Скачать 218.72 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) Кафедра «Уголовно-правовых дисциплин» УТВЕРЖДАЮ Первый проректор _____________ В.Г. Прокошев «____»_______________2011 г. Рабочая программа дисциплины «Современные проблемы криминалистики» для аспирантов специальности 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Форма обучения – очная, заочная Год обучения – второй Учебный план курса
Владимир 2011 г. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины «Современные проблемы криминалистики» является формирование у аспирантов знаний и компетенций в области криминалистики, а так же повышение эффективности и качества расследования преступлений. Криминалистика осуществляет интеграцию в сферу судопроизводства естественнонаучных, технических и гуманитарных знаний. Объективизация процесса доказывания при рассмотрении уголовных, гражданских дел и арбитражных споров также практически невозможна без использования криминалистических знаний. В то же время перемены последних лет, преобразившие нашу страну и общество, не могли не затронуть и науку. Возникла необходимость масштабного анализа и обобщения тех новаций, которые характеризуют современную криминалистику. Задачи курса – сформировать у аспирантов теоретические знания, навыки и компетенции при решении современных проблем криминалистики, в частности: – путем изучения и обобщения современных направлений и тенденций развития криминалистической науки; – уяснения значения этих проблем для раскрытия, расследования и предотвращения преступлений. 1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОПП ППО) Дисциплина «Современные проблемы криминалистики» изучается в контексте современного состояния информационного общества, поэтому преподавание указанной дисциплины включает использование всего многообразия форм получения информации и строится на применении различных образовательных технологий, в том числе использовании ролевых и ситуационных игр, обсуждении конкретных ситуаций, «мозгового штурма», тестирования, работу в малых группах и выполнения отдельных упражнений, направленных на усвоение материала курса. В соответствии с учебным планом дисциплина «Современные проблемы криминалистики» является факультативной дисциплиной направления профессиональной подготовки аспирантов по специальности 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» и предполагает последующее углубление и дифференциацию профессиональных компетенций при осуществлении подготовки аспирантов. Курс базируется на сочетании образовательной, специальной и практической подготовки. 2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСНОВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: Аспирант в результате освоения дисциплины должен овладеть следующими общекультурными компетенциями: – способностью демонстрировать глубокие знания в области криминалистической науки; – способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение; – способностью генерировать новые идеи и научные гипотезы; – способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности; – способностью адаптироваться к изменению научного профиля и социально-культурных условий своей деятельности; – способностью к коммуникации в научной, правоприменительной и социально-общественной сферах деятельности, свободное владение русским и иностранным языком как средством научного и делового общения; Аспирант в результате освоения дисциплины должен овладеть следующими профессиональными компетенциями: общепрофессиональными: – способностью свободно владеть фундаментальными разделами и новейшими достижениями криминалистики, необходимыми для решения научно-исследовательских задач. научно-исследовательская деятельность: – способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области криминалистики, решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта; – способностью и готовностью применять на практике навыки составления и оформления научной документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей; – способностью к обеспечению правовой охраны результатов научно-исследовательской деятельности; – способностью осуществлять свою научно-исследовательскую деятельность с учетом социальных, этических и правовых аспектов. педагогическая деятельность: – способностью руководить научно-исследовательской работой студентов; – способностью и готовностью к проведению занятий у студентов вузов по дисциплине криминалистика. В результате изучения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
4.2.1 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Современные проблемы криминалистики. Общая трудоемкость дисциплины составляет __5____ зачетных единиц, __180___ часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие и сущность научно-технического прогресса. Его положительное и отрицательное влияние на окружающую действительность. Влияние научно-технического прогресса на развитие криминалистики. Информационно-компьютерное обеспечение криминалистической деятельности. Формы и методы использования средств вычислительной техники в криминалистической деятельности.
Криминалистика как наука и учебная дисциплина. Назначение и задачи криминалистики. Преступная и криминалистическая деятельность как двуединый объект криминалистического изучения. Понятие криминалистики и ее место в системе юридических и иных наук. Система криминалистики. Основные понятия и методы криминалистики.
Понятие и содержание тактико-криминалистического обеспечения предварительного расследования. Содержание и соотношение понятий «Следственное действие» и «процессуальное действие». Исторические тенденции формирования и развития системы следственных действий в отечественном законодательстве. Проблемы тактики осмотра и обыска, связанных с извлечением компьютерной информации. Сущность и процедура прослушивания и записи переговоров. Условия прослушивания. Субъекты прослушивания. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования.
Понятие, задачи, сущность технико-криминалистического обеспечения (ТКО) борьбы с преступностью. Условия эффективности практического функционирования системы ТКО. Задачи ТКО раскрытия и расследования преступлений. Проблема правового регулирования применения научных и технических средств. Объем и пределы использования научных и технических средств в процессе доказывания, условия их применения.
Тенденции развития криминалистической техники. Криминалистическая фоноскопия. Задачи разрешаемые при фоноскопических исследованиях. Криминалистическая одорология. Исследования веществ и материалов. Тенденции развития криминалистической тактики: использование методов технических и естественных наук, судебной психологии; математической логики и др. Тенденции развития криминалистической методики. Формирование новых частных методик. Уголовная ответственность за разглашение данных предварительного расследования.
Криминалистическое понятие микрообъектов. Развитие научных представлений по собиранию и использованию микрообъектов в процессе расследования преступлений. Свойства микрообъектов. Криминалистическая сущность и классификация микрообъектов. Технико-криминалистические средства и методы поиска, обнаружения, изъятия и исследования микрообъектов. Экспертизы микрообъектов и примеры их использования в практике раскрытия и расследования преступлений.
Значение и понятийно-категориальный аппарат криминалистической идентификации. Структура поисково-идентификационной деятельности. Научные основы криминалистической идентификации. Принципы криминалистической идентификации. Стадии, циклы и уровни идентификации. Процессуальные формы и структура взаимодействия субъектов, осуществляющих доказывание тождества. Уголовная ответственность за подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу.
Понятие и значение криминалистической диагностики. Научные основы криминалистической диагностики. Основные задачи криминалистической диагностики. Взаимосвязь криминалистической диагностики и идентификации. Особенности экспертной и следственной диагностик, как разновидностей криминалистической.
Понятие и значение криминалистического прогнозирования. Предмет и задачи криминалистического прогнозирования. Взаимосвязь криминологического и криминалистического прогноза. Виды криминалистических прогнозов. Научное прогнозирование и его особенности. Практическое прогнозирование и его особенности. Основные этапы криминалистических прогнозов.
Понятие криминалистической тактики. Тактический прием и тактическая комбинация при расследовании преступлений. Взаимодействие следователей и оперативно-розыскных органов при расследовании преступлений. Понятие, значение, предмет и структура методики расследования преступлений. Научные основы методики расследования преступлений. Ситуационные особенности этапов расследования преступлений. Фальсификация доказательств.
Понятие и задачи криминалистического изучения личности. Объекты и методы криминалистического изучения личности. Особенности криминалистического изучения личности участников процесса расследования (потерпевшего, свидетеля, иных участников). Уголовная ответственность за принуждение к даче показаний. Заведомо ложный донос.
Формы и тактика применения специальных познаний при расследовании преступлений. Понятие, сущность и значение судебной экспертизы. Классификация судебных экспертиз. Выбор экспертного учреждения. Образцы для сравнительного исследования: понятие, классификация, процессуальный порядок отбора образцов. Подготовка и назначение судебной экспертизы. Проведение судебной экспертизы. Особенности оценки и использование заключения эксперта. Ошибки эксперта и их виды. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод. 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Освоение дисциплины «Современные проблемы криминалистики» предполагает использование следующих инновационных форм проведения занятий: – опережающее обучение (темы 1-6); – видеотренинги (темы 1,3); – проблемное обучение (темы 1-6); – методы групповой работы (темы 7-12); 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ Вопросы для подготовки к зачету
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ а) основная литература: 1. Криминалистика: учебник для вузов / под ред. Р.С. Белкина.- М.: Норма, 2006. 2. Криминалистика: учебник / под ред. А.Г. Филипова. – М.: Спарк, 2004. 3. Криминалистика: учебник / под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юрист, 2005. 4. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы современного дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. – М: Норма, 2001. 5. Белкин А.Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве.- М.: Норма, 2005. 6. Белкин Р.С., Винберг А.И. Криминалистика и доказывание (методологические проблемы). - М., 1968. 7. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. - М., 1987. 8. Баев О.Я. Тактика следственных действий. - Воронеж, 1995. 9. Вандер М.Б. Применение научно-технических средств при расследовании преступлений – СПб., 2000. 10. Моисеева Т.Ф. Комплексное криминалистическое исследование потожировых следов человека. – М., 2000. 11. Настольная книга следователя. Тактические приемы проведения осмотра места происшествия и допросов при расследовании преступлений различных категорий: науч. метод. пособие / под ред. А.И. Дворкина. – М.: Экзамен, 2006. 12. Энциклопедия судебной экспертизы / под ред. Т.В. Аверьяновой и Е.Р. Россинской. – М., 1999. б) дополнительная литература: 1. Власенко Н.В., Степанков В.В. Сущность и тактика проверки показаний на месте. – М., 2004. 2. Галяшина Е.И. Судебная фоноскопическая экспертиза. - М., 2001. 3. Майлис Н.П. Судебно-трассологическая экспертиза. - М., 2000. 4. Колкутин В.В., Соседко Ю.И., Фастовцев Г.А. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. – М., 2004. 5. Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Логинов С.Г. Особенности методики расследования неочевидных убийств. – М., 2004. 6. Пухов Е.И. Тактические приемы в расследовании преступлений. – Волгоград, 2000. 7. Скорченко П.Т. Расследование изнасилований. – М.: Былина, 2004. 8. Яблоков Н.П. Расследование организованной преступной деятельности. – М., 2002. 9. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. - М.: Норма. 2006. 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа составлена согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), по специальности 12.00.08. «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», утвержденным 16 марта 2011 г. Рабочую программу составил __________ к.ю.н., доцент А.В. Коломина Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Уголовно-правовых дисциплин» «27» сентября 2011 г., протокол № 2. Зав. кафедрой _______________________ О.Н. Дядькин Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании научно-технического совета ВлГУ «30» сентября 2011 г., протокол № 1. Председатель НТС ______________ С.Г. Мосин Программа переутверждена: на ______________ учебный год, протокол № ___ от _______________ Зав. кафедрой __________________ Программа переутверждена: на ______________ учебный год, протокол № ___ от _______________ Зав. кафедрой __________________ Программа переутверждена: на ______________ учебный год, протокол № ___ от _______________ Зав. кафедрой __________________ Программа переутверждена: на ______________ учебный год, протокол № ___ от _______________ Зав. кафедрой __________________ |
Рабочая программа учебной дисциплины б 1 Современные проблемы науки... Целью дисциплины «Современные проблемы науки» является формирование способностей анализа современного состояния науки, выделения... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные... Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются | ||
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития... | Рабочая программа дисциплины Проблемы современной биологии Модуль... Проблемы современной биологии Модуль «Современные проблемы физиологии высшей нервной деятельности» | ||
Программа дисциплины «Современные проблемы политической философии» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах и перспективных направлениях биологических... | ||
Рабочая программа дисциплины современные проблемы Целями освоения дисциплины является формирование у магистров системного экологического мышления, обеспечивающего комплексный подход... | Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 1 «Современные проблемы биологии» Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах, перспективных направлениях развития и достижениях... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии» В67Современные проблемы и методы биотехнологии : метод указания по самостоятельной работе/сост. Т. Г. Волова, Е. И. Шишацкая. – Красноярск... | Рабочая программа учебной дисциплины «современные проблемы теплоэнергетики,... Магистерская программа: Эффективные теплоэнергетические системы предприятий и жкх | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины “Современные проблемы экологического... Учебно-методический комплекс дисциплины “Современные проблемы экологического образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы... В рамках курса «Современные проблемы биологии» рассматривается широкий круг вопросов, сыгравших определяющую роль в развитии современной... | ||
Высшая школа экономики в нижнем новгороде современные проблемы Современные проблемы в области экономики, менеджмента, бизнес-информатики, юриспруденции и социально-гуманитарных наук: материалы... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы социологических наук» Автор: Ветров Сергей Александрович, зав кафедрой «Связи с общественностью», д филос наук, профессор | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) научно-исследовательский... Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |