Скачать 107.21 Kb.
|
МОУ прогимназия № 18 городского округа г.Шарья Костромской области Авторская программа по познавательному развитию в рамках программы «Радуга» Простые вещи не просты Автор: Блинова Л.Г. 2010г. Утверждено экспертным советом МОУ прогимназии № 18 ____________________ Утверждено приказом №____ от________ директор прогимназии № 18 Шаухова Н.К._____________ Автор: Блинова Любовь Гильфановна, воспитатель прогимназии № 18, высшая квалификационная категория, педагогический стаж работы 37 лет, заслуженный учитель РФ. Авторская программа по познавательному развитию в рамках программы «Радуга» - «Простые вещи не просты», адресована педагогам образовательного учреждения. В ней представлена система познавательных занятий для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Предложенные занятия окажут существенную помощь в планировании познавательной деятельности, которые раскрыты в конспектах. Цикл занятий составлен так, чтобы воспитателям было не сложно готовиться к ним, а дети находились в естественных видах деятельности – игре, общении со сверстниками, экспериментировании, художественной деятельности. «Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» (В.А. Сухомлинский). Надеюсь, что занятия принесут Вам немало минут полезного и интересного общения с ребенком! Пояснительная записка Г.Шарья 2010г. Пояснительная записка В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст.14), педагоги должны переориетировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Согласно теории А.Н. Леонтьева, основные составляющие любой деятельности ребенка – мотив, цель, действия и операции. Вся работа основана на системном подходе. Сущность подхода заключается в том, что структура организации рассматривается не как простая сумма компонентов, а как система, совокупность взаимосвязанных между собой частей, обладающая новыми качественными признаками. Познавательная система развития предполагает определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Концепция образования имеет целью разработку механизмов, позволяющих детям старшего дошкольного возраста получить полноценную подготовку к школе. Считаю, что система познавательных занятий существенно дополнит подготовку детей к школе в разделе познавательного развития. Авторская программа основана на системном подходе. Системный подход – это совокупность, преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов в соответствии со статьей № 8 РФ «Об образовании». Система познавательных занятий является актуальной в развитии познавательного интереса ребенка. Опыт работы с детьми показал, что систематизация познавательных занятий позволит:
Цель Создать систему познавательных занятий по каждой возрастной группе.Систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация). Формировать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты. Задачи Закрепить, уточнить и расширить представления детей о человеке и природе. Развивать и обогащать познавательную сферу детей содержательно – упорядоченными сведениями о мире. ПринципыСовременные дидактические принципы опираются на познанные законы и закономерности обучения, развития в познавательной деятельности
Содержание Содержание работы определено:
Формы Занятие, экскурсия, дидактическая игра, наблюдение. Методический инструментарий Методы и приемы Моделирование, проектирование, словесный, наглядный, практические. Средства Наглядные пособия, познавательная литература, живое слово, предметно – развивающая среда, технические средства, ИКТ, перспективное планирование, конспекты занятий. Ожидаемый результат
Методический аппарат Рекомендации – программа рецензирована заслуженным учителем РФ Шауховой Н.К., обсуждена и согласована на заседании методического объединения учителей начальных классов в прогимназии № 18 «Родничок», рассмотрена экспертным советом, утверждена директором прогимназии и рекомендована к реализации. Инструкции – программа будет выполнена при условии четкого взаимодействия формы работы, методов, средств обучения и тематическим планированием. Содержание работы может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей группы, творчества педагога. Заключение П.Я. Гальперин утверждал, что обучение будет эффективным, если у ребенка создается полная ориентировка в том, что и как делать на занятиях. Занятия, на которых дети узнают новое, добиваясь поставленной цели, дадут оптимальные результаты не только в усвоении знаний, но и в общем развитии ребенка. Дошкольники приобретут новые умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ним горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждающие детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения по всем новым знаниям: развитию будущего умения учиться. Развитие и обучение на занятиях создаст богатейшее эмоционально – чувственное восприятие мира позволит малышу стать ЧЕЛОВЕКОМ. Знания и умения для него станут средством полноценного развития личности. Надеюсь, что мое перспективное планирование, конспекты занятий и диагностика отражают достаточно высокий уровень познавательного развития детей. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Посеять в душах благодать, увы, не каждый день дается. Но мы обязаны творить, презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить зачатки в души молодые…» Литература
Приложение Тематическое планирование в брошюре Перспективное планирование в брошюре Диагностика в брошюре Конспекты занятий по каждой возрастной группе в тетрадях |