Скачать 159.34 Kb.
|
МКОУ Смаглеевская средняя общеобразовательная школа Урок биологии в 8 классе Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление» Лабораторная работа «Измерение артериального давления» Учитель биологии Субботина О.Н. 2012 Тема: Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лабораторная работа «Измерение артериального давления» Цели урока: Образовательная: раскрыть причины движения крови и лимфы, сформировать понятия кровяное давление и пульс, объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах, научить учащихся определять пульс. Развивающая: продолжить формирование знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями. Воспитательная: воспитание необходимости бережного отношения к своему здоровью Оборудование: таблицы «Кровеносная система», «Схема кровообращения», карточки с тестами, карточки для индивидуальной работы, презентация. Ход урока. I. Организационный момент (Приложение 1) II.Актуализация опорных знаний - Слайды N 2-8 1) Дополни: (Приложение 2)
2) Строение сердца (Приложение 3) 3) Кровеносные сосуды (Приложение 4) 4) Какие из перечисленных характеристик относятя к венам и какие – к артериям? (Приложение 5)
5) Круги кровообращения. (Приложение 6) 6) Фазы сердечной деятельности (Приложение 7) 7) Тестовое задание. Выберите верные утверждения: (Приложение 8) 1-Большой круг кровообращения начинается от правого желудочка. 2-Кровь из сердца в большом круге кровообращения поступает в аорту. 3-Кровь по малому кругу поступает к органам и тканям. 4-Артерии - это сосуды, по которым течет артериальная кровь. 5-Вены малого круга несут артериальную кровь. 6-Кровь, поступающая по сосудам малого круга в легкие, всегда венозная. 7-Артерии – это сосуды, несущие кровь от сердца. 8-Вены – это сосуды, по которым течет венозная кровь. 9-Кровь из малого круга поступает в левое предсердие. 10-Систола – общее расслабление сердечной мышцы. III. Изучение нового материала 1. Сообщение темы и постановка целей урока. Урок-исследование по теме: Движение крови по сосудам (Приложение 9 ) Задачи: (Приложение 10) - познакомиться с понятиями “кровяное давление”, “пульс”; - научиться измерять кровяное давление, определять частоту пульса; - актуализировать знания о кругах кровообращения 2. Формулирование проблем темы на уроке: Что является причиной движения крови по сосудам? (Приложение 11) 3. Вступительное слово учителя. Учитель обращает внимание учащихся на слова, которые написаны после темы урока: «Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических вопросов...» . (Приложение 12 ) Эти слова были написаны немецким врачом и естествоиспытателем Ю. Майером, человеком, который впервые четко сформулирован закон сохранения энергии. На протяжении многих веков биология была лишь описательной наукой и практически не объясняла причин большинства явлений, происходящих в живом организме. 4. Учитель: -Человек и его организм - это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, физика. Тема нашего урока сегодня" тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека. Все физические процессы, которые лежат в основе жизнедеятельности организма, изучает новая наука, получившая название биофизика. Сегодня у нас с вами очень много вопросов, которые нам предстоит решить. Дополнительная информация. Кровь нагнетается в кровеносное русло благодаря сокращениям сердца и начинает движение по сосудам кровеносной системы. Движение крови подчиняется законам гидродинамики, хотя в организме эти законы приобретают новое, более сложное содержание. Движение крови по сосудам изучает наука гемодинамика (Приложение 13) («гемо» - кровь). Пульс Сокращаясь, сердечная мышца оказывает сильное давление на находящуюся в желудочках кровь. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой обладают высокой эластичностью. Поэтому, когда кровь поступает в аорту, она начинает расширяться и расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится. После этого силы упругости растянутой стенки аорты, стремясь вернуть ее к первоначальным размерам, выжимают кровь в более удаленный от сердца участок артерии (обратному току препятствует клапан). Этот участок артерии растягивается, и все повторяется сначала. Поэтому после каждого сокращения сердца вдоль деформации, подобно тому, как распространяются волны по натянутой струне или на поверхности воды от брошенного в нее камня. Распространяющиеся вдоль артерии колебания ее стенок получили название артериального пульса. Его можно ощутить, если на артерию, находящуюся вблизи поверхности тела (например, у запястья), положить палец. (Приложение 14 ) Измерять частоту, ритмичность пульса люди научились задолго до того, как стало известно его происхождение. Первые упоминания об измерении пульса у человека датируются III тысячелетием до н. э., когда китайский император Хоам-Ту с придворным врачом использовали регистрацию пульса для постановки диагноза. Простота измерения пульса (не нужно никаких приборов, кроме секундомера) делает его одним из основных показателей здоровья и в настоящее время. (Приложение 15 ) Практическая работа Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок, а не с толчками, возникающими при движении крови. Предварительные пояснения. Чтобы решить эту задачу, надо на каком-то участке артерии остановить движение крови так, чтобы стенки артерий могли продолжаться колебаться. Для этого найдите пульс на лучевой артерии, прощупайте его четырьмя пальцами. Наметьте точку А, ближайшую к большому пальцу исследуемой руки, и точку В, наиболее удаленную от большого пальца. Кровь течет от точки «в» к точке «а». Зажмите артерию в точке а и остановите движение крови на участке «в - а». Ощущаете ли вы пульс? 1.Теперь зажмите артерию в точке «в». Остановилось ли движение крови в этом случае? Ощущаете ли вы пальцами колебательные движения стенки артерии? 2.По данным наблюдениям сделайте выводы; зависит ли пульсовая волна от движения крови? Оценка результатов. Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от отсутствия или наличия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу, мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий. А Д -Артериальное давление Как объяснить тот факт, что кровь течет в сосудах даже снизу вверх (по венам ног к сердцу), преодолевая силу тяжести. Какая физическая (гидродинамическая) причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспрерывно и даже снизу вверх. Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях создается давление. При сокращении сердечной мышцы давление крови в левом желудочке доходит до 140-150 мм рт. ст. Под таким давлением кровь поступает в аорту, где давление ее уже несколько ниже 130—140 мм рт.ст. И чем дальше движется кровь, тем ниже и ниже становится давление. В артериях оно составляет 120-130 мм рт.ст. Особенно резко давление падает в мелких артериях - до 60-70 мм рт. ст., а в капиллярах—до 30-40 мм рт. столба. В мелких венах давление 5-10 мм рт. ст., а в крупных венах оно может бьгть даже отрицательным (ниже атмосферного почти на 5 мм). За счет разницы давления крови в сосудах, последняя устремляется в область более низкого давления, т. е. течет от артерий к венам. Артериальное давление является одним из важнейших показателей гемодинамики. Впервые это давление было измерено английским священником С. Хейлсом в 1733 г. Метод, предложенный Хейлсом, был сопряжен со значительной потерей крови и даже риском для пациента. В 1896 г. итальянский врач С. Рива-Гоччи изобрёл прибор, которым пользуются до настоящего времени. В 1905 г. русский врач Н.С. Коротков видоизменил метод Рива-Гоччи так, чтобы можно было измерять и диастолическое давление крови. Он предложил прослушивать пульсовые волны лучевой артерии фонендоскопом. (Приложение 16 ) Причины движения крови по сосудам Сердце сокращается и выбрасывает кровь в артерии. В них создается повышенное кровяное давление. При движении крови по сосудам ее давление постепенно уменьшается. В венах, которые впадают в сердце, оно становится наименьшим. Разность давления в артериях и венах и является основной причиной непрерывного движения крови по сосудам. Кровь перемещается к месту наименьшего давления. Величина артериального кровяного давления — показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. У здорового человека при выталкивании крови из желудочков оердца оно составляет в плечевой артерии 120 мм рт. ст., а при их расслаблении 70 мм рт. ст. При заболеваниях сердца и сосудов величина артериального давления может сильно измениться. Обычно артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора. Как и почему изменяется артериальное давление крови? (Приложение 17) -После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое давление называют верхним, или систолическим давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление называют нижним, или диастолическим. Колебания давления должны изменяться в определенных границах. Если они выходят за эти пределы, превышая норму, сосуды могут не выдержать, разорваться, что нередко приводит к гибели больного. Если поражены, сосуды, мозга, наступает инсульт; если поражены сосуды сердца — происходит инфаркт, повреждение определенного участка сердечной мышцы. Когда человек выздоравливает после инфаркта, этот участок все равно больше не функционирует, так как мышечная ткань замещена рубцовой соединительной тканью, которая не способна сокращаться. Если давление опускается ниже нормы, кровоснабжение органов затруднено, страдают головной мозг, сердце, почки и другие органы. Повышенное давление ведет к гипертонии, пониженное — к гипотонии. Оба заболевания достаточно опасны и требуют лечения, иногда длительного. Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. (Приложение 18) Уровень кровяного давления у человека с возрастом меняется. От 16 до 50 лет давление равно 110-126 мм рт.ст. К 60 годам оно повышается до 135-140 ммрт.ст. Если кровяное давление поднимается выше 150 мм рт.ст., это уже заболевание — гипертония, если же давление ниже 110 мм рт.ст. — это гипотония. Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше этого возраста приходится применять другую формулу.) АД верхнее = 1,7 х возраст + 83. АД нижнее = 1,6 х возраст + 42. (АД — артериальное давление, возраст берется в целых годах.) Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает" верхнее давление, а знаменатель нижнее, то есть в данном случае АД = 110/65. IV. Лабораторная работа.1 (Приложение 20) Тема: Измерение артериального давления Цель: отработать методику измерения артериального давления. Ход работы. 1. Вычислите артериальное давление по формуле: АД сист = 1,7*возраст + 83 АД диаст = 1,6*возраст + 4 2. Измерьте своё артериальное давление с помощью тонометра. Верхнее число на дисплее тонометра обозначает систолическое (верхнее) давление. Нижнее число соответствует диастолическому (нижнему) давлению. Запишите полученный результат. 3.Сравните полученные в эксперименте данные с расчётными. Сделайте вывод о состоянии своего артериального давления. Перераспределение крови в организме . Опыт Моссо (Приложение 19) - Кровь составляет приблизительно 1/13 веса человека. Но не вся кровь, а только половина ее циркулирует по организму в кровеносных сосудах. Другая половина находится в запасе, в так называемых «кровяных депо». Такие «депо» крови — печень, селезенка, кожа. В «кровяных депо» находится около 46 % крови. Когда возникает необходимость в пополнении крови, что бывает при усиленной мышечной работе или кровопотере, кровь выбрасывается из «депо» в кровеносные сосуды и нормальная деятельность организма продолжается. Когда же тяжелая работа прекращается, часть крови вновь заполняет сосуды печени, селезенки и кожи. Остальная половина крови, которая циркулирует в кровеносных сосудах, строго распределяется между различными органами, получающими разное количество крови. Особенно много крови получает работающий орган. Когда человек занимается умственной работой, кровь больше приливает к мозгу. А после приема пищи кровь перераспределяется по-новому: она приливает к желудку и кишечнику, т. е. к органам, которые начинают усиленно работать. Количество крови, притекающей по сосудам органов пищеварения, увеличивается в это время на 30-50 % противостоять гидравлическим ударам. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Это интересно. -Кто из нас не мечтал полететь в космос « увидеть Землю со стороны? К сожалению, лишь для немногих из нас эта мечта осуществится. Уж очень сложна и до сих пор опасна профессия космонавта. Первое, с чем сталкивается космонавт при взлете, это ускорение, когда космический корабль быстро набирает скорость. Во время выведения корабля на орбиту искусственного спутника Земли на космонавта в течение почти 5 минут действует ускорение, значение которого может изменяться от § до 7§. Другими словами, вес космонавта во время старта корабля может достигать семикратной величины. Однако трудность выполнения различных движений при увеличении веса космонавта - это лишь одна сравнительно легко переносимая сторона воздействия ускорений в космическом полете. Самые значительные изменения при воздействии ускорений возникают в системе кровообращения. Если ускорение направлено от таза к голове, действие инерционных сил приводит к оттоку крови из сосудов головы ее приливу к органам нижней части туловища. В результате возможны расстройства зрения и даже обмороки. Все эффекты ускорений в системе кровообращения связаны с высокой растяжимостью стенок кровеносных сосудов; благодаря этой растяжимости изменение давления крови может изменять объем кровеносных сосудов и содержащейся в них крови. Как обеспечить нормальное кровообращение у космонавта и пилота реактивного самолета при действии ускорений? Самое простое решение — это расположить человека так, чтобы его размеры в направлении ускорения были минимальны. Тогда артериальное давление в разных частях тела будет различаться незначительно и перераспределения крови не будет. Вот почему космонавты стартуют и приземляются в полулежащем положении. Но как быть пилотам реактивных самолетов? Выполняя резкое маневрирование, они не могут находиться влежачем положении, т. к. им необходимо в это время управлять машиной. А что если на пилота надеть плотно облегающий костюм, между внутренним и внешним слоями которого налита вода?! Тогда при ускорениях давление воды в любом участке такого костюма будет изменяться на ту же величину, что и давление. Вот почему после обеда появляется сонливость и желание отдохнуть. Итак, в организме непрерывно в зависимости от труда и внешних условий происходит распределение крови: сосуды одних органов сужаются, а других органов - расширяются. Большинство живущих на Земле животных «горизонтальные». Головной мозг и сердце — два самых важных органа — находятся у них на одном уровне. Это очень удобно. Сердцу не нужно дополнительных усилий, чтобы снабжать мозг кровью. Человек не относится к «горизонтальным» животным. Поэтому у него относительно высокое давление. К таким же гипертоникам относятся и некоторые птицы (петух) и, конечно, жираф. Сердце типично «горизонтальных» животных не способно обеспечивать кровоснабжение мозга при неестественной позе. Например, если кролику или змее придать вертикальное положение, они очень скоро потеряют сознание из-за анемии мозга. Что является причиной движения крови по сосудам? (Приложение 21-22) V.Охрана здоровья 1. Факторы, негативно влияющие на сердце. Приложение 23) 2. Условия нормальной работы сердца. (Приложение 24) VI. Общие выводы урока 1. В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами. 2. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем, и сопротивления, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения.
VII. Закрепление изученного материала
VIII. Д/з : § 19 Самоанализ урока Урок проводился в 8 классе по теме: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лабораторная работа. «Измерение артериального давления» Тип урока комбинированный, и основной его задачей является: – раскрыть, -Что является причиной движения крови по сосудам ? Урок соответствует схеме комбинированного урока. 1 Постановка цели урока. 2 Фронтальный опрос и его итоги. 3 Формулирование проблем темы. 4 Поэтапное решение проблем . 5 Закрепление знаний и умений. 6 Информация о домашнем задании. Задачи урока: Образовательная: раскрыть причины движения крови и лимфы, сформировать понятия кровяное давление и пульс, объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах, научить учащихся определять пульс. Развивающая: продолжить формирование знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями. Воспитательная: воспитание необходимости бережного отношения к своему здоровью Данный урок комбинированный с валеологическим содержанием, тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как в ходе урока повторили строение и функции сердца и кровеносных сосудов, большой и малый круги кровообращения, фазы сердечной деятельности, изучили новый материал. Повторение учебного материала предыдущего урока проведено в виде фронтального опроса, теста с использованием презентации. Для закрепление была дана самостоятельная работа (методика: «Вставь пропущенное слово», «Закончи фразу» (устное тестовое задание) ). При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, что повышает мотивацию учения и повышение качества знаний учащихся по предмету, активизирует мыслительную деятельность учащихся; таблицы, плакаты, работа с учебником. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный. . Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме практической работы «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок, а не с толчками, возникающими при движении крови.» и лабораторной работы «Измерение артериального давления». Особых трудностей при изучении нового материала не возникало, т.к. учащиеся хорошо освоили предыдущую тему, и постоянно шла опора на знания детей, материал был изложен в полном объеме. Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы, формулировка которой создала ситуацию занимательности, вызвала познавательный интерес к уроку. Темп урока выдержан. В ходе урока активизировалось внимание учащихся при смене различных видов деятельности. При обобщении материала была организована опора на предыдущие знания и жизненный опыт учащихся, знания полученные при изучении данной темы могут быть использованы в жизни. Доброжелательная атмосфера, высокая работоспособность учащихся в течение урока поддерживались за счет того, что осуществлялся личностно-ориентированный подход. Учащиеся проявили большой интерес к уроку, активно работали. Оценки за работу на уроке выставлялись после каждого этапа урока с комментариями. Между учителем и учениками существует взаимопонимание и взаимоуважение, атмосфера на уроке доброжелательная. Цель урока была достигнута. |
Урок биологии в 8-м классе "Гормоны дирижеры жизни" Учитель биологии мкоу сош №3 г. Киренска иркутской обл. Тараканова Александра Анатольевна | Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову | ||
Программа по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология» Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню... | Урок биологии в 8б классе по теме «Что надо знать о витаминах» Моу гимназии №9 прошел городской семинар учителей биологии, географии и химии. Тема городского семинара: «Формирование ууд на уроках... | ||
Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | Жукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская... Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации» | ||
Анализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен... Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-... | Урок биологии в 9 классе Тип классного часа: комбинированный, ознакомление с историческими событиями страны | ||
Урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь жидкая ткань", "Иммунитет"... ... | Урок для заместителей директоров школ по учебной работе «Сельскохозяйственные... Основанием для участия в конкурсе считаю следующие результаты работы в соответствии с критериями оценки из Положения о конкурсном... | ||
Урок биологии в 8 классе Научить учащихся в ходе эксперимента делать выводы о строении и физиологии глаза | Урок биологии в 8 классе. «Кровь, её состав и значение» По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстрированный, проблемно-поисковый | ||
Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» Мбоу «Верхнелиповская оо школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области | Урок биологии в 9 классе Обучающие усвоение знаний о строение и функциях черепа, мозгового и лицевого отделов, образующих его | ||
Урок биологии в 6 классе по теме «Строение цветка» Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать | Урок по биологии в 6 классе. Тема: Классификация покрытосеменных растений Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных систематических |