«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения





Скачать 155.88 Kb.
Название«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения
Дата публикации17.03.2015
Размер155.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная

общеобразовательная школа с.Татаурово Нолинского района Кировской области




Литературно-краеведческий проект
«Помнить –

значит жить»

Авторы: Лыкова Анастасия

Калинина Анастасия

Федурце Ксения

Манылов Павел

Шураков Никита

Шихов Павел

Коршунов Вячеслав,

учащиеся 8 класса

МОУ ООШ с.Татаурово

Нолинского района

Кировской области

Сопровождающий проекта: И.А.Манинец, учитель русского языка

и литературы

Татаурово, 2010

Информационная карта проекта
1. Полное наименование:

«Помнить – значит жить» (по следам героев рассказа А.Д.Блинова «Две жёрдочки через реку»)
2. Актуальность проекта:
- празднование 65-летия Победы нашей страны в Великой Отечественной войне;

- необходимость запечатлеть в памяти молодого поколения, теряющего интерес к истории родного края, образы тех односельчан, которые в меру своих возможностей приближали миг Победы, сделали нашу жизнь мирной;

- в с.Татаурове отсутствуют материалы, доступные для жителей села, о творчестве А.Д.Блинова.
Цель: доказать, что прототипами героев рассказа писателя-земляка А.Д.Блинова «две жёрдочки через реку» являются жители с.Татаурова и близлежащей д.Тимки
Задачи:

1. Подробно изучить биографию писателя-земляка.

2. Прочитать рассказ А.Д.Блинова «Две жёрдочки через реку».

3. Подготовить выставку рисунков к рассказу.

4. Посетить дома старожилов с.Татаурова, д.Тимки, д.Селюнинцы,собрать информацию о жизни односельчан в годы войны.

5. Сопоставить жизненную правду и художественный вымысел в расказе.

6. Познакомиться с прототипами героев рассказа А.Блинова, дожившими до наших дней

3. Главная идея проекта:

«Мы помним трудовой подвиг односельчан»
4. Авторы проекта:

учащиеся 8 класса МКОУ ООШ с.Татаурово
5. Руководитель проекта:

И.А.Манинец, учитель русского языка и литературы МОУ ООШ с.Татаурово
6. Организация-заявитель:

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Татаурово
7. Организация-исполнитель:

рабочая группа учащихся 8 класса, родители МОУ ООШ с.Татаурово, работники сельской и школьной библиотек, старожилы с.Татаурова и д.Тимки
8. Характеристика проекта:

социальный, исследовательский, творческий, краеведческий, коллективный, краткосрочный
9. Сроки выполнения проекта:

декабрь 2009 – май 2010
10. Количество участников проекта:

Около 20 человек (учащиеся 8 класса, учителя школы, библиотекари, старожилы села);

МОУ ООШ с.Татаурово, с.Татаурово, д.Тимки, д.Пугорята Нолинского района Кировской области

11. Основные направления проекта:

- литературное краеведение

- социальное

- творческое

- поисковая деятельность

- свободное общение
12. План реализации проекта и его результаты:


Содержание работы


Сроки

Ожидаемые результаты

I.Подготовительный этап:

1.Обсуждение проблемы на совете рабочей группы: отсутствие письменных материалов о прототипах рассказов А.Блинова

2. Анализ имеющихся в наличии материалов об историческом и культурном развитии с.Татаурова в 1940-1960 годы


1-2

декабря

2009

Принятие решений по разрешению проблемы.

Интерес к историческому прошлому села.

II. Организационныйэтап:

1.Проведение совета по разработке дальнейших действий, определение поисковых задач

3-4

декабря

Составление плана действий

III. Практический этап:

1. Посещение домов старожилов села с целью сбора информации о жизни и творчестве писателя-земляка А.Д.Блинова. Составление вопросов для беседы.

15-28

декабря

2009

Написание реферата о жизни писателя на основе собранных фактов. Запись воспоминаний на основе видеосъёмки.


2. Чтение и изучение рассказа А.Д.Блинова «Две жёрдочки через реку»

25-28 декабря

2009

Формирование представления о творчестве писателя, изображённого военного времени и героях. Осознание темы, идеи, проблем.


3. Организация выставки рисунков по рассказу

29

декабря

2009

Защита рисунка как способ глубокого осознания авторской идеи, способ выражения собственной интерпретации текста

4. Поиск прототипов произведения, из родственников, организация встреч с очевидцами событий, происходивших в 1945 году

1-20 января

2010

Запись воспоминаний старожилов села, сопоставление жизненной правды с событиями, описанными в произведении А.Блинова

5. Оказание помощи в составлении родословной учащемуся 8 класса Манылову Павлу, дальнему родственнику прототипа главного героя рассказа А.Блинова, а также в подборке материала об истории д.Тимки, родной деревне учащегося

20-25

января

2010

Составление родословной Манылова Павла, написание реферата


6. Организация похода в д.Тимки и д.Пугорята «По следам героев Андрея Блинова»


май

2010

Воспитание патриотизма, чувства гордости и сопричастности малой родины к судьбе всей страны


7. Оказание тимуровской помощи ветерану военных лет, ветерану труда Петру Павловичу Соколову


без

срока

Воспитание доброты, сопереживания, благодарности, чувства долга, ответственности, чуткого отношения к старости

IV. Контрольно-оценочный

1. Подведение итогов:

- представление итогов работы на открытом уроке, защита презентации


февраль

2010


Защита проекта, чувство удовлетворения от выполненной работы

Описание работы, защита проекта

От учителя:

- Одной из важнейших направлений современной школы является воспитание чувства патриотизма. Любой стране нужны патриоты – люди, которые готовы учиться, работать на её благо и – в случае необходимости – встать на её защиту. Но воспитать истинных сынов Отчизны можно только трепетно и с уважением относясь к своему прошлому. Главную роль в этом играют, конечно же, уроки литературы. Чаще всего пространные беседы о любви и привязанности к Родине не дают желаемых результатов. Я считаю, что прежде всего надо использовать в своей практике краеведческий материал, то есть произведения писателей-земляков о родном крае.

На уроках краеведения в текущем учебном году учащиеся 8 класса при составлении истории родного села заинтересовались вначале биографией писателя А.Д.Блинова (1918-1996), особенно тронули искренние воспоминания нашего замечательного земляка о малой родине, природе, о родной Татауровской земле. А затем и творчеством Блинова, посвятившего малой родине рассказ о военном времени «Две жёрдочки через реку». Из рассказов старожилов села учащиеся узнали, что прототипами героев этого произведения стали татауровцы.

Я поддержала идею ребят разыскать этих людей. Составили план проекта, разделились на 4 группы, выбрали объекты исследования и осуществили задуманное. Работа проведена немалая.

Мне кажется, что, изучая именно такого рода произведения, подрастающее поколение также сможет почувствовать ЦЕНУ ПОБЕДУ. Наши односельчане в далёком 41-м тоже шли на фронт. 720 человек Татауровского сельсовета отдали свои жизни за мирное небо. В тылу люди тоже совершали подвиги и тоже погибали. Учащиеся углубляют свои представления об общечеловеческих ценностях на пути нравственного взросления.
Урок – защита проекта
I. Вступительное слово учителя: (слайд 1)
Легенда про манкуртов (на фоне музыки)
- В седые времена люди кочевого племени жуаньжуанов нашли варварский способ отнимать у пленных рабов их живую память.

Это было выгодно поработителям. Обычно эта участь постигла молодых, здоровых парней. Им брили голову и надевали свежую «шири» из верблюжьей кожи, которая, подобно пластырю, намертво стягивала голову обречённого под палящим степным солнцем. Тот, кто подвергался этой пытке, либо умирал, либо лишался на всю жизнь памяти, превращаясь в манкурта. Манкурт был усерден, нестроптив, и ничего, кроме еды одежды, не требовал. Воля хозяина была для него законом. Но одна любящая мать решила во что бы то ни стало вернуть сыну-манкурту память, но все её старания были напрасны: беспамятный сын убил мать по приказу своего господина.

Раб-манкурт был лишён памяти насильственно, и поэтому мы не можем осуждать его за совершённой зло. Эта легенда глубоко символична. Нас беспокоят те люди, которые, имея живую память, оказываются от духовных ценностей, передающихся из поколение в поколение. Становятся беспамятными. А это страшно. Нельзя жить без связи поколения с поколением.
II. Выступления рабочих групп с результатами исследования. (слайд 2,3,4)

Поисковые задачи



группы,

её состав


Поисковые задачи

№1: Лыкова Анастасия,

Манылов Павел

Отыскать среди жителей с.Татаурова прототипов Груни и Павла Ехлаковых, их детей, Степана Волокова

№2: Калинина Анастасия,

Шихов Павел

Внимательно ознакомиться с картой местности Татауровского поселения и сопоставить географические названия.

№3: Шураков Никита,

Федурце Ксения

Познакомиться с прототипом одного из оставшихся в живых героя рассказа, записать его воспоминания.

№4: Калинина Анастасия,

Коршунов Вячеслав

Представить отчёт об исследовании в виде компьютерной презентации


Отчёт 1 группы «Топографы»:

В декабре 2009 года мы начали поисковую работу. Наша группа обратилась к географической карте современного Татауровского поселения. (слайд 5, карта) Представляем результаты исследования. В рассказе А.Блинова главная героиня Груня Ехлакова направляется за лекарством в село Седуново. Мы сопоставили названия, описание местности и пришли к выводу: это наше с.Татаурово. Под деревней Подгорята скрываются Пугорята, деревня Шалые в рассказе стоит на горе. Это Шалы. Река у Блинова Лубяна. Легко догадаться, что это наша Лудяна. Согласитесь, в названии населённых пунктов есть сходство, автор меняет только отдельные буквы, слоги. К сожалению, не смогли обнаружить на карте д.Волоки. Даже обратились за помощью к словарю: волоковое окно – в старину в избах и банях: маленькое оконце, через которое выходит дым. Может, это открытие! Действительно, эту деревню в старину могли так назвать потому, что все избы в ней топились по-чёрному. Названия деревни, в которой жила героиня, в рассказе не упоминается. Но по описаниям её местоположения (на пути в село – река) мы пришли к выводу, что это д.Тимки.

Таким образом, нам удалось доказать, что под названиями вымышленных населённых пунктов в рассказе Блинова легко угадываются реальные.
Отчёт 2 группы: (слайд 6-7)
Мы работали с фамилиями, именами героев, попытались узнать имел ли место в жизни случай, описанный Блиновым. Самую ценную и интересную информацию дали старожилы села Храмцова Галина Ивановна и Василий Иванович, Субботины Анатолий Михайлович и Лидия Семёновна, Огорельцева Вера Гавриловна. Эти люди были лично знакомы с Блиновым. И они подтвердили, что рассказ «Две жёрдочки через реку» писатель посвятил с.Татаурову. Так мы узнали, что один из прототипов рассказа Пётр Павлович Соколов (1932 г.р.) в настоящее время проживает в нашем селе на улице Заречной. Вместе с учителем мы отправились в гости, предварительно подготовив вопросы для беседы. Познакомились. (слайд 8) Оказывается, Пётр Павлович – прототип Пети Ехлакова из рассказа Блинова. Такое бывает, наверное, один раз в жизни: мы прочитали рассказ о своей малой родине и вот беседуем с прототипом одного из героев! Кстати, Пётр Павлович был искренне тронут, взволнован до слёз, что мы, молодое поколение, заинтересовались его судьбой семьи. Трагическая история, описанная Блиновым, подтвердилась, хотя нам очень хотелось бы услышать, что смерть главной героини – художественный вымысел. Отец нашего собеседника Павел Игнатьевич Пиков (слайд 9) действительно ушёл на фронт, только похоронка на него пришла не 13 апреля 1945 года (так в рассказе), а в 1942 году, он успел написать домой лишь 3 письма.

Мать Петра Павловича – Евдокия Агафоновна Пикова – явилась прообразом Груни Ехлаковой. Вы видите её портрет: в жизни это была красивая женщина, без «шадринок» на лице. Весной 1945 году в течение одной недели она подрабатывала в с.Татаурове (грузила мешки с зерном, готовились к весенней посевной), ходила пешком из д.Тимки. 13 апреля 1945 года возвращалась домой, по пути надо было перейти реку Лудяну. Весной она всегда выходила из берегов. Мост сгнил за годы войны, новый некому строить. Вместо него поваленное дерево. Уставшая Евдокия Агафоновна не удержалась на дереве (а в рассказе две жёрдочки) и упала в ледяную воду. Спасти её не удалось. Помощь поздно подоспела.

Прототипа Степана Волокова в реальности не было, любовный треугольник – авторский вымысел. Но один Степан, правда, жил в д.Тимки, это брат погибшего отца П.П.Пикова.

Далее в рассказе говорится, что детей у Груни – двое. Как рассказал нам Пётр Павлович, у него было 4 брата, он сам – старший. В 1945 году ему исполнилось 13 лет.

Больше всего нас заинтересовал вопрос: «Почему же фамилия у нашего собеседника Соколов, а отцовская – Пиков?» Об этом расскажет другая группа.

Подведём итоги, мы на правильном пути. Сюжет рассказа Блинова действительно имел место в жизни нашего села в далёком 45-м году прошлого века.

Отчёт 3 группы:
Воспоминания Соколова Петра Павловича, 77 лет,

ветерана военных лет и ветерана труда,

прототипа Пети Ехлакова из рассказа «Две жёрдочки через реку»
«Я родился в д.Тимки, закончил 2 класа в школе с.Татаурова, дальше мать Евдокия Агафоновна Пикова не разрешила учиться: надо было кормит трёх младших братьев. когда началась война, мне было 9 лет. В 1942 году погиб на Ленинградском фронте отец Павел Игнатьевич Пиков, успев написать домой 3 письма. Я стал работать: в 12 лет за мной закрепили лошадь и жатку. Во время войны в Тимках стояло 46 домов, колхоз назывался «Тиминский»: пахали, сеяли убирали урожай всё одни женщины, зимой лес рубили. И вот только на одну неделю в апреле 1945 года моя мать решила подработать в с.Татаурове на погрузке зерна. Его хранили в здании церкви во время войны. Женщины из разных деревень грузили зерно в мешки, а затем на подводы. Зерно сдавали государству, готовились к посевной. Мы, дети, ждали мать дома. На груди в маленьком мешочке она тайно приносила зерна и заваривала его, мы с жадностью ели. Трудились женщины до потёмок: война к концу подходила, а на фронт всё равно много всего отправляли.

И вот 13 апреля 1945 года мать шла домой, переходила по пути под д.Голодаевцы разлившуюся реку Лудяну. Вместо мостика – поваленное дерево. Мост сломался, строить новый во время войны было некому да и не на что. Мать поскользнулась и упала в ледяную воду, громко закричала несколько раз: «Ради детей спасите!» Этот крик услышал немой парень, прибежал в деревню, а объяснить толком не может: «Бато! Бато!» А ещё мне позднее рассказывали, что мамин крик слышали и с Татауровского промкомбината… Вытащили её на берег уже мёртвую. Поздно помощь пришла, а вода холодная, течение сильное, наглоталась воды. И всё. С тех пор я не люблю весну.

Мне тогда было 13 лет, поэтому, как старшего, самостоятельного, меня взял к себе дядя Степан Иванович Пиков (двоюродный брат отца): из-за старости на войну не ходил, возил из Татаурова в Тимки почту. Братьев моих (Садку - 3 года, Валентину – 5 лет, Николаю – 6 лет) отправили в детский дом в с.Лудяну. Наш дядя старый был, решил, что государство лучше позаботится о сиротах. А братья скучали по маме, по дому, поэтому пешком приходили ко мне в Тимки. Кормить братьев было нечем. Ходил по домам и просил милостыню. Стыдно, но что делать? Те, кто близко знал мою мать и отца, давали, а остальные закрывали передо мной двери. Почти всю еду отдавал братьям, сам голодал. А утром перед работой приходилось провожать братьев до Лудяны. На работу опаздывал, меня ругали, в такие дни работал на час дольше. Грузил, как и мать, тяжёлые мешки с зерном, брались вчетвером, иначе не поднять. Обидно было: никто из подростков моего возраста не выполнял такую тяжёлую работу. Сам не понимаю, как тогда выжил. А ещё не могу простить председателя колхоза Алексея Ивановича Селюнина, который на всю зиму отправил меня на лесозаготовки в Малмыжский район, говоря: «За тебя никто реветь не будет». Но я выжил, работал в лаптях, валенок не было, мороз доходил до 40 градусов, ноги обмораживал несколько раз. С тех пор болят, сейчас каждый шаг даётся с трудом.

После войны я проучился ещё 2 года в школе с.Татаурова, здесь же получил права тракториста, сдав на отлично экзамен. И до армии работал трактористом. Жить стало полегче.

В 1951 году женился, на трактористке, взял фамилию жену: очень уговаривал тесть, потому что на войне у него погиб единственный сын - род Соколовых некому продолжать. Тесть Алексей любил меня как родного сына, был хороший, правильный, справедливый человек».
Оставшись без родителей, Пётр Павлович долгие годы после войны ждал чуда: вот вернётся отец, ведь в похоронке было написано: «Пропал без вести» (слайд 11). Но этого не произошло. Пётр Павлович много страдал и переживал, когда в первой редакции «Книги Памяти» не нашёл в списках погибших за Родину фамилию отца П.И.Пикова. В 1980 году он пишет запрос в Нолинский военкомат с просьбой указать место захоронения отца. Пришёл ответ (слайд 12): «…в списках пропавших без вести не значится». Но в новую редакцию «Книги Памяти» (1994 год) имя П.И.Пикова включено. Мы нашли подтверждение этому факту.
Из воспоминания Пересторониной Клавдии Матвеевны (1932 г.р.),

жительницы д.Тимки
«Я как сейчас помню тот день, 13 апреля 1945 года. Евдокия во время войны пешком ходила в Татаурово, каждый раз переходила реку по двум брёвнам. Мы все там ходили. А река в те времена была глубокая, весной особенно полноводная. В тот день Евдокия, наверное, испугалась шума воды, которая подступила прямо к брёвнам. Рабочие с промкомбината стали спасать, но не успели. Когда вытащили, Евдокия уже была мертва. Кто тут виноват? Не разберёшь.

А детишек жалко было. Мы ведь с Петей Пиковым ровесники. Вместе росли, играли. Брат отца Степан Игнатьевич Пиков взял племянника к себе, а младших направили в детдом. Помню, как Петя ходил по деревне и собирал милостыню. Но всем тогда тяжело было. Кому-то просто нечего было дать.

В нашей деревне до сих пор помнят историю семьи Пиковых, а то, как жил сирота Петя без родителей, вспоминают со слезами и жалеют, жалеют… Дом Пиковых не сохранился, но его месторасположение я знаю».

Из воспоминания Опариной Антониды Витальевны, жительницы д.Селюнинцы
«В 1951 году Пётр Пиков переехал в д.Селюнинцы (2 км от д.Тимки), так как женился на Татьяне Соколовой. В нашей деревне парней, пришедших жить в дом жены, называли «приёмок». Ничего зазорного в этом слове нет. Пётр не виноват в том, что война забрала у него родителей, лишила возможности общения с родными братьями. А человек он был работящий, ответственный, спокойный, вырастил 5 детей…»
Из воспоминаний Головизниной Галины Петровны,

дочери Петра Павловича Соколова:
«Я родилась в 1960 году, всего детей нас – пятеро: Валентин (1951 г.р.), Анатолий (1955), Сергей (1957) и Лидия (1964)

Когда я была маленькой, завидовала своим сверстникам в том, что у них есть бабушки и дедушки. Если дедушка погиб на войне, то бабушка была почти у всех. А у меня никого не было. Иногда так хотелось сходить в гости к ним.

О том, что А.Блинов взял для своего рассказа историю нашей семьи, я знала давно, но сама прочитала недавно…

У моего отца 3 брата: Садок и Валентин уже умерли, а вот Николай живёт в Пермской области, получил высшее образование, сейчас пенсионер. Приезжает в гости в Татаурово…»
В настоящее время Соколов Пётр Павлович живёт в ветхом домике в с.Татаурове (слайд 14-15). В доме довольно скромное деревенское убранство. На стенах старинные фотографии самых близких людей. Крепко пахнет табаком. На столе книга. Хозяин, несмотря на возраст, видит без очков, любит читать. Больше всего его беспокоит боль в ногах. Снова и снова в подробностях ветеран войны и труда в подробностях рассказывает историю гибели матери, произошедшую в нашем селе в апреле 1945 года.
Отчёт Манылова Павла, участника проекта:
На первом же заседании рабочей группы я сразу обратил внимание на то, что наш герой родом из моей деревни, что фамилия его Пиков. А это девичья фамилия моей мамы. Побеседовав с родными, я узнал, что П.П.Соколов – мой дальний родственник. вместе с бабушкой и мамой я составил свою родословную. (См. Приложение ) Никто до меня не пытался протянуть ниточку родства к семье Пиковых.

Также в ходе работы над проектом я обнаружил некоторые данные, касающие истории моей деревни Тимки. Написал реферат, назвал просто: «История моей деревни Тимки». Приведу один интересный факт. Никто их деревенских жителей, наверное, не интересовался, почему именно так названа моя деревня. Оказывается, первого поселившегося на этих местах мужика звали Тимофеем, а в народе просто Тимом. (см. Приложение )
Заключение: Предстоящим летом мы запланировали поход на родину писателя-земляка А.Д.Блинова в д.Пугорята. Нам покажут дом, где проживала в последнее время его семья. Мы пройдём по деревенской улице, где когда-то ходил Блинов. Всего лишь через лог располагаются Тимки. Мы посетим то место, где когда-то жила семья Груни Ехлаковой, теперь мы знаем: это прототип замечательной женщины Евдокии Агафоновны Пиковой. Не хочется ставить знак равенства между ними. Это две отдельные истории.

Собирая сведения для проекта «Помнить – значит жить», мы узнали ещё много трагических историй, связанных с периодом Великой Отечественной войны. Поэтому поставили цель: записать эти воспоминания и при возможности выпустить небольшую брошюру, чтобы остались в памяти татауровцев эти рассказы, а непростые судьбы земляков служили бы живым и ярким примером в первую очередь для молодого поколения.
Рефлексия: /закончи предложение/

- Над чем заставила меня задуматься работа над проектом «Помнить – значит жить» я понял?

Литература:

1. Рассказ А.Д.Блинова «Две жёрдочки через реку»

2. Воспоминания жителей села

3. С.И.Мелехов. Основы проектной деятельности. Киров-2008.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения iconАвторы: Фёдорова Анастасия, Попова Анастасия, ученицы 8 класса
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения iconМероприятия, конкурса
Скок Анастасия, Мылдов Андрей, Тараканова Валерия, Ларин Сергей, Бодунова Анастасия – 4–Б
«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения iconИ краткое описание проекта. Цели и задачи проекта
Автор и руководитель проекта Вялков А. В., соавторы: Шипулина Анастасия, Щербинина Анастасия, ученицы 10 класса
«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения iconАнастасия Николаевна Романова загадка великой княжны Анастаси́я Никола́евна...
Милицы Николаевны и Анастасии Николаевны прибыл некий Филипп, француз по национальности, объявивший себя гипнотизёром и специалистом...
«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения iconВладимир Николаевич Мегре анастасия книга 1 Владимир Николаевич Мегре...
Весной 1994 года мной были зафрахтованы три речных теплохода, на которых я совершил четырехмесячную экспедицию по сибирской реке...
«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения iconСочинение Бахмайер Ксения
В прекрасном городе, на берегу моря родилась я прекрасная девушка с именем Ксения. Ксения, что значит странница. И неслучайно имя...
«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения iconАвторы: Пятакова Анастасия, Гумилевская Юлия. Гребенникова Елена...
...
«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Матюшкина Мария Владимировна, Порунова Анастасия Сергеевна, 6А класс, моу «Средней общеобразовательной школы с углубленным...
«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения icon«Как стать великим художником ?» Практико-ориентированный проект Авторы проекта ученики 2 класса
Авторы проекта ученики 2 класса: Базулев Тимофей, Вялько Тамара, Добров Никита, Жедрин Иван, Карпушенко Елизавета, Керимли Мадина...
«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения iconДмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку»
Пояснение: авторская разработка урока, посвящённая анализу рассказа вятского писателя А. Д. Блинова «Две жёрдочки через реку»; далее...
«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения iconЗворыгина Марина Германовна Алифоренко Данил. Беккерман Александра....

«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения icon«Всероссийский фестиваль образовательных сайтов и блогов»
Автор: Кваша Анастасия Михайловна (учитель кубановедения мбоу сош №73 г. Краснодара)
«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения iconРабочая программа учебной дисциплины
Старший преподаватель кафедры истории и социально-гуманитарных наук Карамнова Анастасия Владимировна
«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения iconРеферат На тему: «Почему Луна не падает на Землю?»
Ученица 9 класса Исенбаевской средней общеобразовательной школы Нагимова Анастасия
«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения iconНаучно-исследовательская работа Измайлово. История царской усадьбы...
Авторы: Борщевская Рахиль, Южакова Анастасия, Узиенко Мария – ученицы 7 класса «Б» гимназии №1567 зао г. Москвы
«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения iconРеферат по теме «Случайный гость»
Автор: ученица 3А класса моау «Классическая гимназия №2» г. Тында Амурской области Алексеенко Анастасия


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск