Миф о репрессиях в советской науке





НазваниеМиф о репрессиях в советской науке
страница1/43
Дата публикации29.11.2014
Размер5.36 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

14-09-2014

МИФ О РЕПРЕССИЯХ В СОВЕТСКОЙ НАУКЕ
МИФ О ПРИТЕСНЕНИЯХ УЧёНЫХ В СССР СТАЛИНЫМ
СЧИЩАЯ ГРЯЗНЫЕ ПРОМОКАШКИ С ИМЕНИ ЛЫСЕНКО

Сигизмунд Сигизмундович Миронин

"Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным..."

Евангелие от Марка (глава 4, стих 22)

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АВГУСТОВСКАЯ 1948 ГОДА СЕССИЯ ВАСХНИЛ. СОМНЕНИЯ.

ГЛАВА 2. КТО БЫЛ ПРАВ?

ГЛАВА 3. КТО ВЫ, АКАДЕМИК ЛЫСЕНКО?

ГЛАВА 4. ПОЧЕМУ БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА СЕССИЯ ВАСХНИЛ?

ГЛАВА 5. БОРЬБА ПРОТИВ НАУЧНОГО ПЕРИФЕРИЗМА И РУССКИЙ КАК ЯЗЫК НАУКИ.

ГЛАВА 6. "РЕПРЕССИИ" В НАУКАХ.

ГЛАВА 7. ПРЕДВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ МАРКСИСТАМИ И УЧЕНЫМИ.

ГЛАВА 8. ПРИЧИНЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ГОНЕНИЙ НА УЧЕНЫХ.

ГЛАВА 9. СОВЕТСКАЯ НАУКА И СТАЛИН.

ГЛАВА 10. ПОСЛЕ СТАЛИНА.

ГЛАВА 11. ПОЧЕМУ СТАЛА ОТСТАВАТЬ СОВЕТСКАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
...необходимо иметь смелость видеть вещи такими, какие они есть.

(О. Шпенглер)
Вы взяли в руки почти что детектив. Правда, этот детектив необычного свойства. В обычном детективе есть герои, расследующие преступления, есть преступники, есть лирические отсупления, описание места событий и много, много воды... Мне придется заменить следователя и самому, в вашем присутствии, расследовать факты, давать им оценку. Лирику пришлось убрать за неимением места (правда один раз не удержался – каюсь). Выводы же придется делать самому читателю. И хотя я свои выводы все же сформулирую, решать, прав ли я, доведется вам. Как говорят в популярной телепередаче, судите сами.
Сложности моей работы, как вы сами увидите, будут огромными. В России в истории науки, да и в обычной истории нет фактов, есть мифы, созданные научными князьками, снобами от науки, монополизировавшими доступ к издательствам и средствам массовой информации. У них много денег, поступающих из Вашингтонского обкома, и они вдалбливают в мозги читателей удобные им интерпретации фактов и мифов о СССР и о Сталине. Давайте же пройдемся вместе со мной по пути познания истины. Я буду задавать вопросы и отвечать на них. А вы проверять, правильно ли я на них отвечаю.
А сама книга вот о чем. 7 августа исполняется 60 лет со дня завершения работы знаменитой Августовской сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина (ВАСХНИЛ). Но это ещё не все. 20 ноября 2006 исполнилась 30–я годовщина со дня смерти выдающегося советского ученого - биолога академика Трофима Денисовича Лысенко. А 29 сентября 2008 года исполняется 110 годовщина со дня его рождения. Увы, мне придется большую часть этой книги посвятить не описанию творческого наследия Трофима Денисовича, а опровержению гнусной клеветы на него, состряпанной бесчестными и корыстными людьми, и "отмыванию" сессии ВАСХНИЛ. Я буду писать не только о самом академике Лысенко и его роли в генетике и селекции, я вынужден заниматься счищением с имени Лысенко испачканных промокашек, наслоившихся за длительный исторический период.
В годы «перестройки» вокруг имени Лысенко была развернута дикая истерия, сравнимая с истерией вокруг имен Берии и Сталина. Поэтому к настоящему времени имя акад. Лысенко настолько заплевано и оболгано, что в массовом сознании олицетворяет собой все худшее, что может принести с собой лженаука, а сам он представлен шарлатаном и мракобесом. При этом клеветники не стесняются даже открытой лжи и подтасовок, достойных даже не желтых газет, а геббельсовских поделок.
Я, как профессиональный клеточный биолог, хорошо знакомый с генетикой, категорически утверждаю, что данная точка зрения лишена оснований и Лысенко, на самом деле, является выдающимся советским естествоиспытателем (хотя и не ученым, в обычном смысле слова), что я и доказываю в настоящей книге. И я не одинок в своих суждениях. В 1996 году Дж. Симмонс опубликовал книгу о ста отобранных им ученых, где они были расположены в порядке значимости их открытий для человечества. Лысенко получил номер 93. Очевидно, что не случайно...
В современной литературе много внимания уделяется обвинениям Сталина в том, что он, дескать, разгромил советскую генетику в ходе приснопамятной сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им Ленина (ВАСХНИЛ) 1948 года, тем самым будто бы отбросив советских генетиков на задворки мировой науки. Продолжая раскрывать тему "сталинских репрессий", я попытаюсь проанализировать и этот исторический факт, факт административных гонений на генетиков после 1948 года, беспристрастно разобраться во всех этих обвинениях против Сталина, продолжая свою прежнюю линию – не замалчивать неприятные факты и избегать фанатизма и эмоций. Я попробую посмотреть на данный исторический факт не только с точки зрения обид некоторых генетиков [1], но и с точки зрения проблем всей советской страны и ее науки и, одновременно постараюсь избежать некоторых приемов оправдания Лысенко, которые использует Ю. Мухин и его последователи [2].
В свое время, когда я писал книгу про Сталинский порядок, последним Рубиконом, за которым начиналось полное оправдание в моей душе поступков Сталина была как раз печально известная сессия ВАСХНИЛ. Я тогда думал, что Сталин и марксисты совершили ошибку, разгромив формальных генетиков, и даже выложил на интернет форум С.Г.Кара–Мурзы первый вариант своей статьи про Лысенко, написанной с позиции осуждения Сталина и самого Лысенко.
Большинство биологов до сих пор единодушны в том, что деятельность Лысенко носила антинаучный характер, а разгром советской школы классической генетики на несколько десятилетий затормозил развитие биологии в России. По мнению противников академика Лысенко, игнорирование им формальных научных правил и многочисленных и хорошо известных экспериментальных фактов в сочетании с использованием идеологической фразеологии и политических обвинений в борьбе с оппонентами позволяет квалифицировать его деятельность как антинаучную. Именно так оценивают ее подавляющее большинство биологов как в России, так и за рубежом. Однако эти обвинения в адрес академика в большой мере преувеличены, беспочвенны. Не нужно забывать, что наука - это не партсобрание, и научная истина определяется не большинством голосов, пусть даже подавляющим и зарубежным. Как пишет Википедия, в то же время до сих пор имеется некоторое количество здравомыслящих людей, не обязательно последователей Лысенко, считающих, что обвинения его в «физической расправе над оппонентами» и «отрицании генетики» не являются в малейшей степени доказанными, что любые обвинения должны быть доказаны.
В годы "Перестройки" и в особенности после краха СССР было опубликовано множество книг, где осуждается так называемые репрессии в советской науке. Приведено много фактов административных мер по отношению к ученым. Чтобы без фанатизма понять причины подобных фактов, надо осознать механизм функционирования советской науки и взглянуть на события тех лет глазами Сталина, а не только глазами его критиков, надо понять его аргументы и сделать это следует, ещё раз подчеркну, без фанатизма и политических пристрастий.
Скажу сразу, что административные гонения на генетику и генетиков после 1948 года были, возможно, единственным и, видимо, непредвиденным сбоем в процессе адаптации советской науки к русскому способу производства, наиболее полно реализованному именно в годы правления Сталина. Однако не отрицая пагубной роли административных гонений на ученых–генетиков, я в данной книге докажу, что сбой, произошедший с Лысенко, принес советской науке гораздо меньше вреда, чем клановость в науке, монополизация истины и научное кумовство, широким фронтом расцветшие после смерти Сталина. Я попытаюсь продемонстрировать, что Сталин использовал открытые собрания ученых сообществ как раз для борьбы с этими негативными проявлениями в советской науке. Все это и подтолкнуло меня к написанию данной книги.
И все–таки, зачем же я написал эту книгу? Чтобы отмыть историю моей родины, очистить от грязных промакашек имя великого лидера советского народа, каким является И.В.Сталин. Народ не должен забывать свою историю. Нужно знать и помнить о событиях, не всегда, имеющих пложительную окраску в умах людей. Помнить и не допускать повторения подобных неурядиц в будущем. Зачем я все это мусолю? 1. Чтобы 1) восстановить справедливость, 2) очистить облик Сталина. Да и вообще, когда все за то я, как и баба–яга, против. Ну ненавижу я эти жирные и наглые хари новых русских и всяких там олигархов, спускающих российское национальное богатство по Куршавелям. Пусть боятся прихода Неосталина.
О чем эта книга? Это книга не о том, что административных репрессий советских ученых не было. Они были. Это книга о том, какова логика поступков Сталина, анализ того, были ли у него другие пути и решения. В данной работе я остановлюсь на основных мифах, касаюшихся роли Сталина в административных гонения ученых. Я хотел дать понятные ответы на многие сложные вопросы, возникающие в связи с этим феноменом. Что было на самом деле? Имело ли место желание Сталина подмять под себя советскую науку? Моей задачей было анализ деятельности Сталина как лидера государства, столкнувшегося с геополитическими проблемами ужасающей сложности и успешно их решавшего. И снова и снова повторю – я стремился смотреть на горькую тему гонений ученых без эмоций, фанатизма и политической ангажированности. Уж как получилось – вам судить.
В настояшей книге я попытаюсь объективно, хотя и с точки зрения непрофессионала, проанализировать имеющиеся в интернете доступные сведения о так называемых репрессиях в советской науке. Сразу отмечу, что в этой работе я доказываю собственную концепцию и не собираюсь спорить с авторами прежних концепций касательно деяний И.С.Сталина, ибо для подробного изложения и анализа всех предыдущих работ пришлось бы написать десятитомник. Поэтому я заранее приношу извинения за скупость, с которой мне пришлось цитировать материал. Свой анализе я основывал на доступных в русскоязычном интернете источниках.
Снова повторюсь и в данной книге – поскольку я не историк – я часто шел путём компиляций, используя существующие монографии и статьи как вторичные источники фактического материала и интересных идей и предложений и отсылая читателя к этим монографиям или статьям, где он найдёт исходный материал. А раз так, то в книге нет первичного научного материала, и она представляет анализ результатов, полученных другими исследователями и журналистами, в том числе антисталинистами. Читателей, желающих глубже ознакомиться с той или иной темой, я отсылаю к исходным статьям. Я биолог, и поэтому не совсем представляю правила организации ссылочного материала, принятые у историков, и поэтому использовал правила, принятые в своей науке.
Поскольку я здесь активно использую текст, написанный рукою других авторов, хотя и с небольшими моими модификациями, то это не позволяет мне ставить иногда кавычки. Некоторые главы содержат много текстов различных авторов, видоизменённых мною для удобства изложения близко к оригиналу, но с исправлениями и сокращениями. Поэтому я не оформляю изменённые чужие тексты как цитаты, а даю в конце ссылку на то, что цитирую по такому-то автору.
Источники информации, где я взял модифицированные тексты или суждения, приведены в примечаниях–сносках, а сама использованная литература – в списке литературы. Содержание Примечаний ко всей работе читатель найдет в конце книги. Там же находится список использованной литературы. По сути, данная работа – это аналитический обзор исторической литературы и беллетристики, подготовленный по правилам написания обзора биологической литературы.
Почему именно я написал эту книгу и почему решил, что она будет интересна читателям? Да потому, что никто другой так и не удосужился это сделать. У меня же, по-правде сказать, вначале и мыслей не было писать книгу о Лысенко. В ответ на эту и еще одну мою публикацию про Лысенко мне пришло огромное число отзывов, а в интеренете появилось более 80 перепечаток этих материалов. Интересно, что моя книга про Сталина “Сталинский порядок” вызвала ненависть со стороны антисталинистов, что говорит о том, что я не зря ее писал... После этого, а особенно после выхода в свет моей первой книги о Сталине пришло много просьб написать отдельную книгу про репрессии ученых. И я подумал, Сигизмунд, если не ты, то кто же?
В своё время, не будучи специалистом по истории науки, более того, по сути являясь дилетантом в указанной области, я не обратил в своё внимание на большой пласт англоязычной литературы, почему–то практически не цитируемой как Западе, так в в России. Более всего меня поразил тот факт, что несмотря на их доступность через интернет [3], статьи о Лысенко практически не известны русскоязычному читателю. Более всего меня поразил тот факт, что несмотря на их доступность через интернет, статьи, посвященные заслугам Лысенко никем не читаются и не упоминаются и, фактически, игнорируются российскими учеными.
Систематизация прочитанного материалом и стала основой данной книги. По сути, данный текст явился результатом моего нового понимания проблемы. В нем я, используя статьи и книги того же Сойфера, и другие англоязычные источники попытаюсь показать, что 1) Лысенко не виноват в административных гонениях на морганистов, 2) Сталин не собирался никого репрессировать и его целью была ликвидация клановиости и монополиста, а также попытка направить активность ученых на решения важнейших прикладных проблем, 3) не администраивные гонения на морганистов стали причиной отставания билогической науки, а уменьшения финансирования, новое прорастание клановости и "вмененного" соавторства директоров НИИ, академиков, а главное – диссертацинонная ловушка, в которую попал СССР и крепко засела нынешняя Россия.
Итак, как и в большинстве случаев исторических фальсификаций правда оказалась простой и однозначной. Сталин не хотел никого репрессировать, он хотел несколько умерить пыл формальных генетиков и заставить их не мешать Лысенко делать свое важное дело по помощи сельскому хозяйству. Самое интересное в том, что спор о правоте Лысенко никакого отношения к современной науке не имеет. Она ушла намного дальше от тезисов и постановок задач морганистов и лысенковцев. Вопрос о правоте, я бы назвал чисто спортивного плана, если бы не одно "но" - из Лысенко сделан жупел, пугало. Какие-то люди (впрочем известные), выгнули историческое пространство и навязали нам ложь о нашем прошлом. Моя задача состояла в том, чтобы разогнуть историческое пространство.
А что же ещё написано в книге? Продолжая без эмоций раскрывать тему сталинского социализма, я попытаюсь проанализировать не только факт, который обычно ставится в вину Сталину, - административные "репрессии" в науке в виде послевоенных научных сессий и связанных с ними событий. Я попробую также рассмотреть, а были ли вообще все эти репрессии, историю, логику и причины административных репрессии против ученых, имевших иную научную точку зрения, другую модель реальности, чем та, которая навязывась официальными догматиками от марксизма. В данной книге речь пойдет и о "деле КР", сталинских "гонениях" на языкознание... Однако я не могу детально описывать все эти события. Я дам лишь историческую канву.
В настояшей книге я попробую рассмотреть не только фактологическую канву, но и историю, логику и причины административных репрессий против ученых, имевших иную научную точку зрения, другую модель реальности, чем та, которая навязывась официальными догматиками от марксизма. При этом, повторяюсь, я опять попробую продолжить свою прежнюю линию – не врать и не впадать в фанатизм и по поводу и данных гонений.
Первая глава книги посвящена событийному анализу событий 1948 года и последствий авгусотвкой сессии ВАСХНИЛ 1948 года. Во второй главе мне придется вновь переосмыслить события, которые привели к созыву августовский сессии. Далее я объясняю с точки зрения современной молекулярной биологии, что Лысенко был был прав. В следующих главах рассмотрен вопрос о репресиях ученых в других науках. В конце книги мне пришлось проанализировать мотивы поведения Сталина в этом вопросе. Я попробую ретроспективно, на основе оценки результатов действия Сталина, переосмыслить причины и мотивы Сталина, заставившие его созвать сессию ВАСХНИЛ. Последняя глава книги посвящена анализу событий, которые произошли в советской науке после смерти Сталина, анализу причин, почему несмотря на огромный потенциал заложеный Сталиным, он остался нереализованным.
Да! Я не буду избегать обсуждения горьких страниц истории советской науки и ошибок Сталина. Но только не надо только навешивать на меня ярлык антисоветчика, обвиняя в ошельмовывании советской науки – это типичный манипулятивный приемчик. История советской науки была сложна и противоречива. Успехи советской науки обшеизвестны и признаны Западом. Достаточно сказать, что после смерти Сталина СССР имел половину всех инженеров в мире и более половины всех геологов [4].
В целом, наука в СССР давала конкретные результаты. СССР первым создал атомную станцию, первым запустил спутник, первым вывел человека в космос, первым разработал Токамаковскую модель для термоядерого синтеза. СССР был лидером в теоретической физике и математике, океанографии, металлургии, магнитогидродинамике, химическом катализе. В 1960–х 1970–х годах советские ученые лидировали в термоядерном синтезе.
Именно в годы советской власти наука в России получала наибольшую поддержку со стороны государства. Именно тогда, в СССР, было наибольшее количество ученых - специалистов в разных областях науки, а также научных школ, что дало ряд блестящих открытий в самых разных областях научной деятельности.
Да! Мы не должны оплевывать советскую науку, но не надо и создавать лубок – мы не должны лакировать недостатки, имевшие в те годы. Их надо показывать и находить причины их возникновения. Важно продумать мероприятия, направленные на то, чтобы сделать науку в СССР–2 еше более эффективной. То же, что стало с наукой в нынешней России вообше не подлежит описанию. Она практически исчезла и это значит, что суверенная Россия в опасности.....
Ну и последнее. Почему–то наследники морганистов присвоили себе наименование генетиков. На самом деле, Лысенко и его сподвижники имели не меньше прав сказать, что они генетики тоже. Но Лысенко постоянно подчеркивал, что он мичуринец. Поэтому я в книге буду называть противников Лысенко морганистами, а лысенковцев – мичуринцами. Ну и самое, самое, самое последнее – прошу прощения за профессиональную лексику, использованную в ряде параграфов. Хотя я старался, все–таки написано сложно, но проще было нельзя. Кроме того я дал лишь основные вещи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Миф о репрессиях в советской науке iconПрограмма 00-10. 00 регистрация гостей (фойе 1-го этажа ук №2), видеофильм...
Миф и обучающиеся 9-11 классов образовательных учреждений Волгоградской области; участники и их научные консультанты получают сертификаты...
Миф о репрессиях в советской науке iconРоссийская кинематография как социальная история ХХ в
Аннотация. Автор обращается к культурному опыту советской кинематографии, которая своими художественно-выразительными средствами...
Миф о репрессиях в советской науке iconСоздание педагогических ситуаций успеха как средства овладения обучающимися английским языком
Существует миф, что иностранным языком невозможно овладеть в школе, нельзя создать языковую среду. Поэтому, когда я начала работать...
Миф о репрессиях в советской науке iconГлубинные аспекты женской психологии
Греческий миф об Эросе и Психее одно из самых подходящих повествований для изучения женской психологии. Этот древний до­христианский...
Миф о репрессиях в советской науке iconКриминалистическая полиграфология: миф или реальность?
...
Миф о репрессиях в советской науке iconУрока истории в 9-х классах на тему «Формирование советской государственности»
...
Миф о репрессиях в советской науке iconМетодические рекомендации оформления и предоставления работ на соискание
Вологодской области по науке и технике, государственной молодежной премии по науке и технике Вологодской области (далее – государственная...
Миф о репрессиях в советской науке iconРеферат по теме: «История и принцип работы советской кинокамеры \"Кварц...
«История и принцип работы советской кинокамеры "Кварц 1*8 С*2", первые предпосылки кинематографа» 1
Миф о репрессиях в советской науке iconЗадачи на механический смысл производной. Учитель математики Бобрус В. А
Однако целесообразно внедрять задачи на физический смысл производной на других уроках, на факультативных занятиях, т к это способствует...
Миф о репрессиях в советской науке iconПрограмма учебной дисциплины «Компьютерные технологии в науке и производстве приборов»
«Компьютерные технологии в науке и производстве приборов» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов...
Миф о репрессиях в советской науке iconРабочая программа дисциплины «Компьютерные технологии в современной науке и образовании»
Целью дисциплины (модуля) «Компьютерные технологии в современной науке и образовании» является освоение обучающимися основных методов...
Миф о репрессиях в советской науке iconНобелевская премия миф или реальность?
Эти вопросы являются главной целью моей работы
Миф о репрессиях в советской науке iconПерестройка как попытка реформирования советской политической и экономической системы
Перестройка как попытка реформирования советской экономической и политической системы
Миф о репрессиях в советской науке iconРефератЫ: Миф как синкретическая форма общественного сознания
«Предмет философии, ее структура, функции и генезис. Философия и мировоззрение» (2 часа)
Миф о репрессиях в советской науке iconРефератЫ: Миф как синкретическая форма общественного сознания
«Предмет философии, ее структура, функции и генезис. Философия и мировоззрение» (2 часа)
Миф о репрессиях в советской науке iconО чём может рассказать миф?
Ученики должны сформулировать к тексту продуктивные вопросы. Как рождается вопрос, помогает понять схема


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск