Скачать 303.84 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина М3.Б1 – Современные проблемы биологии Укрупненная группа 020000 – Естественные науки Направление 020400.68 – Биология Магистерская программа 020400.68.01 – Микробиология и биотехнология Институт Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Кафедра Базовая кафедра биотехнологии Квалификация (степень) выпускника Магистр Красноярск 2012 Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе __________020000 – естественные науки______________________________ направления (профиля) ___________020400.68 – биология________________ Программу составили к.б.н., доцент Н. И. Сарматова _ к.б.н., доцент И. Л. Милютина _ д.б.н., профессор Н. Д. Сорокин _ д.б.н., профессор Л. А. Франк _ Заведующий кафедрой д.б.н., профессор Т. Г. Волова _ «_____»_______________2012 г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _______________ _________базовой кафедры биотехнологии_____________________________ «______» _________________ 2012 г. протокол № _____________ Заведующий кафедрой д.б.н., профессор Т. Г. Волова _ Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год. В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 201__г. протокол № ________ Заведующий кафедрой ______________________________________________ Внесенные изменения утверждаю: Директор ИФБиБТ 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах и перспективных направлениях биологических наук; сформировать у студентов биологическое мышление и целостное естественнонаучное мировоззрение. Содержание программы курса базируется на биолого-экологических знаниях и раскрывает фундаментальные представления наук о жизни на более глубоком естественнонаучном и философском уровне, дает возможность рассмотреть основные понятия и законы биологии применительно к биологическим системам возрастающей сложности. Дисциплина «Современные проблемы биологии» относится к профессиональному циклу М3.Б.1 (базовая часть) по направлению 020400.68 «Биология» и имеет своей целью расширить знания в области биологии. 1.2 Задачи изучения дисциплины Задачи дисциплины вытекают из необходимости получения студентами знаний об современных проблемах биологии. Задачей изучения дисциплины является формирование следующих компетенций: ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания; ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач; ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению. ПК-4: демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку; ПК-5: демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально-значимых проектов; ПК-14: планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией. В результате освоения дисциплины студенты получат представления о современных проблемах биологии, путях их решения и перспективах развития науки; умения применять знания современных проблем и новейших достижений биологии в своей научно-исследовательской деятельности; пользоваться теоретическими основами, основными понятиями биологии 1.3 Межпредметная связь Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме необходима общебиологическая подготовка до уровня бакалавра биологического профиля вуза и прохождение таких биологических дисциплин как общая биология, экология, генетика, биохимия и молекулярная биология. Знания, получаемые по данной дисциплине, дополняют и расширяют теоретические сведения таких дисциплин магистерской программы, как «Современная экология и глобальные экологические проблемы», «Современные проблемы и методы биотехнологии», являются основой для формирования компетентного магистра-биолога, а также будут востребованы при подготовке магистерских диссертаций. 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
3.3 Практические занятия
3.4 Лабораторные занятия «учебным планом не предусмотрено». 3.5 Самостоятельная работа В рабочей программе предусмотрены самостоятельные работы в виде рефератов или научных сообщений. Самостоятельная работа студента включает освоение теоретического материала по предлагаемым учебникам, монографиям, а также мультимедийным изданиям и материалам, имеющимся на образовательных сайтах, компьютерным презентациям – иллюстрациям к лекциям, размещенным на сайте ВУЗа и в компьютерных классах. Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет ресурсам. Все обучающиеся имеют открытый доступ к базе Электронного каталога и полнотекстовой базе данных внутривузовских изданий (http://lib.sfu-kras.ru/); ресурсам Виртуальных читальных залов (http://lib.sfu-kras.ru/eresources/virtual.php); к УМКД (http://lib.sfu-kras.ru/ecollections/umkd.php); к видеолекциям и учебным фильмам университета (http://tube.sfu-kras.ru/); к учебно-методическим материалам институтов(сайт Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) - http://bio.sfu-kras.ru/). Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (Приложение 1). В течение семестра каждому студенту необходимо подготовить и оформить реферат. Защита рефератов проводится в соответствие с графиком дисциплины. Преподаватель, закрепляя за студентом тему реферата, выдает рекомендации по необходимой литературе, предоставляя также студенту самостоятельно провести поиск по базам данных в Интернете и в библиотеках. Рекомендации по написанию реферата и других письменных работ призваны организовать самостоятельную работу студента и помочь ему выполнить требования, предъявляемые кафедрой. Студентам в рамках дисциплины «Избранные главы медицинской микробиологии» предоставляется право самостоятельно выбрать тему реферата из обозначенных преподавателем. Темы рефератов соответствуют тематике курса по соответствующим разделам. Оформление реферата осуществляется в соответствии с инструктивными материалами и ГОСТами: 1. ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Переиздание дата введ. 01.07.2004. Дата изм. 19.04.2010 – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. – 80 с. 2. СТО 4.2-07-2012 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. – Переиздание. Введен взамен СТО 4.2-07-2010. Дата введ. 27.02.2012 – Красноярск: СФУ, 2012. – 57 с. Список тем рефератов
4 Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В программу курса включены авторские лекции, составленные на основе собственных результатов исследовательской деятельности. Помимо посещения лекций и практических занятий предусматривается самостоятельная работа студентов с возможностью доступа к Интернет-ресурсам. Активному формированию основных компетенций обучающегося по данной дисциплине способствует проведение лабораторных занятий, в ходе которых происходит моделирование профессиональной деятельности, разбор конкретных ситуаций, тренировка и развитие профессиональных умений и навыков. Удельный вес активных и интерактивных форм обучения по дисциплине составляет 93 % аудиторных занятий, лекции составляют 25 % аудиторных занятий. 5 Учебно-методические материалы по дисциплине 5.1 Основная и дополнительная литература Основная литература
Дополнительная литература
Электронные ресурсы
5.2 Контрольно-измерительные материалы Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Современные проблемы биологии» включают: 1) темы рефератов; 2) перечень контрольных вопросов; 4) экзаменационные билеты. Форма проведения зачета: устный опрос по темам и разделам курса. Форма проведения экзамена: письменный и устный ответ на экзаменационный билет. Контрольные вопросы:
6. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине в системе зачетных единиц В соответствии с «Положением об организации учебного процесса в Сибирском федеральном в Сибирском федеральном университете с использованием зачетных единиц (кредитов) и балльно-рейтинговой системы» организация учебного процесса с использованием системы зачетных единиц (з.е.) и балльно-рейтинговой системы (БРС) характеризуется следующими особенностями:
Трудоемкость всех видов учебной работы в планах бакалавров и специалистов устанавливается в з.е., как правило, 1 з.е. = 36 академическим часам общей трудоемкости или 27 астрономическим часам. Трудоемкость всех видов работы в учебных планах магистров устанавливается в з.е. (кредитах) и, как правило, соответствует 30 часам общей нагрузки. Трудоемкость может корректироваться в ходе мониторинга учебного процесса по особому регламенту. Таким образом, зачетная единица (кредит) является условным параметром, рассчитываемым на основе реалистичных экспертных оценок совокупных трудозатрат среднего студента, необходимых для достижения целей обучения. Зачетные единицы (кредиты) назначаются всем образовательным компонентам учебного плана. Трудоемкость дисциплины учебного плана представляется суммой трудоемкостей всех оцениваемых видов учебной работы. Трудоемкости могут выражаться в зачетных единицах (кредитах), а также в % и/или долях общей трудоемкости. Средневзвешенная оценка (b) по дисциплине устанавливается, как сумма оценок (bi), умноженных на трудоемкость (zi) оцениваемых видов учебной работы за период аттестации, деленная на общую трудоемкость дисциплины за период аттестации (округляется до целых, может принимать значения от 0 до 100): где i = 1, 2,…., m – номера оцениваемых видов учебной работы; m – количество оценок. Если общую трудоемкость по дисциплине за период аттестации считать равной 1 (z1+z2+….+zm=1), то трудоемкости zi становятся весовыми коэффициентами оценок bi в расчете средневзвешенной оценки. Произведение весовых коэффициентов на оценки bi дает количество баллов набираемых студентом по данному виду работ, а сумма баллов по всем видам работ и будет средневзвешенной оценкой. Средневзвешенная оценка может переводиться в традиционную четырехбальную шкалу или буквенную шкалу ECTS. Максимальное количество баллов, которое студент может набрать за текущую и промежуточную аттестации по дисциплине в семестре распределяется в пропорции:
Таблица трудоемкости модулей и видов учебной работы в относительных единицах приведена в Приложении 3. Трудоемкость по модулям распределена неравномерно в связи с их ролью при формировании компетенций и временем, отводимым на обучение. По отдельным видам трудоемкость распределена следующим образом: 8% - посещаемость лекционных занятий для обеспечения непосредственного контакта преподавателя при изучении теоретического материала и определения направленности самостоятельной работы; 32% - работа на семинарских занятиях; 10% - промежуточный контроль; 50% - сдача экзамена. Приложение 1 ГРАФИК учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине Современные проблемы биологии направление __Биология__ , институт __ИФБиБТ____, __1__ курс магистратуры ___9-10__семестр
|
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 1 «Современные проблемы биологии» Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах, перспективных направлениях развития и достижениях... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы... В рамках курса «Современные проблемы биологии» рассматривается широкий круг вопросов, сыгравших определяющую роль в развитии современной... | ||
Рабочая программа дисциплины Проблемы современной биологии Модуль... Проблемы современной биологии Модуль «Современные проблемы физиологии высшей нервной деятельности» | Рабочая программа дисциплины «Современные проблемы криминалистики» Целью освоения дисциплины «Современные проблемы криминалистики» является формирование у аспирантов знаний и компетенций в области... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины б 1 Современные проблемы науки... Целью дисциплины «Современные проблемы науки» является формирование способностей анализа современного состояния науки, выделения... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные... Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются | ||
Рабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы... Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования... | Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития... | ||
Аннотация программы по дисциплине «Современные проблемы экономики» Цель изучения дисциплины Дисциплина входит в блок б. 12 учебного плана подготовки направления «Экономика». Логически дисциплина увязана с такими основными... | Реферат Современные проблемы биологии | ||
Программа дисциплины «Современные проблемы политической философии» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Рабочая программа по дисциплине «Современные средства оценивания... Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин... | ||
Рабочая программа дисциплины современные проблемы Целями освоения дисциплины является формирование у магистров системного экологического мышления, обеспечивающего комплексный подход... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах и перспективных направлениях биологических... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии» В67Современные проблемы и методы биотехнологии : метод указания по самостоятельной работе/сост. Т. Г. Волова, Е. И. Шишацкая. – Красноярск... | Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Западной Европы» Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации и является дисциплиной по выбору |