Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка





Скачать 186.36 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка
Дата публикации25.06.2013
Размер186.36 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В НТГСПА
Пояснительная записка

Программа вступительных испытаний по биологии составлена на базе обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников, предусмотренных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ Минобразования России № 1069 от 05.03.2004) и Федерального базисного учебного плана (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.04).
Цель экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов по биологии с целью конкурсного отбора.

Вступительное испытание проводится в форме тестирования.

Задания в экзаменационной работе предусматривают проверку усвоения знаний и умений абитуриентов на разных уровнях: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой, измененной и новой ситуациях.
Содержание разделов дисциплины, проверяемые заданиями теста

Биология как наука. Методы научного познания

Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.

Клетка как биологическая система

Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы.

Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.

Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.

Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства.

Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Особенности соматических и половых клеток. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях.

Организм как биологическая система

Многообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы — неклеточные формы жизни. Профилактика ВИЧ инфекции и заболевания СПИДОМ. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных.

Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов.

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Развитие знаний о генотипе.

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Геном человека. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

Закономерности изменчивости. Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Норма реакции. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.

Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.

Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.

Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

Многообразие организмов

Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

Царство животных. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Одноклеточные и многоклеточные животные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.

Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

Человек и его здоровье

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов.

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С. С. Четверикова. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции. Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы.

Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А. Н. Северцов, И. И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

Экосистемы и присущие им закономерности

Среды обитания организмов. Экологические факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Цепи и сети питания, их звенья. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правила экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций.

Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем. Решение экологических задач.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы.

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений. Сохранение биологического разнообразия планеты. Охрана растительного и животного мира. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Брброва Т. А., Гуфельд И. М. Ботаника. Зоология: Учебное пособие / Под общ. Ред. Л. А. Панфиловой. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. – 640 с.

Богданова Т. Л. Биология. Задания и упражнения: пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1991.

Биология: учеб. пособие для слушателей подготовительных отделений вузов / Викторов Д. Л., Иванова В. А, Лакомкина О. А и др. М.: Высш. школа, 1981. 128 с.

Биология: Ботаника: Зоология: Анатомия, физиология и гигиена человека: Общая биология: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / Д. И. Трайтак, В. А. Карьенов, Е. Т. Бровкина и др.; Под ред. Д. И. Трайтака. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

Кемп П., Армс К. Введение в биологию М.: Мир, 1988. 671.

Ламеза Н. А. и др. Биология в вопросах и ответах. Минск: ООО «Попури», 1997. – 496 с.

Мамонтов С. Г. и др. Основы биологии: курс для самообразования / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Т. А Козлова. – М.: Просвещение, 1992. – 416 с.

Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 415 с.

Павлов И. Ю. и др. Биология: пособие-репетитор для поступающих в вузы / И. Ю. Павлов, Д. В. Вахненко, Д. В. Москвичев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 573 с.

Панфилова Л. А., Донецкая Э. Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. Общая биология: Учебное пособие. / Под общ. ред. Л. А. Панфиловой. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. – 640 с.

Пособие по биологии для поступающих в вузы / Н. А Лемеза, М. С Морозик, Е. Л. Морозова и др. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000. 576 с.

Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: в 3 т. М.: Мир, 2001.

Чебышев Н. В. Биология: Пособие для поступающих в вузы. В 2-х томах. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2009.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ АБИТУРИЕНТУ
При подготовке к экзамену по биологии абитуриенты сталкиваются с определенными трудностями. Необходимо освоить большой фактический материал и уметь изложить его на современном научном уровне. Однако нельзя не учитывать того, что учебники по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, как бы хороши они не были, рассчитаны на учащихся 6 - 9-х классов, не имеющих необходимой подготовки по химии, физике и не знакомых с такими важными общебиологическими дисциплинами, как эволюционное учение, цитология, генетика, экология, без знания которых невозможно глубоко понять строение и функции растений, животных и человека. Поэтому при подготовке к экзамену по первым трем разделам программы нельзя ограничиваться простым повторением соответствующих школьных учебников. Необходимо дополнять излагаемый в них материал теми знаниями, которые получают учащиеся старших классов при изучении химии, физики и общей биологии. При описании структуры и функций клеток, тканей и органов растений, животных и человека нужно иметь в виду, что живой организм - это целостная система, в которой все части тесно связаны друг с другом и подчинены единому целому. Важная особенность живых тел - их неразрывная связь с условиями внешней среды.

При подготовке к экзамену рекомендуется конспектировать прочитанное, делать зарисовки, составлять схемы, таблицы, обобщающие пройденный материал.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Задание 1. Ответьте на вопросы

  1. Что является предметом изучения биологии?

  2. Каковы методы, задачи и достижения биологии как науки?

  3. Каковы основные критерии живых систем?

  4. Какие уровни организации характерны для живой материи?

  5. Почему именно клетка является структурной и функциональной единицей жизни?

  6. Каковы основные современные положения клеточной теории?

  7. Каково значение важнейших химических элементов для клетки и организма?

  8. Каков химический состав прокариотических и эукариотических клеток?

  9. Какие структурные и химические свойства воды определяют ее биологическую роль в клетке?

  10. Что такое биополимеры?

  11. Каковы строение, свойства и функции углеводов?

  12. Каковы строение, свойства и функции липидов?

  13. Каковы химическая структура и свойства аминокислот?

  14. Каковы строение и свойства белков?

  15. Какие функции выполняют белки в клетке?

  16. Что такое ферменты и какова их роль в клетке?

  17. Чем отличаются ДНК и РНК по строению, составу, свойствам и функциям?

  18. В какой период клеточного цикла и как осуществляется самоудвоение молекулы ДНК?

  19. Какие типы РНК имеются в клетке и какие функции они выполняют?

  20. Каковы химическое строение и свойства АТФ и почему именно АТФ играет центральную роль в энергетическом обмене клетки?

  21. В чем отличие между клетками прокариот и эукариот?

  22. В чем сходство и различия между клетками различных живых организмов?

  23. Каковы особенности строения мембран эукариотических клеток в связи с выполняемыми ими функциями?

  24. Каков механизм поступления веществ в клетку или выхода из нее наружу?

  25. Каковы строение и функции ядра?

  26. Что такое кариотип?

  27. Как осуществляется хранение наследственной информации в клетке?

  28. Что такое транскрипция?

  29. Как осуществляется биосинтез белков в клетке и какова роль в этом процессе рибосом, ДНК и РНК?

  30. В каких органеллах клетки осуществляется синтез первичного органического вещества автотрофами и каково их строение?

  31. Каковы механизмы и связь между световой и темно вой фазами фотосинтеза?

  32. Каково значение фотосинтеза?

  33. Что такое хемосинтез и каково его значение в биосфере?

  34. В чем сущность энергетического обмена клетки?

  35. Каковы последовательные этапы аэробного дыхания в клетке?

  36. Что такое брожение и какие типы брожения имеют практическое значение?

  37. Что представляет собой транспортная система клетки и как она работает?

  38. Что представляет собой вакуоль и какие функции она выполняет?

  39. Как функционирует пищеварительная вакуоль?

  40. Каковы особенности строения клеточной стенки (оболочки) у растений, грибов и бактерий?

  41. В чем сущность, механизм и биологическое значение митоза?

  42. Чем отличается амитоз от других типов деления клетки?

  43. В чем сущность, механизм и биологическое значение мейоза?

  44. Что значит «клетка - открытая биологическая система"?

  45. Какова структурная организация многоклеточных организмов?

  46. Что такое ткани и каковы особенности их строения в связи с выполняемыми функциями?

  47. Какие способы питания характерны для бактерий, протист, грибов, растений и животных?

  48. Каковы особенности пищеварения у разных организмов?

  49. Как происходит поступление питательных веществ в живые организмы?

  50. Как происходит передвижение воды и веществ у растений и животных?

  51. Как осуществляется дыхание на организменном уровне?

  52. Как осуществляется выделение продуктов жизнедеятельности у одно- и многоклеточных организмов?

  53. Как размножаются представители различных царств живых организмов?

  54. Где и как осуществляются процессы образования половых клеток и оплодотворения у живых организмов?

  55. Что такое гермафродитизм и каково его биологическое значение?

  56. Что такое партеногенез?

  57. Что такое онтогенез?

  58. Какие основные законы наследственности установил Г. Мендель?

  59. Каковы свойства генов и особенности их проявления в признаках?

  60. Каковы основные типы взаимодействия неаллельных генов?

  61. В чем сущность хромосомной теории наследственности?

  62. Почему рождается примерно одинаковое количество особей женского и мужского пола?

  63. Какие признаки называются сцепленными и как они наследуются?

  64. Что такое цитоплазматическая наследственность?

  65. Какие существуют типы изменчивости?

  66. Что такое полиплоидия и анеуплоидия и каково их биологическое значение?

  67. В чем суть закона гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова?

  68. Чем определяются наследственные болезни человека?

  69. Что такое «среда обитания» и «экологические факторы»?

  70. Каковы общие закономерности действия экологического фактора на организм?

  71. Как осуществляется взаимодействие экологических факторов и что такое ограничивающий фактор?

  72. Что такое раздражимость и каковы ответные реакции одно- и многоклеточных организмов на действие различных раздражителей?

  73. Чем один вид отличается от другого?

  74. Что такое популяция и по каким признакам различаются популяции?

  75. Какие факторы вызывают изменение численности и плотности популяций?

  76. Каковы способы саморегуляции численности и плотности популяций?

  77. Что такое биоценоз и какова его структурная организация?

  78. Что такое экологическая ниша?

  79. Что такое биогеоценоз (экосистема)?

  80. Как осуществляется поток энергии и круговорот питательных веществ в биогеоценозе?

  81. Каковы причины и последовательность смены одного биогеоценоза (экосистемы) другим?

  82. Что такое агробиоценоз и каковы его особенности?

  83. Каковы основные положения эволюционного учения Ж. Б. Ламарка?

  84. Каковы основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина?

  85. Каковы предпосылки и движущие силы эволюции по Ч. Дарвину?

  86. Какие виды естественного отбора выделял Ч. Дарвин?

  87. В чем сходство и различие естественного и искусственного отбора?

  88. Каковы основные результаты эволюции по Ч. Дарвину?

  89. Что представляет собой синтетическая теория эволюции?

  90. Почему именно популяция является элементарной единицей эволюции?

  91. Каковы предпосылки (элементарные факторы) эволюции с позиций синтетической теории?

  92. Как достигается генетическое разнообразие в популяции?

  93. Какие формы естественного отбора выделяют в синтетической теории эволюции?

  94. Какие выделяют формы изоляции популяций и какова их эволюционная роль?

  95. Какие существуют способы видообразования?

  96. Что такое микроэволюция?

  97. Что такое макроэволюция и каковы способы ее осуществления?

  98. Что такое прогресс и какова роль прогресса в эволюции?

  99. Каковы пути достижения биологического прогресса?

  100. Что такое регресс и какова его роль в эволюции?

  101. Что такое онтогенез и филогенез? Как связаны между собой эти процессы?

  102. Что такое биосфера и каковы ее границы?

  103. Какова концентрация живого вещества в различных структурах биосферы?

  104. Каковы свойства живого вещества и его биогеохимические функции?

  105. Каковы изменения биосферы в период научно-технического прогресса?

  106. Что такое Красная книга и каково ее назначение?

  107. Что представляет собой современная систематика органического мира и какие принципы положены в ее основу?

  108. Каковы особенности строения и жизнедеятельности бактерий и цианобактерий как типичных представителей надцарства Прокариот?

  109. Каково их значение в биосфере и хозяйственной деятельности человека?

  110. Что представляют собой неклеточные формы жизни?

  111. Что такое СПИД?

  112. Что такое протисты?

  113. Каков цикл развития малярийного плазмодия - возбудителя малярии?

  114. Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов и их значение в биосфере и народном хозяйстве?

  115. Каковы особенности строения и жизнедеятельности водорослей в связи с преимущественно водным образом жизни?

  116. Лишайники - это растения или грибы?

  117. Каковы особенности строения, размножения и жизнедеятельности высших растений в связи с выходом на сушу?

  118. Как осуществляется чередование поколений в жизненном цикле высших растений?

  119. Каковы особенности строения корня в связи с выполняемыми функциями?

  120. Каковы особенности анатомического строения листа в связи с выполняемыми функциями?

  121. Каковы особенности внутреннего строения стебля древесного растения в связи с выполняемыми функциями?

  122. Какие особенности покрытосеменных растений позволили им занять господствующее положение на суше?

  123. Как осуществляется процесс двойного оплодотворения у покрытосеменных растений и каково его биологическое значение?

  124. Каково значение обработки почвы, внесения удобрений и полива для культурных растений?

  125. Каковы отличительные признаки одно- и двудольных растений?

  126. Каковы основные признаки некоторых семейств одно- и двудольных растений?

  127. Каковы основные характерные черты организации многоклеточных животных?

  128. Какие типы симметрии тела известны у животных и чем объясняется их формирование?

  129. Что такое полость тела, каковы ее виды и функции у животных разных таксономических групп?

  130. Чем отличаются экто- и эндотермные животные?

  131. Как происходила эволюция пищеварительной системы животных?

  132. Каковы особенности переваривания растительной пищи у некоторых групп животных?

  133. Каковы особенности строения зубной системы хордовых животных?

  134. Каковы особенности дыхания у животных разных групп?

  135. Какие типы кровеносной системы характерны для животных и в чем их отличие?

  136. Какие морфологические типы строения сердца существуют у животных?

  137. Каковы особенности строения и функционирования органов выделения у различных групп животных?

  138. Какие виды конечных продуктов азотистого обмена вырабатываются у животных разных групп и в чем причины, определяющие их различия?

  139. Какие типы нервной системы известны у животных?

  140. Какие функции выполняют железы внутренней секреции у беспозвоночных животных?

  141. Какие органы чувств имеются у беспозвоночных?

  142. Какие признаки кишечнополостных указывают на их низкий уровень организации среди многоклеточных животных?

  143. Какой комплекс приспособлений к паразитизму сформирован у червей?

  144. Какие признаки кольчатых червей свидетельствуют об их высоком уровне организации?

  145. Каковы особенности строения и жизнедеятельности членистоногих в связи с освоением ими наземной среды?

  146. Какие особенности строения, размножения и жизнедеятельности насекомых позволили им стать процветающей группой животных?

  147. Каковы особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водным образом жизни?

  148. Каковы особенности строения, размножения и жизнедеятельности земноводных как первопоселенцев суши?

  149. Каковы главные отличия в строении, размножении, развитии и жизнедеятельности первичноводных и наземных позвоночных животных?

  150. Каковы особенности строения и жизнедеятельности птиц в связи с приспособлением к полету?

  151. Какие принципиально важные черты организации млекопитающих позволили им занять господствующее положение в биогеоценозах?

  152. Как осуществляется регуляция процессов жизнедеятельности в организме человека?

  153. Какие секреты вырабатывают железы внутренней секреции и каково их действие?

  154. Какие заболевания возникают при нарушении деятельности эндокринных желез?

  155. Какое строение имеет нервная клетка?

  156. Какими физиологическими свойствами обладает нервное волокно?

  157. Какова природа возникновения и проведения нервного импульса?

  158. Как нервная клетка передает возбуждение?

  159. Какие элементы входят в состав рефлекторной дуги?

  160. Из каких структурно-функциональных частей состоит нервная система?

  161. Каковы строение и функции спинного мозга?

  162. Из каких отделов состоит головной мозг и каковы их функции?

  163. Каковы функции черепномозговых нервов?

  164. Чем отличается строение вегетативной нервной системы от соматической?

  165. Каковы особенности строения скелета человека в связи с прямохождением?

  166. Чем представлена внутренняя среда организма?

  167. Какие функции выполняет кровь?

  168. Каков состав крови?

  169. Каковы особенности строения форменных элементов крови в связи с их функциями?

  170. Каков механизм свертывания крови?

  171. Чем определяется различие групп крови человека?

  172. Как кровь осуществляет защитную функцию?

  173. Чем представлена система органов кровообращения?

  174. Как осуществляется насосная функция сердца?

  175. Каковы особенности кровотока в разных видах кровеносных сосудов?

  176. Каковы функции пищеварительной системы?

  177. Как осуществляется секреторная функция в органах пищеварительной системы человека?

  178. Какие функции выполняет печень?

  179. Как происходит всасывание веществ в отделах пищеварительного тракта?

  180. Какова роль витаминов в обмене веществ человека?

  181. Какие функции выполняют органы, образующие дыхательную систему человека?

  182. Каков механизм легочной вентиляции?

  183. Как происходит газообмен в легких?

  184. Какие органы выполняют выделительную функцию?

  185. Как устроен и функционирует нефрон?

  186. Каковы строение и функции кожи?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа...
Об утверждении персонального состава председателей, заместителей председателей предметных комиссий государственной экзаменационной...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка iconЛитература (тест)
Порядка приема в вузы, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное высшее профессиональное образование и поступающих на направление подготовки...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка iconПояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по биологии. Биолого-химический факультет. М.: Изд-во мгоу, 2013. – 24с
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний по безопасности жизнедеятельности...
Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для абитуриентов, поступающих...
Экология является теоретической базой медицины, биотехнологии и сельского хозяйства
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в магистратуру...
Порядку оказания медицинской помощи по профилю «хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)», утвержденному приказом...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру «менеджмент»
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080200.68 «МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в нтгспа в 2013...
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Положением о научно-технической библиотеке (нтб) фгбоу впо юргту(нпи) (далее юргту(нпи),...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка icon3. вопросы вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных абитуриентов имеющих высшее образование для поступления в...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление...
Программа вступительных испытаний в магистратуру на направление 031000. 68 Филология. Магистерская программа «Юридическая лингвистика»....
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка iconПрограмма вступительного испытания по биологии для поступающих на...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний по обществознанию для поступающих...
Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию. Цель...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «биология»
Данная программа вступительного испытания по биологии предназначена для абитуриентов, поступающих в Институт международного права,...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в магистратуру...
Список литературы введение 3
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний для абитуриентов нтгспа на 2012...
Для проведения итоговой государственной аттестации по дисциплине «гражданское процессуальное право» для студентов всех форм обучения,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск