Скачать 118.49 Kb.
|
План – конспект проведения урока в 5 классе по теме «Задачи на движение с двумя участниками». Урок проводился в 5 классе МОУ СОШ № 20 п. Агроном Динского района Краснодарского края. В классе 26 учащихся, класс работает по учебнику «Математика 5», под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина И. Ф. - М., Просвещение, 2010 г. издания (и последующие года издания). Урок проводила учитель математики Лявина В. С.. Это первый урок в теме «Задачи на движение», состоящей из 4 уроков. Класс «средний» по мотивации к обучению: 5 учащихся с низкой мотивацией к учебе, 8 - с хорошей мотивацией к учебе, остальные учащиеся со средней мотивацией. Цели урока:
Предполагаемый результат:
1 часть. Организационный момент, разбор домашнего задания. 3 – 5 мин /если есть вопросы по домашней работе/ Учащиеся класса отвечают на вопросы по домашнему заданию своих одноклассников, если не смогли дать ответ, то отвечает учитель. 2 часть. Устные упражнения Повторение. 5 – 7 мин
412 = , 252 = , 782 = , 302 = , 992 =
8 - 22 = 62 = 36 2 + (10 - 32) = 2 + 72 = 2 + 49 = 51
? Как найти расстояние, зная скорость и время? Как найти скорость, зная расстояние и время? Как найти время, зная скорость и расстояние? 3 часть. Задачи на движение с двумя участниками. 12 - 15 мин Среди всех задач, которые приходится решать, нередко бывают задачи на движение. В них движутся пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, автомобили, самолеты, поезда и т.д. Нам надо научиться легко решать такие задачи. Мы сегодня разберем новый вид задач – это задачи на движение с двумя участниками. (Презентация, слайд 1) На слайде три типа задач: движение из разных пунктов навстречу друг другу, движение из разных пунктов в одном направлении, движение из одного пункта в разных направлениях. Вопросы по слайду: ? Сближаются или удаляются участники движения? Что происходит с расстоянием? /ответы учащихся; важно, чтобы прозвучали ответы: Скорость сближения (удаления), расстояние увеличивается (уменьшается). Ответы даются для каждого фрагмента слайда./ ? 1. Если найти скорость сближения (удаления), можно ли тогда считать, что это известная нам задача? (см. 2 часть урока задание № 4) /ответ: да / (слайд 2, 3) . На слайде 2 традиционная задача на движение (нахождение скорости, времени, расстояния) и замечания к задачам на движение с двумя участниками (начало движения одновременно – время одинаковое, начало движения разное – тот, кто начинает движение раньше, тратит времени больше). На слайде 3 задача на движение автомобилей разного цвета из разных пунктов навстречу друг другу. Предложены разные формулы для вычисления времени до встречи. Обсуждаем решение задачи (желательно, чтобы учащиеся в своих ответах предложили два варианта решения; прокомментировать два способа решения свойством действий над числами, учащиеся должны определить, какая запись для нахождения времени правильная). Проверить правильность на слайде 4. Класс на этот слайд записывает второй способ решения в тетрадях (используя свойства действий над числами). ? Как ещё могут двигаться два участника? /должно прозвучать: в одном направлении из двух пунктов и из одного пункта в разных направлениях/ Рассмотрим примеры. (Слайд 5 «Движение из разных пунктов в одном направлении») ? Когда синий автомобиль догонит красный? Всегда ли это произойдет? /важно, чтобы прозвучали ответы: если скорость синего автомобиля больше скорости красного/ (Слайд 6 «Решение задачи на движение из разных пунктов в одном направлении») Слайд 7 «Движение из одного пункта в разных направлениях». ? Какие вопросы вы могли бы задать по этой ситуации? /желательно услышать: через какое время расстояние между автомобилями станет равным S км, проверить решение на слайде 8/. 4 часть. Закрепление изученного материала. 10 - 12 мин Работа с учебником: п. 3.5, рассмотреть схемы (рис. 74, 75). 5 км/ч 4 км/ч 5 км/ч 4 км/ч а) б) Ещё раз повторить скорость сближения, удаления. Устно с учащимися разобрать № 340, скорости сближения (удаления) показывают руками в виде физкульт минутки (скорость сближения – руки в одном направлении, скорость удаления – руки в разных направлениях) Как измениться расстояние между двумя автомобилями (уменьшается или увеличивается) и на сколько километров в час, если они движутся со скоростями 70 км/ч и 90 км/ч: а) из одного пункта в противоположных направлениях; б) из двух разных пунктов навстречу друг другу? № 341 Используя рисунок (рис. 76), вычислите для каждого случая скорость сближения или скорость удаления. Как вы думаете, кто мог двигаться в каждом из этих случаев? а) 5 км/ч 6 км/ч б) 15 км/ч 5 км/ч в) 40 км/ч 70 км/ч г) 10 км/ч 12 км/ч Важно следить за речью учащихся, логикой их рассуждений. Во время ответов поощрять правильные словами «Умница», «Молодец», «Ты все правильно объяснил» и т. п. Задание классу № 342 – письменно в тетради. Из одного пункта в противоположных направлениях выехали две автомашины со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. Какое расстояние будет между ними: а) через 2 ч; б) через 3 ч? Решите задачу двумя способами. Задачу решают по вариантам: 1 вариант решает задачу а) используя скорость удаления 2 вариант – решает задачу а) находя расстояние для каждого участника движения 3, 4 вариант аналогично задача б) На доске записываются решения задачи б) с последующей проверкой. Индивидуальные задания выполняются учащимися тогда, когда учащиеся выполняют № 342. По рисункам, предложенным учащимся нужно ответить на вопрос. 1. Найдите скорость и укажите какая это скорость: скорость сближения или удаления. Через какое время произойдет встреча участников движения? (для «хороших» учащихся, 2 человека: одному правая задача, другому – левая). 2. Ветер – это тоже участник движения. Самолет - это второй участник движения. Найдите с какой скоростью движется самолет? Найдите расстояние, которое пролетит самолет за 2 ч в каждом случае. /задача для «сильных» учащихся, 2 ученика в тетрадях/ 3. Укажите как измениться расстояние между двумя участниками (уменьшиться или увеличится) и на сколько километров в час? /задача для «слабых» учащихся/ Слайд 9 «Подведение итогов урока» ? - Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Что для вас оказалось самым интересным? Самым трудным? Используя рисунки индивидуальных заданий, найти в каждом случае скорость сближения или удаления. /если позволяет время/ Задача с самолетами обсуждается последней. При задании на дом обратить внимание, что № 343 решается аналогично задаче 1 пункта учебника, № 344(а) – аналогично задаче 2 пункта учебника. пункт 3.5 (разобрать примеры решения задач двумя способами), № 343(а), № 344(б), дифференцированное задание (задачи предлагаются трех уровней сложности, уровни сообщаются учителем). Нужно решить одну задачу из дифференцированных задач по выбору учащегося. Проработать тренажер задач на движение (раздается каждому учащемуся). Выставляются оценки. Урок окончен, СПАСИБО! Слайд 10. Тренажер «Задачи на движение»
Дифференцированно домашнее задание.
|