Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования)





Скачать 223.79 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования)
Дата публикации10.04.2015
Размер223.79 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа



Программа

вступительных испытаний по биологии

(на базе среднего (полного) общего образования)


Биология

Пояснительная записка

Цели обучения биологии: овладение учащимися зна­ниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями; формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общече­ловеческой культуры; гигиеническое воспитание и фор­мирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья че­ловека; установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле; подготовка школьников к практической деятель­ности в области сельского хозяйства, медицины, здраво­охранения.

Программа по биологии составлена на основе обяза­тельного минимального содержания образования и тре­бований к уровню подготовки выпускников по биологии. Она служит ориентиром для нормативов изучения био­логии в средних общеобразовательных учреждениях и может быть использована при составлении вариативных и региональных программ (региональный компонент — 7 ч), различающихся последовательностью изложения содержания.

Содержание программы определено с учетом опыта обучения биологии в школе и достижений биологиче­ской науки. Системообразующие ведущие идеи: разно­уровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. При разработке программы учитывались также психолого-педагогические законо­мерности усвоения знаний, их доступность для учащихся.

Для старшей школы предлагаются два варианта про­грамм: уровень А — для школ и классов гуманитарного профиля; уровень Б — для обычной общеобразователь­ной школы.

С целью овладения всеми учащимися уровнем обяза­тельной общебиологической подготовки важно ориенти­роваться на требования к результатам обучения и реко­мендуемый перечень экскурсий, лабораторных и практи­ческих работ, опытов и наблюдений за жизнью растений и животных. Учитель может расширить список лабора­торных работ, экскурсий, демонстраций, опытов с учетом местных условий, а также имеющегося в кабинете обору­дования.
Содержание программы (102 ч)

Уровень А
Пояснительная записка

Программа по биологии для 10—11 классов составле­на с учетом требований к уровню биологической подго­товки выпускников основной школы. Раскрываемое в программе содержание представляет собой необходимый компонент общекультурной подготовки учащихся.

Примерная программа ориентирует на изучение в школе основных биологических систем и уровней орга­низации живой природы, ее эволюции в школах и клас­сах гуманитарного профиля.

В основе программы лежит системный подход, пре­дусматривающий изучение живой природы от клетки до биосферы.

Особенности примерной программы по биологии со­стоят в том, что ее содержание объединено в семь бло­ков, без указания времени на их изучение. В них излагаются наиболее существенные биологические вопросы без углубления в детали.

Рекомендуемый перечень демонстраций, лаборатор­ных работ, экскурсии приводится ко всем блокам в конце программы. Учитель может увеличить или сократить их число с учетом интересов учащихся, имеющегося в школе оборудования.

При составлении вариативных программ не­обходимо ориентироваться на обязательное минималь­ное содержание биологического образования, данную примерную программу, требования к уровню подготовки выпускников (уровень А).

Введение

Изучение общих биологических закономерностей - задача заключительного раздела биологии. Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, видовой, биоценотический, биосферный.

Строение, состав и жизнедеятельность клетки

Клеточная теория, Клеточное строение организмов. Клетка — структурная и функциональная единица живо­го. Строение клетки, ее части и органоиды, их функции. Особенности строения клеток прокариот и эукариот.

Химический состав клетки: вода и другие неорганиче­ские вещества, органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ), их роль в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии. Ферменты, их роль в регуляции химических реакций. Энергетический и пластический обмен. Биосинтез белка. Ген. Код ДНК. Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез, его роль в прирде. Вирусы, особенности их стро­ения и функционировав Профилактика вирусных за­болеваний. Способы борьбы со СПИДом.
Деление клетки

Клетки соматические и половые. Хромосомы, их дип­лоидный набор в соматических и гаплоидный в половых клетках. Значение постоянства числа и формы хромосом. Подготовка клетки к делению. Митоз, его значение.

Развитие половых клеток, мейоз. Оплодотворение, его роль в восстановлении диплоидного набора хромосом. Индивидуальное развитие организмов.
Законы наследственности

Скрещивание и анализ потомства — основной метод изучения наследственности. Моно- и дигибридное скре­щивание. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота.

Законы наследственности, установленные Г. Менде­лем: единообразие первого поколения гибридов; закон расщепления; закон независимого наследования. Закон сцепленного наследования Т. Моргана.

Генотип как целостная система.

Методы изучения наследования признаков человека.
Закономерности изменчивости организма

Фенотип организма, роль генотипа и условий среды в его формировании. Модификационная изменчивость, ее пределы.

Мутации, их материальные основы — изменение ге­нов и хромосом. Загрязнение природной среды мутагена­ми и его последствия.

Региональный компонент — 3 ч.
Эволюционное учение и селекция

Многообразие видов в природе, сортов растений и по­род животных. Учение Ч. Дарвина о причинах многооб­разия видов в природе и их приспособленности к среде


обитания. Вид, его критерии. Популяция— структурная единица вида и эволюции. Сорт, порода.

Движущие силы эволюции: наследственная изменчи­вость, борьба за существование, естественный отбор. Ге­ны и хромосомы — материальные основы наследствен­ности, их изменение — причина возникновения мутаций. Размножение организмов — основа распространения му­таций и их накопления в популяциях. Мутационный про­цесс и естественный отбор — основные причины измене­нии генофонда популяций.

Результаты эволюции: многообразие видов, приспо­собленность организмов к среде обитания.

Селекция, ее основные методы — гибридизация и ис­кусственный отбор. Мутации как материал для искусст­венного и естественного отбора. Результаты селекции: многообразие сортов растений и пород животных.
Развитие органического мира. Происхождение человека

Доказательства эволюции органического мира и про­исхождения человека от животных: палеонтологические, сравнительно-анатомические.

Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, биологический прогресс и биологический регресс.

Краткая история развития органического мира. Ос­новные ароморфозы в эволюции растений и животных. Причины вымирания ряда видов растений и животных в современную эпоху. Необходимость охраны видов.

Ч. Дарвин о происхождении человека. Ф. Энгельс о роли труда в происхождении человека. Движущие силы эволюции человека: биологические факторы (наследст­венная изменчивость и естественный отбор) и социаль­ные факторы. Ведущая роль законов общества в социаль­ном прогрессе человечества.

Древнейшие, древние и люди современного типа.

Человеческие расы, их происхождение и генетическое единство.
Учение о биогеоценозах и биосфере

Биогеоценоз или экосистема. Экологические факто­ры: абиотические, биотические, антропогенные.

Разнообразие видов, популяций в экосистемах, его значение. Приспособленность организмов к совместному обитанию в экосистеме. Пищевые связи между популя­циями. Цепи питания. Организмы — продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и его значение.

Изменения в экосистемах. Агроэкосистемы, их осо­бенности. Охрана экосистем — основа сохранения видов.

Биосфера — биологическая оболочка Земли, ее грани­цы, распространение в ней биомассы. Живое вещество и его роль в круговороте веществ. Учение В. И. Вернад­ского.

Глобальные изменения в биосфере под влиянием де­ятельности человека. Значение биологического разнооб­разия в сохранении равновесия.

Региональный компонент — 4 ч.
Рекомендуемые демонстрации, лабораторные работы и экскурсии

Демонстрации микропрепаратов клеток растений и животных, модели клетки, опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза, модели-аппликации «Синтез бел­ка»; живых растений и животных, гербарных материалов, коллекций для иллюстрации изменчивости и наследст­венности организмов, их приспособленности, разнообра­зия видов, сортов растений; микропрепаратов митоза (в клетках корешка лука), моделей-аппликаций, иллюст­рирующих деление клетки; окаменелостей, отпечатков, скелетов человека и позвоночных животных, модели «Происхождение человека», модели отпечатков матери­альной культуры; моделей экологических систем (аква­риум, агроценоз, биоценоз пресноводного водоема), мо­дели-аппликации «Типичные биоценозы», «Биосфера и человек».

Лабораторные работы

  1. Строение клеток растений и животных.

  2. Изменчивость признаков у растений, животных и

человека.

3.Приспособленность организмов к среде обитания.

Экскурсии

  1. Многообразие видов. Сезонные изменения в при­роде.

  2. Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате обучения учащиеся должны: — характеризовать (описывать) химический состав клетки; роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углево­дов, липидов, воды в жизни клетки; строение и функции гена, генетический код, биосинтез белка; обмен веществ и превращения энергии в клетке, речь ферментов в нем; фотосинтез, его роль в природе; основные царства живой природы; строение и функции клеток автотрофов и гетеротрофов; вирусы — неклеточные формы, возбудители опасных заболеваний; бесполое и половое размножение организмов; хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации; деление клетки (митоз, мейоз); оплодотворение и его значение; индивидуальное развитие организмов; основную генетическую термино­логию, законы наследственности, модификационную и генотипическую изменчивость, норму реакции; значе­ние генетики для здравоохранения; методы селекции; до­стижения биотехнологии; экосистемы и агроэкосистемы, их основные компоненты; пищевые связи в экосистемах, их значение; роль регуляции численности популяций в их сохранении; круговорот веществ в экосистеме, его значе­ние; причины устойчивости и смены экосистем; биосфе­ру как глобальную экосистему; учение В. И. Вернадского о биосфере; значение живого вещества (биомассы) в кру­говороте веществ и потоке энергии; влияние хозяйствен­ной деятельности человека на экосистемы, биосферу, ме­ры их сохранения; учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции и ее результатах; эволюцию органического ми­ра и происхождение человека; направления эволюции, примеры ароморфозов в эволюции растительного и жи­вотного мира; вид, его критерии, популяцию как струк­турную единицу вида и единицу эволюции;

— сравнивать (распознавать, узнавать, определять) строение клеток растений и животных; организмы — автотрофы и гетеротрофы; способы размножения организ­мов; модификационную и генотипическую изменчивость организмов; экосистемы и агроэкосистемы;

— обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать вы­воды) роль круговорота веществ, разнообразия видов, регулирования численности популяций в сохранении экосистем; влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы, биосферу; значение биотехнологии; вред­ное влияние на наследственность человека загрязнения природной среды мутагенами, употребления алкоголя, наркотиков, никотина; роль заповедников, заказников, национальных парков, ботанических и зоологических са­дов, биотехнологии в сохранении биологического разно­образия, равновесия в биосфере;

— овладевать умениями пользоваться предметным и именным указателем в научной и популярной литерату­ре, в учебнике; составлять развернутый план — тезисы, конспектировать, готовить реферат; составлять схемы и таблицы на основе текста учебника.


Содержание программы (102 ч)

Уровень Б

Пояснительная записка

Программа по биологии для 10—11 классов составле­на с учетом требований к уровню подготовки выпускни­ков основной школы.

Основная идея курса старшей школы— уровневая организация живой природы и ее эволюция. В соответст­вии с этим в курсе последовательно рассматриваются ос­новные биологические системы, их характерные особен­ности.

Содержание курса включает ведущие теоретические обобщения биологической науки: клеточную, хромосом­ную и эволюционную теории, биологические законы — Г, Менделя, Т. Моргана, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости учения Н. И. Вавилова, за­кон зародышевого сходства и др.

В основе содержания программы лежит системный подход. Усиление целостности курса биологии в старшей школе достигается за счет рассмотрения общих биологи­ческих закономерностей, проявляющихся в живых систе­мах.

Интеграция знаний на основе системного подхода и идеи эволюции позволит повысить воспитательный по­тенциал курса, осуществить последовательное развитие фундаментальных общебиологических понятий: клетка, вид, биоценоз, биосфера, устранить фрагментарность знаний.

Во введении рассматриваются основные живые систе­мы и присущие им общие признаки.

В дальнейшем на уровне каждой системы прослежи­ваются их основные признаки: обмен веществ и энергии, целостность, взаимосвязь структуры и функций, связь со средой, саморегуляция.

Данная программа составлена с учетом достижений современной биологической науки, служит ориентиром для нормативов изучения биологии в старшей школе и может быть использована при составлении вариативных и региональных программ.

Биологические системы Введение

Биология — наука о жизни. Живые системы: клетка, организм, вид, биоценоз, биосфера, их эволюция. При­знаки живых систем: обмен веществ и энергии, целост­ность, взаимосвязь структуры и функций, связь со сре­дой, саморегуляция.

Вклад биологической науки в формирование научной картины мира, общей культуры личности, развитие на­родного хозяйства.
Клетка как биологическая система

Клеточная теория. Методы изучения клетки.

Химический состав клеток, его сходство у разных ор­ганизмов — основа единства живой природы. Неоргани­ческие вещества: вода, минеральные соли. Особенности строения органических веществ: углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, АТФ в связи с выполняемыми функциями. Ферменты, их роль в клетке.

Строение и функции частей и органоидов, их взаимо­связь как основа целостности клетки.

Многообразие клеток. Вирусы — неклеточная форма, возбудители заболеваний. Профилактика ВИЧ-инфек­ции и заболевания СПИДом.

Клеточный метаболизм. Энергетический обмен. Пре­образования энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белка. Ген. Генетический код. Матричный ха­рактер реакций биосинтеза. Фотосинтез. Хемосинтез. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена. Клетка — генетическая единица живого. Соматические и половые клетки.

Хромосомы: аутосомы и половые. Гомологичные и не­гомологичные хромосомы. Значение постоянства числа и формы хромосом. Подготовка клетки к делению. Редуп­ликация ДНК — основа удвоения хромосом. Митоз, его значение. Развитие половых клеток. Мейоз.

Специализация клеток, образование тканей.

Демонстрации: моделей-аппликаций, иллюстрирую­щих строение клетки, деление клетки, синтез белка; мик­ропрепаратов клеток растений и животных; опытов, ил­люстрирующих процесс фотосинтеза.

Лабораторные работы

I, Роль ферментов в ускорении химических реакций в Метках растений и животных; опыты по синтезу.
Организм как биологическая система

Многообразие организмов: одноклеточные и много­клеточные, автотрофные и гетеротрофные, прокариоты и эукариоты. Структурные элементы организма: клетки, ткани, органы, системы органов.

Самовоспроизведение — важнейший признак живого. Размножение: половое и бесполое. Оплодотворение, его значение.

Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие: прямое и непрямое.

Наследственность и изменчивость— свойства орга­низма. Генетика, методы исследования наследственности и изменчивости растений, животных и человека. Доми­нантные и рецессивные признаки, гомозиготы и гетерозиготы, аллельные и неаллельные гены, генотип и фено­тип, генофонд.

Правила и законы наследственности, установленные Г, Менделем, их цитологические основы. Промежуточ­ное наследование. Анализирующее скрещивание.

Закон сцепленного наследования Т. Моргана, его ци­тологические основы. Полное и неполное сцепление. Роль перекреста хромосом.

Определение пола. Наследование, связанное с полом, ею цитологические основы.

Взаимодействие и множественное действие генов — основа целостности генотипа.

Закономерности изменчивости. Роль генотипа и среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Вариационный ряд из­менчивости признаков.


Мутации, их причины, частота встречаемости. Виды й: генные и хромосомные. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Вредное влияние алкоголизма, наркомании и курения на потомство. Значение генетики для профилактики наслед­ственных заболеваний у человека.

Генетика — теоретическая основа селекции. Вклад Н. И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах происхождения и многообразия культурных растений. Методы селекции: гибридизация, искусственный отбор, мутагенез, полиплоидия, гетерозис. Селекция растений и животных. Биотехнология: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия, их значение для развития народного хозяйства, охраны природы.

Демонстрации: микропрепаратов, иллюстрирующих митоз в клетках корешка лука; моделей-аппликаций, ил­люстрирующих деление клетки, законы наследственнос­ти, перекрест хромосом, развитие и размножение хордо­вых; способов размножения комнатных растений, их из­менчивость; муляжей полиплоидных растений; моделей ДНК.

Лабораторные работы

2. Изучение изменчивости у растений и животных. Построение вариационного ряда и кривой.
Практические работы

  1. Составление схем скрещивания организмов.

  2. Решение генетических задач.

Экскурсии

  1. Выведение новых сортов растений и пород живот­ных (селекционная станция, племенная ферма или сель­скохозяйственная выставка).

  2. Способы размножения растений в природе (окрест­ности школы).

Региональный компонент (7 ч)
Надорганизменные системы

Популяция и вид

Вид, его критерии. Популяция — структурная едини­ма вида. Численность особей, возрастной и половой состав, размеры популяций, формы совместного существования особей.

Доказательства эволюции живой природы. Учение Ч Дарвина об эволюции. Факторы эволюции. Естествен­ный отбор — направляющий фактор эволюции. Движу­щий и стабилизирующий отбор.

Синтетическая теория эволюции — синтез классиче­ского дарвинизма и популяционной генетики. Популя­ция — элементарная единица эволюции.

Результаты эволюции. Усложнение организации жи­вых существ в ходе эволюции. Приспособленность орга­низмов к среде обитания. Видообразование. Географиче­ское и экологическое видообразование.

Направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и био­логического регресса.

Происхождение жизни на Земле. Развитие органиче­ского мира в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Этапы эволюции человека. Доказательства единства человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.

Демонстрации: гербарных экземпляров и комнатных растений, моделей и муляжей, иллюстрирующих измен­чивость, наследственность, приспособленность; окаменелостей, отпечатков, скелетов человека и позвоночных животных, моделей (раздаточный материал); модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры предков человека.
Лабораторные работы

3. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у расте­ний и животных.

Экскурсии

  1. История развития жизни на Земле (геологическое обнажение, краеведческий музей).

  2. Приспособленность организмов к среде обитания. Изменчивость организмов (окрестности школы).


Экосистемы

Экосистема и биогеоценоз. Структура экосистемы ви­довая, пространственная. Доминантные и малочислен­ные виды, их роль в экосистеме.

Понятие «среда обитания». Экологические факторы. Закон оптимума.

Абиотические факторы, приспособленность организ­мов к ним. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Би­отические факторы. Внутривидовые и межвидовые отно­шения: хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз. Антропогенные факторы.

Разнообразие популяций в экосистеме, связи между ними: генетические, трофические. Продуценты, консументы и редуценты. Пищевые цепи и сети.

Экосистемы. Круговорот веществ и энергии в них. Правила экологической пирамиды.

Саморегуляция — основа устойчивости экосистем. Колебания численности популяций в экосистемах. Изме­нения в экосистемах. Причины смены экосистем: внеш­ние (естественные и антропогенные) и внутренние.

Агроэкосистемы, их разнообразие, отличия от при­родных экосистем.

Сохранение биологического разнообразия как основа устойчивого развития экосистем.

Биосфера — глобальная экосистема. Вклад В. И. Вер­надского в разработку учения о биосфере. Роль живого вещества в биосфере. Особенности распределения био­массы. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов.

Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Проблема устойчивого развития биосферы.

Демонстрации: результатов опытов, иллюстрирую­щих влияние экологических факторов на развитие расте­ний и животных, гербарных материалов и коллекций, от­стающих взаимосвязи организмов в лесу, на лугу и др.; моделей экологических систем (аквариум); моделей-аппликаций «Типичные биоценозы», «Биосфера и чело­век».

Практические работы

  1. Составление цепей питания.

  2. Составление схемы пищевых связей в экосистеме.

Экскурсии

  1. Природная экосистема (лес, луг, водоем).

  2. Агроэкосистема (парк, поле, сад).

7. Влияние на окружающую среду сельскохозяйственного и промышленного производства (район местного производства).
Требования к уровню подготовки выпускников

В результате обучения учащиеся должны: — характеризовать (описывать) основные уровни ор­ганизации живой природы; основные положения клеточ­ной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки и орга­низмов; строение и функции гена, генетический код; строение и функции клеток прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов, особенности строения и функци­онирования вирусов; энергетический и пластический об­мен, их значение, особенности пластического обмена у растений, их космическую (планетарную) роль; роль фер­ментов в обмене веществ; бесполое и половое размноже­ние организмов; хромосомы, их роль в хранении и пере­даче наследственной информации; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; митоз, мейоз, оплодотворение и их значение; онтогенез, зароды­шевое и послезародышевое развитие; основную генети­ческую терминологию и символику; методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; зако­ны наследственности, модификационную, мутационную и комбинативную изменчивость, их причины; норму ре­акции; значение генотипа и условий среды в формирова­нии фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селек­ции и здравоохранения; экосистемы и агроэкосистемы, их структурные компоненты; причины колебания чис­ленности популяций, регуляцию численности как основу сохранения популяций; саморегуляцию; пищевые и тер­риториальные связи между популяциями разных видов в экосистеме, их значение; правила экологической пирами­ды; круговорот веществ в экосистеме, его значение, при­чины устойчивости и смены экосистем; биосферу как глобальную экосистему, учение В. И. Вернадского о био­сфере и ноосфере; значение живого вещества (биомассы) в круговороте веществ и потоке энергии; влияние хозяй­ственной деятельности человека на экосистемы, биосфе­ру; меры, направленные на их сохранение; учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособ­ленности организмов к среде обитания; возникновение жизни на Земле, эволюцию органического мира, ее ос­новные направления, основные ароморфозы, в эволюции растительного и животного мира, причины вымирания видов; происхождение человека, движущие силы антро­погенеза; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; основные царства живой природы; учение Н. И. Вавилова о селекции, цент­рах происхождения культурных растений; методы выве­дения сортов растений и пород животных; роль биотех­нологии в селекции растений;

— сравнивать (распознавать, узнавать, определять) строение клеток автотрофов и гетеротрофов, прокариот и эукариот; митоз и мейоз; способы размножения орга­низмов; фенотипы и генотипы, гомо- и гетерозиготы, муганионную и модификационную изменчивость организ­мов; экосистемы и агроэкосистемы;

- обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение мутаций для эволюции, законов генетики для селекции; роль пищевых связей, ярусного располо­жения организмов, круговорота веществ, разнообразия видов в экосистеме, меры регулирования численности популяций, сохранения видов, экосистем; влияние антро­погенного фактора на виды, экосистемы, биосферу, меры их охраны; роль организмов — продуцентов, консументов, редуцентов — и человека в агроэкосистемах и эко­системах; роль многообразия видов, популяций, кругово­рота веществ в сохранении равновесия в экосистемах, в биосфере; использование достижений биотехнологии в народном хозяйстве для охраны природы; роль заповед­ников, заказников, национальных парков, ботанических и зоологических садов в сохранении биологического раз­нообразия, равновесия в биосфере; схемы пищевых це­пей, круговорота веществ;

  • применять знания по биологии для оценки состоя­ния окружающей среды своего региона; о движущих си­лах эволюции; объяснения процессов возникновения приспособлений и образования новых видов; историче­ского развития органического мира; клеточной теории — для доказательства единства органического мира; генети­ческой терминологии и символики при составлении схем скрещивания, решении задач;

  • овладеть умениями пользоваться предметным и именным указателями при работе с научной и популяр­ной литературой; составлять развернутый план — тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты; со­ставлять схемы, таблицы на основе работы с текстом учебника.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка
Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента...
Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) iconПрограмма вступительных испытаний по обществознанию для поступающих...
Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию. Цель...
Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) iconОбразовательный стандарт основного общего образования по биологии
Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента...
Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) iconВопросы для проведения вступительных испытаний по биологии для выпускников...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных...
Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) iconВ. В. Пасечника «Биология 5-6». Учителя биологии Хлестовой Е. Д....
Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента...
Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вступительных испытаний по «Истории» для поступающих на 1 курс для обучения по основной образовательной программе высшего профессионального...
Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) iconРабочие программы по биологии для общеобразовательных учреждений (для обучающихся 10 11 классов)
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,...
Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) iconПрограммы вступительных испытаний в негосударственное образовательное...
Вступительных испытаний в Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт...
Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) iconПрограмма по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,...
Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) iconПрограмма по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,...
Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) iconРабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования
Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального...
Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) iconТесты для подготовки к егэ по теме: «человек»
Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента...
Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В....
Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) iconРабочая программа по учебному предмету «Биология»
Программа предназначена для углубленного изучения курса биологии в средней (полной) общей школе. Программа составлена на основе государственного...
Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) iconЛитература (тест)
Порядка приема в вузы, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний по биологии (на базе среднего (полного) общего образования) icon3. вопросы вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных абитуриентов имеющих высшее образование для поступления в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск