Скачать 457.69 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор ИФБиБТ _____________/В.А. Сапожников/ «_____» _____________201_ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина М3.Б.4 «Современная экология и глобальные экологические проблемы» Укрупненная группа 020000 Естественные науки Направление 020400.68 «Биология» Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Кафедра Биофизики Квалификация (степень) выпускника Магистр Красноярск 2011 Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 020400.68 «Биология» по укрупненной группе 020000 Естественные науки Программу составили ____проф. Хижняк С.В.______________ Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ____биофизики «______» _________________ 201___ г. протокол № _____________ Заведующий кафедрой _______проф. Крастасюк В.А. ___________________ Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год. В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 201__г. протокол № ________ Заведующий кафедрой ______________________________________________ (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Директор ___________________________________________ института (фамилия, и. о., подпись) 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Обострение локальных и глобальных экологических проблем требует распространения знаний о них среди широких масс населения. Однако особенно опасно незнание данных проблем среди лиц, принимающих решения и тем самым влияющих на состояние биосферы и, следовательно, определяющих будущее человечества. Цель дисциплины: сформировать экологическое мышление для анализа и решения экологических проблем. 1.2 Задачи изучения дисциплины Задачи изучения дисциплины заключаются в расширении знаний об основах общей и прикладной экологии, принципах рационального природопользования и охраны природы, получении сведений о современных проблемах экологии и глобальных экологических проблемах. Задачей изучения дисциплины является формирование следующих компетенций: ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания; ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач. ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению. ПК-4: демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку. ПК-5: демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально-значимых проектов; ПК-14: планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основы учения о биосфере; процессы, протекающие в биосфере; механизмы функционирования биосферы; пути и механизмы взаимодействия человечества с биосферой Уметь: прогнозировать экологические последствия реализации социально-значимых проектов; планировать и проводить мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией Владеть: навыками анализа и прогноза развития экосистем, а также анализа и прогноза воздействия человечества на биосферу, в том числе – с применением информационных технологий 1.3 Межпредметная связь Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Биология», «Экология». Курс «Современная экология и глобальные экологические проблемы» служит основой для освоения студентами таких дисциплин, как «Менеджмент окружающей среды», «Учение о биосфере», «Проблемы устойчивого развития биосферы», «Радиоэкология водных экосистем», а также в подготовке магистерских диссертаций. 2 Объем дисциплины и виды учебной работы Объем учебного времени, необходимого для освоения курса – 2 зачетных единицы, что составляет 72 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме не менее 20 часов. Виды занятий: лекционные, практические, самостоятельные: реферирование, подготовка к экзаменам. Форма отчета – «экзамен». Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл. 2.1. Таблица 2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий) Дисциплина «Современная экология и глобальные экологические проблемы» представляется четырьмя модулями, каждый из которых раскрывает фундаментальные основы функционирования биосферы и взаимодействия между человечеством и биосферой. Тематический план занятий, их объем и формируемые на уровне модулей компетенции приведены в табл. 3.1. Таблица 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Содержание разделов и тем лекционного курса приведено в табл. 3.2. Таблица 3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
3.3 Практические занятия Трудоемкость семинарских занятий по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы» составляет 0,22 з. е. (8 часов). Семинарские занятия проводятся согласно графику учебного процесса и самостоятельной работы (прил. 1). Содержание семинарских занятий и распределение часов семинарских занятий по модулям представлены в табл. 3.3. Таблица 3.3 Распределение часов семинарских занятий по модулям
3.4 Лабораторные занятия «учебным планом не предусмотрено». 3.5 Самостоятельная работа Самостоятельная работа по курсу «Современная экология и глобальные экологические проблемы» включает написание реферата, подготовка презентации по теме реферата, подготовка к выступлению по выбранной теме. Трудоемкость написания реферата и подготовки к выступлению с докладом − 0,56 з. е. или 20 часов. Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (Приложение 1). Каждому обучающемуся обеспечен доступ к электронно-библиотечным системам (ЭБС), содержащим издания по основным разделам изучаемой дисциплины. Электронно-библиотечная система СФУ обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. В электронных читальных залах Электронной библиотеки СФУ обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к электронным ресурсам не менее чем для 25 процентов обучающихся. Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет ресурсам. Все обучающиеся имеют открытый доступ к базе Электронного каталога и полнотекстовой базе данных внутривузовских изданий (http://lib.sfu-kras.ru/); ресурсам Виртуальных читальных залов (http://lib.sfu-kras.ru/eresources/virtual.php); к УМКД (http://lib.sfu-kras.ru/ecollections/umkd.php); к видеолекциям и учебным фильмам университета (http://tube.sfu-kras.ru/); к учебно-методическим материалам институтов(сайт Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) - http://bio.sfu-kras.ru/). Студентам предоставлены условия и возможности работы в режиме on-line с зарубежными и отечественными лицензионными информационными базами данных, перечисленными в п.5, раздел «Информационные ресурсы», настоящей программы. Написание и защита реферата: В рамках изучения курса студент должен подготовить реферат по одной из предложенных преподавателем тем или предложить свою. Задание по написанию реферата выдается лектором на первой лекции вместе со списком учебной литературы по соответствующим модулям. Защита рефератов осуществляется во время семинарских занятий в форме презентации по теме реферата, подготовленной в Power Point. Примерные темы рефератов:
Плюсы и минусы атомных электростанций (2 чел) Чернобыль: экологические последствия (3 чел) ГХК и его воздействие на окружающую среду (3 чел) Проблема ввоза и переработки отработанного ядерного топлива (2 чел)
Причины, вызывающие парниковый эффект (3 чел) Экологические последствия парникового эффекта - глобальное потепление климата ( 3 чел)
Физические и химические основы ядерной зимы (2 чел) Биологические последствия (2 чел)
Причины истощения (3 чел) Биологические результаты этого истощения (3 чел)
Общее загрязнение нефтью, включая океаны (3 чел) Загрязнение России и Сибири (Ямал, Татарстан, Чечня) (3чел)
Загрязнение воздуха (КРАЗ, автотранспорт) (3 чел) Загрязнение воды (3 чел) Загрязнение пищи – отдельно о Березовке (3 чел)
Во всем мире (2 чел) В стране (2 чел) В крае (2 чел) Возобновляемые источники энергии (3 чел)
Пояснение: в скобках справа указано максимальное количество человек на данную тему или подтему. При подготовке реферата студент пользуется методическими материалами из списка основной и дополнительной литературы, электронных методических изданий, перечня программного обеспечения, методических указаний используемых в учебном процессе, приведенными в п.4 данной программы. Реферат включает следующие структурные элементы:
Оформление реферата должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32−2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 20−30 страниц. Реферат сдается на проверку преподавателю согласно Графику учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы» (прил. 3). С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, а также развития коммуникативных компетенций защита реферата проводится в виде презентации на семинарских занятиях в интерактивной форме, т.е. в том числе и с участием в обсуждении темы реферата других обучающихся. Защита итоговой работы осуществляется с целью проверки усвоения студентами комплекса знаний, полученных при изучении дисциплины. Для защиты реферата студент готовит презентационные материалы, оформленные в виде последовательности слайдов, демонстрируемых на экранах для аудитории слушателей. При подготовке рефератов и презентаций рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение ФГАОУ ВПО СФУ. Во время защиты рефератов, используется современное интерактивное оборудование, закупленной по программе развития СФУ. В частности, интерактивная доска SMART Board 3000i использует все возможности персонального компьютера в режиме реального времени. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и графическими объектами, аудио- и видеоматериалами, интернет-ресурсами, базами данных, библиотеками и т. д. Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (прил. 3). 3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц Применяемая в дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы» модель рейтинговой системы оценивания, построенная по модульному принципу, предполагает систематическую подготовку студентов к занятиям, так как происходит оценивание результатов каждого вида учебной работы. Итоговая рейтинговая оценка студентов по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы» формируется путем определения средневзвешенного оценочного значения по результатам текущей работы (50 %) и итоговой аттестации (50 %). В прил. В приведена трудоемкость модулей и всех видов учебной работы в относительных единицах. 4. Образовательные технологии При проведении занятий по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы», помимо традиционных, предусмотрено применение следующих инновационных технологий обучения: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и экологическая экспертиза проектов, представляющих интерес для Красноярского края, анализ деловых ситуаций на основе имитационных компьютерных моделей (как предоставляемых преподавателем, так и разрабатываемых студентами). В частности, предусмотрены
Предусмотрено также практическое освоение студентами техники разработки имитационных компьютерных экологических моделей с использованием языка Visual Basic for Applications (VBA), входящего в комплект поставки MS Office. Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, руководства и инструкции по работе с программным обеспечением, приведенными в п. 5 настоящего издания. Удельный вес интерактивных форм обучения по дисциплине составляет 40 % аудиторных занятий, лекции составляют 50 % аудиторных занятий. 5. Учебно-методические материалы по дисциплине 5.1 Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы Основная литература
3. Печуркин Н. С. Энергетическая направленность развития жизни на планете Земля. (Энергия и жизнь на Земле) : монография/Н. С. Печуркин; Сибирский федеральный университет [СФУ]. – 2010 - 403 с. (10 экз.)
Дополнительная литература
Электронные издания (Приложение 4)
Информационные ресурсы |
Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки... | Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические... Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами современной экологии как современной комплексной фундаментальной... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины современная экология и глобальные... «Ресурсы позвоночных животных охрана, воспроизводство, рациональное использование» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа 011200.... | ||
Рабочая программа дисциплины «Экология» Дисциплина «Экология» относится к основной вариативной части цикла б 6 Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между естественнонаучными... | Содержание введение 2 Глобальные экологические проблемы и международное сотрудничество в сфере их решения | ||
Рабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по... Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций | Рабочая программа педагога поповой Любови Михайловны учителя биологии... Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений среднего (полного образования) Экология 10-11 классы.... | ||
Экология и устойчивое развитие россии «экология» приобрело популярность у общественных деятелей и политиков, литераторов, деятелей науки и искусства. Экологические проблемы,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет биология, 11 класс, тема урока «Глобальные экологические проблемы человечества» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «экологические основы природопользования» Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента... | Учебно-методическая карта дисциплины основы экологии (наименование)... Экология и современные экологические проблемы. Популяция: плотность, воспроизводство, динамика, распределение особей; волны жизни.... | ||
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Петухова Г. А. Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Фгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... | ||
Рабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы... Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования... | Рабочая программа учебной дисциплины «экологические проблемы оренбургской области» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам... |