Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 270.47 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/2
Дата публикации20.02.2015
Размер270.47 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.9 ФИЗИОЛОГИЯ: ИММУНОЛОГИЯ


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
020201.65 Биология

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

естественных наук

факультета ЕФКиБЖД

(протокол № 2 от 20 сентября 2012 г.)
Зав. кафедрой

________________Е.Г. Митина
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1 Автор программы: к.б.н. Е.Н. Луппова

1.2 Рецензенты: к.б.н. Е.Г. Митина, к.б.н. И.А.Ерохина

1.3 Пояснительная записка:

Иммунология как наука о способах защиты организма от всех чужеродных веществ как экзогенного так и эндогенного происхождения, в настоящее время приобретает особое значение, поскольку в современных условиях организм постоянно сталкивается с чужеродными веществами. По современным научным представлениям иммунитет выступает в качестве фактора стабильности онтогенеза, является необходимым условием передачи наследственного материала от поколения к поколению. Все выше с казанное обусловило включение дисциплины в программу подготовки специалистов-биологов. Целью изучения дисциплины является знакомство студентов с современными представлениями об уровнях защиты организма от чужеродных агентов и о механизмах на каждом уровне. Особое внимание уделяется пониманию важности сохранения целостности организма и согласованной работы всех элементов иммунной системы.

Задачами изучения курса, кроме освоения теоретической базы дисциплины, является формирование у студентов познавательного интереса к более углубленному изучению данной области знаний, мотиваций к самостоятельному научному поиску результатов новых достижений в области иммунологии, формирование творческого подхода к изложению научных знаний.

Поскольку иммунология как наука опирается на достижения эмбриологии, генетики, физиологии данную дисциплину наиболее рационально включать в учебные планы на старших курсах, после, или по крайней мере, одновременно с изучением общего курса физиологии человека и животных.

После изучения дисциплины студенты должны знать:

- уровни иммунной защиты организма и механизмы реакций на каждом уровне;

- особенности антигенной специфичности;

- типы иммуноглобулинов и цитокинов;

- формы иммунного ответа;

- виды нарушений иммунитета;

Студенты должны уметь:

- проводить простейший модельный иммуноферментный анализ;

- объяснять механизм распространения инфекции;

- аргументировать механизм действия интерферонов.

Студенты должны владеть понятийным аппаратом иммунологии.
При разработке данного УМК осуществлялась опора на программу В.Г. Галактионова, по которой строится преподавание данного курса в МГУ им. М.В.Ломоносова

1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).
Формирование иммунитета животных и человека. Молекулярные механизмы физиологических процессов, ферменты, гормоны, биологически активные вещества.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

020201 Биология

4

7

60

30

20

4

6

30

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1

Введение. Предмет и задачи курса

2

2







4
















2

Уровни изучения иммунитета

18

12

4

2

16
















3.

Частные проявления иммунитета

10

6




4

10






















30

20

4

6

30

















Примечание: Вариант 1 для специальности (шифр, название специальности).

Вариант 2 для специальности (шифр, название специальности).
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Введение. Предмет и задачи курса. Место иммунологии в ряду других физиологических дисциплин. Возрастание роли иммунологических знаний в современных условиях. История открытия и изучения иммунной функции крови и других систем органов.

Тема 1. Уровни изучения иммунитета. Общее понятие об иммунитете. Структура иммунной системы организма. Естественный и искусственный иммунитет. Неспецифический и специфический иммунитет. Антигены. Иммуноглобулины. Цитокины. Т-система и В-система иммунитета. Иммунный ответ и взаимодействие клеток.

Тема 2. Частные проявления иммунитета. Антиинфекционный иммунитет. Специфический иммунитет при инфекции. Иммунологическая память. Трансплантационный иммунитет. Иммунные механизмы отторжения. Иммунитет к опухолям. Иммунологический надзор и преодоление опухолевыми клетками иммунологического надзора. Иммунотерапия злокачественных опухолей. Нарушения иммунитета. Гиперчувствительность, аллергическая реакция, анафилактический шок. Аутоиммунитет. Иммунодефицитные состояния.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Введение. Предмет и задачи курса

Самостоятельное изучение темы «История открытия и изучения иммунной функции крови и других систем органов»

4

Подготовка электронной презентации изученного материала

2

Уровни изучения иммунитета

Написание реферата по темам:

«Семейства иммуноглобулинов», «Механизм действия интерферона», «роль тимуса в обеспечении иммунитета», «Эволюция иммунной системы»

16

Защита рефератов

3

Частные проявления иммунитета

Самостоятельное изучение, подготовка к коллоквиумам, подготовка к итоговому тестированию

10

Коллоквиум;
Итоговое тестирование, зачет


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Планы проведения практических занятий:
Практическая работа № 1. (семинар).

Тема. История открытия и изучения иммунитета.

Презентации студентов по теме «История открытия и изучения иммунной функции крови и других систем органов».

Вопросы для обсуждения:

  1. Структура иммунной системы организма.

  2. Барьерная роль кожи и слизистых оболочек организма.

  3. Основные иммунокомпетентные органы.


Практическая работа № 2. (семинар)

Тема. Нарушения иммунитета.

Вопросы для обсуждения.

  1. Гиперчувствительность.

  2. Аллергия.

  3. Анафилактический шок.


1.7.2. Планы проведения лабораторных занятий
Лабораторная работа № 1. Иммуноферментный анализ (ИФА), модельные игры.

В работе используются материалы и оборудование, полученные во время тренинга по экспериментальной биологии в январе 2012 г. в Институте гена. Занятие организуется в виде модельной игры, во время которой можно обнаружить распространение воображаемой инфекционной болезни, или предотвратить ее распространение с помощью вакцинации.

Протокол I: ИФА для отслеживания распространения болезни

Студенты должны отследить распространение воображаемой заразной «болезни» в их группе. Начиная с одного или двух случайно выбранных «зараженных», студенты обмениваются образцами («вступают в контакт»). Затем они проводят ИФА и отслеживают распространение «болезни» по аудитории. Эта игра предоставляет дополнительную возможность обсудить во время занятия вопросы здравоохранения и эпидемиологии. Болезни, распространение которых в реальности можно контролировать с помощью подобных протоколов – это ВИЧ, атипичная пневмония, простуда, оспа, сибирская язва, грипп и заболевания, передающиеся половым путем.

Протокол II: ИФА для обнаружения антигена

Тест на наличие антигена в «биологическом образце». Этот протокол можно использовать для обсуждения того, как с помощью ИФА можно детектировать болезнь еще до того, как организм выработал определяемый иммунный ответ. Одним из применений такого метода является обнаружение оспы. Если оспа детектирована вовремя и больному введена вакцина в течение 2-3 дней после заражения, то болезнь не развивается. С другой стороны, можно обсудить, как ИФА используется для определения беременности, загрязнения воды и воздуха, обнаружения аллергенов и ГМ-продуктов в пище.

Протокол III: ИФА для обнаружения антител

Тест на присутствие антител к определенным антигенам в воображаемом «образце крови пациента». Этот тип ИФА используется, когда антиген по каким-то причинам невозможно детектировать, или когда организм уже выработал иммунный ответ и в крови есть антитела. Классический пример анализа такого рода – анализ на ВИЧ. До недавнего времени, единственным способом диагностировать ВИЧ на ранней стадии было определение в крови антител к вирусу, а не определение самого вируса. Организм начинает производить антитела к вирусу в количестве, которое можно обнаружить с помощью ИФА, гораздо раньше, чем сам вирус размножится до обнаруживаемого уровня.
Лабораторная работа № 2 Иммунный ответ и взаимодействие клеток.

Занятие проводится в форме решения ситуационных задач, работы со схемами и графиками, позволяющими понять механизм взаимодействия компонентов иммунной системы на разных уровнях (молекулярном, клеточном и тканевом, органном и организменном).
Пример таблицы для анализа иммунокомпетентности органа:



Пример схемы для анализа распространения заболеваемости:



Лабораторная работа № 3 Иммунодефицитные состояния
Во время лабораторной работы обсуждаются вопросы возникновения иммунодефицитных состояний, причины и механизмы этих явлений. Решаются ситуационные задачи. Проводится выполнение заданий для самостоятельной работы.
Пример задания для самостоятельной работы.
Установите соответствие между видами имуннокомпетентных клеток и их функциями:
Т-лимфоциты Фагоцитоз болезнетворных микроорганизмов

В-лимфоциты Выработка антител

Макрофаги Узнавание антител

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:


  • Основная.

1. Госманов, Р. Г Микробиология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Ветеринарно-санитар. экспертиза" / Р. Г. Госманов, А. К. Галиуллин, А. Х. Волков, А. И Ибрагимова и др. - СПб..: Лань, 2011. - 494 с.

2. Жилинская, И. Н Вопросы общей вирусологии [Текст]: учеб. пособие [для мед. вузов] / И. Н. Жилинская, А. А.Стамкулова, И. С.Фрейдлин, С. А. Кетлинский / под ред. О. И. Киселева, И. Н. Жилинской - СПб. : СПбГМА, 2007. - 374 с.

3. Песнякевич, А. Г. Основы иммунологии [Текст]: курс лекций / Песнякевич А. Г. - Минск: БГУ, 2008. - 195 с.


  • Дополнительная.

1. Авдеева, Е.В.Во имя жизни : [Мечникоов И. И.] / Авдеева Е. В. // Биология для школьников. - 2009. - № 3. - С. 21-40.

2. Галактионов, В.Г. Иммунология. Учебник [Текст]: М.: Изд-во МГУ, 1998 г. – 480 с.

3. Нобелевские лекции - 100 лет. Т. VIII : 1970-1974 - 437 с. // "Нобелевские лекции - 100 лет". Физиология и медицина. - М. : ИД "Нобелевские лекции на русском языке", 2006.

4. Нобелевские лекции - 100 лет. Т. IX-II : 1977-1980 - 394 с. // "Нобелевские лекции - 100 лет". Физиология и медицина. - М. : ИД "Нобелевские лекции на русском языке", 2006.

5. Нобелевские лекции - 100 лет. Т. XI : 1984-1987 - 379 с. // "Нобелевские лекции - 100 лет". Физиология и медицина. - М. : ИД "Нобелевские лекции на русском языке", 2006.

6. Суматохин, С. В. Как работает "служба безопасности" организма: [иммунология] / Суматохин С. В.// Биология для школьников. - 2009. - № 3. - С. 2-18.

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины (учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-теститирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи).

1.9.1 Перечень используемых технических средств.

Компьютер

Проектор

Интерактивная доска
1.9.2 Перечень используемых пособий.
Электронное наглядное пособие «Интерактивный плакат. Биология человека».



    1. Примерные зачетные тестовые задания.

Итоговый тест

1.Аутоиммунные заболевания инициируют …

а) – внешние факторы

б) – дефекты иммунной регуляции

в) – нарушения иммунологической памяти

г) – лимфопения

2. Для осуществления переваривания макрофаг продуцирует и секретирует в фагосому …

а) – гормоны

б) – медиаторы

в) – реакционоспособные производные кислорода

г) – ферменты

д) – верного ответа нет

3. За гуморальный иммунитет ответственны …

а) – В-лимфоциты

б) – лимфокины

в) – Т-лимфоциты

г) – фагоциты

4. За клеточный иммунитет ответственны …

а) – В-лимфоциты

б) – лимфокины

в) – Т-лимфоциты

г) – фагоциты

5. Иммунная система к регуляторным …

а) – не относится

б) – неизвестно

в) – относится

6. Иммунологические реакции в крови …

а) – как правило, не происходят

б) – происходят

в) – зависит от обстоятельств

7. Какие гормоны подавляют иммунные реакции?

а) – андрогены

б) – инсулин

в) – глюкокортикоиды

г) – мелатонин

д) – прогестерон

е) – соматотропин

ж) – тироксин

з) – эстрогены

8. Какие гормоны стимулируют иммунные реакции?

а) – андрогены

б) – инсулин

в) – глюкокортикоиды

г) – мелатонин

д) – прогестерон

е) – соматотропин

ж) – тироксин

з) – эстрогены

9. Какие из субпопуляций Т-лимфоцитов ограничивают иммунный ответ?

а) – индукторы Т-супрессоров

б) – индукторы Т-хелперов

в) – Т-киллеры

г) – Т-супрессоры

д) – цитотоксические Т-лимфоциты

10. Лизоцим слюны …

а) – переваривает крахмал

б) – склеивает пищевой ком и делает его скользким

в) – убивает бактерии

г) – нет верного ответа

11. Лимфоциты после созревания мигрируют в …

а) – вторичные лимфоидные органы

б) – лимфу

в) – межклеточное пространство

г) – ткани

д) – верного ответа нет

12. Механизм действия лизоцима сводится к …

а) – ингибированию транспортных РНК чужеродного агента

б) – лишению подвижности микроорганизмов за счет изменения рН

в) – разрушению клеточной стенки бактерий

г) – усилению синтеза антиоксидантов

д) – нет верного ответа

13. Среди защитных средств организма к иммунным относятся …

а) – выработка слизи

б) – иммуноглобулины

в) – интерферон

г) – мукоциллиарный транспорт

д) – удаление микробов посредством мочи, слюны, слез

е) – цитокины

14. Суть специфического приобретенного иммунитета заключается в …

а) – выработке антител к чужеродным антигенам

б) – регулирование синтеза иммунокомпетентных клеток

в) – создание толерантности по отношению к своим белкам

г) – ускорение пролиферации лимфоцитов

д) – формирование иммунологической памяти

е) – нет верного ответа

15. Увеличение количества лейкоцитов в крови может свидетельствовать …

а) – о присутствии инфекции в организме

б) – о распаде эритроцитов

в) – об обезвоживании организма

г) – об отсутствии иммунитета

16. Фамилия ученого, открывшего явление фагоцитоза …

а) – И. Павлов

б) – Л. Пастер

в) – И. Мечников

г) – К. Тимирязев

17. Функции В-лимфоцитов можно определить следующим образом …

а) – выработка клеток памяти

б) – образование клеток, вырабатывающих антитела

в) – обеспечение реакций гуморального иммунитета

г) – обеспечение реакций клеточного иммунитета

д) – распознавание антигенов

е) – фагоцитоз


1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

Вопросы к зачету


  1. Компоненты иммунной системы.

  2. Эволюция иммунной системы.

  3. Понятие об уровнях обеспечения иммунитета. Краткая характеристика уровней.

  4. Формирование иммуннокомпетентных клеток.

  5. Механизмы неспецифического иммунитета: фагоцитоз

  6. Механизмы неспецифического иммунитета: внеклеточное уничтожение;

  7. Механизмы неспецифического иммунитета: разрушение с помощью гуморальных веществ.

  8. Действие интерферона.

  9. Механизмы специфического иммунитета. Характеристика клеток, участвующих в нем.

  10. Механизмы специфического иммунитета. Действие иммуноглобулинов.

  11. Механизмы специфического иммунитета. Роль острой воспалительной реакции в формировании специфического иммунитета.

  12. Механизмы ограничения иммунного ответа.


1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Экзамен не предусмотрен учебным планом

1.13 Примерная тематика рефератов.

«Семейства иммуноглобулинов»,

«Механизм действия интерферона»,

«Роль тимуса в обеспечении иммунитета»,

«Эволюция иммунной системы»,

«Роль воспалительной реакции в механизмах неспецифического иммунитета»

«Участие цитокинов в регуляции иммунной реакции»

1.14 Примерная тематика курсовых работ.

«Причины ослабления иммунитета человека в современных условиях»

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

«Рост распространения инфекционных заболеваний среди жителей Мурманской области как отражение проблем иммунной системы»

«Возможности углубленного изучения темы «Иммунная система» на факультативных занятиях в средней школе».

1.16 Методика(и) исследования (если есть).

Изучение медицинской статистики и анализ статистических данных.

1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.



Список

студен-тов


ЛК

Практические работы

Лабораторные



Коллоквиумы




Реферат, презентация


Зачет






Посе-

щение

Рабо-

та

Работа

Тет-радь

Под-готовка

Защита

..




























Max

кол-во

баллов

20


4


4

6

6


20


10


10


20



Примечание:

1) если студент набирает за все виды работы максимально возможное количество баллов (80), ему добавляется 20 баллов и зачет выставляется автоматом;

2) на занятиях баллы снимаются за нарушение дисциплины (замечания, опоздания, отсутствие тетради, пользование мобильным телефоном).
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск