Скачать 146.73 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №12 г. о. Железнодорожный Проектная работа на тему: Методика изучения темы «Высшая нервная деятельность» в школьном курсе биологии 8 класса. Организация самостоятельной деятельности учащихся при работе с научно-популярной литературой. Учитель биологии: Александрова Н.А. С методической точки зрения тема достаточно сложна. Многие её научные понятия трудно довести до сознания учащихся. Большую часть опытов, на которых изучается высшая нервная деятельность животных и человека в физиологических лабораториях, нельзя воспроизвести в школах. Облегчению усвоения этих понятий может способствовать демонстрация научных фильмов, иллюстрирующих такие опыты. А так же проведение на уроках практических занятий по выявлению уровня внимания, памяти, типа темперамента и т. д. Цель проекта: Разработка методики обучения учащихся при изучении темы «Высшая нервная деятельность» в школьном курсе биологии 8 класса и способов организации самостоятельной деятельности учащихся при работе с научно-популярной литературой. Задачи:
Источники информации: Школьные учебники:
Больше всего я работала с учебником З. В. Любимовой и К. В. Мариновой. Этот учебник, по моему мнению, доступен и интересен для учеников. В нм дается полная информация по теме с иллюстрациями и таблицами на каждой странице. Так же основные понятия и термины выделены курсивным шрифтом или вынесены на поля. Каждая глава начинается иллюстрацией, которая кратко сообщает о её содержании. Учебник не перегружен научностью и, в отличие от учебника Н. И. Сонина, в нем используется умеренное количество рисунков и фотографий, не отвлекающее детей от занятий. Школьные программы:
Учитель. 2007
Учебник для ВУЗа: М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. Анатомия человека - М.: Просвещение. Владос. 1995 Психолого-педагогическая литература: Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина. Практикум по возрастной и педагогической психологии – М.: Akademia. 1999 Дополнительная литература:
Материал о высшей нервной деятельности животных воспринимается учащимися сравнительно легко, потому что его усвоение подготовлено знаниями по зоологии, где учащиеся знакомились с примерами различного поведения животных и где у них были сформированы понятия о рефлексах. Но вопрос о специфических особенностях высшей нервной деятельности человека является для учащихся новым. Важно на протяжении всего курса готовить учащихся к усвоению этих знаний, прежде всего тем, что, показывая рефлекторность нервной деятельности, вскрывать там, где возможно, качественные отличия нервной деятельности человека, её социальную обусловленность. На изучение данной темы отводиться 5-6 часов. Примерное тематическое планирование
Урок № 1 - Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности Задачи: Образовательные – показать вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности; познакомить с методикой выработки условных рефлексов; научить разбираться в схеме условного рефлекса; сформировать понятие о торможении рефлексов Развивающие – развитие умения работать с информацией; развитие логического мышления (на основе вскрытия причинно-следственных связей) Воспитательная – показать большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, создание и развитие учения о ВНД; убеждать учащихся в необходимости и возможности каждому на основе условных рефлексов сознательно вырабатывать у себя полезные привычки Тип урока: Изучение нового материала Методические приемы: Рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с научно-популярной литературой (индивидуальная работа) Оборудование: Таблицы, изображающие безусловные и условные слюноотделительные рефлексы, безусловное и условное торможение; портреты И. П. Павлова, И. М. Сеченова, А. А. Ухтомского; презентация по теме Ход урока:
- понятие о высшей нервной деятельности - методика выработки условного рефлекса - торможение условного рефлекса. Виды торможения - принцип доминанты А. А. Ухтомского 3. Сообщения учащихся 4. Задание на дом Урок № 2 - Врожденные и приобретенные программы поведения Задачи: Образовательные - сформировать представление о врожденных и приобретенных программах поведения, об безусловных и условных рефлексах; научить разбираться в схемах условного и безусловного рефлексов Развивающие - развитие умения работать с информацией; развитие логического мышления (на основе вскрытия причинно-следственных связей); сравнить действие условного и безусловного рефлекса Воспитательные - убеждать учащихся в необходимости и возможности каждому на основе условных рефлексов сознательно вырабатывать у себя полезные привычки; формировать научное мировоззрение Тип урока: комбинированный Методические приемы: Рассказ с элементами беседы; проблемное изложение; самостоятельная работа учащихся Оборудование: таблицы, изображающие безусловные и условные слюноотделительные рефлексы; презентация по теме Ход урока:
- врожденные формы поведения (безусловный рефлекс, инстинкты, запечатление) - приобретённые формы поведения (условный рефлекс, динамический стереотип, навык, привычка) 4. Закрепление полученных знаний: заполнение таблицы «Сравнительная характеристика рефлексов»
Урок № 3 - Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы Задачи: Образовательные – углубить знания учащихся об отличиях ВНД человека и животных; роль речи в развитии высших психических функций; познакомить с познавательными потребностями: ощущением, восприятием, представлением, памятью, воображением, мышлением Развивающие - развитие умения работать с информацией; развитие логического мышления (на основе вскрытия причинно-следственных связей); сравнить ВНД человека и животных Воспитательные – формирование научного мировоззрения Тип урока: комбинированный Методические приемы: индивидуальный опрос; рассказ с элементами беседы; лабораторная работа Оборудование: таблицы с изображением отделов головного мозга; четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках, презентация по теме Ход урока:
Расскажите о методике выработки условного рефлекса. Расскажите о видах торможения и его значении. Начертите на доске схему безусловного рефлекса.
- Потребности людей и животных: базовые (физиологические), вторичные (социальные) - Речь. Роль в развитии высших психических функций - Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память (типы памяти), воображение, мышление. 4. Лабораторная работа «Диагностика типа памяти» 5. Задание на дом Лабораторная работа «Диагностика типа памяти» Цель исследования: определение типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов. Материал и оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках
Ход работы: Ученикам предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом восприятии, при комбинированном восприятии. Учитель читает первый ряд слов с интервалом 4—5 сек. между словами (слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва ученики записывают на листочке запомнившиеся слова и отдыхает. Затем учитель показывает слова второго ряда (зрительное запоминание), которые ученики после 10секундного перерыва также записывают по памяти на листочке. Дав отдых, учитель читает вслух слова третьего ряда, а ученики шепотом повторяют каждое из них и «записывает» в воздухе пальцем (моторнослуховое запоминание). После 10-секундного перерыва воспроизводят слова на листочке. После перерыва для запоминания предъявляются слова четвертого ряда. На этот раз учитель читает слова, а ученики одновременно следят по карточке, шепотом повторяют каждое слово и «пишет» его в воздухе (комбинированное запоминание). Затем запомнившиеся слова записываются. Выводы: Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов был воспроизведено большее количество слов. Урок № 4 - Воля, эмоции, внимание Задачи: Образовательные – сформировать понятие о воле, эмоциях, внимании и их физиологической природе; формирование навыка лабораторных исследований. Развивающие - развитие умения работать с информацией; развитие логического мышления (на основе вскрытия причинно-следственных связей) Воспитательные – формирование научного мировоззрения Тип урока: комбинированный Методические приемы: рассказ с элементами беседы, лабораторная работа Оборудование: таблица «Головной мозг», бланк к методике "Корректурная проба Бурдона" Ход урока:
- Волевые действия. Внушаемость и негативизм - Эмоции и их физиологические основы - Внимание. Свойства внимания. Физиологические основы 3. Лабораторная работа «Определение устойчивости и концентрации внимания » 4. Задание на дом Лабораторная работа «Определение устойчивости и концентрации внимания » Цель работы: определить устойчивость внимания и концентрацию Материал и оборудование: бланк корректурной пробы, карандаш (или ручка), секундомер. Ход работы: Корректурная таблица Б. Бурдона содержит 30 строк по 30 букв в каждой. В бланке восемь наименований букв: А, В, Е, И, К, Н, С, X. Ученики, просматривая корректурную таблицу строчку за строчкой, должны в течение 5 мин. как можно быстрее разными способами зачеркивать буквы «С» и «К», а букву «А» обводить кружком, например \С (А) К/. Для того, чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, учитель по истечении минуты произносит слово «черта». При этом ученики должны отметить вертикальной чертой на строчке таблицы. Результаты: Показатель точности работы А, отражающий степень устойчивости внимания, вычисляется по формуле: А= Σ/ Σ+О где Σ — число правильно зачеркнутых знаков, а О — число ошибок. Чем А ближе к 1 тем выше устойчивость внимания. Концентрация внимания определяется по количеству ошибок: чем больше ошибок, тем меньше концентрация внимания. Урок № 5 - Сон и бодрствование. Предупреждение нарушений сна Задачи: Образовательная – сформировать представления о физиологии сна, его значении и природе; показать цикличность сна и изменения в организме во время сна; познакомить с гигиеной сна Развивающая - развитие умения работать с информацией; развитие логического мышления (на основе вскрытия причинно-следственных связей) Воспитательная – формирование научного мировоззрения Тип урока: комбинированный Методические приемы: рассказ с элементами беседы, фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся Оборудование: таблица «Головной мозг», презентация по теме Ход урока:
Физиологические основы внимания. Типы памяти. Свойства внимания. Виды потребностей. Какова роль речи в жизни человека?
Урок №6 - Нарушение высшей нервной деятельности. Предупреждение нарушений высшей нервной деятельности Задачи: Образовательная – познакомить учащихся с нарушениями ВНД и их профилактикой Развивающая - развитие умения работать с информацией; развитие логического мышления (на основе вскрытия причинно-следственных связей) Воспитательная – формирование научного мировоззрения; доказать учащимся вред алкоголя, никотина и наркотиков; способствовать выработке полезных привычек. Тип урока: обобщения и систематизации знаний Методические приемы: Самостоятельная работа учащихся Оборудование: презентация на тему Ход урока: сообщения учащихся Организация самостоятельной деятельности учащихся при работе с научно-популярной литературой. Индивидуальная работа: подготовка докладов, рефератов, презентаций и т. д Фронтальная работа: работа с научным текстом в классе во время урока (заполнение таблиц, поиск ответов на заданные вопросы, поиск решения проблемной ситуации и т. д.) Цели данного метода:
Выводы:
|
Проектная работа на тему: «Методическая разработка урока биологии в 8 классе «Витамины» Формы работы учащихся: слушание аудиофрагмента, работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение практических заданий, работа с раздаточным... | Проектная работа на тему Тема моего проекта – это мои рисунки. Я выбрала эту тему, так как я очень люблю рисовать, срисовывать и просто творить чудеса на... | ||
Проектная работа на тему Внеклассная работа по географии В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству... | Проектная работа На тему: «Методика формирования понятий: световой луч, точечный источник света, действительное и мнимое изображение, законы отражения... | ||
Итоги ншк 5а выборнова Ксения Махметовна Проектная работа «Любимый... Проектная работа «Любимый уголок природы. Заповедные места лосиных заповедников» | Проектная работа | ||
Реферат На тему : Проектная технология в области изучения иностранного языка Введение 3 | Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... | ||
Расписание занятий (звонков) Кружковая работа, экскурсии, походы, проектная деятельность, праздники, спортивные соревнования и т д | Практикум городского рц для заместителей заведующих на тему «Проектная деятельность как одна из форм развития непосредственного общения ребёнка со сверстником и взрослым» | ||
Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... «Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий» | Проектная работа по технологии «модульное оригами» Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010» | ||
Проектная работа "Современная демографическая ситуация в Чебоксарском районе" «областной центр информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений» | Проектная работа по обществознанию смертная казнб в россии: за и против Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 г. Москвы | ||
Проектная работа ученика 7 класса Мелкова Ильи «Подготовка и проведение игры-экскурсии по Петровскому парку в формате «Бегущий город» | Проекта Итоговая проектная работа по инвариантному модулю «Основы модернизации профессиональной подготовки специалистов в учреждениях нпо... |