Скачать 255.37 Kb.
|
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД № 2707 Семинар-практикум для воспитателей ГОУ Детский сад № 2707 на тему: «Гиперактивный ребенок. Понять, принять, помочь». Дата проведения: 16.12.2011г.; Окружной семинар-практикум для психологов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Психологическое сопровождение педагогов: педагогические подходы в работе с особым ребенком /СДВГ/» Дата проведения: 25.01.2012г. Подготовлен и проведен Педагогом-психологом ГОУ д/с № 2707 Макаровой И.Н. Москва 2011-2012 Цель: Стимулировать педагогов к повышению уровня профессиональной компетенции в вопросах взаимодействия с гиперактивными детьми. Задачи:
План: 1.Приветствие 2.Презентация. Теоретическое освещение проблемы – «Об особенностях психического и физического развития гиперактивных детей» 3. Ролевая игра: «Как узнать гиперактивного ребенка среди других?» 4. Обсуждение и демонстрация способов и приемов взаимодействия педагога с гиперактивными детьми 5. Проигрывание ситуации: «Сообщение информации о ребенке» 6. Синквейн на тему: «Гиперактивный ребенок» 7. Притча: «Мудрец и бабочка» 8. Подведение итогов. Обратная связь. 9. Процедура завершения: «Аплодисменты».
/информационное сообщение, сопровождающееся презентацией/ Признаки СДВГ: 1. Невнимательность Поддерживаемое (непрерывное) внимание – способность поддерживать сосредоточенность в течение длительного времени. Избирательное внимание проявляется в способности сосредотачиваться на необходимых стимулах и не отвлекаться на помехи (посторонние стимулы). У детей с СДВГ наблюдается недостаток непрерывного внимания, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания. Кроме того, дефицит избирательного внимания проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы. 2. Гиперактивность Повышенная двигательная активность. В отличии от энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер. Часто встречается диспраксия – так называемая «неуклюжесть», дети, как бы, не вписываются в пространство. 3. Импульсивность Невозможность контроля над своими импульсами: выделяют когнитивную импульсивность (поспешное мышление) и поведенческую (трудности при подавлении реакций). Не могут дождаться своей очереди в игре; на занятии демонстрируют «импульсивный стиль работы»: выкрикивают ответы, перебивают других. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации, так как не задумываются о последствиях. Склонность к риску становиться причиной травм и несчастных случаев. Часто импульсивность сочетается с агрессивным поведением. Причины возникновения гиперактивности:
Среди таких факторов выделяют:
В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. Компьютерная томография подтверждает нарушение лобно-подкорковых путей. Эти пути богаты катехоламинами (дофамин, адреналин, норадреналин). Наличие дисфункции лобной коры головного мозга объясняет слабое произвольное внимание и недостаточный самоконтроль. Лобная кора отвечает за постановку целей и задач, планирование и выполнение деятельности, а также за мотивационную сторону поведения – формирование намерений, побуждений, мотивации и, контроль за побуждениями. Мозг ребенка СДВГ работает циклично: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребенок как бы выключается, ему не хватает энергии на продолжение работы и требуется эту энергию набрать. В эти 5-7 минут для того, чтобы сознание было включено, ребенок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Гиперактивные дети любопытны, но не любознательны. Они все смотрят, слушают, трогают, но это беспорядочные сенсорные и моторные акты, которые не складываются в необходимые действия. Их знания, представления и умозаключения поверхностны. Ребенок с СДВГ не вникает в суть явлений, не подмечает деталей и не учитывает их в восприятии целого предмета и явления. Отсюда и невнимательность. Ведь внимательный человек глубже понимает то, что происходит вокруг и глубже чувствует и переживает свой личный опыт. СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью, так может проявляться и доминирующий холерический темперамент. Иногда нарушение внимания и гиперактивность могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к ребенку, конфликт с педагогом или родителями. Диагностические критерии СДВГ Особенности поведения:
Ребенок:
Ребенок:
СДВГ – медицинский диагноз, ни педагог, ни психолог не вправе делать заключение о его наличии или отсутствии. Но психологи могут провести предварительную диагностику, которая дает право предположить, что ребенок принадлежит к данной категории.
Ведущий раздает письменные инструкции участникам игры. Роли распределяются следующим образом: педагоги-знатоки, воспитатель, дети. Задача педагогов-знатоков – наблюдая и анализируя особенности поведения детей суметь распознать гиперактивного ребенка и обосновать свой ответ. Возможны уточняющие вопросы, адресованные как детям, так и воспитателю. Задача воспитателя: погрузиться в игровую ситуацию и провести часть занятия из области познания /инструкция в приложении/. Задача детей – действовать в соответствии с ролевой позицией: /в инструкции даны характеристики, например: вы спокойный ребенок, четко соблюдающий правила поведения, или: вы застенчивый ребенок, стесняетесь отвечать на вопросы воспитателя и т. д./ После проведения игры все участники делятся своими впечатлениями. Ведущий демонстрирует приемы и упражнения по взаимодействию с гиперактивными детьми.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия -Ребята, чтобы хорошо лепить снежный комочек, что нам необходимо? Ответы детей: руки, снег, выйти на улицу… - Давайте, проверим наши пальчики, готовы ли они лепить снежные комочки? Поочередно и как можно быстрее ребенок при показе ведущего перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке. В начале, методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности - Ребята пока мы лепили наши снежные комочки, стало совсем холодно. Представьте, что это костер. Дети встают по кругу, в середине обозначение костра, можно символ. Дети выполняют инструкцию ведущего. По команде «руки замерзли» - протянули руки к костру По команде «ой, какой большой костер» - машем руками По команде «искры полетели» - хлопаем в ладоши По команде «жарко» - отодвиньтесь от костра По команде «костер принес нам дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг костра. Затем это игровое действо может выполняться с ведущим ребенком.
Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля. Дети садятся по кругу или стоят по кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Варежка моя, согревает меня, Если не она, замерзну я». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово варежка, заменяют его жестом. Затем фраза повторяется еще раз, и уже жестом заменяются два слова варежка и замерз. Далее при повторении фразы, заменяются на жесты три слова и т.д…
- Ребята, проверим уши и носик у нас не холодные? А проверим мы это вот так! Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладошки, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Цель: развитие взаимоотношения со сверстниками. Участники садятся в круг и получают восковые мелки и подписанный лист бумаги. По команде ведущего педагоги, играющие роль детей начинают рисовать какую-нибудь картинку /тема: «Наша прогулка сегодня»/, затем по следующей команде передают ее соседу. Сосед, получив картинку, продолжает рисовать, по сигналу, снова передает рисунок другому. Рисуем до тех пор, пока картинка не пройдет полный круг. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в общий продукт деятельности. Упражнение проводиться под музыкальное сопровождение. Рекомендации для воспитателей: 1. Обращаясь к гиперактивному ребенку, смотрите на него, положение глаза в глаза. 2. Совместно с воспитанниками сформулируйте правила, используйте пиктограммы, схемы, обозначения, картинки. Их должно быть не много, они должны быть краткими и четкими! Например, для развития наблюдательности, умения действовать по правилам и повышения уровня волевой регуляции детей с СДВГ можно использовать игру «кричалки-шепталки-молчалки». Используются три силуэта детской ладошки, красная ладошка – молчалка /тишина/, желтая – шепталка /говорим шепотом/, зеленая – кричалка /делаем все, что не запрещено групповыми правилами. Ведите честную игру, не злоупотребляйте красной ладошкой!!! Можно делегировать свои полномочия предъявлять детям ладошку, кому? Ребенку гиперактивному. Он сам зачастую является нарушителем, а то, что он помогает педагогу удерживать тишину и порядок в группе поднимет его статус в глазах сверстников и в собственных глазах, приучит его к ответственному выполнению поручения. 3. Предложите ребенку выбор вида деятельности. - Ты предпочитаешь идти на репетицию, или помочь мне накрыть на столы? Предоставление выбора не только позволяет избежать излишней нагрузки, но и приучает ребенка к принятию ответственности за то дело, которое он выбрал сам, повышает его интерес и внимание. 4. Ребенок с СДВГ гиперподвижен и неусидчив, нельзя насильно ограничивать его двигательную активность. Не подавляйте двигательную активность, а создавайте условия для удовлетворения этой потребности ребенка. Кроме того, когда он бегает, двигается, благодаря гипервентиляции восстанавливаются связи между структурами мозга, то есть его движение можно рассматривать в качестве защитного механизма. Например, когда всем детям вы читаете сказку, такому ребенку можно предложить полить цветы в группе, во время этого занятия он также усваивает текст. 5. Дети с СДВГ чувствительны к наказаниям и поощрениям. Педагогическое воздействие на них должно быть последовательным и логически обоснованным. Используйте систему жетонов/жетонный метод/. 6. Инструкции для гиперактивных детей должны быть конкретными и краткими. Например, «возьми картон», «намажь клеем белый лепесток»… 7. Гиперактивные дети получают в течение дня огромное количество замечаний и, безусловно, устают от них и часто проявляют на них агрессию. Лучше хвалите за спокойное и желательное поведение, чем постоянно ругать за нежелательное! Хвалите предметно, не только – «молодец», но и предоставьте ребенку право выбора места за столом, право первым ответить на вопрос воспитателя.
Цель: развитие у педагогов способности к самоанализу и пониманию других, развитие рефлексии. Задачи: - способствовать вербальному обозначению эмоций и чувств участниками группы при подаче и получении информации о детях позитивного и негативного характера - развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях. Ведущий распределяет роли: воспитатели, дети, родители. Воспитатели получают информацию о ребенке, им необходимо передать ее родителю /содержание информации в приложении/. Ребенок – наблюдает за реакцией родителя и педагога. Родитель – отвечает на поданную педагогом информацию, уточняет детали. После передачи информации происходит обмен мнениями участников группы. Вопросы участникам: Как воспринималась информация негативного содержания, а как позитивного? Что вы при этом чувствовали? Что было неприятно? Что доставило удовлетворение? Кто вызвал уважение? Почему? Итак, гиперактивные дети постоянно получают от взрослых замечания, укоры, предупреждения, наказания. Фиксируйте внимание и взрослых детей на сильных сторонах ребенка с СДВГ, это поможет ему избежать чувства отверженности, ненужности! Рекомендации воспитателям: В работе с родителями используйте «карточки – переписки». В конце каждой смены педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке, причем информация должна подаваться исключительно в позитивной форме. Например, «сегодня Саша, слушал сказку целых 10 минут!» Вы знаете, что это достижение для такого ребенка! Дома родители, перечитывая карточку, оценят достижения ребенка, чем повысят его самооценку и уровень мотивации к чтению. А также родители, сделают выводы:
Плюсы в «карточках – переписках» для ребенка таковы:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна /ребенок – гиперактивный/ 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы 4 строка – фраза, несущая определенный смысл 5 строка – заключение, ваше эмоциональное отношение (ассоциация с первым словом)
Много лет назад в одном городе жил мудрый человек, к нему часто приходили за советом. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слава дошла до человека, который тоже считал себя мудрым. Он стал думать, как доказать другим людям, что именно он самый мудрый. Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу: «Скажи, что у меня в руках?». Он, великий мудрец, он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?». И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что оно мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее. И все увидят, что он не прав! Так и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его: - Скажи, что у меня в руках?
Резюме: Уважаемые коллеги! Давайте не будем состязаться в педагогическом мастерстве ни с родителями, ни друг с другом. Будьте мудрыми! Ведь и в наших руках хрупкое, нежное и уязвимое создание – ребенок.
Участникам предлагается встать в круг, один из желающих выходит в центр круга, а остальные ему бурно аплодируют. Они продолжают это делать ровно столько, сколько он захочет. Он благодарит группу и возвращается вкруг. После этого выходит следующий участник. Приложение 1 Ролевая игра «Как узнать гиперактивного ребенка среди других?» Инструкция к действию Педагог: Вы среднестатистический педагог. Не пытайтесь быть хорошей. Вам необходимо провести часть занятия из области познание / ход занятия прилагается/. Дети: Первый ребенок: спокойный ребенок, четко выполняющий инструкцию педагога, хорошо себя ведет. Второй ребенок: застенчивый ребенок, вам трудно отвечать педагогу при всех, вы стесняетесь, молчите, но вы очень исполнительны. Третий ребенок: вы очень активны, любите бегать и играть во всякие игры, всегда отвечаете на вопросы воспитателя полно и аргументировано, ваша мимика, жесты, речь очень выразительны. На замечания педагога, если такие бывают, реагируете адекватно и стараетесь слушать старших. Четвертый ребенок: вы очень внимательны, соблюдаете все правила и инструкции педагога, стараетесь быть хорошей. Пятый ребенок: вы – гиперактивны, ваша активность бесцельна, вы ерзаете, двигаетесь тогда, когда в этом нет необходимости. Вы неусидчивы. Периодически не вписываетесь в пространство, что-то роняете, спотыкаетесь, вы неуклюжи и неповоротливы. Из групповой совместной деятельности педагога с детьми периодически выпадаете, через некоторое время опять возвращаетесь. Вам очень трудно дождаться своей очереди, вы перебиваете своих сверстников при ответах. Часто отвлекаетесь на посторонние стимулы. Шестой ребенок: вы очень внимательны, соблюдаете все правила и инструкции педагога, стараетесь быть хорошей. Седьмой ребенок: спокойный ребенок, четко выполняющий инструкцию педагога, хорошо себя ведет. Восьмой ребенок: вы ярко выражаете свои эмоции, экспрессивны. Послушны, внимательны и активны при любых видах деятельности. Девятый ребенок: вы молчаливы и медлительны, но делает все правильно. Если педагогов претендующих на роль детей больше можно продублировать некоторые инструкции, кроме 5 и 3, т.к. активный ребенок и агрессивный в одиночном варианте. Задача педагогов – знатоков: Наблюдать и анализировать особенности поведения детей, найти гиперактивного ребенка, и обосновать свое предположение. Можно задавать уточняющие вопросы и педагогу и детям. Приложение 2 Проигрывание ситуации: «Сообщение информации о ребенке» Роли: педагоги, родители и дети. Дети в роли наблюдателей. Педагогам необходимо передать информацию родителям. Инструкция для педагогов: времени у вас мало, это происходит в рабочий момент, когда родители забирают ребенка домой, вы не одни, при разговоре присутствуют родители других детей. Старайтесь передать информацию по факту. Информация выдается педагогам для ознакомления на 1мин., затем ведущий забирает информативные листы. Информация негативного характера:
Задача родителей: поддержать разговор, узнать подробности, быть естественными, представьте, что речь идет о вашем ребенке. После того, как все педагоги передадут информацию, поделитесь своими эмоциями, с каким настроем вы придете домой, после такого разговора? Информация позитивного характера:
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД № 2707 Семинар-практикум для родителей воспитанников ГОУ Детский сад № 2707 на тему: «Гиперактивные дети», в рамках «Родительской академии» Дата проведения: 15.12.2011г., 15.03.2012г. Подготовила и провела Педагог- психолог ГОУ Детский сад № 2707 Макарова И.Н. Москва 2011-2012 Цель: ознакомить родителей с понятием «гиперактивные» дети, вызвать интерес к особенностям взаимодействия с такого рода детьми, способствовать развитию толерантного отношения к детям. План:
Ход семинара-практикума
/информационное сообщение, сопровождающееся презентацией/ Признаки СДВГ: Невнимательность Поддерживаемое (непрерывное) внимание – способность поддерживать сосредоточенность в течение длительного времени. Избирательное внимание проявляется в способности сосредотачиваться на необходимых стимулах и не отвлекаться на помехи (посторонние стимулы). У детей с СДВГ наблюдается недостаток непрерывного внимания, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания. Кроме того, дефицит избирательного внимания проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы. Гиперактивность Повышенная двигательная активность. В отличии от энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер. Часто встречается диспраксия – так называемая «неуклюжесть», дети, как бы, не вписываются в пространство. Импульсивность Невозможность контроля над своими импульсами: выделяют когнитивную импульсивность (поспешное мышление) и поведенческую (трудности при подавлении реакций). Не могут дождаться своей очереди в игре; на занятии демонстрируют «импульсивный стиль работы»: выкрикивают ответы, перебивают других. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации, так как не задумываются о последствиях. Склонность к риску становиться причиной травм и несчастных случаев. Часто импульсивность сочетается с агрессивным поведением. Причины возникновения гиперактивности:
Среди таких факторов выделяют:
В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. Компьютерная томография подтверждает нарушение лобно-подкорковых путей. Эти пути богаты катехоламинами (дофамин, адреналин, норадреналин). Наличие дисфункции лобной коры головного мозга объясняет слабое произвольное внимание и недостаточный самоконтроль. Лобная кора отвечает за постановку целей и задач, планирование и выполнение деятельности, а также за мотивационную сторону поведения – формирование намерений, побуждений, мотивации и, контроль за побуждениями. Мозг ребенка СДВГ работает циклично: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребенок как бы выключается, ему не хватает энергии на продолжение работы и требуется эту энергию набрать. В эти 5-7 минут для того, чтобы сознание было включено, ребенок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Гиперактивные дети любопытны, но не любознательны. Они все смотрят, слушают, трогают, но это беспорядочные сенсорные и моторные акты, которые не складываются в необходимые действия. Их знания, представления и умозаключения поверхностны. Ребенок с СДВГ не вникает в суть явлений, не подмечает деталей и не учитывает их в восприятии целого предмета и явления. Отсюда и невнимательность. Ведь внимательный человек глубже понимает то, что происходит вокруг и глубже чувствует и переживает свой личный опыт. СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью, так может проявляться и доминирующий холерический темперамент. Иногда нарушение внимания и гиперактивность могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к ребенку, конфликт с педагогом или родителями. Диагностические критерии СДВГ Особенности поведения:
Ребенок:
Ребенок:
СДВГ – медицинский диагноз, ни педагог, ни психолог не вправе делать заключение о его наличии или отсутствии. Но психологи могут провести предварительную диагностику, которая дает право предположить, что ребенок принадлежит к данной категории.
Цель: развитие взаимодействия участников мероприятия. Участники садятся в круг и получают восковые мелки и подписанный лист бумаги. По команде ведущего родители начинают рисовать картинку /тема: «Гиперактивный ребенок»/, затем по следующей команде передают эстафету соседу. Сосед, получив картинку, продолжает рисовать, по сигналу, снова передает рисунок другому. Рисуем до тех пор, пока картинка не пройдет полный круг. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в общий продукт деятельности. Упражнение проводиться под музыкальное сопровождение.
Выбирается один доброволец, которому предлагается надеть пояс с привязанными к нему четырьмя длинными веревками. Выбираются еще 4 человека. Эти четверо становятся по разным углам комнаты и берут в руки по одному концу веревки. После этого тому, на кого надет пояс завязывают глаза и помещают на пол три небольших предмета. Инструкция для первого добровольца: Ваша задача найти и поднять предметы, как можно быстрее. А остальные помощники будут направлять вас, пользуясь веревками и не говоря ни слова. После того, как предметы подняты, группа аплодирует. Далее завязывают глаза четырем участникам, держащим веревки, а у первого добровольца убирается повязка с глаз. Новая инструкция для первого добровольца: Ваша задача поднять три предмета. Вы можете делать все, что захотите, что считаете правильным для облегчения выполнения своей задачи! Далее происходит вот что: веревки уже не руководят, они стали ограничениями. Они парализуют человека носящего пояс. Но, как правило, человек не снимает пояс, он говорит что-то своим помощникам, пытается регулировать их действия. Комментарий ведущего: Достаточно всего несколько секунд, чтобы запрограммировать себя на зависимость от других. Первоначально человек действительно ограничен, ему необходимы другие люди, они его глаза. Но когда глаза уже открыты и человек не нуждается в помощи, он сохраняет сформированное ранее представление: «Раз веревки еще привязаны, значит, они еще для чего-то нужны, значит это правильно». Мы часто себя ограничиваем. Где ваши веревки? Кто и что удерживает вас в жизни? Поведение гиперактивного ребенка может быть ограничением для общения со сверстниками или родителей друг с другом? Часто он ставит вас в неловкое положение? Есть сайты для родителей таких детей, есть центры, которые внедряют программы, рассчитанные на гиперактивных детей (ЦПМСС центр в Зеленограде). Обращайтесь за помощью, приходите и не ограничивайте себя какими-то стереотипами и страхами.
Под музыкальное сопровождение. Представьте маленький скалистый остров. Вдали от континента. Обратите внимание на высокий, крепко поставленный маяк на вершине этого острова. Вообразите себя этим маяком. Ваши стены такие толстые и прочные…что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа… вы и днем и ночью, в хорошую и плохую погоду…посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Подумайте о той мощной энергии, заложенной в вас, и, поддерживающей постоянство вашего светового луча…скользящего по океану…предупреждающего мореплавателей о мелях…являющегося символом безопасности на берегу… Вы являетесь хранителем энергии…Ощутите эту энергию…Этот внутренний источник света в себе, который никогда не гаснет…который освещает ваш путь… Данное упражнение способствует восстановлению эмоционального равновесия и работоспособности. Комментарий ведущего: Сила ваша внутри вас. Пока мы живы этот источник силы внутри нас. Найдите его и пользуйтесь им. Ведь только родитель с сильной волей сможет помочь своему ребенку!
Много лет назад в одном городе жил мудрый человек, к нему часто приходили за советом. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слава дошла до человека, который тоже считал себя мудрым. Он стал думать, как доказать другим людям, что именно он самый мудрый. Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу: «Скажи, что у меня в руках?». Он, великий мудрец, он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?». И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что оно мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее. И все увидят, что он не прав! Так и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его: - Скажи, что у меня в руках?
Комментарий ведущего: Уважаемые родители! Ваш ребенок в ваших руках!
Закончите предложение: - Для меня сегодняшняя встреча была_______________________ - Мы получили ответы _________________________________ - Организаторам встречи хотелось бы пожелать_______________ - Я уверена в том, что ____________________________________ |