Скачать 254.82 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского биологический факультет УТВЕРЖДАЮПроректор по учебно-методической работе _____________________Е.Г.Елина "____" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Проблемы современной биологииМодуль 6. «Современные проблемы физиологиивысшей нервной деятельности»Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль подготовки Биология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины является ознакомление студентов с основными направлениями современных научных исследований в области биологии. В модуле 6 «Современные проблемы физиологии высшей нервной деятельности» особое внимание уделено вопросам физиологии ВНД и психофизиологии, что является важным этапом подготовки педагога. Знание физиологических механизмов психической деятельности необходимо для понимания закономерностей формирования основных психических состояний, для коррекции и самокоррекции психических состояний. Эти знания помогут в овладении приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности, а также в выработке необходимых навыков психогигиены. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Цикл Б.3, курс по выбору, дисциплина осваивается в 3-8 семестрах. Дисциплина состоит из 6 модулей. Данный модуль имеет тесную взаимосвязь с курсами «Физиология человека и животных», «Возрастная анатомия», «Психология», «Генетика», «Педагогика». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Проблемы современной биологии». В процессе освоения дисциплины формируются компетенции профиля «Биология» и компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-4, ПК-1, СК-1, СК-2, СК-3, СК-4, СК-5, СК-6, СК-7, СК-8. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1); владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2); способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3); способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4); владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5); способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК-6); способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК-7); способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК-8). В результате освоения дисциплины «Проблемы современной биологии» обучающийся должен: Знать: основные направления современных прикладных и фундаментальных исследований в области физиологии ВНД и психофизиологии; механизмы психических процессов; основные возрастные и половые особенности структуры и функции полушарий головного мозга; сенситивные периоды развития ВНД; причины нарушения ВНД и своевременные профилактические мероприятия, предотвращающие развитие невротических состояний у детей и подростков; методы исследования важнейших психофизиологических процессов человека. Уметь: использовать знания о методах изучения психических функций, полученные при изучении проблем современной биологии, необходимые в учебно-воспитательной работе педагога для повышения качества образования. Владеть: навыками объективной оценки функционального состояния коры больших полушарий головного мозга. 4. Структура и содержание дисциплины «Проблемы современной биологии». Общая трудоёмкость дисциплины составляет 34 зачетных единицы, 1224 часа. Трудоемкость модуля 6 «Современные проблемы физиологии высшей нервной деятельности» составляет 5 зачетных единиц, 180 ч. 4.1. Структура модуля
Примечание: * указан номер недели для практических занятий 4.2. Содержание модуля Раздел 1. Естественно-научные основы психической деятельности. Высшая нервная деятельность и психические процессы. Отражательная и регуляторная функции психики. Значение для обучения и воспитания. Связь психологии с физиологией человека, социологией и педагогикой. Общая характеристика познавательных психических процессов. Ощущение, его физиологические механизмы. Функции сенсорных систем. Виды ощущений. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Значение ощущений в жизни человека. Восприятие, его виды и свойства. Восприятие и механизмы работы мозга. Раздел 2. Психофизиология памяти Общее представление о памяти. Виды памяти и их особенности. Физиологические механизмы памяти. Структурно-функциональные основы памяти. Клеточные и молекулярные механизмы памяти и обучения. Значение в жизнедеятельности организма. Методы исследования памяти: изучение скорости и продуктивности памяти; определение ведущего типа памяти.. Раздел 3. Психофизиология внимания Физиологические основы внимания. Определение, виды и функции внимания. Анатомо-физиологические факторы, определяющие внимание. Методы изучения. Роль в осуществлении различных видов деятельности человека. Методы исследования внимания: определение устойчивости, концентрированности, переключения и распределения активного внимания. Раздел 4. Психофизиология мышления Физиологические основы мышления. Понятие о мышлении. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности. Социальная обусловленность мышления. Основные процессы, логические операции и виды мышления. Определение скорости мыслительных процессов. Оценка уровня развития понятийного, логического мышления, изучение особенностей аналитической и синтетической деятельности мозга. Речь как инструмент мышления и средство общения. Раздел 5. Психофизиология интеллектуальных особенностей. Интеллектуальные особенности личности. Природа интеллекта. Мышление и интеллект. Факторы интеллектуального развития. Уровни интеллекта. Оценка интеллекта. Определение коэффициента интеллектуальности. Бионика как направление кибернетики. Искусственный интеллект Раздел 6. Физиологические основы темперамента. Свойства основных нервных процессов и типы высшей нервной деятельности. Понятие о темпераменте. Виды темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Исследование психомоторной функции. Изучение основных свойств нервных процессов с помощью теппинг-теста. Выявление ведущей сигнальной системы действительности. Раздел 7. Функциональная асимметрия больших полушарий. Совместная работа больших полушарий. История открытия межполушарной асимметрии. Морфологические основы асимметрии мозга. Виды межполушарных асимметрий (сенсорные, моторные, психические). Межполушарная асимметрия и индивидуально-психологические особенности. Возрастно-половые различия межполушарной асимметрии. Определение объема кратковременной памяти у лиц с разным типом межполушарной асимметрии и разной ведущей сенсорной системой. Определение профиля латерализации на основе моторных тестов. Исследование особенностей восприятия времени у лиц с разными типами межполушарной асимметрии и ведущей сенсорной системы. Раздел 8. Психофизиология эмоций. Физиологические механизмы эмоциональных состояний. Виды и роль эмоций в жизни человека. Нейрогуморальные механизмы эмоциональных состояний. Специфика эмоционального состояния человека. Определение уровня эмоциональности у человека, степени эмоциональной возбудимости, выявление преобладающих эмоций у человека. Раздел 9. Психофизиология сна и сновидений. Сон, его значение для организма. Изменения, возникающие в физиологических системах во время сна. Характеристика нейрональных процессов во время сна. Медленный и быстрый сон. Теории сна. Структуры мозга, регулирующие сон и бодрствование организма, их морфо-функциональные связи. Структура ночного сна. Сновидения, их природа. Раздел 10. Психофизиология стресса. Стресс-реакция, ее стадии. Роль нервной системы в осуществлении реакции напряжения. Стресс-реализующая и стресс-лимитирующая системы. Стресс и болезни. Методы снятия психо-эмоционального напряжения. Влияние психо-эмоционального напряжения на функциональное состояние системы кровообращения. Измерение уровня тревожности. Раздел 11. Патология высшей нервной деятельности. Экспериментальные неврозы у животных как модель невротических состояний человека. Причины неврозов. Классификация и проявления неврозов. Детская нервность: негативизм, фобии. Профилактика неврозов у детей. Определение типа невроза у детей и подростков. 5. Образовательные технологии При реализации учебного курса "Проблемы современной биологии" используются следующие формы обучения: лекции, практические занятия, семинары. При чтении лекций предусматривается использование иллюстративного материала, создание проблемных ситуаций, включение элементов беседы. Для лучшего усвоения и закрепления материала на практических и семинарских занятиях проводится решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций, составление различных схем по темам занятий. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа обучающихся предполагает использование ими учебной, учебно-методической литературы, интернет-ресурсов для изучения соответствующих тем возрастной анатомии. Виды самостоятельной работы – написание рефератов, составление словариков терминов, используемых в данной дисциплине, списка персоналий с указанием наиболее важных открытий названных ученых в области современной биологии, составление и решение кроссвордов с использованием физиологических терминов, составление таблиц, схем различных процессов, осуществляемых на различных уровнях нервной системы, в том числе, высших отделах ЦНС. Для текущего и промежуточного контроля на практических занятиях проводится устный опрос обучающихся, работа по карточкам, тестирование, заполнение таблиц и др. Вопросы для текущего контроля 1,2. Методы исследования ощущений.
3,4. Методы исследования памяти.
5. Определение особенностей внимания.
6,7. Исследование особенностей мышления.
8. Речь как инструмент мышления и средство общения (семинар). 1) Строение и функции голосового аппарата. 2) Физиологические механизмы речевой деятельности. 3) Рефлекторный принцип речеобразования. 4) Роль коры головного мозга в регуляции речевой функции. 9. Бионика как направление кибернетики. Искусственный интеллект (семинар). 1) Физиологические основы мышления. 2) Понятие о мышлении. 3) Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности. 4) Социальная обусловленность мышления. 5) Основные процессы, логические операции и виды мышления. 10,11. Оценка интеллекта. Определение коэффициента интеллектуальности.
12. Определение типа темперамента. 1) Возникновение учения о темпераменте. 2) Гуморальные теории типов темперамента. 3) Конституциональный подход к темпераменту. 4) Представления И.П. Павлова и его учеников о типах темперамента 5) Представления о темпераменте Г. Айзенка. 6) Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу. 7) Соотношение темперамента и характера. 13,14,15. Определение функциональной асимметрии у человека
16. Специфика эмоционального состояния человека.
17. Сон и сновидения (семинар).
18,19. Влияние психо-эмоционального напряжения на функциональное состояние системы кровообращения. Измерение уровня тревожности. 1) Стресс-реакция, ее стадии. 2) Роль нервной системы в осуществлении реакции напряжения. 3) Стресс-реализующая и стресс-лимитирующая системы. 4) Стресс и болезни. 5) Методы снятия психо-эмоционального напряжения. 6) Профилактика психо-эмоционального стресса и коррекция его последствий. 20, 21. Определение типа невроза у детей и подростков. Профилактика неврозов у детей
Темы рефератов
Вопросы для промежуточной аттестации
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) а) основная литература:
б) дополнительная литература:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебная и учебно-методическая литература на бумажных и электронных носителях, мультимедийное оборудование для просмотра слайдов. При проведении практических занятий используется следующее оборудование: тонометры, фонендоскопы, секундомеры, таблицы Анфимова, опросники и тесты для изучения особенностей высшей нервной деятельности человека. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО № 788 с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль Биология. Автор Доцент кафедры физиологии человека и животных, к.б.н. Е.Ю. Лыкова Программа одобрена на заседании кафедры физиологии человека и животных 24.02.2011 года, протокол № 19. Подписи: Зав. кафедрой физиологии человека и животных д.б.н., профессор Т.Г. Анищенко Декан биологического факультета д.б.н., профессор Г.В. Шляхтин |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы... В рамках курса «Современные проблемы биологии» рассматривается широкий круг вопросов, сыгравших определяющую роль в развитии современной... | Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 1 «Современные проблемы биологии» Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах, перспективных направлениях развития и достижениях... | ||
Программа дисциплины актуальные проблемы современной науки и журналистика... Актуальные проблемы современной науки. Современные научные концепции дальнейшего развития человечества | Рабочая программа дисциплины «Современные проблемы криминалистики» Целью освоения дисциплины «Современные проблемы криминалистики» является формирование у аспирантов знаний и компетенций в области... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины современные проблемы анатомии... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные... Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются | Рабочая программа учебной дисциплины б 1 Современные проблемы науки... Целью дисциплины «Современные проблемы науки» является формирование способностей анализа современного состояния науки, выделения... | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах и перспективных направлениях биологических... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» является получение нового знания о состоянии современного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии» В67Современные проблемы и методы биотехнологии : метод указания по самостоятельной работе/сост. Т. Г. Волова, Е. И. Шишацкая. – Красноярск... | Программа дисциплины «Современные проблемы политической философии» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Рабочая программа дисциплины Основные проблемы международной правосубъектности... Курс состоит из одной части, в которой рассматриваются история, проблемы понятия субъекта международного права, проблемы и особенности... | Киренская Анна Валерьевна межполушарная асимметрия в системной деятельности мозга в норме Работа выполнена в лаборатории клинической нейрофизиологии Государственного Научного Центра социальной и судебной психиатрии им.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» Основные законы деятельности нервной системы. Принцип структурности, детерминизма, анализа и синтеза всех раздражении внешней и внутренней... | Реферат Современные проблемы биологии |