. АН СССР: сб. научн. тр. Москов. филиал географ. об-ва СССР. ВИНИТИ, 1987. С. 45 - 58.

  24. Методы экологических исследований: метод указания по проведению учебной практики / Сост. Г. В. Васильева; НовГУ им. Ярослава Мудрого.– Великий Новгород. 2007. –58с.

  25. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении.– М.: Высшая школа, 2002. –333с. Гриф.

  26. Орлов Д.С.и др. Химия почв: Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 2005. – 557с. Гриф.

  27. Промышленная экология : Учеб.пособие для вузов / Под ред.В.В.Денисова. - М.;Ростов н/Д : МарТ, 2007. – 719 с. Гриф.

  28. Ревин В.В., Вечканов В.С., Кудряшова В.И., Кузнецов В.А., Грунюшкин И.П. Характер загрязненности речной системы Суры в Мордовии тяжелыми металлами / Тяжелые металлы в окружающей среде: сб. тезисов междунар. симпозиума. Пущино, 1996. с. 115 – 116.

  29. Ревич Б.А. Экологическая эпидемиология : Учеб.для вузов / Под ред.Б.А.Ревича. - М. : Академия, 2004. - 378,[1]с. Гриф.

  30. Санаев Н.Ф., Каменев А.Г., Силаева Т.Б. Разработка и использование методов биоиндикации загрязнений окружающей среды // Проблемы загрязнения окружающей среды: тез. Межд. конф. Москва, 1998. С.165.

  31. Сметанин В.И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления. – М.: Колос, 2003, 2000.- 230с. Гриф.

  32. Старков В.Д. Радиационная экология: Учеб. пособие для вузов. - Тюмень, 2003. - 303с.

  33. Сухих В.И. Аэрокосмические методы в лесном хозяйстве и ландшафтном строительстве : Учеб.для вузов. - Йошкар-Ола: Марийск.гос.техн.ун-т., 2005. - 390с.

  34. Тарасова Н.П. Химия окружающей среды. Атмосфера: Учеб пособие для вузов. – М.: Академкнига, 2007 – 227с. Гриф.

  35. Трифонова Т. А. Экологический менеджмент : учеб. пособие для вузов / Т. А. Трифонова, Н. В. Селиванова, М. Е. Ильина. - М. : Академический проект, 2005. - 318, [1] с. Гриф.

  36. Трифонова Т.А., Мищенко Н.В., Краснощеков А.Н. Геоинформационные системы и дистанционное зондирование в экологических исследованиях: Учеб.пособие для вузов. ─ М.: Академический проект,2005. ─ 348 с. Гриф.

  37. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студ. вузов.  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288с. Гриф.

  38. Экологическая экспертиза: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. К. Донченко, В. М. Питулько, В.В. Растоскуев и др.; Под ред. В.М. Питулько. – Издательский центр «Академия», 2004. – 480с. Гриф.

  39. Экологический менеджмент и эко-эффективность на предприятиях пищевой промышленности: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. О.И.Сергиенко; С.-Петерб. гос. ун-т низкотемператур. и пищевых технологий и др. - СПб., 2004. - 156с.

  40. Экологический мониторинг: Учеб.-метод.пособие для преподавателей, студентов, учащихся/ Под ред.Т.Я.Ашихминой. ─ 3-е изд.,испр.и доп. ─ Киров; М.: Константа: Академический проект,2006. – 412 с.2008. ─ 412 с. Гриф.

  41. Ямашкин А.А., Альба Л.Д., Гагарин Ю.Н., Масляев В.Н., Гришуткин Г.Ф., Кузнецов В.А., Силаева Т.Б. Мордовский национальный парк «Смольный». Саранск: НИИ регионологии при Мордовск. ун-те. Саранск, 2001. 88 с.


12. Материально-техническое обеспечение производственной практики

Приборы и оборудование, необходимые для проведения практики определяются в зависимости от направленности производственной практики.

.
Авторы: профессор Кузнецов В.А, доцент Альба Л.Д.., доцент Вечканов В.С., доцент Тимралеев З.А., доцент Лапшин А.С., старший преподаватель Лобачёв Е. А., Старший преподаватель Лукиянов С.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconПрограмма преддипломной практики Специальность 020201. 65 «Биология»
Общей целью практики является углубление полученных знаний по зоологии и экологии и развитие профессиональных умений и навыков
Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconМетодические рекомендации по написанию и защите
Биология; специальность 020201. 65 «Биология»; 020803. 65 «Биоэкология»; направление 020400. 68 «Биология» (магистратура)
Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconМетодические материалы для студентов 4 курса по прохождению производственной...
В программе производственной практики изложены цели, задачи, организация производственной практики в качестве помощника врача стационара...
Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconУчебно-методического комплекса производственной практики рабочая...
Целью биохимической практики является приобретение навыков работы в основных подразделениях клинико-диагностической лаборатории (в...
Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconОтчет по производственной практике должен быть сдан и защищен в течение...
Методическое руководство по прохождению производственной практики студентами специальностей 351300 «Коммерция (торговое дело)» рассмотрены...
Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconРабочая программа производственной практики студентов V курса «помощник...
Цели производственной практики закрепление знаний и совершенствование практических умений врача по специальности «медико-профилактическое...
Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconПоложение о требованиях к оформлению журналов учебной и производственной...
Журнал учебной и производственной практики государственный нормативный документ, вести который обязан каждый мастер производственного...
Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconРабочая программа производственной практики «Помощник врача стационара»
Приложение к программе производственной практики составлена в соответствии с требованиями гос впо к м н., доцентом А. В. Барановым...
Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconРабочая программа производственной практики «Помощник врача стационара»
Приложение к программе производственной практики составлена в соответствии с требованиями гос впо по специальности Лечебное дело...
Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconУчебно-методический комплекс пересмотрен на заседании кафедры : Протокол от «25»
Иностранный язык (английский) Специальность — 020201. 65 Биология Форма подготовки очная
Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconПрограмма производственной практики по специальности: 230115 «программирование...
Программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconУчебно-методический комплекс производственной практики, научно-производственной,...
Производственной практики, научно-производственной, педагогической и научно-исследовательской практик
Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconУчебно-методический комплекс производственной практики, научно-производственной,...
Производственной практики, научно-производственной, педагогической и научно-исследовательской практик
Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconПрограмма первой производственной практики по дисциплине «Экология»
Программа первой производственной практики по дисциплине «Экология» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта...
Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconУчебно-методический комплекс по производственной практике Помощник врача
Методические рекомендации для руководителей по проведению производственной практики (Приложение 2)
Программа производственной практики Специальность 020201. 65 «Биология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В методическом руководстве приведен перечень практических навыков и манипуляций, которыми должны овладеть студенты после прохождения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск