Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом





Скачать 200.07 Kb.
НазваниеГ. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом
Дата публикации19.12.2014
Размер200.07 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №20»

г.Саров Нижегородской области

Принята на заседании педсовета Утверждена приказом

(протокол от 26.06.13 №14) директора от 26.06.13 №98

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

Ефановой Ирины Николаевны

(высшая квалификационная категория)

по учебному курсу

«Биология. Человек»

8 класс

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Количество обучающихся: 46

2013-2014 учебный год

Рабочая программа по биологии в 8 классе.

Учебник: Сонин Н.И. Биология. Человек. М.: Дрофа, 2008г., 2011г.

Программа: Биология 5-11 классы. Для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009г.

Автор программы: Сонин Н.И.

Учитель биологии: Ефанова И.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. В нашей школе по данной программе обучается 40 учащихся. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Темы 1, 2 и 3 подлежат изучению, но не включены в Требования к уровню подготовки выпускников. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2

Тема 2. Происхождение человека

2

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека

1

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

Тема 5. Координация и регуляция

10

Тема 6. Опора и движение

8

Тема 7. Внутренняя среда организма

3

Тема 8. Транспорт веществ

4

Тема 9. Дыхание

5

Тема 10. Пищеварение

5

Тема 11. Обмен веществ и энергии

2

Тема 12. Выделение

2

Тома 13. Покровы тела

3

Тема 14. Размножение и развитие

3

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

Тема 16. Человек и его здоровье

4

ИТОГО

63 + 7 резерв

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■ Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей*.

Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  • Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей*.

Измерение массы и роста своего организма*.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■ Практическая работа

Определение частоты дыхания*.

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.

Определение норм рационального питания*.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■ Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.

Резервное время —7 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 8 класс.

В результате изучения предмета учащиеся 8 класса должны:

Знать/понимать

- уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, систем органов, организменный;

- особенности жизни как формы существования;

- фундаментальные понятия биологии;

- строение и основные процессы жизнедеятельности;

Строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию;

- топографию органов в организме человека;

- Особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением, социальным образом жизни;

- особенности внутренней среды организма, иммунитета, обмена веществ, терморегуляции, рационального питания;

- особенности роста и развития человеческого организма;

- влияние факторов внешней среды на психическое, физическое и соматическое здоровье человека;

- приемы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях;

- влияние физической и умственной нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье;

- влияние образа жизни и вредных привычек ( алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания), ВИЧ-инфекции на организм человека;

УМЕТЬ

- распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам, влажным препаратам, фотографиям;

- находить взаимосвязь между строением и функциями органов;

- объяснять влияние труда, отдыха, образа жизни и вредных привычек на организм человека;

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

- осуществлять элементарные приемы самонаблюдений за состоянием своего здоровья в целом и систем органов в отдельности;

- оказывать элементарную доврачебную помощь несчастных случаях;

- распознавать отклонения от нормы в состоянии органов и систем органов;

- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

- владеть языком науки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Основная литература

Сапин М.Р., Сонин Н.И. Биология. Человек: учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа, 2004, 2006.

Дополнительная литература

  1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2006.

  2. Сонин Н.И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2006.

Поурочное планирование.

Тема 1. Место человека в системе органического мира (2часа).

У. №1 Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных.

У. №2 Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Тема 2. Происхождение человека (2часа).

У. №3 Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека.

У. №4 Расы человека, их происхождение и единство.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1час).

У. №5 Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4часа).

У. №6 Клеточное строение организма

У. №7 Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей».

У. №8 Органы человека. Системы органов. Практическая работа «Распознавание на таблице органов и систем органов».

У. №9 Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Тема 5. Координация и регуляция (10часов).

Гуморальная регуляция.

У. №10 Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.

У. №11 Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция.

У. №12 Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервная системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

У. №13 Строение и функции спинного мозга.

У. №14 Строение и функции головного мозга. Практическая работа «Изучение головного мозга человека по муляжам».

У. №15 Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий, ее значение и связь с другими отделами мозга.

У. №16 Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Строение глаза.

У. №17 Функционирование зрительного анализатора. Профилактика нарушений зрения. Практическая работа «Изучение изменения размера зрачка».

У. №18 Строение и функции органов слуха. Профилактика нарушений слуха.

У. №19 Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Тема 6. Опора и движение (8 часов).

У. №20 Строение и свойства костей: трубчатые и губчатые кости. Практическая работа «Изучение внешнего строения костей».

У. №21 Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей.

У.№22 Строение скелета. Особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

У. №23 Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

У. №24 Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Практическая работа «Измерение массы и роста своего организма».

У. №25 Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка.

У. №26 Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Практическая работа «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

У. №27 Значение физической культуры и режим туда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Тема 7. Внутренняя среда организма (3часа).

У. №28 Понятие «внутренняя среда организма», ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организм. Состав крови. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови».

У. №29 Иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки.

У. №30 Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство.

Тема 8. Транспорт веществ (4часа).

У. №31 Органы кровообращения, движение крови и лимфы. Круги кровообращения.

У. №32 Сердце, его строение и регуляция деятельности. Лабораторная работа «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений».

У. №33 Движение крови по сосудам.

У. №34 Кровяное давление. Практическая работа «Измерение кровяного давления».

Тема 9. Дыхание (5часов).

У. №35 Потребность человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение и функции.

У. №36 Дыхательные движения. Практическая работа «Определение частоты дыхания».

У. №37 Газообмен в легких и тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови.

У. №38 Регуляция дыхания.

У. №39 Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Тема 10. Пищеварение (5часов).

У. №40 Питательные вещества и питательные продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Практическая работа «Определение норм рационального питания».

У. №41 Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа «Воздействие слюны на крахмал».

У. №42 Пищеварение в желудке. Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки».

У. №43 Пищеварение в кишечнике. Всасывание. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа.

У. №44 Регуляция процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2часа).

У. №45 Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

У. №46 Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2часа).

У. №47 Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Роль кожи в выделении продуктов обмена.

У. №48 Образование мочи.

Тема 13. Покровы тела (3часа).

У. №49 Строение и функции кожи.

У. №50 Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

У. №51 Заболевание кожи и их профилактика. Гигиенические требования к одежде, обуви.

Тема 14. Размножение и развитие (3часа).

У. №52 Система органов размножения; строение и гигиена.

У. №53 Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация.

У. №54 Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5часов).

У. №55 Характеристика высшей нервной деятельности и поведения человека. Рефлекс – основа ВНД. Безусловные и условные рефлексы. Исследования Сеченова, Павлова, Ухтомского, Анохина.

У. №56 Торможение, его виды и значение.

У. №57 Сон, его значение и гигиена.

У.№ 58 Особенности ВНД человека. Познавательные процессы. Речь. Мышление. Сознание. Память. Эмоции.

У. №59 Типы нервной деятельности. Гигиена умственного труда.

Тема 16. Человек и его здоровье (4часа).

У. №60 Соблюдение гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

У. №61 Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Практическая работа «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

У. №62 Укрепление здоровья: Двигательная активность, закаливание.

У. №63 Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Лабораторная работа «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».

Всего: 63 часа.

Резервное время: 7 часов.

Критерии оценки.

Оценка устных ответов учащихся.

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

Отметка «1»:

- ответ на вопрос не дан.

Оценка лабораторных работ.

Отметка «5»:

- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.

- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.

Отметка «4»:

- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Отметка «3»:

- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Отметка «2»:

- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Отметка «1»:

- ставится в тех случаях, когда учащийся не выполнил работы.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.

Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

- правильность определения цели опыта;

- самостоятельность подбора оборудования и объектов;

- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

Отметка «4»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки;

- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

- в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности.

Отметка «3»:

- правильно определена цель опыта;

- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

- допускается неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2»:

- не определена самостоятельно цель опыта;

- не отобрано нужное оборудование;

- допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Отметка «1»:

- ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом iconГ. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом iconРабочая программа Малиной Елены Анатольевны учителя первой квалификационной...
Принята на заседании педсовета Утверждена приказом (протокол от 26. 06. 13 №14) директора от 26. 06. 13 №98
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом iconНазвание работы: «Сравнительный анализ луговой растительности памятников природы города Саров»
Кузнецова Татьяна Ивановна, зав зоолого-ботаническим отделом муниципального образовательного учреждения дополнительного образования...
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом iconМ. М. Обухова образования администрации г. Арзамаса «01» сентября 2012 года С. Н. Шевелев «01»
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: №103553 от 11 мая 2012г, утверждена приказом Министерства образования Нижегородской...
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Принята на заседании педсовета мбоу вмр «Нефедовская основная общеобразовательная школа»
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом iconПеревозского муниципального района нижегородской области «перевозский...
Программа предназначена для учащихся 5-10-х классов школ Перевозского района. Срок реализации программы два года. Время, отведенное...
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом iconОсновная образовательная программа основного общего образования мбоу «сош №30»
«средняя общеобразовательная школа №30 Рассмотрена и принята на заседании педсовета мбоу «сош №30»
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях»
Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом iconПрограмма научно-исследовательской деятельности в начальной школе...
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом iconОбразовательная программа моу сош №62 на 2011 2016 г г. Утверждена на заседании педсовета
Цель данной образовательной программы – проектирование целостной образовательной системы школы, реализующей государственные стандарты...
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом iconПрограмма принята на заседании педагогического совета моу «Средняя...
Программа принята на заседании педагогического совета моу средняя общеобразовательная c. Питерка
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом iconНабережные Челны «Межшкольный учебный комбинат №72»
Введена в действие Принята на заседании приказом №127 педагогического совета от 29. 08. 2013 (протокол №1 от 29. 08. 2013)
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом iconЗаконодательного Собрания Нижегородской области 2014 года
О состоянии законодательства Нижегородской области и об основных итогах законотворческой деятельности Законодательного Собрания за...
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом icon«Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2011 г. «Согласовано»
Мобу «сош №20 им. В. Г. Рязанова» п. Большое Козино Балахнинского района Нижегородской области
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом iconПрограмма по русскому языку 6 класс. Программу составила
Принята: решение педсовета мбоу «Бабаевская сош №1» (протокол заседания №1 от 29 августа 2013 г.)
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом iconГ. Шахуньи Нижегородской области
Муниципальное образовательное учреждение «Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина» создано распоряжением администрации Шахунского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск