Скачать 49.38 Kb.
|
Задачи на механический смысл производной. Учитель математики Бобрус В.А. I. Производная функции имеет большое практическое приложение. Задачи на механический смысл производной решают многие жизненно важные вопросы. На решение задач этой темы программой отводится один урок. Однако целесообразно внедрять задачи на физический смысл производной на других уроках, на факультативных занятиях, т.к. это способствует формированию представления о науке математики, как основной науке, проникающей во многие сферы деятельности человека. II. 1) Мгновенная скорость прямолинейного движения, совершаемого по закону x = f (t), в момент времени t, равна значению производной функции f (t) при t = t. V (t) = V= f´ (t), где V= limV= lim, x- x=∆x – приращение координаты точки, t- t = ∆t – приращение времени. С позиции функциональной зависимости в математике производная – это скорость изменения функции. 2) Скорость изменения скорости в любой момент времени есть ускорение, т.е. V´ (t) = a (t). III. Задачи, в которых применяется механический смысл производной, можно подразделить примерно на следующие типы:
Задачи 1 типа могут быть следующего содержания: а) определение скорости и ускорения движения б) определение угловой скорости и ускорения при неравномерном вращательном движении в) вычисление скорости протекания процессов физического, химического и другого характера IV. Задачи. I тип. а) Задача 1. Точка движется так, что путь S в метрах, пройденный его за промежуток времени t в секундах, выражается формулой S = 4t+3t.
Решение. 1)V = S´(t) = 8t + 3(). 2)S´(3) = 8*3 + 3 = 27(). Ответ: при t = 3с скорость 27. Задача 2. Поезд выходит со станции и через t часов находится на расстоянии S = t+2t+3t километров от станции отправления. Найти величину его ускорения в конце t часов и в конце 2 часа. Решение.
V(t) = (t+2t+3t)´ = 3t+4t+3 2) a = V´(t) a(t) = (3t+4t+3)´ = 6t+4 3) a(2) = 6*2 + 14 = 16(). Ответ: а(2) = 16(). б) Задача 1. Вращающееся маховое колесо, задерживаемое тормозом, за tс поворачивается на угол = p + qt + rt, где p,q,r – положительные постоянные величины. Определите угловую скорость и ускорение вращения. Через сколько времени колесо остановится? Решение. Угловая скорость ´ Угловое ускорение ´´ Колесо остановится, когда ´. Получаем уравнение: q – 2rt = 0, t = (с). Ответ: колесо остановится при t = (с). в) Задача 1. При нагревании тела температура его T изменяется в зависимости от времени нагревания t по закону T = 0,4t, где T – температура в градусах C, t – время в секундах. Найти скорость изменения температуры тела в момент t = 4с (т.е. в конце 4 секунды от начала нагревания). Решение. V(t) = T´(t) T´(t) = (0,4t) ´ = 0,8t. T´(4) = 0,8*4 = 3,2(). Ответ: V(4) = 3,2. II тип. Задача. Тело массой 2кг движется прямолинейно по закону S(t) = t+t+1, S – в метрах, t – в секундах. Найти:
Решение.
F = 2кг * 2 = 4 = 0,04 = 0,04H. 4) E = , V (2) = 5. E = = 25000. Ответ: F = 0,04H; E = 25000(эрг). III тип. Задача. Зенитный снаряд выброшен вертикально вверх с начальной скоростью V. На какой высоте x он будет через tc? Определить скорость и время в момент соприкосновения снаряда с землей. Решение. 1) x = Vt - - высота снаряда через tс. 2) Скорость движения снаряда V(t) = x´(t) = (Vt - )´ = V - gt. V(t) = V - gt.
Vt - = 0; t= 0; t=. t= 0 – время вылета снаряда t= - момент времени соприкосновения снаряда с землей. Скорость движения в момент соприкосновения с землей V = V - gt, при t = , V = V- g* = -V. Ответ: V = -V, t = c. IV тип. Задача. Лестница длиной 5м, приложенная к вертикальной стене, падает скользя одним концом о стену, а другим о пол. С какой скоростью опускается верхний конец лестницы в момент, когда нижний конец, отодвигающийся от стены с постоянной скоростью 3, будет от нее на расстоянии 4м? Решение. По условию AB = AB = 5м – длина лестницы. AB = AB - AA = (5 – S)м. BB= 3t м (т.к. нижний конец движения равномерно со скоростью 3). Из ∆ABB( угол ABB равен 90) имеем AB = AB - BB, (5 – S) = 5 - (3t); 5 – S = - закон движения. Скорость в любой момент времени: V = S´(t) = (5 - )´ = =. По условию надо найти скорость верхнего конца лестницы в тот момент времени, когда нижний конец находится на расстоянии 4м от стены, когда BB = 4м. Так как нижний конец движется равномерно со скоростью 3, то это произойдет в момент t = c. V = S´() = = 4() Ответ: V = 4(). |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Касательная к графику функции. Понятие о производной, ее геометрический и механический смысл. Правила дифференцирования суммы, произведения,... | Л. Сердюкова, г. Сочи, Краснодарский край ~ ~ В8 Геометрический смысл производной. Ф. И. Часть 1 Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной | ||
Урок по теме «Геометрический смысл производной. Уравнение касательной» Цель урока: Научить проводить анализ условия задачи, выделять главный вопрос задачи, научить выстраивать шаги решения, конструировать... | Урока: Обобщающее повторение. Геометрический смысл производной Образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы. Закрепить знания о зависимости между значениями... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель сообщает план урока, используя презентация к уроку Геометрический смысл производной функции (слайд №1-2) (приложение №1) | Конспект урока Тема урока: «Геометрический смысл производной. Уравнение касательной» Цель урока: Научить проводить анализ условия задачи, выделять главный вопрос задачи, научить выстраивать шаги решения, конструировать... | ||
Тема: Применение производной к исследованию функции в решении задач... Манькова Ирина Геннадьевна, учитель математики маоу тунгусовская сош. Естественнонаучное направление | Производная. Алгоритм нахождения производной Задачи: Научить применять алгоритм нахождения производной по определению, использовать формулы нахождения производных элементарных... | ||
Урока «Производная и её применение» Форма урока Сегодня весь урок мы посвятим одному математическому понятию – производной, увидим, что с её помощью решаются не только алгебраические... | Уроках математики Повышение усвоения материала, задействовав все каналы восприятия учащихся — зрительный, механический, слуховой и эмоциональный | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В работе шмо приняли участие учитель математики Лимина Р. В., учитель математики и физики Петрунькин А. С., учитель химии и географии... | Урока по теме: «Применение производной» ... | ||
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева... Целью данного курса является проверить знания основных разделов школьной математики, уровень математического и логического мышления,... | Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010» | ||
Предмет, класс Алгебра и начала анализа, 11класс Тема урока. «Применение... Планируемый результат: учащиеся решат задачу на движение, используя ос решения текстовой задачи, продемонстрируют уровень усвоения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных... |