Скачать 200.07 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №20» г.Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом (протокол от 26.06.13 №14) директора от 26.06.13 №98 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ Ефановой Ирины Николаевны (высшая квалификационная категория) по учебному курсу «Биология. Человек» 8 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Количество обучающихся: 46 2013-2014 учебный год Рабочая программа по биологии в 8 классе. Учебник: Сонин Н.И. Биология. Человек. М.: Дрофа, 2008г., 2011г. Программа: Биология 5-11 классы. Для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009г. Автор программы: Сонин Н.И. Учитель биологии: Ефанова И.Н. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. В нашей школе по данной программе обучается 40 учащихся. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Темы 1, 2 и 3 подлежат изучению, но не включены в Требования к уровню подготовки выпускников. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (70 часов, 2 часа в неделю) Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа) Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. ■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных. Тема 2. Происхождение человека (2 часа) Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. ■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека. Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час) Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. ■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов. Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. ■ Демонстрация схем систем органов человека. Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения тканей*. Распознавание на таблицах органов и систем органов*. Тема 5. Координация и регуляция (10 часов) Гуморальная регуляция Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. ■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез. Нервная регуляция Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Изучение головного мозга человека (по муляжам)*. Изучение изменения размера зрачка*. Тема 6. Опора и движение (8 часов) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. ■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы. ■ Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей*. Измерение массы и роста своего организма*. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*. Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови. Лабораторная работа Изучение микроскопического строения крови*. Тема 8. Транспорт веществ (4 часа) Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. ■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения. ■ Лабораторные и практические работы Измерение кровяного давления*. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*. Тема 9. Дыхание (5 часов) Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. ■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания. ■ Практическая работа Определение частоты дыхания*. Тема 10. Пищеварение (5 часов) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. ■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов. ■ Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*. Определение норм рационального питания*. Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Тема 12. Выделение (2 часа) Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. ■ Демонстрация модели почек. Тема 13. Покровы тела (3 часа) Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. ■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи. Тема 14. Размножение и развитие (3 часа) Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов) Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа) Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. ■ Лабораторные и практические работы Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*. Резервное время —7 часов. Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 8 класс. В результате изучения предмета учащиеся 8 класса должны: Знать/понимать - уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, систем органов, организменный; - особенности жизни как формы существования; - фундаментальные понятия биологии; - строение и основные процессы жизнедеятельности; Строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию; - топографию органов в организме человека; - Особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением, социальным образом жизни; - особенности внутренней среды организма, иммунитета, обмена веществ, терморегуляции, рационального питания; - особенности роста и развития человеческого организма; - влияние факторов внешней среды на психическое, физическое и соматическое здоровье человека; - приемы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях; - влияние физической и умственной нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье; - влияние образа жизни и вредных привычек ( алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания), ВИЧ-инфекции на организм человека; УМЕТЬ - распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам, влажным препаратам, фотографиям; - находить взаимосвязь между строением и функциями органов; - объяснять влияние труда, отдыха, образа жизни и вредных привычек на организм человека; - давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; - работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; - осуществлять элементарные приемы самонаблюдений за состоянием своего здоровья в целом и систем органов в отдельности; - оказывать элементарную доврачебную помощь несчастных случаях; - распознавать отклонения от нормы в состоянии органов и систем органов; - работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; - владеть языком науки. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Основная литература Сапин М.Р., Сонин Н.И. Биология. Человек: учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа, 2004, 2006. Дополнительная литература
Поурочное планирование. Тема 1. Место человека в системе органического мира (2часа). У. №1 Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. У. №2 Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Тема 2. Происхождение человека (2часа). У. №3 Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. У. №4 Расы человека, их происхождение и единство. Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1час). У. №5 Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4часа). У. №6 Клеточное строение организма У. №7 Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей». У. №8 Органы человека. Системы органов. Практическая работа «Распознавание на таблице органов и систем органов». У. №9 Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Тема 5. Координация и регуляция (10часов). Гуморальная регуляция. У. №10 Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. У. №11 Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. У. №12 Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервная системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. У. №13 Строение и функции спинного мозга. У. №14 Строение и функции головного мозга. Практическая работа «Изучение головного мозга человека по муляжам». У. №15 Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий, ее значение и связь с другими отделами мозга. У. №16 Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Строение глаза. У. №17 Функционирование зрительного анализатора. Профилактика нарушений зрения. Практическая работа «Изучение изменения размера зрачка». У. №18 Строение и функции органов слуха. Профилактика нарушений слуха. У. №19 Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Тема 6. Опора и движение (8 часов). У. №20 Строение и свойства костей: трубчатые и губчатые кости. Практическая работа «Изучение внешнего строения костей». У. №21 Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. У.№22 Строение скелета. Особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. У. №23 Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. У. №24 Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Практическая работа «Измерение массы и роста своего организма». У. №25 Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. У. №26 Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Практическая работа «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц». У. №27 Значение физической культуры и режим туда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Тема 7. Внутренняя среда организма (3часа). У. №28 Понятие «внутренняя среда организма», ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организм. Состав крови. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови». У. №29 Иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. У. №30 Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Тема 8. Транспорт веществ (4часа). У. №31 Органы кровообращения, движение крови и лимфы. Круги кровообращения. У. №32 Сердце, его строение и регуляция деятельности. Лабораторная работа «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений». У. №33 Движение крови по сосудам. У. №34 Кровяное давление. Практическая работа «Измерение кровяного давления». Тема 9. Дыхание (5часов). У. №35 Потребность человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение и функции. У. №36 Дыхательные движения. Практическая работа «Определение частоты дыхания». У. №37 Газообмен в легких и тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. У. №38 Регуляция дыхания. У. №39 Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Тема 10. Пищеварение (5часов). У. №40 Питательные вещества и питательные продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Практическая работа «Определение норм рационального питания». У. №41 Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа «Воздействие слюны на крахмал». У. №42 Пищеварение в желудке. Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки». У. №43 Пищеварение в кишечнике. Всасывание. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. У. №44 Регуляция процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Тема 11. Обмен веществ и энергии (2часа). У. №45 Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. У. №46 Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Тема 12. Выделение (2часа). У. №47 Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Роль кожи в выделении продуктов обмена. У. №48 Образование мочи. Тема 13. Покровы тела (3часа). У. №49 Строение и функции кожи. У. №50 Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. У. №51 Заболевание кожи и их профилактика. Гигиенические требования к одежде, обуви. Тема 14. Размножение и развитие (3часа). У. №52 Система органов размножения; строение и гигиена. У. №53 Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. У. №54 Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. Тема 15. Высшая нервная деятельность (5часов). У. №55 Характеристика высшей нервной деятельности и поведения человека. Рефлекс – основа ВНД. Безусловные и условные рефлексы. Исследования Сеченова, Павлова, Ухтомского, Анохина. У. №56 Торможение, его виды и значение. У. №57 Сон, его значение и гигиена. У.№ 58 Особенности ВНД человека. Познавательные процессы. Речь. Мышление. Сознание. Память. Эмоции. У. №59 Типы нервной деятельности. Гигиена умственного труда. Тема 16. Человек и его здоровье (4часа). У. №60 Соблюдение гигиенических норм и правил здорового образа жизни. У. №61 Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Практическая работа «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». У. №62 Укрепление здоровья: Двигательная активность, закаливание. У. №63 Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Лабораторная работа «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». Всего: 63 часа. Резервное время: 7 часов. Критерии оценки. Оценка устных ответов учащихся. Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать: - правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов; - степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений; - самостоятельность ответа; - речевую грамотность, логическую последовательность ответа. Отметка «5»: - полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; - четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины; - для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; - ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Отметка «4»: - раскрыто основное содержание материала; - в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; - ответ самостоятельный; - определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов. Отметка «3»: - усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно; - определения понятий недостаточно четкие; - не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; - допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий. Отметка «2»: - основное содержание учебного материала не раскрыто; - не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; - допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии; Отметка «1»: - ответ на вопрос не дан. Оценка лабораторных работ. Отметка «5»: - работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; - самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда. - в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления. Отметка «4»: - ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки. Отметка «3»: - ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки. Отметка «2»: - ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. Отметка «1»: - ставится в тех случаях, когда учащийся не выполнил работы. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда. Оценка умений ставить опыты. Учитель должен учитывать: - правильность определения цели опыта; - самостоятельность подбора оборудования и объектов; - последовательность в выполнении работы по закладке опыта; - логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта. Отметка «5»: - правильно определена цель опыта; - самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; - научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта; Отметка «4»: - правильно определена цель опыта; - самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки; - научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта; - в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности. Отметка «3»: - правильно определена цель опыта; - подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; - допускается неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов. Отметка «2»: - не определена самостоятельно цель опыта; - не отобрано нужное оборудование; - допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта. Отметка «1»: - ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу. |
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных... | Рабочая программа Малиной Елены Анатольевны учителя первой квалификационной... Принята на заседании педсовета Утверждена приказом (протокол от 26. 06. 13 №14) директора от 26. 06. 13 №98 | ||
Название работы: «Сравнительный анализ луговой растительности памятников природы города Саров» Кузнецова Татьяна Ивановна, зав зоолого-ботаническим отделом муниципального образовательного учреждения дополнительного образования... | М. М. Обухова образования администрации г. Арзамаса «01» сентября 2012 года С. Н. Шевелев «01» Лицензия на право ведения образовательной деятельности: №103553 от 11 мая 2012г, утверждена приказом Министерства образования Нижегородской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Принята на заседании педсовета мбоу вмр «Нефедовская основная общеобразовательная школа» | Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский... Программа предназначена для учащихся 5-10-х классов школ Перевозского района. Срок реализации программы два года. Время, отведенное... | ||
Основная образовательная программа основного общего образования мбоу «сош №30» «средняя общеобразовательная школа №30 Рассмотрена и принята на заседании педсовета мбоу «сош №30» | Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях» Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области | ||
Программа научно-исследовательской деятельности в начальной школе... Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения | Образовательная программа моу сош №62 на 2011 2016 г г. Утверждена на заседании педсовета Цель данной образовательной программы – проектирование целостной образовательной системы школы, реализующей государственные стандарты... | ||
Программа принята на заседании педагогического совета моу «Средняя... Программа принята на заседании педагогического совета моу средняя общеобразовательная c. Питерка | Набережные Челны «Межшкольный учебный комбинат №72» Введена в действие Принята на заседании приказом №127 педагогического совета от 29. 08. 2013 (протокол №1 от 29. 08. 2013) | ||
Законодательного Собрания Нижегородской области 2014 года О состоянии законодательства Нижегородской области и об основных итогах законотворческой деятельности Законодательного Собрания за... | «Рассмотрено» на заседании мо протокол № от 2011 г. «Согласовано» Мобу «сош №20 им. В. Г. Рязанова» п. Большое Козино Балахнинского района Нижегородской области | ||
Программа по русскому языку 6 класс. Программу составила Принята: решение педсовета мбоу «Бабаевская сош №1» (протокол заседания №1 от 29 августа 2013 г.) | Г. Шахуньи Нижегородской области Муниципальное образовательное учреждение «Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина» создано распоряжением администрации Шахунского... |