Скачать 167.64 Kb.
|
МКОУ ООШ д. Нелоба Реферат «СПИД: жить или не жить?» Автор: Сирхаева Юлия 9 класс Хоробрых Мария 9 класс Хоробрых Анастасия 8 класс Руководитель: Костромина Г.Д. 2012 год Оглавление Стр. I. Введение…………………………………………………………….…...….3-4
II. Основная часть………………………..………………………………........5-12
III. Вывод…………………………………………………………………...…...13-14 IV. Список используемой литературы………………………………………...15 V. Приложение:
I. Введение 1.Что такое СПИД? С точки зрения медицины – коварная болезнь, вызываемая ВИЧ. С точки зрения социальной СПИД – сложная проблема, которая касается человеческих взаимоотношений на любых уровнях. Аббревиатура СПИД означает: Синдром Приобретённого Иммунодефицита. Синдром – потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием. Приобретённый – заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом. Иммунодефицит – иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться различным инфекциям. Таким образом, СПИД – не болезнь в собственном смысле этого слова, а ослабление или потеря организмом иммунитета и создание на этой почве благоприятных условий для развития какого-либо инфекционного заболевания, поэтому мы поставили перед собою цель: раскрыть вопрос - как и почему человеческий организм теряет иммунитет и становится лёгкой добычей для болезнетворных бактерий. В ходе работы нам предстояло решить следующие задачи :
2.Почему «Чума XX века»?
II. 1.Иммунная система человека и ВИЧ Ученые, изучавшие первые случаи заболевания СПИДом, пришли к выводу, что основная ее особенность – преимущественное поражение системы иммунитета, проявляющееся в полной беззащитности организма перед сравнительно безобидными микроорганизмами, а также злокачественными опухолями. Каковы же особенности системы иммунитета и почему новое заболевание было названо синдромом приобретенного иммунодефицита? Иммунная система – это в основном лимфоидная система. Главная клетка иммунной системы – лимфоцит. Лимфоциты находятся не только в крови, они еще и главные клетки тканевой жидкости – лимфы. Лимфоциты составляют около 1% массы тела. Центральный орган иммунной системы – вилочковая железа – тимус, в которой формируются клетки, ответственные за различные проявления клеточного иммунитета. Родоначальники клеток иммунной системы – незрелые клетки костного мозга. Попадая из костного мозга в тимус, они созревают и превращаются в Т-лимфоциты (тимус-зависимые лимфоциты), участвующие в различных проявлениях клеточного иммунитета. Т-лимфоциты созревают в тимусе под влияние гормонов. Они осуществляют чрезвычайно важную функцию: удаляют и обезвреживают все чужеродные клетки. Различают несколько классов Т-лимфоцитов. Т-киллеры - разрушают чужеродные клетки, умертвляя их. Наиболее важная разновидность Т-лимфоцитов – т.н. Т- хелперы (помощники). Они первыми распознают чужеродные вещества и помогают другим лимфоцитам выполнять их функции. Т-клеточная пропорциональность – это соотношение Т-хелперов и клеток Т-киллеров. У здорового человека это соотношение равно 2:1. При СПИДе оно падает ниже 0,5:1 (т. е в обратной пропорции). В чем же состоят основные функции иммунитета ? . Первая – в способности опознавать любые чужеродные системы, попавшие в святые святых организма – его внутреннюю среду и отторгать их. · Вторая функция – способность отторгать чужеродные клетки, возникшие в самом организме вследствие мутаций. · Еще одна важная функция обусловлена наличием иммунологической памяти. Клетки иммунной системы при контакте с чужеродным антигеном запоминают его и при повторной встрече дают более сильную реакцию. Эта память «закрепляется» на годы, нередко на всю жизнь. 2. Природа вируса и механизм его действия. ВИЧ - это РНК-содержащий вирус (иначе говоря, ретровирус) п\семейства лентивирусов. В отличие от онковирусов он вызывает не рост инфицированных клеток, а их гибель. Вирус, попадая в кровь человека, поражает специфические лимфатические клетки, преимущественно Т-4 лимфоциты, иначе называемые Т-хелперы, макрофаги и нейроглию. Белок вируса, оставшийся на поверхности клетки, изменяет её так, что она становится мишенью для клеток-убийц (Т-киллеров). Клетка погибает, а размножившиеся внутри неё вирусы попадают в кровоток, а оттуда в другие Т-лимфоциты-хелперы (Т-4), и процесс повторяется снова. Макрофаги, зараженные ВИЧ, не погибают, а становятся местом размножения вируса, его резервуаром. (Макрофаги играют особую роль в системе защиты организма. Они поглощают возбудителей, проникших в организм, разлагают их с помощью ферментов, удерживают фрагменты белков на своей поверхности.) Лимфоциты, зараженные ВИЧ, разрушаются, наступает момент, когда количество лимфоцитов резко снижается, это и приводит к иммунодефициту организма. Т-4 лимфоциты играют важную роль в регулировании активности всех элементов иммунной системы человеческого организма. Поражение Т-4 лимфоцитов вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) первоначально вызывает дисфункцию иммунной системы, а затем полностью выводит её из строя, делая человека беззащитным перед различными болезнями и злокачественными новообразованиями. 3.Стадии болезни СПИДа
Эти проявления болезни варьируют от нескольких дней до нескольких месяцев. Далее наступает бессимптомная фаза длительность её от 2 до 15 лет. 4.Источник инфекции у человекаМногие годы эти вирусы были безобидны для человека, однако мутационные процессы вызвали приспособление вируса к неизвестному нам механизму, связанному с функцией макрофагов и лимфоцитов. 5.Пути передачи ВИЧ Сейчас стало ясно, что заражение ВИЧ происходит путем передачи ряда присутствующих в организме жидких субстанций от одного (инфицированного) человека к другому. Хроническая, а симптоматическая фаза болезни может длиться годами, прежде чем появятся болезненные симптомы. Несмотря на это, вирус может быть передан инфицированным человеком, у которого отсутствуют какие- либо симптомы. Еще больше вероятность передачи вируса людьми, заболевшими СПИДом. Вирус попадает в организм через внутренние оболочки органов (таких как влагалище, прямая кишка, участок уретры, рот) или через отверстия в коже, например через мелкие порезы или открытые раны. Вирус ВИЧ был обнаружен в слюне, слезах, моче и фекалиях. Но нет прямых доказательств, что вирус передавался через эти секреты и испражнения. Биологические жидкости, через которые передается вирус это: · Кровь · Семенная жидкость · Влагалищные выделения · Грудное молоко. В ходе подробных эпидемиологических исследований, проведенных во всем мире, было выявлено три пути передачи ВИЧ: 1) При половом контакте (со спермой и влагалищным секретом):
Среди всех выявленных путей передачи ВИЧ наиболее распространенным является половой путь. Вирус может быть передан от инфицированного лица его или ее сексуальному партнеру. С тем чтобы избежать заражения ВИЧ половым путем, людям необходимо предпринять ряд конкретных шагов в этом направлении: · Сократить количество половых партнеров (чем больше партнеров, тем выше риск заражения) · Избегать половых контактов с лицами, имеющими большое количество половых партнеров (например, с лицами, занимающимися проституцией) · Всегда пользоваться презервативом от начала до конца полового акта. 2) Через зараженную кровь:
Парентеральная передача ВИЧ происходит в результате переливания инфицированной крови или продуктов крови; в результате использования зараженных игл, шприцев или других инструментов, повреждающих кожные покровы. Риск приобрести ВИЧ-инфекцию не зависит от объема переливаемого материала: реципиенты одной единицы зараженной ВИЧ крови имеют практически 100% вероятность инфицирования. Передача ВИЧ в результате переливания крови – серьезная проблема в странах, где еще не учреждены национальные службы контроля доноров крови на выявление антител к ВИЧ. Передача ВИЧ через зараженные иглы и шприцы является особенно острой проблемой среди лиц, пользующихся наркотиками в инъекциях, которые не стерилизуют иглы и шприцы перед их повторным использованием или если несколько человек используют один и тот же шприц. Заражение также может произойти при нанесении татуировки, прокалывании ушей нестерильными иглами. 3) При передаче инфекции от матери плоду во время беременности и новорожденному во время родов; Перинатальное инфицирование может иметь место до и во время родов или непосредственно после них. Общий риск передачи ВИЧ от инфицированной матери ребенку составляет порядка 50%. В литературе имеются сообщения о случаях постнатальной передачи ВИЧ через грудное молоко у детей, имевших контакт с матерями, инфицированными ВИЧ уже после родов. 4) Через молоко матери. 5) Основной фактор риска заражения ВИЧ в нашей стране – внутривенное ведение наркотических препаратов. Наркоманы на сегодняшний день составляют абсолютное большинство всех инфицированных в нашей стране. 6. Локализация ВИЧ Вирус обнаружен:
Следы вируса обнаружены:
7. Можно ли убить возбудителя СПИДа?
Не отмечены случаи передачи ВИЧ:
8. Основные формы и методы профилактики ВИЧ- инфекции. Просвещение подростков по вопросам СПИДа – лучший способ предотвращения этой болезни. Ребята смогут сами принимать продуманные решения о том, как вести здоровый образ жизни. По существующим прогнозам рост показателей, связанных с употреблением психоактивных веществ, может продолжаться. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулёза и других заболеваний. ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ инфицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых (13-24 года), под угрозой фактически оказалось будущее страны. СПИД – одна из важнейших и трагических проблем, возникших перед человечеством в конце XX века. Дело не только в том, что в настоящее время в мире официально зарегистрировано более 33,5 млн. больных и многие миллионы инфицированных. СПИД – это сложнейшая научная проблема. 1)Профилактика передачи ВИЧ половым путем:
2)Профилактики передачи ВИЧ через употребление инъекционных наркотиков:
3)Профилактика передачи ВИЧ при переливании крови:
4)Профилактика передачи ВИЧ от матери к ребёнку:
9.Схема строения вириона вируса СПИДа По величине отдельная частица ВИЧ, т.е. его вирион, достигает размера 100 -140 нм. Вирион имеет округлую форму. Под электронным микроскопом выглядит как многолепестковый цветок. Внутри вириона находятся две молекулы РНК, окруженные белковой оболочкой – капсидом. Рядом с молекулами РНК расположены специфические белки-ферменты (транскриптаза ВИЧ), трансформирующие РНК в ДНК. Вирион имеет супер-капсид – двухслойную мембрану, построенную из мембраны клетки-хозяина. Снаружи на мембране располагаются, как гвоздики, особые белки – гликопротеиды (сложные соединения углевода и белка), главной функцией которых является присоединение вириона СПИДа к клеточной поверхности клетки-хозяина. 10.Механизм действия вируса СПИДа (ВИЧ)Вирион СПИДа инфицирует первоначально клетки крови Т-лимфоциты, затем в патологический процесс вовлекаются все клетки кроветворных органов (селезёнка, косный мозг), лимфатических узлов, лёгких, некоторые клетки нервной системы, соединительной ткани, эпителиальные клетки кишечника, клетки мозга. Кульминационный этап развития болезни СПИД – сборка вирусных частиц в клетке-хозяине и выход живого потомства вирионов из инфицированной клетки. Сборка происходит на плазматической мембране лимфоцита, откуда образовавшиеся частицы отпочковываются и внедряются вновь в незараженные клетки. У вируса СПИДа процесс идет очень быстро: за 5 мин. На одной лимфоцитарной клетке может образоваться до 5000 новых вирусных частиц. III. Вывод. Каждую минуту в мире не менее 11 человек заражаются вирусом иммунодефицита человека. Одновременно многие из них осознают крушение своей жизни и мрачно вглядываются в неопределенное будущее. Каждую минуту эти несчастные сталкиваются не только с собственным страхом, но и с непониманием со стороны родственников, друзей, коллег по работе. Да и общество начинает относиться к ним не как к обычным людям, а как к больным «СПИДом». ВИЧ-инфекция – это хроническая пожизненная инфекция, поэтому, сегодня необходимо решать две большие проблемы: · Как противостоять распространению вируса иммунодефицита человека · Как относиться к людям, инфицированным ВИЧ Единственный способ противостоять распространению вируса – сделать акцент на профилактику, а единственным реальным средством профилактики как самой ВИЧ- инфекции, так и негативных ее последствий является изменение поведения на безопасное или менее опасное. Науке удалось многого добиться. Благодаря глобальным эпидемиологическим исследованиям выяснено, как вирус передается от человека к человеку. К счастью, пути передачи ограничены, следовательно, эти факторы можно контролировать, а значит сдерживать и предотвращать распространение болезни – все зависит главным образом от сознательного поведения человека. Отношение общества к людям, инфицированным ВИЧ, определяет успех или неудачу борьбы против инфекции на национальном уровне. Безусловно, эти люди должны находиться в обществе, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, они не представляют опасности для окружающих, если только не вступают в половые связи, не сдают кровь или не используют общих с другими игл и шприцев для инъекций. Во-вторых, изолировав ВИЧ-инфицированных от общества, или применив к ним более строгие меры, мы загоним болезнь внутрь и сведем на нет результаты санитарного просвещения. Чем сильнее мы стремимся изолировать ВИЧ- инфицированных и больных СПИДом, тем большей угрозе мы подвергаем общество. В России разрабатывается проект «Профилактика, диагностика, лечение СПИДа». В мероприятия проекта включены три масштабные образовательные кампании, направленные на все население в целом, и специально – на молодежь, на определенные группы риска: потребителей наркотиков, лиц, оказывающих платные сексуальные услуги, гомосексуальное сообщество. В рамках просветительской работы проект предусматривает проведение рекламных кампаний по пропаганде безопасного секса среди молодежи, создания сетей региональных телефонных линий доверия, которые будут круглосуточно бесплатно предоставлять консультации населению по всем проблемам ВИЧ-инфекции и инфекций, передаваемых половым путем на анонимной основе. Сегодня 90% ВИЧ- инфицированных в России – наркопотребители. Это в основном молодые люди, число которых уже превысило три миллиона человек. Совсем недавно сочли бы диким предложение обучить потребителей наркотиков их безопасному введению. Тем не менее, это – одна из реальных возможностей пресечь передачу инфекции в самой большой группе риска. Другой эффективный метод снижения вреда при потреблении наркотиков станет обмен шприцев. С одной стороны это исключает многократный обмен шприцев, а с другой – открывает возможность непосредственно вступить в прямой диалог с людьми из этой группы риска, обменяться с ними информацией об опасности заражения. Такая открытая работа на территории «противника», входя в его доверие, непременно приводит к позитивному результату. Таким образом, все компоненты проекта, а их количество весьма значительно, дают возможность решать проблему борьбы со СПИДом комплексно. «Заразишься или не заразишься, будешь жить или нет – зависит только от тебя», - таков основной девиз международной профилактической кампании. Только таким путем каждый человек может избежать ВИЧ-инфицирования, сохранить здоровье и жизнь. IV.Список используемой литературы
V. Приложение: Анкетирование учащихся школы «Что вы знаете о ВИЧ-инфекции и СПИДе?» (В анкетировании приняли участие 5 старшеклассников и 3 родителей.)
|
Сочинение Работа ученицы 11 класса Печугиной Натальей г. Ярцево Смоленской... Мужество жить! Слова эти я прочитала в поэме Р. Рождественского «Реквием». Прочитала и не поняла. Разве требуется мужество для того,... | Урок по химии, биологии, экологии Тема урока: «Жить для того, чтобы... Развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно значимое содержание учебного материала,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Жить, а не выживать; жить, а не готовиться к жизни; не побеждать, а договариваться; не бояться, а уважать; не приспосабливаться,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Книги, помогающие жить». Героями этих книг являются люди с ограниченными возможностями, но обладающие сильным характером. Они преодолели... | ||
Спид- реальность или миф? Задачи: ознакомить старшеклассников с информацией о болезни спид; формировать у них адекватность понимания проблемы существования... | «Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения «Помнить – значит жить» (по следам героев рассказа А. Д. Блинова «Две жёрдочки через реку») | ||
Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить... «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс | «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного,... | ||
Курить или жить? Курящие школьники становятся раздражительными, неаккуратными, жалуются на плохую память и плохие оценки, у них снижается слух и сообразительность.... | Урок литературы в 9 классе по творчеству Н. В. Гоголя. Тема: «Тема... «Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему, которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить,... | ||
«Жить или курить?» Таких форм уроков множество. Одним из них является урок – проблема с дальнейшим обсуждением вопроса и беседой с учащимися | Реферат. Конституция Мы хотим жить в процветающей стране. В стране равных возможностей, свободной, гуманной и высококультурной | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Камю? Какую стратегию выбирает он сам Какая из стратегий кажется вам наиболее разумной Можно ли вообще жить, не имея цели и смысла... | «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют... Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека,... | ||
Урок математики Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение | Урок Рождество Пресвятой Богородицы Божий. Евреи ожидали Спасителя, надеялись, что или сами, или их дети будут жить в Царствии Иисуса Христа. Поэтому все бездетные были... |