Скачать 235.45 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор Института фундаментальной биологии и биотехнологииСапожников В.А. /_______________/ «_____» ___________________2008 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ОПД.В2 «Избранные главы физиологии» Укрупненная группа 020000 Естественные науки Специальность 020208.65 Биохимия Институт Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Кафедра Физико-химической биологии Красноярск 2008 Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 Естественные науки специальности 020208.65 Биохимия Программу составила: ______________ Гершкорон, Ф.А. (фамилия, и. о., подпись) Заведующая кафедрой ______________ Кратасюк, В.А. (фамилия, и. о., подпись) «_____»_______________20__г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Физико-химической биологии» «______» _________________ 20___ г. протокол № _____________ Заведующая кафедрой ______________ Кратасюк, В.А. (фамилия, и. о., подпись) Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________ __________________________________________________________________ «______» __________________ 20___ г. протокол № _____________ Председатель НМСИ __________________________________________ (фамилия и. о., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20_ учебный год. В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 20__г. протокол № ________ Заведующая кафедрой ______________________________________________ (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Директор ИФБиБТ_________________________ Сапожников, В.А. (фамилия, и. о., подпись) 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Цель изучения дисциплины «Избранные главы физиологии»: рассмотреть в сравнительном аспекте зависимость функций животных и человека от условий жизни и деятельности. Важнейшее свойство живых организмов заключается в их способности приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям среды. Изучение адаптационных возможностей на примере организмов различных экологических групп позволяет полнее понять суть процессов, происходящих в макросистемах. 1.2 Задачи изучения дисциплины Задачами изучения дисциплины «Избранные главы физиологии» являются: 1) изучение физиологических механизмов адаптации и стресса у человека и животных; 2) формирование представлений о регуляторных механизмах поддержания гомеостаза у человека и животных; 3) изучение особенностей функционирования систем организма человека и животных при изменении условий существования. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: – основные черты строения, метаболизма, закономерности воспроизведения, специализации клеток, клеточный цикл и его регуляцию, иметь представление о регуляторных механизмах и путях обеспечения целостной реакции клетки; – анатомические и физиологические особенности организма человека и животных, биосоциальные аспекты его жизнедеятельности; – знать и уметь использовать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем иметь представление о формировании иммунитета; – принципы формирования и функционирования надорганизменных систем, иметь представление об устойчивости и неустойчивости в существовании организмов и надорганизменных систем, о механизмах взаимосвязи организма и среды; иметь представление: – об особенностях морфологии, физиологии и воспроизведении, географическом распространении и экологии человека и животных; – о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах на каждом уровне. 1.3 Межпредметная связь Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме студентам, прежде всего, необходимо овладеть знаниями об анатомическом строении всех органов и систем организмов человека и животных, на базе которых протекают физиологические процессы и реализуются адаптивные реакции организма на изменение состояния внешней и внутренней среды организма. Для освоения курса «Избранные главы физиологии» студенту необходимо обладать знаниями в области биологии, анатомии, зоологии, физиологии, биохимии, иммунологии, экологии, географии. Дисциплина «Избранные главы физиологии» связана с такими областями знаний как медицина, медицинская география, экология человека, хронобиология, возрастная физиология, климатофизиология, физиология труда и спорта, патофизиология, физиология высшей нервной деятельности. Знания в области экологической физиологии необходимы для выполнения курсовых работ, подготовки дипломных работ, тематика которых связана с изучением физиологических основ адаптации организмов человека и животных. 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Разделы: 1. Живые организмы во взаимодействии с окружающей средой – (3ч) 2. Регуляторные системы живых организмов и процесс адаптации – (6ч) 3. Изменение условий существования и процесс адаптации – (6ч) Лекции: 1. Живые организмы и окружающая среда – (1ч) Понятие окружающей среды. Характеристика компонентов окружающей среды: природная среда, производственная среда, социальная среда (информационная, духовная). Антропогенные изменения природной среды: намеренные и ненамеренные. Определение допустимой антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. Понятие максимальной допустимой нагрузки. 2. Влияние состояния окружающей среды на организм человека и животных – (2ч) Правило оптимума. Влияние состояние воздушной среды на организм человека и животных. Влияние состояния водной среды на организм человека и животных. Влияние состояния почвы на организм человека и животных. 3. Механизмы регуляции функций организма человека и животных и процесс адаптации – (2ч) Химические влияния. Нейрогуморальные механизмы регуляции. Железы внутренней секреции и регуляция функций. Нервная регуляция функций организма. 4. Учение об адаптациях – (2ч) Классификации адаптаций живых систем. Характеристика процессов адаптации организма человека и животных. Физиологическая адаптация. Механизмы адаптации. Фазы адаптации. Механизмы срочной и долговременной адаптации. Понятие о системном структурном следе. Реализация процесса адаптации в зависимости от действия на организм слабых, средних по силе и сильных раздражителей. Характеристика реакции тревоги и реакции активации. 5. Биологические ритмы – (2ч) Понятие о биоритмах. Понятие о хронобиологии. Достижения хронобиологии. Биоритмы: экзогенные и эндогенные; физиологические и экологические. Механизмы регуляции биоритмов. Адаптация биологических ритмов человека и животных. 6. Тепловой обмен. Адаптация к низким и высоким температурам – (2ч) Температурный гомеостаз. Верхняя и нижняя границы диапазона терморегуляции. Гомойотермные, пойкилотермные и гетеротермные организмы. Закон теплового баланса. Уравнение теплового баланса. Механизмы теплопродукции и теплоотдачи. Термонейтральная зона. Характеристика понятий: «температурное ядро», «температурная оболочка». Механизмы терморегуляции при адаптации к условиям низких и высоких температур. 7. Адаптация к низкому (гипоксия) и высокому (гипероксия) барометрическому давлению – (1ч) Понятие о гипоксии. Факторы, способствующие развитию гипоксии. Физиологические и патологические сдвиги в организме при гипоксии. Срочная и долговременная адаптация к гипоксии. Дефицит кислорода в водной среде. Гипоксия при нырянии. Понятие о гипероксии. Условия, способствующие развитию гипероксии. Физиологические и патологические сдвиги в организме при гипероксии. Адаптация к гипероксии. 8. Адаптация к мышечной деятельности – (2ч) Связь адаптивных изменений в организме с характером мышечной деятельности. Физиологические основы работоспособности, утомления и восстановления организмов. Характеристика основных источников энергии, обеспечивающих мышечную деятельность. Адаптация к мышечной деятельности. 9. Адаптация к условиям пустынной (аридной) зоны – (1ч) Характеристика аридной зоны. Характеристика состояний организма в условиях аридной зоны. Механизмы поддержания гомеостаза в условиях пустыни. Пути удержания воды. Адаптация к условиям аридной зоны. 3.3 Семинарские занятия
Для подготовки к семинарскому занятию используется лекционный материал, литература, представленная в списке основной и дополнительной литературы. Также студенты осуществляют самостоятельный подбор литературы, включая научную. Проведение семинарского занятия подразумевает либо общее обсуждение тематического раздела, либо подготовку студентами индивидуальных докладов с презентациями. 3.4 Лабораторные занятия Учебным планом не предусмотрено. 3.5 Самостоятельная работа Самостоятельное изучение теоретического материала включает разбор лекционного курса с использованием учебной и методической литературы, указанной в общем списке основной и дополнительной литературы по дисциплине. – 12ч. Написание рефератов, объемом до 10 страниц, осуществляется по темам, предлагаемым преподавателем во время семинарского занятия в начале семестра. Для выполнения работы рекомендуется литература, указанная в списке основной и дополнительной литературы по дисциплине; также студенты могут осуществлять самостоятельный подбор литературы по выбранной теме. – 8ч. Темы рефератов выдаются преподавателем в начале семестра. Сдача рефератов производится преподавателю в конце семестра. Примерные темы рефератов 1. Сравнительная физиология животных и человека. 2. Науки, исследующие взаимоотношения животных и человека с окружающей средой. 3. Загрязнение окружающей среды. 4. Газы в воздухе и воде. Воздушное и водное дыхание. 5. Особые формы физиологических состояний организмов. 6. Аспекты возрастной физиологии человека и процесс адаптации. 7. География и физиологические особенности организмов. 8. Социальная физиология человека. 9. Загрязнение окружающей среды. Распространение загрязняющих веществ в атмосфере, воде, почве и их влияние на организм человека и животных. 10. Экология человека и социальные проблемы. 11. Химические загрязнения и здоровье человека. 12. Биологические загрязнения окружающей среды и здоровье человека. 4 Учебно-методические материалы по дисциплине 4.1 Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы Список основной литературы:
Список дополнительной литературы:
4.2 Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения 1. Демонстрационная презентация курса «Избранные главы физиологии». 2. Методические рекомендации к практикуму по нормальной физиологии. Олада Э.Я. Красноярск, 2002. 3. Комплекты наглядных пособий (плакатов). 4.3 Контрольно-измерительные материалы 1.Тестовые задания для промежуточного и итогового контроля. Тестовые задания могут использоваться не только для промежуточного и итогового контроля, но так же для входного, предварительного, текущего, тематического тестирования и для тестирования остаточных знаний. 2. Вопросы к зачету. 3. Контрольные вопросы по каждой теме. Примерный перечень вопросов к зачету по курсу «Избранные главы физиологии»
Приложение А ГРАФИК учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине Избранные главы физиологии Направления 020208.65 Биохимия, Института фундаментальной биологии и биотехнологии, 3 курса на 6 семестр
Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РФ – реферат, ВРФ – выдача тем реферата, СРФ – сдача реферата; СЗ – семинарские занятия; К – коллоквиум; ПК – промежуточный контроль (тестирование). Заведующая кафедрой: ___________ Кратасюк В.А. Директор института: _____________ Сапожников В.А. «_______» _______________________ 2008 г. |
Рабочая программа дисциплины дисциплина в5 – Избранные главы медицинской микробиологии Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе | Избранные главы биохимии микроорганизмов И избранные главы биохимии микроорганизмов: Организационно-методические указания по дисциплине [Текст] / сост. Е. Н. Афанасова. –... | ||
Программа дисциплины дисциплина в. 2 «Избранные главы биофизики» Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 010000 «Физико-математические... | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 13 «Вирусология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В. 1 «Токсикология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочей программы дисциплины дв «Избранные главы теории дифференциальных... Изучение дисциплины способствует формированию математической культуры магистрантов; умению строить математические модели наблюдаемых... | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В1 Ксенобиохимия ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес ... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Р. 1 Интеграция клеточного обмена Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представлений об основных механизмах, управляющих и интегрирующих метаболизм... | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В1 «Экологическая эпидемиология» «Напра-во!, нале-во!, кру-гом!»,«налево в обход по залу шагом марш!» Игра на внимание «Класс смирно!» | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний... Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу | Основные разделы (модули) дисциплины (практики В соответствии с гос впо дисциплина (практика) избранные вопросы гематологии относится к циклу «Внутренних болезней» и преподается... |