Скачать 129.2 Kb.
|
Семинар-практикум городского РЦ для заместителей заведующих на тему: «Реализация принципа интеграции образовательных областей при проведении прогулки» Заместители заведующей Протасова В.М. Фисман Т.В. Дата проведения: 19 апреля 2013 ДОУ № 118 г. Липецк "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья" Г.А. Сперанский Осуществление образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов является составляющей частью Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Значительная часть режима дня в детском саду отведена прогулке, поэтому на данном этапе организации образовательного пространства в ДОУ назначение прогулки должно измениться. Она должна стать частью интегрированного образовательного процесса. Цель прогулки: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей. Задачи прогулки: оказание закаливающего воздействия на организм в естественных условиях, повышение уровня физической подготовленности детей, оптимизация двигательной активности детей, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и социально-личностное развитие дошкольника. В течение года в детском саду прогулки проводятся ежедневно. Общая продолжительность прогулки составляет не менее 4-4,5 часов. В современной педагогической практике прогулка состоит из следующих структурных компонентов: наблюдение, двигательная активность (подвижные и спортивные игры, физические упражнения); труд; индивидуальная работа с детьми по различным направлениям развития; самостоятельная деятельность детей (игровая, продуктивная, исследовательская). Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущей деятельности. Если дети осуществляли образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, а затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Вместе с этим воспитатель обязан знать требования СанПиН, где в пункте 12.6 раздела «Требования к приёму детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям» сказано: «Подвижные игры проводятся в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО». Это требование, прежде всего, связано с охраной здоровья детей и не может быть нарушено. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут в зависимости от возраста детей. Процесс наблюдения на прогулке может быть организован как за социальными объектами, так и за природными явлениями. При планировании наблюдения воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения; размещение детей; приёмы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемные ситуации); приёмы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнения, использование детского опыта). Например, зимой воспитатель организует наблюдение за тем, как меняются свойства снега в зависимости от погоды. Здесь уместно поставить познавательную задачу детям: почему сегодня снег стал липкий, а вчера был сухой и рассыпчатый? Дать возможность детям самостоятельно порассуждать, оперевшись на свой опыт, т.е. вспомнить, какая вчера была погода, в какие игры со снегом играли, удавалось ли что-то вылепить. Что изменилось в погоде сегодня по сравнению со вчерашним днём? Весной можно предложить проблемный вопрос: «Почему все ручьи с участка выбрали одну дорожку и текут в одну сторону?», «Можно ли изменить направление движения воды?», «Почему вокруг деревьев снег тает быстрее, чем на открытой площадке»? Расширить представления детей о взаимосвязях в окружающей природе поможет и использование произведений художественной литературы (как авторской так и фольклорной), музыки. Т.е., при организации наблюдения на прогулке воспитатель должен помнить об интегративном подходе, который будет способствовать развитию в единстве познавательной, эмоциональной и практической сфер личности ребёнка. В ходе наблюдений на прогулке для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями воспитатель использует элементарные опыты и поисковые действия. Например, «Тонет - не тонет» - испытывают на «плавучесть» игрушки из разного материала; «Цветные льдинки» - замораживают окрашенную воду в разных формочках и украшают льдинками постройки из снега; «Делаем дорожки и узоры на песке» - дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, или ведерка с дырочкой на дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры; «Делаем фигурки» - дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок; «Цветной снег» - дети поливают уплотненный снег, тонкой стрункой окрашенной воды, рисуя узоры; «Разные ножки бегут по дорожке» - дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки игрушек; «Волшебная вода» - смешивают подкрашенную воду и получают разнообразные «волшебные» цвета и оттенки; «Ледяные узоры» - замораживание в воде узоров из камушков, бусинок, листьев и рассматривание их; «Освобождение из плена» - размораживание различными способами маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей». «Мир меняет цвет» - рассматривание окружающей природы, предметов через стекла разного цвета. «Кто прошел?» - учатся узнавать следы на снегу по отпечаткам и т.д. Взаимодействие с дошкольниками в ходе экспериментальной деятельности должно основываться на позиции партнерства и сотрудничества. Воспитателю необходимо помнить о том, что к поиску ответов на проблемные вопросы, результатов экспериментальной деятельности, элементарным выводам дети должны придти самостоятельно. Задача педагога – умело и ненавязчиво к этому подтолкнуть, используя такие варианты обращений к детям: «Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»; «У меня это почему-то не получается», «Я забыла, как это можно сделать», «Кто может мне помочь в этом?». Такое взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными. В двигательную активность детей на прогулке следует включать подвижные игры и физические упражнения. На утренней прогулке в младшей группе – 6-10 мин. В средней группе – 10-15 мин. В старшей и подготовительных группах – 20-25 мин. На вечерней прогулке: - в младших и средней группах – 10-15 мин., - в старших группах – 12-15 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, в старшем дошкольном возрасте – спортивными играми и играми с элементами соревнований. К спортивным упражнениям относятся катание на санках, лыжах, велосипедах, самокатах. На прогулке можно использовать следующие спортивные игры: городки, баскетбол, пионербол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. Организуя двигательную активность, воспитатель помимо задач физического развития детей решает задачи обогащения познавательной сферы (новые знания о спортивных снарядах, видах спорта и др.), формирует представления о безопасных способах использования спортивного инвентаря (ОО «Б»), приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений в ходе игр (ОО «С»), побуждает к эстетическим переживаниям, к развитию музыкальных способностей (ОО «М») и т.д., Индивидуальная работа с детьми по различным направлениям развития может включать: словесные дидактические игры, беседы с детьми, рассматривание альбомов, работу по развитию движений. Например, во время весенних прогулок можно дать задание ребёнку (или подгруппе детей ) : рассмотреть набухающие на дереве почки, прислушаться, как с ними разговаривает весенний ветерок, предложить придумать, о чём ведётся разговор, понаблюдать, какого цвета весна и рассказать о весенних красках природы и т.д. Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте. Формы организации труда детей на прогулке могут быть разными: индивидуальные трудовые поручения, работа в подгруппах и коллективный труд (старший дошкольный возраст). Труд является ежедневным видом деятельности и предусматривает уборку участка от листьев, снега, кормление птиц на кормушке, уход за цветником, огородом, помощь малышам, изготовление атрибутов. Воспитатель к организации трудовой деятельности с детьми может привлечь и родителей, предложив им сделать снежную горку, построить снежный городок, высадить рассаду цветов, помочь окопать деревья и т.д. Самостоятельная (игровая, продуктивная, исследовательская) деятельность детей может быть представлена разными видами игр: сюжетно-ролевыми, театрализованными, играми-забавами, народными, дидактическими; изготовлением атрибутов, рисованием на асфальте, песке, снегу, доске; экспериментами и опытами с природными объектами и явлениями. Активность детей в самостоятельной деятельности во многом зависит от условий, созданных воспитателем на прогулке. Чем разнообразнее вынесенный на прогулку материал, тем богаче и разнообразнее будет самостоятельная детская деятельность. Представляем вашему вниманию формы организации деятельности детей на прогулке.
Представленные в таблице формы организации деятельности детей не являются обязательной принадлежностью только той или иной образовательной области, они позволяют решать задачи разных образовательных областей. В соответствии с имеющимися методическими рекомендациями, деятельность детей на прогулке осуществляется по этапам. Основной принцип распределения видов деятельности – соблюдение чередования спокойных и требующих высокой физической активности видов деятельности. Схема распределения этапов представлена в технической карте прогулки:
Зная схему распределения различных форм деятельности детей на прогулке, педагогу при её планировании необходимо соблюсти тематический подход к подбору содержания. Технологическая карта тематической прогулки. Тема: «Космос».
Продумывая план проведения прогулки, необходимо оставить время на свободную самостоятельную деятельность детей по желанию. В зависимости от целей и задач прогулки, воспитатель готовит необходимое дидактическое, методическое и материальное обеспечение (выносной материал) для различных видов детской деятельности, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям. В образовательном процессе детского сада планируются утренние и вечерние прогулки. Вечерние прогулки более спокойные по подбору форм организации деятельности детей. В их содержании планируются игры малой подвижности, при необходимости – наблюдения за вечерними явлениями (закат, изменения в природе после дождя) и труд. В основном, вечерние прогулки посвящены свободной самостоятельной деятельности детей по желанию. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Всё это необходимо продумывать воспитателю перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. Таким образом, в современном образовательном процессе детского сада прогулки занимают важное место и являются частью образовательной деятельности дошкольника. При этом необходимо сохранить на прогулке тематику общего интегрированного процесса, который осуществляется в течение дня и объединяет в единое целое разные образовательные области. А высокое мастерство педагога в сочетании с творчеством и фантазией, а главное – любовь к детям, сделают прогулку удивительной и неповторимой. Литература:
|
Конспект деловой игры для заместителей заведующих по вмр «Своя игра» «Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова | Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» Районное методическое объединение для воспитателей, старших воспитателей, заместителей заведующих по увр | ||
Методические рекомендации по формированию портфолио обучающегося Ставрополь 2012 Методические рекомендации предназначены для широкого круга практических работников системы начального и среднего профессионального... | 27 февраля в мбоу «Гимназия №17» прошел городской семинар для заместителей... В мбоу «Гимназия №17» прошел городской семинар для заместителей директоров по увр и нмр на тему : «Системно-деятельностный подход... | ||
Программа курсов повышения квалификации заместителей директоров станций... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Семинар-практикум для заместителей директоров по увр «Особенности урока в рамках деятельностно- компетентностной образовательной... | ||
Методические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы Рекомендации предназначены для заместителей директоров по учебно воспитательной работе, заместителей директоров по научно – методической... | Вопросы для подготовки к тестированию заместителей руководителей... Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека | ||
Реферат На тему: «Дисциплина труда» ... | План конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 а... Каждый народ земли – художник'': возродить в детях познавательный интерес, любовь к искусству, патриотизм; возвеличить то, что нас... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей,... | Техническое задание на оказание услуг по организации и проведению образовательного семинара Семинар предназначен для руководителей (лиц, исполняющих обязанности руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров)... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Информационный методический центр» подготовлена программа, на основании которой состоялось заседание методического совета, 24 заседания... | Практикум для студентов 1 курса чебоксары, 2009 Данное методическое пособие по биологии «Практикум для 1 курса» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Семинар-практикум для воспитателей гоу детский сад №2707 на тему: «Гиперактивный ребенок. Понять, принять, помочь» | «Использование мультимедиа и икт в работе с дошкольниками» Предназначено для: педагогов, узких специалистов доу, заведующих, методистов, старших воспитателей, студентов, обучающихся на факультетах... |