Обобщающий урок «Движение – это жизнь»
Содержание
| Слайды
| Добрый день, дорогие ребята, коллеги и гости гимназии. Сегодня мы проводим открытый урок «Движение – это жизнь» в теме опорно-двигательная система.
| 1
| Цели:
Повышение мотивации к изучению биологии
Формирование интереса к собственному здоровью
Задачи:
Умение использовать теоретические знания в новой ситуации
Формирование научного мировоззрения, воспитание положительного отношения к знаниям
Развитие творческих способностей
Урок наш пройдет в форме игры.
| 2
| Суть игры: новый современный травматологический центр России объявил конкурс на лучшую группу врачей (медицинскую фирму). Работу в центре получит та фирма, чей персонал наиболее профессионально подготовлен и справится со всеми конкурсными заданиями. На конкурс отправляются две конкурирующие фирмы, каждая в составе трех человек (хирург, ортопед, травмотолог). Какая фирма выиграет – та и получит работу.
Оценивать работу будут независимые эксперты. Весь класс является профессиональными наблюдателями, которые активно принимают участие в игре.
| 3
| В начале игры – визитная карточка команд: эмблема, приветствие. Максимальное время – 1 минута. Спасибо командам. Дальнейшую работу начнем с загадки:
Организму он опора,
Но его страшнее нет.
Он в ужастиках встречается,
Называется … (скелет) Задание классу: охарактеризуйте существительное «скелет» разными прилагательными.
| 4
| Я объявляю первый конкурс. Командам предлагается показать свои знания по основным отделам скелета. Для этого им необходимо заполнить таблицу, в которой они соотнесут кости к соответствующим отделам скелета. А в это время, пока команды выполняют первое задание – блиц-опрос для класса.
Скелет головы – это … (череп)
Череп состоит из двух отделов - … и … (мозговой и лицевой)
Перечислите отделы позвоночника: (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый)
Плотная, сросшаяся с костью оболочка называется … ( надкостница)
Назовите виды соединения костей (подвижное, полуподвижное, неподвижное)
Подвижное соединение костей называется … (сустав)
Органические вещества придают костям … (гибкость)
Неорганические вещества придают костям - … (прочность)
Мышцы противоположного действия называются … (антагонисты)
Мышцы, действующие в одном направлении - … (синергисты)
Понижение двигательной активности называется … (гиподинамия)
Работа, связанная с перемещением тела или груза называется … (динамической)
Работа с удержанием определенной позы или груза - … (статической)
Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе называется - … (осанка)
Болезненные изменения стопы - … (плоскостопие)
Полное или частичное нарушение целостности костей – … (перелом)
Находится в губчатом веществе костей и отвечает за кроветворную функцию - … (красный костный мозг)
Какую мышцу называют бицепсом? (двуглавую)
Боковое искривление позвоночника называется …(сколиоз)
Повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи называется … (ушибом)
Назовите три отдела кисти (запястье, пястье и фаланги пальцев)
| 5
| А теперь давайте проверим правильность выполнения первого задания. Для оглашения результатов предоставляем слово экспертам. Мы знаем, что костная ткань – самый прочный вид соединительной ткани. Например, большеберцовая кость человека выдерживает груз – 1650 кг. Строение и свойства костей постоянно исследуются учеными. Сейчас нашим командам во втором конкурсном задании предстоит сделать вывод из проведенных учеными экспериментов.
В лаборатории одного института ученые изучали рост костей, обновление костного вещества. В ходе этого эксперимента молодой собаке сделали операцию на бедре, окольцевали бедренную кость проволокой. Прошли годы, собака состарилась и умерла. Ученые вскрыли животное, но на поверхности бедренной кости проволоки не оказалось. Исследователи нашли ее внутри костной ткани. Почему это произошло?
В ходе исследований у молодого петуха ученые удалили бедренную кость, оставив только надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
| 6
| Пока команды выполняют задание, мы с вами послушаем монолог от имени скелета, подготовленный Богдановой Катей. Здравствуйте. Я – скелет человека. Не какой-нибудь там кошки, лягушки или кролика. А самого, что ни на есть, гомо сапиенса.
Конечно, мои родственники из типа хордовых, подтипа позвоночных, тоже имеют скелет. Но вот такой прямоходящий и вертикальный – есть только у меня!
Хотя в связи с прямохождением и трудом, некоторые мои косточки изменились: позвоночник стал с изгибами, стала шире грудная клетка и таз, нижние конечности – более массивные, но за счет свода стопы, походка моего обладателя стала легкой и пружинистой. А самая уникальная моя часть – это кисть – орудие и результат труда! Она рисует картины, извлекает звуки из инструментов, конструирует приборы, шьет, вяжет, варит.… И, все из-за того, что большой палец противопоставлен всем остальным.
По прогнозу ученых, из-за недостатка движений, в будущем скелет станет еще менее массивным. Ученые называют это грацилизацией. Так что придется строго соблюдать баланс между органическими и неорганическими веществами и активно двигаться, чтобы мои кости всегда были прочными, гибкими и упругими. Работа с классом «Назвать правильные суждения»
| 7
| А теперь давайте проверим правильность выполнения второго задания.
Для оглашения результатов предоставляем слово экспертам.
| 8,9
| Каким бы сильным не был наш скелет – он лишь пассивный аппарат движения. Кто приводит в движение скелет? Мышцы. Какие вы знаете виды мышц в нашем организме (гладкие, поперечно-полосатые скелетные, поперечно-полосатая сердечная)? Давайте попробуем выполнить задание: необходимо выбрать из каждой колонки по одному соответствующему ответу, начиная с первого. Шифры записать последовательно трехзначными цифрами.
1
Скелетная мышечная ткань
| 4
Из тонких волокон, без полос
| 7
Сокращается быстро, автоматически
| 2
Сердечная мышечная ткань
| 5
Из поперечно-полосатых волокон
| 8
Сокращается медленно, во внутренних органах
| 3
Гладкая мышечная ткань
| 6
Из переплетенных поперечно-полосатых волокон
| 9
Сокращается произвольно
|
| 10
| А сейчас мы посмотрим домашнее задание команд. Озвучить фрагмент видео, стараясь употреблять термины, изученные на уроках биологии: название мышц, костей, соединений, их особенности, функциональность и пр.
ОЦЕНИВАЕТСЯ:
соответствие звукового сопровождения видеофрагменту
биологическая грамотность
| 11,12,13
| В четвертом, конкурсном задании, которое называется «Скорая помощь» командам предстоит показать практические умения оказания первой помощи пострадавшим при травмах опорно-двигательной системы.
Команды вытягивают задания. Пока команды обдумывают задание, мы с вами смотрим антирекламу одного из наиболее часто встречаемых повреждений опорно-двигательной системы… Антиреклама плоскостопия
| 14
| А какое еще встречается в школьном возрасте повреждение опорно-двигательной системы? (сколиоз)
Пациент после падения с велосипеда стал жаловаться на боль в предплечье. Не может поднять левую руку, рука припухла, попытка движения причиняет резкую боль. Укажите вид травмы и окажите первую помощь.
В туристическом походе турист подвернул ступню. Сустав распух, движение возможно, но болезненно. Укажите вид травмы и окажите первую помощь.
И последнее задание командам: заполнить кроссворд.
| 15,16
| А с классом мы поиграем в игру «Убери лишнее»:
Локтевая, плечевая, бедренная, тазовая
Кости тел позвонков, грудина, мелкие кости кисти, лучевая
Лопатка, затылочная кость, теменная кость, голень
Шейный, грудной, поясничный, тазовый
Если будет время - работа с классом – игра «Почемучка»
| 17
| Подводим итоги нашей игры. Знаем мы, что встреча наша – лишь игра.
И расставаться нам сейчас пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались баллы добывать.
Но не важен баллов результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда везде везёт
| 18
| |