Скачать 81.77 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Чернава Измалковский район Липецкая область Урок математики «Проценты. Решение задач» (Проблемный вопрос « Жить или курить!») Учитель математики Купавых О. В. 2008г Проблема: « Жить или курить!» Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение. Цели урока: 1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала «Проценты», помочь развить познавательный интерес к вычислению процентов. 2. Способствовать грамотному усвоению темы «Проценты» на примерах решения задач по вычислению процентов, отработке практических навыков в вычислении процентов. 3. Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?» 4. Содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о вреде курения и понятии «здоровый образ жизни». Ход урока.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его, обсуждая проблему для человечества - наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка - курение. Мы проводили с вами небольшое анонимное анкетирование. В течение урока мы с вами посчитаем и выясним процентное соотношение ваших ответов. Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение - опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2-3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел. Можно смело сказать, и я думаю, что большинство скажет: «Это модно». А мы давайте подумаем - модно ли это? А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?» На эти вопросы мы попытается ответить сегодня на уроке, решая задачи по теме «Проценты. Решение задач». II. Повторение ранее изученного. Учитель: Проведем «зарядку для ума». (Учащиеся отвечают «цепочкой»). №1. Прочитать число и представить в виде процентов: 0,5; 1/2; 0,17; 1,01; 2/5; 1/25; 3/4; 0,017. №2. Следующий ряд чисел - проценты представить в виде дроби: 13%; 4%; 25%; 1,3%; 112%; 50,3%. Учитель: У меня к вам просьба - помогите определить процентное содержание некоторых веществ в табачном дыме. Задача № 1. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ - синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет 1/2 часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний 210 составляет 2/3 от количества окиси углерода. ( Ребята обсуждают решение задачи коллективно, затем верное решение выводится на экран.) Решение:
Ответ: 1%,15%,9%,6%. Учитель: Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от различных заболеваний. Приведите, пожайлуста, примеры заболевание у курящих людей. (Ученики отвечают на вопрос и приводят примеры заболеваний: легкие, сердца, печени, болезни ног.) Учитель: Невольно возникает вопрос: почему же все-таки люди курят? (Ученики предлагают свои ответы на вопрос, из которых делается обобщение: любопытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».) Учитель: Когда же чаще всего начинают курить? (Ученики предъявляют свою информацию.) Конечно же, в подростковом возрасте. (Для решения предлагается задача.) Задача № 2. Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков - 60%, девочек - 40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек. (Задачу решают самостоятельно. У доски решает ученик. Ответы сравнивают, сверяют с тем, что решено у доски.) Решение: 60%=0,6; 40%=0,4
Ответ: 518учеников. Вывод. Почти половина учеников школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость. Задача № 3. При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания - органов дыхания и пищеварения. Остальные - по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному? ( Устная работа. Обсуждают всем классом.) Решение: 1)20·0,7=14(уч.) - имеют по два заболевания. 2)100%-70%=30% учащихся имеют по одному заболеванию. 3)20·0,3=6(уч.)- имеют по одному заболеванию. Ответ: 14 учащихся и 6 учащихся. Учитель: Ну и как же вы думаете, нужно ли курить? Нужно ли придерживаться этой моды? (Выслушиваются ответы учеников.) Задача № 4. Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет. (Ученик решает задачу у доски. Остальные ученики решают самостоятельно.) (Обсуждают, стоит ли начинать курить, если срок жизни укорочен.) Решение: 15%=0,15
Ответ: 47,6 лет. Учитель: Как вы думаете, кто является примером для подражания? ( Выслушиваются ответы учеников. Оглашаются результаты анкетирования 40 учащихся. По данным анкетирования отвечают на вопросы.)
Сколько процентов родителей не курят? 18:40=0,45=45% Сколько процентов родителей курят? 100%-45%=55% Какой процент опрошенных учащихся пробовали курить? 24:40=0,6=60% Сколько процентов опрошенных учащихся не пробовали курить? 40% Какой процент учащихся курит в данный момент? 1:40=0,025=2,5% Учитель: Как мы видели, примером для подражания служат в первую очередь взрослые и, конечно же, родители. Но дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны. Давайте мы посчитаем средний вес новорожденного ребенка, если родители курят. Задача № 5. Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300 г. Если у ребенка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125 г, если курит мать - меньше на 300 г. Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама. Ответ округлите до единиц. (=4%, =9%) ( У доски задачу решают два ученика: а) и б) решают отдельно. А на местах решают по вариантам: 1-й вариант - а), 2-й вариант - б). Затем происходит обсуждение и высказывание мнений учащихся.) Решение: а)125:3300=0,037878…=4% теряет в весе малыш, если курит папа. б)300:3300=0,090909…=9% теряет в весе малыш, если курит мама Ответ:4%, 9%. Учитель: Согласимся с тем, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей. Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Может быть, кто-то из вас приведет доводы полезности? (Мнения.) Так вот, во всем мире идет борьба с табаком. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Серьезный работодатель может отказать в приеме на работу или уволить курящего. Причину этого может объяснить такой пример. Задача № 6. Если хороший секретарь-машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у нее будет 4% ошибок. Сколько сделает ошибок машинистка на этой странице? Сколько будет у нее ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше? (Решают коллективно, у доски ученик делает запись решения.) Решение: 4%=0,04
Ответ:32 ошибки,48 ошибок. Учитель: Ну, а теперь попробуем сделать вывод на основе ответа данной задачи. Я думаю, вам понятна причина увольнения курящего человека. III. Подведение итогов. Обсуждение – выводы учеников. Сообщение ученика: Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10м от дымящей сигареты. Довольно громкий скандал произошел в конце 80-х годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с 4 курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание - рак легких. На основании решения суда компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию. Сообщение ученика: Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции, например, с 1996 года запрещено курить в ресторанах и барах. Учитель: Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящего на курение». Не пора ли и нам задуматься серьезно над вопросом «Жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас. IV. Инструктаж домашнего задания. Домашнее задание такое: №6. Определить, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 16 рублей, ежемесячная зарплата 8000 руб. (в месяце 30 дней) Учитель: На этом у нас все задания закончились, мы ответили на поставленные вопросы и решили задачи на определение процента и процентного соотношения. Осталось нам сделать вывод, который необходим каждому из нас: «Модно? Полезно? Стоит ли начинать? А все-таки - жить или курить?» (Предлагаются ответы на поставленные учителем вопросы.) |
Урок математики в 7 классе с использованием технологии деятельностного... Каждому рязанскому школьнику – инновационный урок математики (из опыта работы учителей математики и учителей начальных классов образовательных... | Урок математики: сущность Урок как основная форма обучения. Структура и типы уроков. Подготовка учителя к уроку. Особенности интегрированного урока математики.... | ||
Урок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала.... Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Урок математики А у нас в классе урок математики. На предыдущем уроке мы составили таблицу сложения на Как вы думаете, какая сегодня цель нашего... | ||
Урок математики. 4 класс Тема урока: Сложение и вычитание многозначных чисел Мбоу «Кардымовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С. Н. Решетова» Урок математики. 4 класс | Урок математики в 4 классе Оборудование: учебник математики Л. Г. Петерсон, ребус, карточки со словами и числами | ||
Урок математики в 6 классе Автор: Никандрова Надежда Витальевна, учитель математики мбоу «Большевыльская сош» Аликовского района | Урок математики, 5 класс Игнатьева Антонина Яковлевна, учитель математики мбоу «Шоркасинская сош» Канашского района.( 8-909-301-10-53) | ||
Урок математики в 6 классе по теме: «Раскрытие скобок» Составила: Ломакина Л. И., учитель математики первой категории моу нагорненская сош | Урок математики в 8 классе 8вида Цели урока: Применить знания математики при решении занимательных и взятых из жизни задач | ||
Урок путешествие Тема: Чтение слов с буквой «Т» Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Урок математики в 6 классе. Тема Сегодня я хочу представить вашему вниманию урок-объяснения нового материала 6 классе по теме: «Положительные и отрицательные числа».... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок математики проведен на республиканском семинаре для учителей математики 25. 11. 2010 | Урок – сказка «Золушка». Вид: Урок закрепление пройденного материала. Тип Урок математики в 4 классе, по программе «Школа России», авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок математики проводится в системе уроков математики в 1 классе. Тип урока – комбинированный | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок – соревнование, как повышение качества по предмету математики (семинар учителей математики г. Казани) |