Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку»





Скачать 122.3 Kb.
НазваниеДмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку»
Дата публикации26.11.2014
Размер122.3 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > История > Конспект
Конспект урока литературного краеведения в 8 классе
«Ещё одна история Победы»
Рассказ Андрея Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку»
Пояснение: авторская разработка урока, посвящённая анализу рассказа вятского писателя А.Д.Блинова «Две жёрдочки через реку»; далее логическое продолжение - детский проект «Помнить значит жить» (по следам героев Блинова)
Времена не выбирают:

В них живут и умирают…

Александр Кушнер
Цели:

образовательный аспект: познакомить учащихся с рассказом А.Д.Блинова «Две жёрдочки через реку»;
развивающий аспект: развивать творческие способности и умение размышлять; помочь учащимся в выработке собственных мировоззренческих взглядов;
воспитательный аспект: воспитание гордости за своих земляков, патриотизма, уважительного отношения к истории родного края; формирование ответственного отношения к исторической к исторической памяти
Задачи:

- учить определять тему, идею произведения;

- показать, как языковые средства способствуют выявлению идеи произведения;

- сформировать интерес к творчеству А.Блинова
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проблемного обучения
Формы организации учебной деятельности: сочетание групповой, индивидуальной и фронтальной деятельности
Предварительное д/з:

1. Прочитать рассказ А.Д.Блинова «Две жёрдочки через реку».

2. Подготовить реферат о жизни и творчестве писателя-земляка.

3. Составить план рассказа.

4. Сделать иллюстрации к рассказу.

5. Написать творческую работу «Роль выразительных средств языка в рассказе А.Блинова».
Оборудование: распечатанные тексты рассказа; портрет А.Д.Блинова; буклеты, посвящённые творчеству писателя; выставка книг А.Блинова, В.Субботина и М.Ардышева о войне; стенд с фотографиями односельчан военной поры и послевоенной; рисунки учащихся; словарь В.И.Даля; электронная презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Литературные термины: рассказ, тема, идея, фабула, сюжет
Организационный момент:
Мотивационный момент:

- Ребята, в 2010 году Россия торжественно отпразднует 65-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Сегодняшний урок я назвала «Ещё одна история Победы». С какими словами ассоциируется у вас слово ПОБЕДА? (слайд 1)

(счастье, радость, слёзы, восторг, горе, воодушевление, печаль, тепло, потеря, чувство облегчения, покой…)

- Да, и радостные и одновременно грустные чувства испытывает человек. Ещё одна история победы. Скажите, о чём сегодня мы поведём разговор?

(Познакомимся с историей, связанной с войной. Может, она будет печальная, а может, и со счастливым концом)

- Мы помним имена 720 погибших односельчан, ушедших на фронт из татауровского сельсовета. Если почтить память минутой молчания каждого, то потребуется 12 часов. Но люди умирают не только от пуль. Тыл не исключение. Сегодняшний урок – дань памяти всем этим людям. Мы собрались для того, чтобы сказать себе: «Не будем Иванами, не помнящими родства»,.
Вступительное слово учителя:

- Автор рассказа А.Д.Блинова «Две жёрдочки через реку» - уроженец наших мест, гордость Вятского края. Давайте послушаем рассказ об этом писателе. (Приложение 1)

(Подготовленная ученица сосредоточила своё внимание на том, какую роль сыграла Татауровская земля и её жители в становлении А.Блинова как писателя. (слайды 2-5, слайд 6 – видеофрагмент беседы)


Этапы урока

Формы и методы

Планируемые результаты

Параметры контроля и оценивания


1. Мотивация


Фронтальная


Определяется тема занятия


Умение формулировать тему


2. Рассказ о жизни и творчестве А.Д.Блинова


Индивидуальная с привлечением слайдов из презентации

Учащиеся получают знания о биографии писателя и его связи с родным селом, испытывают гордость за знаменитого земляка, стремятся быть похожими


Умение лаконично, с выражением передать содержание материала, заинтересовать слушателей


3. Аналитическая беседа по рассказу «Две жёрдочки через реку»

Фронтальная, индивидуальная, групповая. Дискуссия. Беседа. Ролевая игра. Самостоятельная постановка проблемных вопросов. Инсценировка.


Учащиеся развивают умение высказывать собственную точку зрения, умение анализировать прозаический текст

Умение формулировать ответы на поставленные вопросы, иллюстрировать свои мысли примерами из текста (собственной жизни)


4. Роль выразительно-выразительных средств языка в рассказе

(Приложение 2)


Индивидуальная. Наблюдения над текстом.

Учащиеся не только находят в тексте выразит. средства языка, но и определяют, как языковые средства способствуют выявлению идеи произведения


Оформление письменной работы в форме сочинения


5. Рефлексия

Составление синквейна. Голосование с помощью сигнальных карточек.

Умение самостоятельно делать выводы

Отражение итогов работы на доске

6. Защита литературно-краеведческого проекта «Помнить – значит жить»


Групповая

Вызвать желание учащихся и дальше изучать историю родного края, творчество А.Блинова

Культура речи, удержание внимания аудитории


I. Аналитическая беседа по рассказу «Две жёрдочки через реку»
План рассказа.

1. У Аграфены Васильевны Ехлаковой заболела овечка-кормилица.

2. В село к ветеринару за лекарством.

3. Воспоминания о молодости.

«Эх ты, жизнь-жизнюшка, не знаешь, где найдёшь, где потеряешь…» или «Как давно это было!..»

4. В Седуново ветеринара не оказалось.

5. Похоронка от мужа. В сельповской столовке. В обратный путь.

6. «Наутро её нашли километрах в пяти вниз по течению…»
/ В ходе беседы на доске выписываются проблемы, поднятые в рассказе:

  • проблема человеческой красоты

  • проблема ответственности человека за свои поступки

  • проблемы всепрощения/





Вопросы для беседы



Примерные ответы учащихся


Возможное цитирование


1. Ребята, вы прочитали рассказ Андрея Блинова «Две жёрдочки через реку».

(слайд 7)

Давайте определим, о чём это произведение? Что лежит в основе сюжета?

Говоря, о чём этот текст, что мы определяем? (Тему)

Каково отношение автора к описываемым событиям?

Отвечая на этот вопрос, что мы определяем? (Идея)


- Разрушение семьи как одно из страшных последствий войны.

- Судьба русской женщины во время Великой Отечественной войны, повествование о том, какой страшный след оставила война в судьбе русских людей.

- Идейный смысл: глубочайшее авторское сопереживание неприметной русской женщине, нашедшей и вскоре потерявшей своё счастье






2. Назовите героев рассказа и дайте им характеристику.

Груня Ехлакова (ей 29 лет), её муж Павел ушёл на фронт, оставив двух детишек: шестилетнего Петю и первоклассницу Дуняшу. Степан Волоков






3. Встретились ли вам сцены, при чтении которых болела душа?

- страдания молодой Груни

- письмо с фронта от Павла

- похоронка на мужа

- смерть главной героини





4. Давайте в целом рассмотрим композицию рассказа, проследим, как развивались события.

(слайд 8)

Проверка домашнего задания: учащиеся предлагают свои варианты плана рассказа. Анализ.





5. Рассказ начинается с описания деревенского быта в последний год войны. Каков он? Расскажите, с какими трудностями сталкивается главная героиня?
Выразительное чтение отрывка.

Начало весны. Позади длинная, морозная зима 1945 года. Большой старый хлев Груни Ехлаковой. В этом промёрзшем хлеву, не выдержав холода, скудной кормёжки, заболела единственная кормилица семьи овечка Машка. Раньше со скотиной в избе жили. Нужно срочно идти в село Седуново к ветеринару, а на ноги надеть нечего. Бедность, безвыходность ситуации


«Окошко было маленькое и выходило на северную сторону. Груня наглухо затыкала его соломой и лишь к весне … выдирала вмёрзшую в лёд ржаницу. скучный серый цвет не мог осилить тьмы просторного хлева» /с.96/

6. По дороге домой Груня думает о муже.

(слайд 9-11)

/цитата на стр.97 и 104/

Вот так заинтриговывает читателей автор. Кажется, не может быть такого! Какие два чувства борются в героине? (раскаяние и любовь)

Расскажите, как пересеклись пути Груни и её будущего мужа Павла. Чем оскорбил Степан главную героиню?

Проблемный вопрос: так ли важна внешность человека, как думала Груня? В чём красота этой молодой женщины?

(слайд 12)

Проблема ответственности за свои поступки

Ролевая игра:

- ученица от 1-го лица рассказывает о молодости Груни, Павла, Степана Волокова.

- Часто бывает, что хороший человек не отличается яркой внешностью, но от общения с этим человеком исходит обаяние, и мы говорим: «Красивый человек!»

- Красота человека внутри его: Груня работящая, «надёжная матка детям», ночью «корчилась от рези в животе, зато ребятишки сытые спали рядом». Она умеет любить, преданно, на всю жизнь. Умеет прощать обиды.

- А у некоторых людей заниженная самооценка: им только кажется, что они выглядят смешно….
Надо уметь почувствовать, какой болью отзовётся тот или иной поступок человека на судьбе другого




«Вот ведь жизнь какую пытку ей придумала: иные ждут конца войны, ложатся и встают с надеждой, а она без страха и подумать не может. Как подумает, что конец всё ж таки должен быть ей, а с ним и возвращение мужа, так, - так ужас охватывает Груню»

/с.97/


7. Зачем Степан Волоков по возвращении домой заходит в дом Груни Ехлаковой, а не идёт к своей жене и детям?

(слайд 13)



- Обычный человек может и не успокоил бы мятущуюся душу инвалида.

- Его возвращение напоминает другого героя – Егора Дрёмова из рассказа «Русский характер».

- Катарсис – нравственное очищение, прозрение. Степан испытал душевное потрясение: потерял красоту, стал калекой.

- Вот так война оставляла свои метки на судьбах людей. Это ещё одна история победы.



«Левая половина лица его была страшно изуродована. Шрамы перекосили рот. Нижнее веко вывернулось и пугало живой краснотой. Слёзы непрестанно капали на то, что КОГДА-ТО БЫЛО Степановой щекой, а теперь было изборождено шрамами и ни на что не походило».

/с.105/

8. Ночной разговор с Груней.
Что дал он душе Степана?
Что хотел он услышать от Груни в ночь накануне Пасхи?

Можно ли назвать эту связь греховной?


Почему Груня простила Степана?


Проблема всепрощения


- Прекрасные когда-то черты лица похитила война, а взамен – изуродованное лицо, он приходит за покаянием: терзается мыслью о том, как оскорбил когда-то в молодости Груню. И возможно, наступает возмездие?

- Но главное – Степану необходим совет, как теперь жить, необходима УВЕРЕННОСТЬ в том, что жить стоит. Это подтверждают слова из текста.

- Мимолётную связь между Груней и Степаном нельзя назвать греховной. Может, в душе она продолжала любить этого человека…

- Месть для Груни не характерна, даже недопустима мысль о том, что любимый когда-то человек будет страдать, она умеет сострадать чужой боли, желая облегчить её.

- А мне кажется, что у Груни просто нет гордости.

- Пасха – это главный православный праздник, в этот день воскрес Христос. Так и душа Степана воскрешается, он снова хочет участвовать в жизни…



«… и тут узнал Груню, ту самую, которой он помыкал, когда был молод и красив, и которая ценой своей бабьей верности мужу-фронтовику в ту ночь на Пасху дала ему уверенность, что жить можно и надо».


9. У кого-то повернулась рука написать Павлу на фронт…
Почему муж принимает такое жёсткое решение: уйти от Груни и забрать детей?

(слайд 14)

/показ солдатского треугольника/
Вывод: семейный конфликт



- Сердце Павла очерствело за 4 года войны, там надо только проявлять жестокость по отношению к врагам, там нет места прощению, милосердию, доброте.

- После войны он обязательно бы простил Груню.

- Мне кажется, это донос на Груню написала женщина, так как именно женщинам сразу бросилось в глаза, как она похорошела, стала счастливой…


Зависть белой не бывает,

Зависть свет в нас убивает.

Ну, а тот, кто ею болен,

У того душа темна,

И в поступках он не волен,

Ибо все вершит она…

Перед самым с.Седуновым переправа через реку Лубяну. Чувство страха овладело Грунею: река поднялась, и только две жёрдочки без поручней.





«Лапти-то сношенные в мочало, по дереву не елозят, вот и перебежала».


10. А в Седунове Груня получила похоронку: «Она всё решала в жизни Груни и ничего»?

Поясните смысл этих слов.

(слайд15)
Опишите внутренние переживания героини.
Как называется самый острый и напряжённый момент в композиции произведения.

(кульминация)

- Груня боялась, что Павел не простит измены, бросит её и заберёт детей. А какая жизнь тогда?

- А вот теперь эта мысль не будет терзать женщину. Дети рядом с ней. Но… нет любимого, нет опоры, нет поддержки, нет защитника…

- Зайдя в столовку, она никому не говорит о своём горе: у каждого оно своё – война идёт.

- Груня – сильная женщина, не привыкшая жаловаться.

- Мне кажется, в этот драматический момент она не хочет слышать слов утешений: такое горе ничем не заглушить.





11. И вот обратный путь домой.

(слайд 16)

Выразительное чтение отрывка «Гибель Груни» на фоне бурлящего потока.


Что означают слова «Лапотки-то новые, жаль не поносила»?


- Выпив в буфете стакан водки и не закусив, Груня идёт домой. Не выпей она его, может, всё и обошлось бы?!

- Женщина мечтала о мирной жизни, о счастье, рвалась навстречу жизни хотя бы ради детей. Спешила именно к ним… и тут жизнь трагически обрывается. Почему-то на какой-то момент судьба отворачивается от Груни.

- Мне кажется, героиня была вне себя, потеряла осторожность, бдительность. Надежда на счастье рухнула. С эти нельзя в одночасье смириться. Она думает только о том, какова она теперь будет, одинокая безысходная вдовья участь. И падает в ледяную воду, молодая, здоровая…

- Новые лапти – это новая жизнь Груни, без мужа… Так же, как новые лапти грубы, так и новая мысль в голове героини «Одна! Одна!» ещё не обтёрлась, груба…


«Груня не успела подумать, а всего лишь почувствовала, как скользнули под лаптями жёрдочки. Не обновлённое, твёрдое лыко не удержалось на мокрых кругляшах, и Груня, взмахнув руками и даже не вскрикнув от неожиданности и испуга, упала в воду…»

11. Дискуссия:

- в чём заключается смысл рассказа?
/обсуждение в группах, затем выслушивается мнение каждой/


- Часто жизнь человека сравнивают с рекой: то она течёт тихо, ровно, спокойно, умиротворяюще, то вдруг кипит, бурлит, волнуется. Задача человека суметь пережить трудный участок жизни, как бы горек он ни был. Как бы пройти по двум тонким, скользящим жёрдочкам (а не жердям!). Не всем и не всегда это удаётся.

- Две жёрдочки – это два человека, две половики, мужчина и женщина, идущие рука об руку по жизни ВМЕСТЕ, в минуту потери невыносима мысль о продолжении жизни.

- Две жёрдочки, лежащие вместе, - это неразлучные ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ.


- Вот так война разрушала семьи, мечты, уносила из жизни молодых, сильных духом. Но человек обязан выстоять, ведь «времена не выбирают: в них живут и умирают», так писал А.Кушнер Рассказ вызывает чувства благодарной памяти погибших как на полях сражений Великой Отечественной, так и в тылу. Сегодня мы с вами познакомились с ещё одной историей Победы.
II. Рефлексия:

- составление синквейна, тема – ВОЙНА (слайд 17)

- голосование с помощью сигнальных карточек, которые закрепляются на доске:

Полученная информация…

зелёная карточка – была мне знакома, укрепила мои убеждения;

жёлтая карточка – заставила меня серьёзно задуматься;

красная карточка – не убедила меня.
III. Домашнее задание: Мини-сочинение «О чём заставил задуматься рассказ А.Блинова «Две жёрдочки через реку» или «За что я поблагодарил бы А.Блинова, если бы мог встретить его сегодня?»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» icon«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения
«Помнить – значит жить» (по следам героев рассказа А. Д. Блинова «Две жёрдочки через реку»)
Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» iconВ челябинске началось строительство нового моста через реку Миасс....

Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать, сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура называется отрезком;...
Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» iconЗаочная викторина «Отечественная война 1812 года» ученица 5 класса...
Казачьего полка заметил подозрительное движение на Немане. Когда совсем стемнело, через реку с возвышенного и лесистого берега на...
Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» iconСтатья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
Вход детей парами через середину зала и расходятся на две стороны под песню «Школьная пора» (из репертуара Т. Овсиенко)
Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» iconПрограмма элективного курса «удивительный мир математики»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №18 имени героя советского союза эдуарда...
Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» icon«Две звезды» Левина Ольга Ивановна, преподаватель немецкого языка
Оформление сцены: надпись «Две звезды», золотые и серебряные звёзды, воздушные шары
Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» iconРеферат по философии и истории образования на тему: «Педагогическое...
Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения. Человек-предмет воспитания. 25
Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» iconОбщественность урала обсуждает проблемы детства
«Общество духовной культуры», Уральское отделение международной ассоциации «Мир через культуру» и Областное педагогическое общество...
Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» iconКонспект открытого урока русского языка в 8 классе
Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотая...
Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Даже в самых смелых своих догадках он не мог и предположить, что его легионер погиб от пули, которая еще только будет выпущена через...
Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Блинова Любовь Гильфановна, воспитатель прогимназии №18, высшая квалификационная категория, педагогический стаж работы 37...
Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» iconУрок наглядной геометрии
Цели урока. Познакомить детей с новой геометрической фигурой – трапецией. Подвести детей к пониманию фигуры трапеции, как четырёхугольник,...
Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: учитель географии и экологии Блинова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы Фомичева Елена Александровна....
Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» iconНа Целинной 29, в микрорайоне Вышка 2 Есть большой просторный дом....
У нас три Сони, две Арины, две Лены, две Лизы, Миля, Настя, Катя, Оля, Полина, Ульяна, Вероника, Влада, Артём, Паша, Никита, Дима,...
Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» iconЛекция Психология личности Кругозор Христианство на земле Сирии Б....
Калужскому механико-технологическому колледжу молочной промышленности 115 лет – Л. С. Пряхина, С. Ю. Кузнецова, Л. А. Кочеткова,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск