Скачать 186.36 Kb.
|
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В НТГСПА Пояснительная записка Программа вступительных испытаний по биологии составлена на базе обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников, предусмотренных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ Минобразования России № 1069 от 05.03.2004) и Федерального базисного учебного плана (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.04). Цель экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов по биологии с целью конкурсного отбора. Вступительное испытание проводится в форме тестирования. Задания в экзаменационной работе предусматривают проверку усвоения знаний и умений абитуриентов на разных уровнях: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой, измененной и новой ситуациях. Содержание разделов дисциплины, проверяемые заданиями теста Биология как наука. Методы научного познания Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие. Клетка как биологическая система Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Особенности соматических и половых клеток. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Организм как биологическая система Многообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы — неклеточные формы жизни. Профилактика ВИЧ инфекции и заболевания СПИДОМ. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных. Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Развитие знаний о генотипе. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Геном человека. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Закономерности изменчивости. Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Норма реакции. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных. Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома). Многообразие организмов Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников. Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека. Царство животных. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Одноклеточные и многоклеточные животные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека. Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных. Человек и его здоровье Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С. С. Четверикова. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции. Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А. Н. Северцов, И. И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека. Экосистемы и присущие им закономерности Среды обитания организмов. Экологические факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Цепи и сети питания, их звенья. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правила экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций. Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем. Решение экологических задач. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений. Сохранение биологического разнообразия планеты. Охрана растительного и животного мира. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Брброва Т. А., Гуфельд И. М. Ботаника. Зоология: Учебное пособие / Под общ. Ред. Л. А. Панфиловой. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. – 640 с. Богданова Т. Л. Биология. Задания и упражнения: пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1991. Биология: учеб. пособие для слушателей подготовительных отделений вузов / Викторов Д. Л., Иванова В. А, Лакомкина О. А и др. М.: Высш. школа, 1981. 128 с. Биология: Ботаника: Зоология: Анатомия, физиология и гигиена человека: Общая биология: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / Д. И. Трайтак, В. А. Карьенов, Е. Т. Бровкина и др.; Под ред. Д. И. Трайтака. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с. Кемп П., Армс К. Введение в биологию М.: Мир, 1988. 671. Ламеза Н. А. и др. Биология в вопросах и ответах. Минск: ООО «Попури», 1997. – 496 с. Мамонтов С. Г. и др. Основы биологии: курс для самообразования / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Т. А Козлова. – М.: Просвещение, 1992. – 416 с. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 415 с. Павлов И. Ю. и др. Биология: пособие-репетитор для поступающих в вузы / И. Ю. Павлов, Д. В. Вахненко, Д. В. Москвичев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 573 с. Панфилова Л. А., Донецкая Э. Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. Общая биология: Учебное пособие. / Под общ. ред. Л. А. Панфиловой. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. – 640 с. Пособие по биологии для поступающих в вузы / Н. А Лемеза, М. С Морозик, Е. Л. Морозова и др. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000. 576 с. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: в 3 т. М.: Мир, 2001. Чебышев Н. В. Биология: Пособие для поступающих в вузы. В 2-х томах. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2009. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ АБИТУРИЕНТУ При подготовке к экзамену по биологии абитуриенты сталкиваются с определенными трудностями. Необходимо освоить большой фактический материал и уметь изложить его на современном научном уровне. Однако нельзя не учитывать того, что учебники по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, как бы хороши они не были, рассчитаны на учащихся 6 - 9-х классов, не имеющих необходимой подготовки по химии, физике и не знакомых с такими важными общебиологическими дисциплинами, как эволюционное учение, цитология, генетика, экология, без знания которых невозможно глубоко понять строение и функции растений, животных и человека. Поэтому при подготовке к экзамену по первым трем разделам программы нельзя ограничиваться простым повторением соответствующих школьных учебников. Необходимо дополнять излагаемый в них материал теми знаниями, которые получают учащиеся старших классов при изучении химии, физики и общей биологии. При описании структуры и функций клеток, тканей и органов растений, животных и человека нужно иметь в виду, что живой организм - это целостная система, в которой все части тесно связаны друг с другом и подчинены единому целому. Важная особенность живых тел - их неразрывная связь с условиями внешней среды. При подготовке к экзамену рекомендуется конспектировать прочитанное, делать зарисовки, составлять схемы, таблицы, обобщающие пройденный материал. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Задание 1. Ответьте на вопросы
|
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа... Об утверждении персонального состава председателей, заместителей председателей предметных комиссий государственной экзаменационной... | Литература (тест) Порядка приема в вузы, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных... | ||
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное высшее профессиональное образование и поступающих на направление подготовки... | Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена... Программа вступительных испытаний в магистратуру по биологии. Биолого-химический факультет. М.: Изд-во мгоу, 2013. – 24с | ||
Программа вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности... Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной... | Программа вступительных испытаний по биологии для абитуриентов, поступающих... Экология является теоретической базой медицины, биотехнологии и сельского хозяйства | ||
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру... Порядку оказания медицинской помощи по профилю «хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)», утвержденному приказом... | Программа вступительных испытаний в магистратуру «менеджмент» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080200.68 «МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА... | ||
Программа вступительных испытаний для поступающих в нтгспа в 2013... Настоящие Правила разработаны в соответствии с Положением о научно-технической библиотеке (нтб) фгбоу впо юргту(нпи) (далее юргту(нпи),... | 3. вопросы вступительных испытаний Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных абитуриентов имеющих высшее образование для поступления в... | ||
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление... Программа вступительных испытаний в магистратуру на направление 031000. 68 Филология. Магистерская программа «Юридическая лингвистика».... | Программа вступительного испытания по биологии для поступающих на... Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | ||
Программа вступительных испытаний по обществознанию для поступающих... Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию. Цель... | Программа вступительных испытаний по дисциплине «биология» Данная программа вступительного испытания по биологии предназначена для абитуриентов, поступающих в Институт международного права,... | ||
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру... Список литературы введение 3 | Программа вступительных испытаний для абитуриентов нтгспа на 2012... Для проведения итоговой государственной аттестации по дисциплине «гражданское процессуальное право» для студентов всех форм обучения,... |