Скачать 146.55 Kb.
|
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В НТГСПА на базе основного общего образования (9 классов) Пояснительная записка Программа вступительных испытаний по биологии составлена на базе обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников, предусмотренных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ Минобразования России № 1069 от 05.03.2004) и Федерального базисного учебного плана (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.04). Цель экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов по биологии с целью конкурсного отбора. Требования к подготовке абитуриентов На вступительном испытании по биологии абитуриент должен: владеть основными биологическими терминами и понятиями, биологическими законами и теориями; знать и понимать общие закономерности, происходящие в живой природе; знать строение и процессы жизнедеятельности бактерий, протистов, грибов, растений, животных и человека; уметь устанавливать причинно-следственные связи между строении- ем и функциями органоидов клетки, особенностями строения и функциями тканей, органов и систем органов; уметь устанавливать причинно-следственные связи между средами жизни и приспособленностью к ним живых организмов, деятельностью человека и ее последствиями; уметь применять полученные знания и использовать их для: описания важнейших биологических процессов; характеристики и сравнения биологических объектов или явлений; составления характеристики основных систематических категорий (типов, отделов, классов). Содержание разделов дисциплины, проверяемые в ходе экзамена Биология как наука. Методы биологии Биология - наука о живой природе. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Основные методы исследования в биологии. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. Клетка – структурная и функциональная единица живого Основные положения клеточной теории. Строение и функции клетки. Многообразие клеток. Отличия прокариотической клетки от эукариотической Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. Химический состав клетки. Неорганические вещества. Вода, минеральные вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества. Углеводы. Белки. Липиды. Нуклеиновые кислоты. Самоудвоение ДНК. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Клетка как биологическая система Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков. Размножение и индивидуальное развитие организмов Деление клетки. Подготовка клетки к делению. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Особенности соматических и половых клеток. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Митоз, его биологическое значение. Размножение организмов. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток. Индивидуальное развитие организмов. Оплодотворение. Развитие зародыша. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Наследственность и изменчивость организмов Закономерности наследования признаков. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. Законы Г. Менделя. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Фенотипическая изменчивость. Селекция растений, животных и микроорганизмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Возникновение и развитие жизни на Земле Гипотезы возникновения жизни на Земле. Гипотеза А.И. Опарина-Холдейна о происхождении жизни. Деление истории Земли на эры и периоды. Начальные этапы развития жизни. Возникновение прокариот и эукариот. Вирусы и бактериофаги. Дивергенция по способу питания: автотрофы и гетеротрофы. Развитие жизни от одноклеточных к многоклеточным формам. Эволюция живой природы Сущность жизни и свойства живого. Многообразие живой природы. Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Эволюционное учение. Общая характеристика биологии в додарвинский период. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Формы естественного отбора. Борьба за существование. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Понятие о микроэволюции. Вид, его критерии и структура. Макроэволюция. Главные направления эволюции. Общие закономерности эволюции. Многообразие организмов Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников. Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека. Царство животных. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Одноклеточные и многоклеточные животные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека. Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных. Человек и его здоровье Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Основы экологии Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Популяция - элемент экосистемы. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем. Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление "Озоновых дыр", загрязнение окружающей среды. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Боброва Т. А., Гуфельд И. М. Ботаника. Зоология: Учебное пособие / Под общ. Ред. Л. А. Панфиловой. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. – 640 с. Биология: Ботаника: Зоология: Анатомия, физиология и гигиена человека: Общая биология: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / Д. И. Трайтак, В. А. Карьенов, Е. Т. Бровкина и др.; Под ред. Д. И. Трайтака. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с. Дмитриева Т. А., Суматохин С. В., Гуленков С. И., Медведева А. А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2009. Кемп П., Армс К. Введение в биологию М.: Мир, 1988. 671. Ламеза Н. А. и др. Биология в вопросах и ответах. Минск: ООО «Попури», 1997. – 496 с. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И.: Биология. Общие закономерности. 9 кл.:учеб.для общеобр. Учреждений. М., Дрофа, 2006. Мамонтов С. Г. и др. Основы биологии: курс для самообразования / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Т. А Козлова. – М.: Просвещение, 1992. – 416 с. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 415 с. Панфилова Л. А., Донецкая Э. Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. Общая биология: Учебное пособие. / Под общ. ред. Л. А. Панфиловой. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. – 640 с. Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс. М.: Дрофа, 2009. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа, 2009. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: в 3 т. М.: Мир, 2001. Форма проведения вступительного экзамена по биологии: устный экзамен (оценка по 100-балльной системе). Критерии оценки вступительного испытания по биологии Критерии оценки: Менее 36 баллов – неудовлетворительно – за грубые ошибки, недочеты, неточности, нелогичность и непоследовательность в изложении материала. - выставляется за незнание 2 вопросов, за отказ от ответа. 36- 59 баллов – удовлетворительно – при 2-3 недочетах или если на один из вопросов ответ неполный, а по остальным вопросам знания глубокие и аргументированные. – выставляется за верный, но недостаточно полный ответ на все вопросы билета или за неполные ответы с неточностями или незнание одного из вопросов билета. 60- 79 баллов – хорошо - выставляется абитуриенту, допустившему 1-2 неточности в ответе, но правильно ответившему на дополнительный вопрос. - выставляется за глубокие, аргументированные ответы на все вопросы в пределах программы вступительных испытаний, но допустившему при этом некоторые неточности в пределах 2 ошибок. 80-100 баллов – отлично – выставляется за глубокие, аргументированные ответы на все три вопроса билета в пределах программы вступительных экзаменов. - выставляется абитуриенту, допустившему 1-2 неточности в ответе, но правильно ответившему на дополнительный вопрос. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Ответьте на вопросы
|
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента... | Программа вступительных испытаний по обществознанию для поступающих... Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию. Цель... | ||
Литература на базе основного общего образования (9 классов) Для поступающих на все специальности на базе основного общего образования (9 классов) устанавливаются испытания по двум общеобразовательным... | Программа вступительного испытания по биологии для поступающих на... Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | ||
Литература (тест) Порядка приема в вузы, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных... | Образовательный стандарт основного общего образования по биологии Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента... | ||
Программа по дисциплине: «Математика» (для абитуриентов, поступающих... Основой настоящей программы служит примерная программа вступительных экзаменов по математике, разработанная Министерством образования... | Вопросы для проведения вступительных испытаний по биологии для выпускников... Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... ... | Программа по дисциплине: «Русский язык» (для абитуриентов, поступающих... Настоящая программа составлена на основании примерной программы вступительных экзаменов по русскому языку, разработанной Министерством... | ||
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное высшее профессиональное образование и поступающих на направление подготовки... | Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) Земле; подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей... | Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена... Программа вступительных испытаний в магистратуру по биологии. Биолого-химический факультет. М.: Изд-во мгоу, 2013. – 24с | ||
Рабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по... | Программа вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности... Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной... |