Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка





Скачать 146.55 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка
Дата публикации19.06.2013
Размер146.55 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В НТГСПА на базе основного общего образования (9 классов)
Пояснительная записка

Программа вступительных испытаний по биологии составлена на базе обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников, предусмотренных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ Минобразования России № 1069 от 05.03.2004) и Федерального базисного учебного плана (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.04).
Цель экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов по биологии с целью конкурсного отбора.
Требования к подготовке абитуриентов

На вступительном испытании по биологии абитуриент должен: владеть основными биологическими терминами и понятиями, биологическими законами и теориями;

знать и понимать общие закономерности, происходящие в живой природе;

знать строение и процессы жизнедеятельности бактерий, протистов, грибов, растений, животных и человека;

уметь устанавливать причинно-следственные связи между строении- ем и функциями органоидов клетки, особенностями строения и функциями тканей, органов и систем органов;

уметь устанавливать причинно-следственные связи между средами жизни и приспособленностью к ним живых организмов, деятельностью человека и ее последствиями;

уметь применять полученные знания и использовать их для: описания важнейших биологических процессов; характеристики и сравнения биологических объектов или явлений; составления характеристики основных систематических категорий (типов, отделов, классов).
Содержание разделов дисциплины, проверяемые в ходе экзамена

Биология как наука. Методы биологии

Биология - наука о живой природе. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Основные методы исследования в биологии. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

Клетка – структурная и функциональная единица живого

Основные положения клеточной теории. Строение и функции клетки. Многообразие клеток. Отличия прокариотической клетки от эукариотической Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Вода, минеральные вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества. Углеводы. Белки. Липиды. Нуклеиновые кислоты. Самоудвоение ДНК. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Клетка как биологическая система

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Деление клетки. Подготовка клетки к делению. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Особенности соматических и половых клеток. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Митоз, его биологическое значение.

Размножение организмов. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток.

Индивидуальное развитие организмов. Оплодотворение. Развитие зародыша. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Наследственность и изменчивость организмов

Закономерности наследования признаков. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. Законы Г. Менделя. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов.

Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Фенотипическая изменчивость.

Селекция растений, животных и микроорганизмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов.

Возникновение и развитие жизни на Земле

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Гипотеза А.И. Опарина-Холдейна о происхождении жизни. Деление истории Земли на эры и периоды. Начальные этапы развития жизни. Возникновение прокариот и эукариот. Вирусы и бактериофаги. Дивергенция по способу питания: автотрофы и гетеротрофы. Развитие жизни от одноклеточных к многоклеточным формам.

Эволюция живой природы

Сущность жизни и свойства живого. Многообразие живой природы. Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный.

Эволюционное учение. Общая характеристика биологии в додарвинский период. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Формы естественного отбора. Борьба за существование. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Понятие о микроэволюции. Вид, его критерии и структура. Макроэволюция. Главные направления эволюции. Общие закономерности эволюции.

Многообразие организмов

Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

Царство животных. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Одноклеточные и многоклеточные животные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.

Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

Человек и его здоровье

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов.

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Основы экологии

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Популяция - элемент экосистемы. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление "Озоновых дыр", загрязнение окружающей среды. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Боброва Т. А., Гуфельд И. М. Ботаника. Зоология: Учебное пособие / Под общ. Ред. Л. А. Панфиловой. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. – 640 с.

Биология: Ботаника: Зоология: Анатомия, физиология и гигиена человека: Общая биология: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / Д. И. Трайтак, В. А. Карьенов, Е. Т. Бровкина и др.; Под ред. Д. И. Трайтака. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

Дмитриева Т. А., Суматохин С. В., Гуленков С. И., Медведева А. А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.

Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2009.

Кемп П., Армс К. Введение в биологию М.: Мир, 1988. 671.

Ламеза Н. А. и др. Биология в вопросах и ответах. Минск: ООО «Попури», 1997. – 496 с.

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И.: Биология. Общие закономерности. 9 кл.:учеб.для общеобр. Учреждений. М., Дрофа, 2006.

Мамонтов С. Г. и др. Основы биологии: курс для самообразования / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Т. А Козлова. – М.: Просвещение, 1992. – 416 с.

Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 415 с.

Панфилова Л. А., Донецкая Э. Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. Общая биология: Учебное пособие. / Под общ. ред. Л. А. Панфиловой. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. – 640 с.

Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс. М.: Дрофа, 2009.

Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа, 2009.

Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: в 3 т. М.: Мир, 2001.
Форма проведения вступительного экзамена по биологии: устный экзамен (оценка по 100-балльной системе).

Критерии оценки вступительного испытания по биологии

Критерии оценки:

Менее 36 баллов – неудовлетворительно

– за грубые ошибки, недочеты, неточности, нелогичность и непоследовательность в изложении материала.

- выставляется за незнание 2 вопросов, за отказ от ответа.

36- 59 баллов – удовлетворительно

– при 2-3 недочетах или если на один из вопросов ответ неполный, а по остальным вопросам знания глубокие и аргументированные.

– выставляется за верный, но недостаточно полный ответ на все вопросы билета или за неполные ответы с неточностями или незнание одного из вопросов билета.

 60- 79 баллов – хорошо

- выставляется абитуриенту, допустившему 1-2 неточности в ответе, но правильно  ответившему на дополнительный вопрос.

- выставляется за глубокие, аргументированные ответы на все вопросы в пределах программы вступительных испытаний, но допустившему при этом некоторые неточности в пределах 2 ошибок.

 80-100 баллов – отлично

– выставляется за глубокие, аргументированные ответы на все три вопроса билета в пределах программы вступительных экзаменов.

- выставляется абитуриенту, допустившему 1-2 неточности в ответе, но правильно  ответившему на дополнительный вопрос.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Ответьте на вопросы

  1. Что является предметом изучения биологии?

  2. Каковы основные критерии живых систем?

  3. Какие уровни организации характерны для живой материи?

  4. Почему именно клетка является структурной и функциональной единицей жизни?

  5. Каковы основные современные положения клеточной теории?

  6. Каково значение важнейших химических элементов для клетки и организма?

  7. Каков химический состав прокариотических и эукариотических клеток?

  8. Какие функции выполняют белки в клетке?

  9. Что такое ферменты и какова их роль в клетке?

  10. В чем отличие между клетками прокариот и эукариот?

  11. Каковы строение и функции ядра?

  12. Что такое кариотип?

  13. Как осуществляется хранение наследственной информации в клетке?

  14. В каких органеллах клетки осуществляется синтез первичного органического вещества автотрофами и каково их строение?

  15. Каково значение фотосинтеза?

  16. Что такое хемосинтез и каково его значение в биосфере?

  17. В чем сущность энергетического обмена клетки?

  18. Что представляет собой вакуоль и какие функции она выполняет?

  19. Как функционирует пищеварительная вакуоль?

  20. Каковы особенности строения клеточной стенки (оболочки) у растений, грибов и бактерий?

  21. В чем сущность, механизм и биологическое значение митоза?

  22. Чем отличается амитоз от других типов деления клетки?

  23. В чем сущность, механизм и биологическое значение мейоза?

  24. Какова структурная организация многоклеточных организмов?

  25. Что такое ткани и каковы особенности их строения в связи с выполняемыми функциями?

  26. Какие способы питания характерны для бактерий, протист, грибов, растений и животных?

  27. Каковы особенности пищеварения у разных организмов?

  28. Как происходит поступление питательных веществ в живые организмы?

  29. Как происходит передвижение воды и веществ у растений и животных?

  30. Как осуществляется дыхание на организменном уровне?

  31. Как осуществляется выделение продуктов жизнедеятельности у одно- и многоклеточных организмов?

  32. Как размножаются представители различных царств живых организмов?

  33. Где и как осуществляются процессы образования половых клеток и оплодотворения у живых организмов?

  34. Что такое онтогенез?

  35. Какие основные законы наследственности установил Г. Мендель?

  36. Каковы свойства генов и особенности их проявления в признаках?

  37. В чем сущность хромосомной теории наследственности?

  38. Почему рождается примерно одинаковое количество особей женского и мужского пола?

  39. Какие существуют типы изменчивости?

  40. Что такое полиплоидия и анеуплоидия и каково их биологическое значение?

  41. В чем суть закона гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова?

  42. Чем определяются наследственные болезни человека?

  43. Что такое «среда обитания» и «экологические факторы»?

  44. Каковы общие закономерности действия экологического фактора на организм?

  45. Как осуществляется взаимодействие экологических факторов и что такое ограничивающий фактор?

  46. Что такое раздражимость и каковы ответные реакции одно- и многоклеточных организмов на действие различных раздражителей?

  47. Чем один вид отличается от другого?

  48. Что такое популяция и по каким признакам различаются популяции?

  49. Какие факторы вызывают изменение численности и плотности популяций?

  50. Каковы способы саморегуляции численности и плотности популяций?

  51. Что такое биоценоз и какова его структурная организация?

  52. Что такое экологическая ниша?

  53. Что такое биогеоценоз (экосистема)?

  54. Как осуществляется поток энергии и круговорот питательных веществ в биогеоценозе?

  55. Каковы причины и последовательность смены одного биогеоценоза (экосистемы) другим?

  56. Что такое агробиоценоз и каковы его особенности?

  57. Каковы основные положения эволюционного учения Ж. Б. Ламарка?

  58. Каковы основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина?

  59. Каковы предпосылки и движущие силы эволюции по Ч. Дарвину?

  60. Какие виды естественного отбора выделял Ч. Дарвин?

  61. В чем сходство и различие естественного и искусственного отбора?

  62. Каковы основные результаты эволюции по Ч. Дарвину?

  63. Почему именно популяция является элементарной единицей эволюции?

  64. Какие выделяют формы изоляции популяций и какова их эволюционная роль?

  65. Какие существуют способы видообразования?

  66. Что такое микроэволюция?

  67. Что такое макроэволюция и каковы способы ее осуществления?

  68. Что такое прогресс и какова роль прогресса в эволюции?

  69. Что такое регресс и какова его роль в эволюции?

  70. Что такое онтогенез и филогенез? Как связаны между собой эти процессы?

  71. Что такое биосфера и каковы ее границы?

  72. Каковы свойства живого вещества и его биогеохимические функции?

  73. Каковы изменения биосферы в период научно-технического прогресса?

  74. Что такое Красная книга и каково ее назначение?

  75. Каковы особенности строения и жизнедеятельности бактерий и цианобактерий как типичных представителей надцарства Прокариот?

  76. Каково их значение в биосфере и хозяйственной деятельности человека?

  77. Что представляют собой неклеточные формы жизни?

  78. Что такое СПИД?

  79. Что такое протисты?

  80. Каков цикл развития малярийного плазмодия - возбудителя малярии?

  81. Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов и их значение в биосфере и народном хозяйстве?

  82. Каковы особенности строения и жизнедеятельности водорослей в связи с преимущественно водным образом жизни?

  83. Лишайники - это растения или грибы?

  84. Каковы особенности строения, размножения и жизнедеятельности высших растений в связи с выходом на сушу?

  85. Как осуществляется чередование поколений в жизненном цикле высших растений?

  86. Каковы особенности строения корня в связи с выполняемыми функциями?

  87. Каковы особенности анатомического строения листа в связи с выполняемыми функциями?

  88. Каковы особенности внутреннего строения стебля древесного растения в связи с выполняемыми функциями?

  89. Какие особенности покрытосеменных растений позволили им занять господствующее положение на суше?

  90. Как осуществляется процесс двойного оплодотворения у покрытосеменных растений и каково его биологическое значение?

  91. Каково значение обработки почвы, внесения удобрений и полива для культурных растений?

  92. Каковы отличительные признаки одно- и двудольных растений?

  93. Каковы основные признаки некоторых семейств одно- и двудольных растений?

  94. Каковы основные характерные черты организации многоклеточных животных?

  95. Какие типы симметрии тела известны у животных и чем объясняется их формирование?

  96. Что такое полость тела, каковы ее виды и функции у животных разных таксономических групп?

  97. Чем отличаются экто- и эндотермные животные?

  98. Каковы особенности переваривания растительной пищи у некоторых групп животных?

  99. Каковы особенности строения зубной системы хордовых животных?

  100. Каковы особенности дыхания у животных разных групп?

  101. Какие типы кровеносной системы характерны для животных и в чем их отличие?

  102. Какие морфологические типы строения сердца существуют у животных?

  103. Каковы особенности строения и функционирования органов выделения у различных групп животных?

  104. Какие виды конечных продуктов азотистого обмена вырабатываются у животных разных групп и в чем причины, определяющие их различия?

  105. Какие типы нервной системы известны у животных?

  106. Какие функции выполняют железы внутренней секреции у беспозвоночных животных?

  107. Какие органы чувств имеются у беспозвоночных?

  108. Какие признаки кишечнополостных указывают на их низкий уровень организации среди многоклеточных животных?

  109. Какой комплекс приспособлений к паразитизму сформирован у червей?

  110. Какие признаки кольчатых червей свидетельствуют об их высоком уровне организации?

  111. Каковы особенности строения и жизнедеятельности членистоногих в связи с освоением ими наземной среды?

  112. Какие особенности строения, размножения и жизнедеятельности насекомых позволили им стать процветающей группой животных?

  113. Каковы особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водным образом жизни?

  114. Каковы особенности строения, размножения и жизнедеятельности земноводных как первопоселенцев суши?

  115. Каковы главные отличия в строении, размножении, развитии и жизнедеятельности первичноводных и наземных позвоночных животных?

  116. Каковы особенности строения и жизнедеятельности птиц в связи с приспособлением к полету?

  117. Какие принципиально важные черты организации млекопитающих позволили им занять господствующее положение в биогеоценозах?

  118. Как осуществляется регуляция процессов жизнедеятельности в организме человека?

  119. Какие секреты вырабатывают железы внутренней секреции и каково их действие?

  120. Какие заболевания возникают при нарушении деятельности эндокринных желез?

  121. Какое строение имеет нервная клетка?

  122. Какова природа возникновения и проведения нервного импульса?

  123. Как нервная клетка передает возбуждение?

  124. Какие элементы входят в состав рефлекторной дуги?

  125. Из каких структурно-функциональных частей состоит нервная система?

  126. Каковы строение и функции спинного мозга?

  127. Из каких отделов состоит головной мозг и каковы их функции?

  128. Чем отличается строение вегетативной нервной системы от соматической?

  129. Каковы особенности строения скелета человека в связи с прямохождением?

  130. Чем представлена внутренняя среда организма?

  131. Какие функции выполняет кровь?

  132. Каков состав крови?

  133. Как кровь осуществляет защитную функцию?

  134. Чем представлена система органов кровообращения?

  135. Как осуществляется насосная функция сердца?

  136. Каковы функции пищеварительной системы?

  137. Какие функции выполняет печень?

  138. Как происходит всасывание веществ в отделах пищеварительного тракта?

  139. Какова роль витаминов в обмене веществ человека?

  140. Какие функции выполняют органы, образующие дыхательную систему человека?

  141. Какие органы выполняют выделительную функцию?

  142. Каковы строение и функции кожи?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка
Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний по обществознанию для поступающих...
Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию. Цель...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconЛитература на базе основного общего образования (9 классов)
Для поступающих на все специальности на базе основного общего образования (9 классов) устанавливаются испытания по двум общеобразовательным...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconПрограмма вступительного испытания по биологии для поступающих на...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconЛитература (тест)
Порядка приема в вузы, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconОбразовательный стандарт основного общего образования по биологии
Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconПрограмма по дисциплине: «Математика» (для абитуриентов, поступающих...
Основой настоящей программы служит примерная программа вступительных экзаменов по математике, разработанная Министерством образования...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconВопросы для проведения вступительных испытаний по биологии для выпускников...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconПрограмма по дисциплине: «Русский язык» (для абитуриентов, поступающих...
Настоящая программа составлена на основании примерной программы вступительных экзаменов по русскому языку, разработанной Министерством...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное высшее профессиональное образование и поступающих на направление подготовки...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования)
Земле; подготовка школьников к практической деятель­ности в области сельского хозяйства, медицины, здраво­охранения
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconПояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по биологии. Биолого-химический факультет. М.: Изд-во мгоу, 2013. – 24с
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности...
Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск