Рабочая программа учебной дисциплины микробиология





Скачать 263.56 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины микробиология
страница1/2
Дата публикации08.03.2015
Размер263.56 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан фармацевтического

факультета, профессор

_____________И.Г. Козлов

«…» ____________2009г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

микробиология

(Наименование дисциплины)

Специальность подготовки 060108 (040500) – Фармация

Квалификация (степень) выпускника Специалист – провизор

Форма обучения________________ Очная___________________________

(очная)

Москва – 2009г

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «микробиология» являются:

  1. Ознакомление студентов с основами общей и медицинской микробиологии, вирусологии, микологии.

  2. Формирование умений, необходимых будущему провизору для осуществления своей профессиональной деятельности, на основе знаний о:

  • Роли микроорганизмов в существовании природы, их биологических особенностях, распространении в биосфере, влиянии микроорганизмов на процесс изготовления лекарств;

  • Принципах асептики и антисептики, методах стерилизации и дезинфекции, контроле качества стерилизации и дезинфекции;

  • Микроорганизмах как возбудителях инфекционных заболеваний человека, патогенетических основах инфекционных заболеваний, классических и современных методах микробиологической диагностики;

  • Принципах профилактики и лечения инфекционных заболеваний, основных группах лечебно-профилактических биопрепаратов, принципах антибактериальной терапии и формирования резистентности к антибиотикам.

  1. Воспитание способности к анализу медицинской информации, стремления к приобретению новых знаний в целях совершенствования своей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • Изучение основ общей и медицинской микробиологии: морфологии, физиологии, биохимии и генетики микроорганизмов; основных принципов асептики и антисептики, стерилизации и дезинфекции; микроэкологии, инфекционной иммунологии; общей вирусологии; биологических свойств патогенных микроорганизмов, взаимодействия микробов с организмом человека, особенностей патогенеза инфекционных заболеваний; методов диагностики, принципов этиотропного лечения и специфической профилактики заболеваний.

  • Формирование системного подхода к анализу научной медицинской информации, восприятию инноваций в целях совершенствования профессиональной деятельности


2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

В подготовке провизора микробиология относится к группе медико-биологических дисциплин, тесно связанной с химией, биологией и фармацевтическими науками, дающей наряду с фундаментальными общебиологическими знаниями, элементы прикладного характера.

Эффективное изучение микробиологии основывается на знаниях биологии, химии, физиологии с основами анатомии человека.

Преподавание микробиологии включает три самостоятельные науки – микробиологию, вирусологию и иммунологию. Правильная организация преподавания требует тесного взаимодействия всех трёх составляющих.

Учитывая то обстоятельство, что студенты фармацевтических факультетов не обучаются на кафедрах инфекционных болезней и эпидемиологии, при изучении микробиологии они получают знания, касающиеся путей заражения и механизмов распространения, патогенеза и клинических проявлений инфекционных болезней.

Знания, полученные при изучении курса, должны обеспечить формирование общебиологического мышления и служить базой для изучения патологии и биотехнологии.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОБИОЛОГИЯ»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1. Знать:

  • теоретические основы общей и медицинской микробиологии и вирусологии, позволяющие анализировать патогенез, подходы к диагностике инфекционных заболеваний, подбору антибактериальной и противовирусной терапии и специфической профилактике инфекционных заболеваний;

  • биологические особенности микроорганизмов, особенности распространения их в биосфере, влияние микробов на процесс изготовления лекарств;

  • вопросы асептики, антисептики и стерилизации, хранения и контроля лекарственного сырья и готовых лекарственных средств;

  • об иммунной системе человека и особенностях ее функционирования;

  • биопрепараты, обеспечивающие специфическую диагностику, терапию и профилактику инфекционных заболеваний, а также иммунокоррекцию.



2. Уметь:

  • проводить качественное и количественное выделение чистой культуры аэробных и факультативно-анаэробных бактерий;

  • интерпретировать результаты диагностических методов, применяемых в бактериологии, вирусологии и микологии (биохимической и серологической идентификации микроорганизмов, эпидемиологического маркирования, серологической диагностики инфекционных заболеваний, методов индикации вирусов).

  • интерпретировать результаты антибиотикограммы и разрабатывать оптимальную стратегию и тактику антибактериальной терапии для больных с различной инфекционной патологией;

  • выполнять работу в асептических условиях: дезинфицировать и стерилизовать некоторые медицинские инструменты и лабораторную посуду.

  • анализировать результаты методов экспресс-диагностики;

  • формировать системный подход к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, в целях совершенствования своей профессиональной деятельности;

  • решать ситуационные задачи.



    3. Владеть:

Техникой микроскопии фиксированных окрашенных препаратов, приготовленных из клинического материала и чистых культур микроорганизмов.



Результаты образования

Краткое содержание и характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции

номер компетенции

1

2

3



Знать


Уметь

Владеть

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ




способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, в целях совершенствования своей профессиональной деятельности

  • теоретические основы общей и медицинской микробиологии и вирусологии, позволяющие анализировать патогенез, подходы к диагностике инфекционных заболеваний, подбору антибактериальной и противовирусной терапии и специфической профилактике инфекционных заболеваний;

  • биологические особенности микроорганизмов, особенности распространения их в биосфере, влияние микробов на процесс изготовления лекарств;

  • об иммунной системе человека и особенностях ее функционирования.

  • формировать системный подход к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, в целях совершенствования своей профессиональной деятельности.

  • решать ситуационные задачи.




ОК-4



Знать

Уметь

Владеть

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ




способен и готов к постановке диагноза на основании результатов микробиологических и биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом; использовать знания основ клинической анатомии в лечении больных терапевтическими и хирургическими методами

  • теоретические основы общей и медицинской микробиологии и вирусологии, позволяющие анализировать патогенез, подходы к диагностике инфекционных заболеваний, подбору антибактериальной и противовирусной терапии и специфической профилактике инфекционных заболеваний;

  • вопросы асептики, антисептики и стерилизации, хранения и контроля лекарственного сырья и готовых лекарственных средств;

  • о препаратах, обеспечивающих специфическую диагностику, терапию и профилактику инфекционных заболеваний, а также иммунокоррекцию.

  • интерпретировать результаты диагностических методов, применяемых в бактериологии, вирусологии и микологии (биохимической и серологической идентификации микроорганизмов, эпидемиологического маркирования, серологической диагностики инфекционных заболеваний, методов индикации вирусов).

  • интерпретировать результаты антибиотикограммы и разрабатывать оптимальную стратегию и тактику антибактериальной терапии для больных с различной инфекционной патологией;

  • анализировать результаты методов экспресс-диагностики;

  • выполнять работу в асептических условиях: дезинфицировать и стерилизовать некоторые медицинские инструменты и лабораторную посуду.

  • техникой микроскопии фиксированных окрашенных препаратов, приготовленных из клинического материала и чистых культур микроорганизмов.

ПК-4



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет __5___ зачетных единиц, ___171____ часов.






п/п


Раздел учебной

дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

ПЗ

СРС

1

Морфология микроорганизмов

2

1-4

4

8

5

Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 5

2

Физиология и биохимия микроорганизмов

2

5-7

4

6

4


Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 8

3

Генетика микроорганизмов

2

8

2

2

2

Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 12

4

Микробы и окружающая среда. Микрофлора почвы, воды, воздуха.

Фитопатогенные микроорганизмы. Микроэкология тела человека.

2

9-11

4

6

4

Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 12

5

Факторы врождённого иммунитета. Инфекция

2

12,13

2

4

3


Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 14

6

Инфекционная иммунология.

2

14-19

2

12

5

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 17-19

7

Возбудители гнойно-септических инфекции.

3

1,2

2

4

3


Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 3

8

Возбудители трансмиссивных инфекции.

3

8-10

2




5


Реферат, решение ситуационных задач – 10-11

9

Возбудители острых кишечных инфекции.

3

3-6

2

8

4

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум –7

10

Воздушно-капельные инфекции.

3

7,8

2

4

2

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 9

11

Возбудители заболеваний, передающихся половым путем.

3

9




2

1


Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 11

12

Возбудители зоонозных инфекций.

3

10

2

2

2

Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 11

13

Возбудители госпитальных инфекций.

3

11,12




4

2


Реферат, решение ситуационных задач – 12-13

14

Заболевания, вызываемые патогенными грибами и простейшими.

3

12,13







5


Реферат, решение ситуационных задач –13-15

15

Общая вирусология.

3

13-15

2

6

4

Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 16

16

Возбудители Энтеровирусные инфекции

3

16

2

2

2


Решение ситуационных задач -16

17

Возбудители респираторных вирусных инфекций

3

17

2

2

2


Решение ситуационных задач -17

18

Возбудители нейровирусных инфекций, ВИЧ

3

18,19

2

4

2


Решение ситуационных задач -18,19



Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины и формируемых в них ОК и ПК

Темы/разделы дисциплины

Кол-во

часов

компетенции







1

2

Общее кол-во компетенций

Морфология микроорганизмов

12

ОК-4

ПК-4

2

Физиология и биохимия микроорганизмов

10

ОК-4

ПК-4

2

Генетика микроорганизмов

4

ОК-4

ПК-4

2

Микробы и окружающая среда. Микрофлора почвы, воды, воздуха.

Фитопатогенные микроорганизмы. Микроэкология тела человека.

10

ОК-4

ПК-4

2

Факторы врождённого иммунитета. Инфекция

6

ОК-4

ПК-4

2

Инфекционная иммунология.

14

ОК-4

ПК-4

2

Возбудители гнойно-септических инфекции.

6

ОК-4

ПК-4

2

Возбудители трансмиссивных инфекции.

2

ОК-4

ПК-4

2

Возбудители острых кишечных инфекции.

10

ОК-4

ПК-4

2

Воздушно-капельные инфекции.

6

ОК-4

ПК-4

2

Возбудители заболеваний, передающихся половым путем.

2

ОК-4

ПК-4

2

Возбудители зоонозных инфекций.

4

ОК-4

ПК-4

2

Возбудители госпитальных инфекций.

4

ОК-4

ПК-4

2

Заболевания, вызываемые патогенными грибами и простейшими.

2

ОК-4

ПК-4

2

Общая вирусология.

8

ОК-4

ПК-4

2

Возбудители Энтеровирусные инфекции

4

ОК-4

ПК-4

2

Возбудители респираторных вирусных инфекций

4

ОК-4

ПК-4

2

Возбудители нейровирусных инфекций, ВИЧ

6

ОК-4

ПК-4

2


5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Практическая работа студентов под контролем преподавателя:

  1. Изучение методов микроскопии и приготовления препаратов. Простые и сложные методы окраски.

  2. Выделение чистых культур бактерий, биохимическая и серологическая идентификация.

  3. Определение чувствительности к антибиотикам, обсуждение схем рациональной антибактериальной терапии для разных групп микроорганизмов.

  4. Изучение качественного и количественного состава микрофлоры тела человека. Исследование на дисбактериоз. Интерпретация и обсуждение результатов. Обоснование схем коррекции дисбиотических состояний с использованием разных групп биопрепаратов.

  5. Постановка и учёт серологических реакций, используемых в диагностике инфекционных заболеваний.

  6. Решение ситуационных задач.

  7. Выполнение самостоятельной многоэтапной практической работы по выделению, идентификации, эпидемиологическому типированию возбудителей внутрибольничных инфекций. Подбор и обсуждение схем антибактериальной терапии для инфекций, вызываемых госпитальными штаммами микроорганизмов.



    Чтение лекций с использованием мультимедийной техники. Чтение лекций специалистами, приглашёнными из научно-исследовательских институтов по актуальным проблемам медицинской микробиологии и вирусологии.

    Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, завершающаяся докладом и обсуждением темы в группе или защитой реферата.

    Подготовка студентов-кружковцев по овладению навыками практической работы в бактериологической, гнотобиологической и молекулярно-генетической лабораториях. Обучение навыкам подбора и анализа литературы при подготовке докладов и рефератов, ведению публичной речи и научной дискуссии.


6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Для текущего контроля используются тестовые задания, коллоквиумы, решение ситуационных задач.

Для промежуточного контроля – экзамен, включающие тестовый контроль, контроль практических умений (микроскопия препаратов, учет демонстраций, расшифровка биопрепаратов), устное собеседование, решение ситуационных задач.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconРабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом лечебного факультета от «29»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины «микробиология, вирусология, микробиология полости рта» в основу положены
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconРабочая программа учебной дисциплины
При разработке рабочей программы учебной дисциплины «микробиология» в основу положены
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconПрограмма учебной дисциплины основы физиологии кожи и волос
...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconРабочая программа учебной дисциплины «микробиология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла б студентам очной формы полного...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconРабочая программа учебной дисциплины «микробиология, вирусология»
«российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова»
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconРабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconРабочая программа учебной дисциплины «микробиология, вирусология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconРабочая программа дисциплины «Общая микробиология и общая санитарная микробиология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 6
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая биология и микробиология» для студентов 3 курса по специальности 240902. 65 «Пищевая...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconРабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология»
Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Физиология с основами анатомии»,...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconРабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный медицинский университет...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconРабочая программа учебной дисциплины микробиология полости рта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный медицинский университет...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconПрограмма учебной дисциплины микробиология, санитария и гигиена 2012. г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) и регионального...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconРабочая программа учебной дисциплины микробиология для подготовки...
«Плодоводство», «Овощеводство», «Виноградарство и виноделие», «Генетика, селекция и биотехнология садовых культур», «Декоративное...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconРабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических...
Автор: преподаватель высшей квалификационной категории ооау спо «лмк»председатель цмк опд тюменцева Л. В
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология iconПояснительная записка «Микробиология и вирусология»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск