Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами»





Скачать 225.61 Kb.
НазваниеПрограмма рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами»
страница1/2
Дата публикации04.05.2015
Размер225.61 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 52


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель МО Директор средней школы №52

Егорова А.В.___________ Крапивина С.Н. _________

«____»________________г. «____»_________________г.


Подробная программа элективного курса

«Алгебраические задачи с параметрами».



Программа рассчитана на 10-11классы.

Разработала:



Л.В. Гладышева

учитель математики



г. Липецк, 2005

Пояснительная записка
Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» рассчитан на __________для учащихся 10-11 классов. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний необходим для овладения ими методами решения задач с параметрами, а точнее уравнений и неравенств с параметрами, что открывает перед учащимися значительное число эвристических приёмов общего характера, ценных для математического развития личности, применимых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Это касается и идеи симметрии аналитических выражений, и применения свойств функций и освоения геометрических приёмов решения задач как равноправных, по существу, с аналитическими методами и т.п.

Как известно, решению задач с параметрами в школе уделяется очень мало внимания. Поэтому трудно рассчитывать на то, что учащиеся, подготовка которых не содержала «параметрическую терапию», смогут в жёсткой атмосфере конкурсного экзамена успешно справится с подобными задачами.

Совершенно очевидно, что к «встрече» с такими задачами надо специально готовиться. Этому, возможно, поможет данный курс.

Целью данного курса является проверить знания основных разделов школьной математики, уровень математического и логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

По-моему мнению, такой диагностической и прогностической ценностью в полной мере обладают задачи с параметрами. Далеко не случайно эти задачи стали неотъемлемым атрибутом экзаменационных билетов многих институтов.

Весь материал курса помимо деления на главы и параграфы разбит на пункты. Каждый пункт посвящён определённому типу задач или приёму их решения. Упражнения для самостоятельной работы приводятся сразу после соответствующего пункта.

Итак, данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся. Используются традиционные формы организации занятий, такие как лекция и семинар. Богатство и разнообразие примеров и подходов к решению одного и того же примера позволит учащимся проявить себя, лучше понять математику как предмет.
Примерное распределение аудиторной нагрузки по темам (______)


Параграф

Тема

Учебное время, ч

Лекция

Семинар

1

2

3

4

Глава 1.Знакомство с параметром.

Глава 2.Аналитические и графические приёмы решения задач с параметрами.

1

Аналитические решения основных типов задач.










1) Параметр и поиск решения уравнений, неравенств и их систем («ветвление»)










2) Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем










3) Параметр и свойства решения уравнений, неравенств и их систем










4) Параметр как равноправная переменная.







2

Свойства функций в задачах с параметрами










1) Область значений функции










2) Экстремальные свойства функций










3) Монотонность










4) Чётность. Периодичность. Обратимость.







3

Графические приёмы. Координатная плоскость (х; у)










1) Параллельный перенос










2) Поворот.










3) Гомотетия. Сжатие к прямой










4) Две прямые на плоскости.







4

Графические приёмы. Координатная плоскость .







Глава 3. Квадратичная функция.

1

«Каркас» квадратичной функции.










1) Дискриминант, старший коэффициент.










2) Вершина параболы.







2

Корни квадратичной функции.










1) Теорема Виета.










2) Расположение корней квадратичной функции относительно заданных точек.










3) Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции.







Глава 4. Аналитические и графические приёмы.

1

Применение производной










1) Касательная к кривой.










2) Критические точки.










3) Монотонность.










4) Наибольшее и наименьшее значения функции. Оценки.










5) Построение графиков функций.







2

Методы поиска необходимых условий.










1) Использование симметрии аналитических выражений










2) «Выгодная точка».










3) Разные приёмы.








Основное содержание курса

Глава I. ЗНАКОМСТВО С ПАРАМЕТРОМ.

Эта глава адресована, в первую очередь для учащихся, имеющим минимальное представление о задачах с параметрами. Указать разделы общеобразовательной математики, в которых вообще присутствует сама идея параметра. Обратить внимание на двойственную природу параметра (будучи фиксированным, но неизвестным числом). Начать изучение аналитического метода решения задач с параметрами. Разбор заданий, где параметр заменяется числом. Существенным этапом решения является запись ответа (особенно, где решение как бы «ветвится» в зависимости от значения параметра). Разбор заданий, где возникло «расслоение» решения с учётом определённых значений параметра. Обратить внимание на класс задач, где за счёт параметра на переменную накладываются какие-либо искусственные ограничения (при каком значении параметра уравнение (неравенство, система) имеет одно решение, два, бесконечно много, ни одного…). Показать как параметр влияет на условие равносильности уравнений и неравенств.

Задания для самостоятельной работы:

Решить уравнения: Решить неравенства: При каких

; . един. решение?
Глава II. АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ.

В этой главе мы продолжим изучение методов решения задач с параметрами. Будут разобраны более сложные примеры.

§1 Аналитическое решение основных типов задач.

В соответствии с целью этой главы задачи классифицированы с позиции применения к ним аналитических методов исследования.

1) Параметр и поиск решения уравнений, неравенств и их систем («ветвление»).

«Ветвление» - процесс решения тех задач, где параметр «управляет» поиском значений переменной. Разбор различных случаев в зависимости от определённых значений параметра.

Задания для самостоятельной работы:

Решить уравнение: Решить систему уравнений: Решить неравенства:


2) Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем.

Знакомство с этим классом задач состоялось в главе I. Это позволяет непосредственно перейти к более сложным примерам. Регулировка требуемого числа корней осуществляется с помощью области определения исходного уравнения. Корни одного из уравнений совокупности не зависят от параметра. Роль параметра в подобных примерах (не допустить появление новых корней).

Задания для самостоятельной работы:

  1. При каких значениях параметра уравнение имеет единственное решение?

  2. Найти все такие значения параметра , при которых уравнение не имеет решений?


3) Параметр и свойства решения уравнений, неравенств и их систем.

Задачи в которых условие требует, чтобы ответ был каким-либо наперёд заданным подмножеством множества действительных чисел.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Найти , при которых уравнение имеет только целые корни.

  2. В интервале (0;1) найти подмножество тех , для которых справедливо неравенство .


4) Параметр как равноправная переменная.

Параметр – переменная, причём «равноправная» с другими, присутствующими в задаче. Аналитическое решение задач указанного класса.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Найти все такие значения , при которых уравнения и имеют общий действительный корень.

  2. Решить систему:

§2. Свойства функций и задачах с параметрами.

Ключ решения – свойства функций. В настоящем параграфе будем отдавать предпочтение функциональному подходу. Пункты этого параграфа соответствуют стандартной схеме исследования функции.
1) Область значений функции.
Разобрать задачи, в условии которых непосредственно содержится требование поиска области значений функции. Затем решить задачи в условии которых не содержится прямой подсказки использовать область значений функции. И наконец рассмотрим тип задач, в которых область значений функций помогает найти далеко не очевидную замену.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Найти все положительные значения , при которых область значений функции содержит все чётные целые числа.

  2. Решить уравнение: .


2) Экстремальные свойства функций.

В этом пункте, ровно как и в предыдущем, идея поиска области значения функции будет ключевой. Но сейчас наше внимание будет привлекать не асё множество значений, а лишь некоторые (характерные) его элементы. Ими будут наибольшие и наименьшие значения функции.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Найти все целые , при которых уравнение имеет решения.

  2. Найти все значения , при каждом из которых выполняется неравенство для всех .


3) Монотонность.
Свойства монотонных функций. Применение свойств при решении задач.

Задания для самостоятельной работы:

  1. При всех значениях >3 решить уравнение

  2. Определить число корней уравнения


4) Чётность. Периодичность. Обратимость.
Задания для самостоятельной работы:

  1. Дана функция , где . При каких значениях параметра функция является нечётной?

  2. При каких значениях график функции имеет центр симметрии, принадлежащей оси абсцисс?


§3. Графические приёмы. Координатная плоскость(х;у).

Обращение к наглядно-графическим интерпретациям. Два основных графических приёма: - построение графического образа на координатной плоскости , второй – на .
1) Параллельный перенос.
Разобрать задачи, где членами семейства будут прямые. Затем рассмотреть семейство кривых, задаваемые уравнениями или (членами этих семейств будут «полупараболы»); семейство кривых будут образовывать окружности и полуокружности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Для каждого значения параметра определить число решений уравнения .

  2. Для каждого значения параметра решить неравенство .


2) Поворот.

Во всех примерах члены семейства - прямые, центр поворота принадлежит прямой ( т.е. ограничимся семейством вида , где - центр поворота). В некоторых примерах придётся решать стандартную задачу: для прямой семейства находить угловой коэффициент, соответствующий моменту касания с кривой. «Подводные рифы» графического метода.

Задания для самостоятельной работы:

  1. При каких уравнение имеет три решения?

  2. При каких значениях параметра система уравнений имеет более двух различных решений?


3) Гомотетия. Сжатие к прямой.
Система параллельных прямых с постоянным расстоянием между соседними прямыми. Свойства кривых являются ключом к решению некоторых задач.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Найти число решений системы уравнений

  2. Для каждого отрицательного числа решить неравенство


4) Две прямые на плоскости.
В основе решения задач данного пункта лежит вопрос об исследовании взаимного расположения двух прямых: и .

Задания для самостоятельной работы:

  1. Найти значения , при которых система уравнений имеет единственное решение.

  2. Найдите все значения при которых система уравнений не имеет решений.


§4. Графические приёмы. Координатная плоскость .

Параметр как равноправная переменная, то ему можно «выделить» и свою координатную ось. Таким образом возникает координатная плоскость . Показать применения этого метода для решения основных типов задач, о которых шла речь в §1. Процесс решения схематично выглядит так: строится графический образ, затем, пересекая полученный график прямыми, перпендикулярными параметрической оси, «снимаем» нужную информацию.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Найти все значения параметра , при которых система неравенств удовлетворяет лишь при одном .

  2. Найти все значения параметра , при каждом из которых уравнение имеет только один корень.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconЭлективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,...
Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconЭлективный курс Разработала: Т. Н. Лавриненко учитель химии г. Горно-Алтайск...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска»
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconЭлективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Принята соответствующая...
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconПрограмма элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк...
Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconПрограмма элективного курса уравнения и неравенства с параметрами...
Нередко абитуриенты не могут справиться с простейшими задачами, содержащие параметры, хотя многие довольно сложные задачи без параметров...
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconЭлективный курс "Немецкая литература: ее вчера и сегодня" Белянина...
Курс «Немецкая литература: эпохи, произведения» предназначен в качестве элективного курса учащимся 10 класса в рамках предпрофильной...
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconЭлективный курс «Иррациональные неравенства» Учителя математики Инякиной...
В программу курса включается приложение «Математическая мозаика». Ее темы не имеют непосредственного отношения к основному курсу...
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconКурс по выбору «Уравнения с параметрами»
Программа курса «Уравнения с параметрами» предназначена для углубления знаний по математике и для ознакомления учащихся с методами...
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева учитель математики г. Липецк, 2005 Пояснительная записка Элективный курс «Алгебраические задачи с параметрами» iconПояснительная записка. Элективный курс «Свидание с французской песней»...
Использование «песенных материалов» на занятиях в качестве методически обоснованного комплекса упражнений при овладении различными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск