ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан фармацевтического
факультета, профессор
_____________И.Г. Козлов
«…» ____________2009г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
микробиология
(Наименование дисциплины)
Специальность подготовки 060108 (040500) – Фармация
Квалификация (степень) выпускника Специалист – провизор
Форма обучения________________ Очная___________________________
(очная)
Москва – 2009г
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «микробиология» являются:
Ознакомление студентов с основами общей и медицинской микробиологии, вирусологии, микологии.
Формирование умений, необходимых будущему провизору для осуществления своей профессиональной деятельности, на основе знаний о:
Роли микроорганизмов в существовании природы, их биологических особенностях, распространении в биосфере, влиянии микроорганизмов на процесс изготовления лекарств;
Принципах асептики и антисептики, методах стерилизации и дезинфекции, контроле качества стерилизации и дезинфекции;
Микроорганизмах как возбудителях инфекционных заболеваний человека, патогенетических основах инфекционных заболеваний, классических и современных методах микробиологической диагностики;
Принципах профилактики и лечения инфекционных заболеваний, основных группах лечебно-профилактических биопрепаратов, принципах антибактериальной терапии и формирования резистентности к антибиотикам.
Воспитание способности к анализу медицинской информации, стремления к приобретению новых знаний в целях совершенствования своей профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
Изучение основ общей и медицинской микробиологии: морфологии, физиологии, биохимии и генетики микроорганизмов; основных принципов асептики и антисептики, стерилизации и дезинфекции; микроэкологии, инфекционной иммунологии; общей вирусологии; биологических свойств патогенных микроорганизмов, взаимодействия микробов с организмом человека, особенностей патогенеза инфекционных заболеваний; методов диагностики, принципов этиотропного лечения и специфической профилактики заболеваний.
Формирование системного подхода к анализу научной медицинской информации, восприятию инноваций в целях совершенствования профессиональной деятельности
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
В подготовке провизора микробиология относится к группе медико-биологических дисциплин, тесно связанной с химией, биологией и фармацевтическими науками, дающей наряду с фундаментальными общебиологическими знаниями, элементы прикладного характера.
Эффективное изучение микробиологии основывается на знаниях биологии, химии, физиологии с основами анатомии человека.
Преподавание микробиологии включает три самостоятельные науки – микробиологию, вирусологию и иммунологию. Правильная организация преподавания требует тесного взаимодействия всех трёх составляющих.
Учитывая то обстоятельство, что студенты фармацевтических факультетов не обучаются на кафедрах инфекционных болезней и эпидемиологии, при изучении микробиологии они получают знания, касающиеся путей заражения и механизмов распространения, патогенеза и клинических проявлений инфекционных болезней.
Знания, полученные при изучении курса, должны обеспечить формирование общебиологического мышления и служить базой для изучения патологии и биотехнологии.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОБИОЛОГИЯ»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1. Знать:
теоретические основы общей и медицинской микробиологии и вирусологии, позволяющие анализировать патогенез, подходы к диагностике инфекционных заболеваний, подбору антибактериальной и противовирусной терапии и специфической профилактике инфекционных заболеваний;
биологические особенности микроорганизмов, особенности распространения их в биосфере, влияние микробов на процесс изготовления лекарств;
вопросы асептики, антисептики и стерилизации, хранения и контроля лекарственного сырья и готовых лекарственных средств;
об иммунной системе человека и особенностях ее функционирования;
биопрепараты, обеспечивающие специфическую диагностику, терапию и профилактику инфекционных заболеваний, а также иммунокоррекцию.
2. Уметь:
проводить качественное и количественное выделение чистой культуры аэробных и факультативно-анаэробных бактерий;
интерпретировать результаты диагностических методов, применяемых в бактериологии, вирусологии и микологии (биохимической и серологической идентификации микроорганизмов, эпидемиологического маркирования, серологической диагностики инфекционных заболеваний, методов индикации вирусов).
интерпретировать результаты антибиотикограммы и разрабатывать оптимальную стратегию и тактику антибактериальной терапии для больных с различной инфекционной патологией;
выполнять работу в асептических условиях: дезинфицировать и стерилизовать некоторые медицинские инструменты и лабораторную посуду.
анализировать результаты методов экспресс-диагностики;
формировать системный подход к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, в целях совершенствования своей профессиональной деятельности;
решать ситуационные задачи.
Техникой микроскопии фиксированных окрашенных препаратов, приготовленных из клинического материала и чистых культур микроорганизмов. Результаты образования
| Краткое содержание и характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции
| номер компетенции
| 1
| 2
| 3
|
Знать
Уметь
Владеть
| ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
|
| способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, в целях совершенствования своей профессиональной деятельности
теоретические основы общей и медицинской микробиологии и вирусологии, позволяющие анализировать патогенез, подходы к диагностике инфекционных заболеваний, подбору антибактериальной и противовирусной терапии и специфической профилактике инфекционных заболеваний;
биологические особенности микроорганизмов, особенности распространения их в биосфере, влияние микробов на процесс изготовления лекарств;
об иммунной системе человека и особенностях ее функционирования.
формировать системный подход к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, в целях совершенствования своей профессиональной деятельности.
решать ситуационные задачи.
| ОК-4
|
Знать
Уметь
Владеть
| ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
|
| способен и готов к постановке диагноза на основании результатов микробиологических и биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом; использовать знания основ клинической анатомии в лечении больных терапевтическими и хирургическими методами
теоретические основы общей и медицинской микробиологии и вирусологии, позволяющие анализировать патогенез, подходы к диагностике инфекционных заболеваний, подбору антибактериальной и противовирусной терапии и специфической профилактике инфекционных заболеваний;
вопросы асептики, антисептики и стерилизации, хранения и контроля лекарственного сырья и готовых лекарственных средств;
о препаратах, обеспечивающих специфическую диагностику, терапию и профилактику инфекционных заболеваний, а также иммунокоррекцию.
интерпретировать результаты диагностических методов, применяемых в бактериологии, вирусологии и микологии (биохимической и серологической идентификации микроорганизмов, эпидемиологического маркирования, серологической диагностики инфекционных заболеваний, методов индикации вирусов).
интерпретировать результаты антибиотикограммы и разрабатывать оптимальную стратегию и тактику антибактериальной терапии для больных с различной инфекционной патологией;
анализировать результаты методов экспресс-диагностики;
выполнять работу в асептических условиях: дезинфицировать и стерилизовать некоторые медицинские инструменты и лабораторную посуду.
техникой микроскопии фиксированных окрашенных препаратов, приготовленных из клинического материала и чистых культур микроорганизмов.
| ПК-4
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет __5___ зачетных единиц, ___171____ часов.
№
п/п
|
Раздел учебной
дисциплины
| Семестр
| Неделя
семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
|
|
|
| лекции
| ПЗ
| СРС
| 1
| Морфология микроорганизмов
| 2
| 1-4
| 4
| 8
| 5
| Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 5
| 2
| Физиология и биохимия микроорганизмов
| 2
| 5-7
| 4
| 6
| 4
|
Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 8
| 3
| Генетика микроорганизмов
| 2
| 8
| 2
| 2
| 2
| Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 12
| 4
| Микробы и окружающая среда. Микрофлора почвы, воды, воздуха.
Фитопатогенные микроорганизмы. Микроэкология тела человека.
| 2
| 9-11
| 4
| 6
| 4
| Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 12
| 5
| Факторы врождённого иммунитета. Инфекция
| 2
| 12,13
| 2
| 4
| 3
|
Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 14
| 6
| Инфекционная иммунология.
| 2
| 14-19
| 2
| 12
| 5
| Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 17-19
| 7
| Возбудители гнойно-септических инфекции.
| 3
| 1,2
| 2
| 4
| 3
|
Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 3
| 8
| Возбудители трансмиссивных инфекции.
| 3
| 8-10
| 2
|
| 5
|
Реферат, решение ситуационных задач – 10-11
| 9
| Возбудители острых кишечных инфекции.
| 3
| 3-6
| 2
| 8
| 4
| Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум –7
| 10
| Воздушно-капельные инфекции.
| 3
| 7,8
| 2
| 4
| 2
| Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 9
| 11
| Возбудители заболеваний, передающихся половым путем.
| 3
| 9
|
| 2
| 1
|
Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 11
| 12
| Возбудители зоонозных инфекций.
| 3
| 10
| 2
| 2
| 2
| Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 11
| 13
| Возбудители госпитальных инфекций.
| 3
| 11,12
|
| 4
| 2
|
Реферат, решение ситуационных задач – 12-13
| 14
| Заболевания, вызываемые патогенными грибами и простейшими.
| 3
| 12,13
|
|
| 5
|
Реферат, решение ситуационных задач –13-15
| 15
| Общая вирусология.
| 3
| 13-15
| 2
| 6
| 4
| Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 16
| 16
| Возбудители Энтеровирусные инфекции
| 3
| 16
| 2
| 2
| 2
|
Решение ситуационных задач -16
| 17
| Возбудители респираторных вирусных инфекций
| 3
| 17
| 2
| 2
| 2
|
Решение ситуационных задач -17
| 18
| Возбудители нейровирусных инфекций, ВИЧ
| 3
| 18,19
| 2
| 4
| 2
|
Решение ситуационных задач -18,19
|
Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины и формируемых в них ОК и ПК
Темы/разделы дисциплины
| Кол-во
часов
| компетенции
|
|
| 1
| 2
| Общее кол-во компетенций
| Морфология микроорганизмов
| 12
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Физиология и биохимия микроорганизмов
| 10
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Генетика микроорганизмов
| 4
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Микробы и окружающая среда. Микрофлора почвы, воды, воздуха.
Фитопатогенные микроорганизмы. Микроэкология тела человека.
| 10
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Факторы врождённого иммунитета. Инфекция
| 6
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Инфекционная иммунология.
| 14
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Возбудители гнойно-септических инфекции.
| 6
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Возбудители трансмиссивных инфекции.
| 2
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Возбудители острых кишечных инфекции.
| 10
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Воздушно-капельные инфекции.
| 6
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Возбудители заболеваний, передающихся половым путем.
| 2
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Возбудители зоонозных инфекций.
| 4
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Возбудители госпитальных инфекций.
| 4
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Заболевания, вызываемые патогенными грибами и простейшими.
| 2
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Общая вирусология.
| 8
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Возбудители Энтеровирусные инфекции
| 4
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Возбудители респираторных вирусных инфекций
| 4
| ОК-4
| ПК-4
| 2
| Возбудители нейровирусных инфекций, ВИЧ
| 6
| ОК-4
| ПК-4
| 2
|
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Практическая работа студентов под контролем преподавателя:
Изучение методов микроскопии и приготовления препаратов. Простые и сложные методы окраски.
Выделение чистых культур бактерий, биохимическая и серологическая идентификация.
Определение чувствительности к антибиотикам, обсуждение схем рациональной антибактериальной терапии для разных групп микроорганизмов.
Изучение качественного и количественного состава микрофлоры тела человека. Исследование на дисбактериоз. Интерпретация и обсуждение результатов. Обоснование схем коррекции дисбиотических состояний с использованием разных групп биопрепаратов.
Постановка и учёт серологических реакций, используемых в диагностике инфекционных заболеваний.
Решение ситуационных задач.
Выполнение самостоятельной многоэтапной практической работы по выделению, идентификации, эпидемиологическому типированию возбудителей внутрибольничных инфекций. Подбор и обсуждение схем антибактериальной терапии для инфекций, вызываемых госпитальными штаммами микроорганизмов.
Чтение лекций с использованием мультимедийной техники. Чтение лекций специалистами, приглашёнными из научно-исследовательских институтов по актуальным проблемам медицинской микробиологии и вирусологии.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, завершающаяся докладом и обсуждением темы в группе или защитой реферата.
Подготовка студентов-кружковцев по овладению навыками практической работы в бактериологической, гнотобиологической и молекулярно-генетической лабораториях. Обучение навыкам подбора и анализа литературы при подготовке докладов и рефератов, ведению публичной речи и научной дискуссии.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Для текущего контроля используются тестовые задания, коллоквиумы, решение ситуационных задач.
Для промежуточного контроля – экзамен, включающие тестовый контроль, контроль практических умений (микроскопия препаратов, учет демонстраций, расшифровка биопрепаратов), устное собеседование, решение ситуационных задач.
|