Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск





Скачать 331.88 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
страница1/3
Дата публикации21.12.2014
Размер331.88 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал ГОУ ВПО

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева» в г. Канске

БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050202.65 – Информатика

Канск

2010

УМКД составлен преподавателем филиала, к.б.н., доцентом Решетковой Н.Б.

Обсужден на заседании Совета филиала

«_03»_сентября_2010 г.

Председатель Совета филиала А.Л. Андреев

Протокол согласования рабочей программы дисциплины «БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ»

с другими дисциплинами специальности

050202.65 ИНФОРМАТИКА


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) Совета филиала

Возрастная анатомия и физиология.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

-

01/10 от 03.09.2010

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2010/2011 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________


Внесенные изменения утверждаю:
Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева
"____"___________ 20__г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка

6

2 Рабочая программа дисциплины

7

    1. Выдержка из стандарта

8

    1. Введение

9

    1. Содержание теоретического курса дисциплин

11

    1. Тематический план

12

    1. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

13

    1. Карта литературного обеспечения

16

    1. Технологическая карта рейтинга

18

  1. Методические рекомендации для студентов

20

  1. Банк контрольных заданий и вопросов

23

  1. Вопросы к зачёту

25

  1. Тематика рефератов

26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Биология с основами экологии» для студентов очной формы обучения по специальности 050202.65 «Информатика» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Биология с основами экологии».

  3. Банка контрольных заданий по дисциплине «Биология с основами экологии», каждое из которых представлено в нескольких вариантах для индивидуальной проверки знаний студентов.

  4. Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области биология и основ экологии.

  5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы биологии и экологии, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050202 – Информатика, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 661пед/сп (новый).


ЕН.Ф.04

Биология с основами экологии

Живые системы, физиология и экология человека, экология и охрана природы. Биолого-экологический практикум.

72


Введение
Программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины.

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения филиала – разработчика программы.

Место дисциплины в реализации основных задач ОПП. Дисциплина «Биология с основами экологии» относится к циклу ЕН. Она занимает важное место в системе подготовки учителя по специальности 050202 «Информатика» и имеет огромное значение в формировании у студентов биологического мышления, экологической культуры и целостного естественнонаучного мировоззрения.

Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ОПП.

Дисциплина «Биология с основами экологии» является дисциплиной, которая ведет к пониманию сущности жизни, единства и многообразия живого на земле и служит в фундаментальном образовании связующим звеном естественнонаучного и гуманитарного знания.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Школьный курс физики, химии, общей биологии

Материал данной дисциплины непосредственно используется для изучения следующих дисциплин:

  • Возрастная анатомия и физиология

  • Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

  • Безопасность жизнедеятельности

Цель дисциплины: ознакомление студентов с комплексом наук о живом, о происхождении, росте, развитии, наследственности и изменчивости, эволюции организмов, о взаимоотношениях организмов между собой и со средой, о результатах деятельности человека в окружающей среде и воздействии факторов, порождаемых этой деятельностью на организм человека, животных и растений.

Задачи дисциплины:

  • дать студентам базовые данные и общие понятия по современной биологии

  • познакомить с общими закономерностями действия экологических факторов на организм человека, животных, растений

  • обеспечить овладение практическими навыками и использование приобретенных знаний в практической деятельности

Обучение учебной дисциплине осуществляется в форме лекций, практических (семинарских) занятий, внеаудиторной самостоятельной работы. Дисциплина рассчитана на один (первый) семестр. В течении семестра студент должен написать реферат, подготовить презентацию и защитить его на конференции.

Студент, изучивший дисциплину «Биология с основами экологии» должен владеть знаниями фундаментальных процессов и явлений в области живых систем, знать и уметь использовать эти знания на практике, владеть современными теоретическими, экспериментальными и компьютерными методами биологических наблюдений, знать современное состояние, проблемы, теоретические работы, результаты исследований в области биологической науки.

Содержание теоретического курса дисциплины
Базовый модуль 1.

Живые системы: их свойства, уровни и организация.

Жизнь как форма существования материи, как организация, адаптация и эволюция. Клетка. Структурная функциональная единица жизни. Основные положения клеточной теории. Химический состав, строение, обмен веществ, рост, развитие, жизненный цикл, типы деления клеток. Прокариоты и эокариоты. Живой организм и его свойства. Одноклеточные и многоклеточный организм. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Наследственность и изменчивость. Генотип и фенотип. Популяция как форма существования вида и этап видообразования. Естественный отбор – движущий и направляющий фактор эволюции. Основные формы естественного отбора. Вид и видообразование как источник возникновения многообразия в живой природе. Пути и способы видообразования. Экология популяции. Экосистема. Трофические взаимоотношения между организмами, трофические пирамиды. Саморегуляция формирования развития и смена экосистем. Искусственные и естественные экосистемы. Биосфера: ее структура и свойства. Роль живых систем в биогеохимических циклах. Биоразнообразие как ведущий фактор устойчивости биосферы. Направление эволюции. Прогресс и его критерии. Биологический регресс.

Основные гипотезы возникновения жизни. Основные этапы развития жизни на земле. Пути эволюции жизни растений и животных. Основные этапы эволюции человека. Пути эволюции человека в будущем. Разнообразие живых организмов: доклеточные, одноклеточные, многоклеточные. Позвоночные и безпозвоночные. Царства грибов, растений, животных.

Базовый модуль 2. Физиология и экология человека

Организм человека как единое целое. Уровни организации. Основные признаки жизнедеятельности: обмен веществ, обмен энергии, обмен информацией. Гомеостаз и адаптация. Принципы регуляции функций. Система энергообеспечения организма (сердечно-сосудистая и дыхательная). Системы поддержания гомеостаза (пищеварительная и выделительная). Система защиты – иммунная. Системы регуляции функций (нервная и эндокринная). Высшая нервная деятельность. Репродукция человека. Особенности деятельности половой системы мужского и женского организма.

Основные понятия экологии человека. Человек, среда, антропоэкосистема, здоровье, адаптация. Здоровье индивидуума и здоровье популяции. Факторы среды. Действие факторов среды на процессы индивидуального развития (пренатальный и постнатальный период). Критические периоды онтогенеза. Акселерация как результат изменения экологических условий обитания человека в XX веке.

Адаптация, уровни адаптации (клеточный, индивидуальный, популяционный). Специфическая и неспецифическая адаптация. Стресс, его физиологическая роль. Стадии стресса. Стресс–реализующие и стресс-лимитирующие системы организма. Адаптивные эффекты стресса.

Экологические основы жизнедеятельности. Действие абиотических, биотических и антпропогенных факторов на здоровье человека (урбанизация, радиация, инфекции, электромагнитное поле, канцерогены, биоритмы).
Базовый модуль 3.

От биологии к экологии. Биология охраны природы.

Экологические принципы рационального природопользования. Сохранение биоразнообразия.

Антропогенное воздействие на природу. Прямое уничтожение. Изменение среды обитания. Экологические последствия процессов загрязнения природы, сокращения естественных экосистем, перенаселения, урбанизации.

Глобальный экологический кризис и региональные кризисные ситуации. “Парниковый эффект”. Кислотные дожди и закисление почв. “Озоновая дыра”. Демографический взрыв и проблемы ресурсов биосферы. Радиоактивное загрязнение. Химические техногенные загрязнения. Проблемы утилизации бытовых и промышленных отходов. Концепция экоразвития (“устойчивого развития”).

Экологическая экспертиза, мониторинг и прогнозирование.

Основные концепции, законы и перспективы развития биологии. Теоретическая биология. Биотехнология. Генная, клеточная, эмбриональная инженерия. Проблемы искусственной репродукции растений, животных и человека.
Тематический план

изучения дисциплины «Биология с основами экологии»

по специальности 050202.65 «Информатика»

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр I

Общая трудоемкость дисциплины

72

72

Аудиторные занятия

34

34

Лекции

18

18

Практические занятия (семинары)

16

16

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа (СР)

38

38

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет



учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины

____________________________ БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ ____________________________

(наименование)

для студентов основной образовательной программы

специальности 050202.65 «Информатика»

(наименование, шифр)

по очной форме обучения

Модуль

Трудоемкость

№№ раздела,

темы

Лекционный курс

Занятия (номера)

Индивидуальные занятия

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

В кредитах

В часах

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

семинарские

лабораторно-практические

Содержание

Часы

Содержание (или номера заданий)

Часы

1




22

1

История развития биологии, проблемы и достижения. Биология с экологией – наука о том, как жить живому в доме

2

__

__

__

__

№ 1. (перечень вопросов для самостоятельной работы)

2

Библиографический список, опорный конспект







2

Жизнь: сущность, свойства, уровни, особенности химический процессах в живых системах. Жизнь как триединый поток энергии вещества и информации. Жизнь как организация, адаптация, эволюция.

2

1

__

__

__

№ 3.

2

Терминологический словарь







3

Основные теории возникновения жизни. Биохимическая эволюция. Начальные этапы биологической эволюции. Основные этапы эволюции человека.

__

2

_

__

__

№ 2

4

Выступление с презентацией







4

Система органического мира. Прокариоты. Эукариоты. Морские, наземные позвоночные. Наземные растения. Грибы и лишайники. Паразитические животные и растения.

2

3

__

__

__

№ 4, 5

2

Выступление с презентацией. Библиографический список.

2




20

5

Организм человека как единое целое. Гомеостаз и адаптация. Системы энергообеспечения, поддержание гомеостаза, защиты. Системы регуляции функций. ВНД. Репродукция. Особенности половой системы (мужской и женской). Смерть и ее биологический смысл.

2

_

_

_

_

№ 6

2

Опорный конспект, презентация.







6

Человек, среда, антропоэкосистема, здоровье. Факторы среды, их действия на процессы индивидуального развития (пренатальный, постнатальный). Акселерация как результат изменения экологических условий обитания человека в 20 в.

1

4

_

__

_

№ 7

2

Выступление с презентацией.







7

Адаптация: уровни, виды. Стресс и его физиологическая роль. Стадии адаптивные эффекты стресса.

1

_

__

__

_

№ 8

4

Терминологический словарь. Библиографический список.







8

Факторы среды и их действие на здоровье человека (урбанизация, радиация, инфекции, электромагнитное поле, канцерогены, биоритмы).

_

5

_

__

__

№ 9

4

Тезисный план, алгоритм.

3




30

9

Антропогенное воздействие на природу. Прямое уничтожение. Изменение среды обитания. Воздействие на биогеохимические циклы. Производство новых веществ. Экологическое значение процессов загрязнения природы. Сокращение естественных экосистем. Перенаселение. Урбанизация. Возможные последствия потепления климата.

2

_

__

__

__

№ 10

4

Выступление с презентацией







10

Глобальный экологически кризис и региональные кризисные ситуации. Сжигание органического топлива как причина возникновения «парникового эффекта»; потепление климата земли. Опасность таяния ледников и повышения уровня мирового океана. Мероприятия по предотвращению этих процессов. Возможности предотвращения озонового слоя. Проблемы утилизации бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания не разрушающих природу технологий.

2

6

__

__

__

№ 10

4

Терминологический словарь.







11

Экологические принципы рационального природопользования. Сохранения биоразнообрация. Естественных экосистем, пространственных связей между резерватами. Создание сети навечно изъятых их хозяйственного использования территорий и экваторий. Ограничение массового производства загрязняющих веществ, ограничение энергозатрат. Поощрение мер по планированию семьи. Что может отдельный человек сделать для сохранения природы?

2

7

__

__

__

№ 11

4

Выступление с презентацией.







12

Концепция экоразвития (устойчивого развития). Экологическая экспертиза. Мониторинг и прогнозирование. Сценарий будущего.

2

8

_

_

_

№ 12

4

Терминологический словарь или опорный конспект.

Всего




72







18

16













38



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Программирование» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Физика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Сайтостроение» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Эстетика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Химия» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «История информатики» для студентов очной формы обучения по специальности 050202....
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационные системы» для студентов очной формы обучения по специальности 050202....
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы микроэлектроники» для студентов очной формы обучения по специальности 050202....
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Математическая логика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» для студентов очной формы обучения по специальности 050202....
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Архитектура компьютера» для студентов очной формы обучения по специальности 050202...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «культурология» с другими дисциплинами специальности 050202. 65 Информатика
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Политология» для студентов очной формы обучения по специальности 050202 «Информатика»...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Социология» для студентов очной формы обучения по специальности 050202 «Информатика»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск