Скачать 173.51 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» «УТВЕРЖДАЮ» Декан стоматологического факультета, профессор ________ Н.М. Хелминская «…» ____________20___г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Микробиология полости рта Специальность подготовки «Стоматология» Квалификация (степень) выпускника - специалист Форма обучения Очная Москва – 2011 г 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения дисциплины «микробиология полости рта» являются:
Задачи дисциплины:
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО В подготовке стоматолога микробиология полости рта относится к группе медико-биологических дисциплин, тесно связанной с химией, биологией, биохимией, дающей наряду с фундаментальными общебиологическими знаниями, элементы прикладного характера. Эффективное изучение микробиологии основывается на знаниях биологии, гистологии, биохимии, нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии. Преподавание микробиологии включает три самостоятельные науки – микробиологию, вирусологию и иммунологию. Знания, полученные при изучении курса, должны обеспечить формирование общебиологического мышления и служить базой для изучения инфекционных болезней, фтизиатрии, эпидемиологии. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОБИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА» В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1. Знать:
2. Уметь:
3. Владеть: Техникой микроскопии фиксированных окрашенных препаратов, приготовленных из клинического материала и чистых культур микроорганизмов.
Общая трудоемкость дисциплины составляет __1,5___ зачетных единиц, ___57____ часов.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Практическая работа студентов под контролем преподавателя:
Чтение лекций с использованием мультимедийной техники. Чтение лекций специалистами, приглашёнными из научно-исследовательских институтов по актуальным проблемам медицинской микробиологии и вирусологии. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, завершающаяся докладом и обсуждением темы в группе или защитой реферата. Подготовка студентов-кружковцев по овладению навыками практической работы в бактериологической, гнотобиологической и молекулярно-генетической лабораториях. Обучение навыкам подбора и анализа литературы при подготовке докладов и рефератов, ведению публичной речи и научной дискуссии. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Для текущего контроля используются тестовые задания, коллоквиумы, решение ситуационных задач. Для промежуточного контроля – экзамен, включающий тестовый контроль, контроль практических умений (микроскопия препаратов, учет демонстраций, расшифровка биопрепаратов), устное собеседование, решение ситуационных задач. Примеры ситуационных задач:Задача №1К стоматологу обратилась девочка 15 лет по поводу неприятного запаха изо рта, болезненности и кровоточивости десен. При осмотре – шейки зубов оголены, десневой край гиперемирован, отечен и отстает от поверхности зуба, при зондировании – выделение гноя и крови. Часть зубов подвижна. Задание:
Задача №2.В клинику челюстно-лицевой хирургии поступил больной с флегмоной дна полости рта, которая развилась после постановки временной пломбы на кариозный зуб. На 4-5 сутки после лечения пациент почувствовал резкое ухудшение состояния: поднялась температура, появились боли при еде, инфильтрат дна ротовой полости. Стоматолог назначил гентамицин. Задание:
Задача № 3. У больного, которому два года назад удалили «зуб мудрости», наблюдаются признаки хронического воспалительного процесса в области угла нижней челюсти с переходом на щечную, поднижнечелюстную области и шею. Видны выходы свищевых ходов с незначительным гнойным отделяемым. Задание:1. Сделайте предположение об этиологии процесса и предполагаемом диагнозе заболевания 2. Какие микробиологические исследования необходимо предпринять для подтверждения вашего предположения? 3. Укажите таксономическое положение возбудителя, охарактеризуйте его свойства. 4. Обоснуйте тактику лечения с учетом этиологии и патогенеза заболевания. Примеры тестовых заданий: 1. По данным ВОЗ группа кариесогенных микробов включает: а) S.mutans; б) S.sanguis; в) Actinomyces; г) Lactobacterium; д) Propionibacterium. Правильный ответ: а, в,г 2. Фактором кариесорезистентности считаются: а) нейссерии; б) вейлонеллы; в) лактобактерии; г) коринебактерии; д) актиномицеты. Правильный ответ: б 3. Для обработки «критических инструментов» применяют: а) стерилизацию; б) дезинфекцию высокого уровня; в) дезинфекцию в обычном режиме; г) дезинфектанты с маркировкой туберкулоцидной активности. Правильный ответ: а 4. При дисбактериозе в результате антибиотикотерапии преобладающим микробом в полости рта может стать: а) Staphylococcus aureus; б) Candida albicans; в) Leptotrichia buccalis; г) Chlamidia pneumoniae; д) Mycoplasma pneumoniae. Правильный ответ: б 5. При хронических одонтогенных воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области чаще выделяются: а) стафилококки и стрептококки; б) актиномицеты и бактероиды; в) лактобактерии и вейлонеллы; г) коринебактерии и грибы кандида; д) бифидобактерии и вейлонеллы. Правильный ответ: а Для обеспечения самостоятельной работы студентов на кафедре имеется методический кабинет с полным набором учебно-методических пособий, выпускаемых кафедрой, основными учебниками по микробиологии, микробиологическими атласами, дополнительной литературой на русском и английском языках, наборами таблиц по темам дисциплины, цветными микрофотографиями, наборами биопрепаратов, а также компьютерный класс с электронными версиями практических занятий и лекций и программой для тестирования студентов. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ а) основная литература: 1. «Медицинская микробиология, вирусология и иммунология». Учебник под ред. А.А. Воробьева А.А., М., ”МИА”., 691 с., 2008г. 2. «Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии» под ред. Воробьева А.А., Быкова А.С., М., ММА, 2008. б) дополнительная литература: 1. Л.Б. Борисов «Медицинская микробиология, вирусология, иммунология» ООО «Медицинское информационное агентство», Москва 2002 2. Общая медицинская вирусология. Под общей редакцией Л.И. Кафарской и Н.С. Горячкиной. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007 г., С. 208. 3. Частная медицинская вирусолгия. Под общей редакцией Л.И. Кафарской и Н.С. Горячкиной. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007 г. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы __________________________ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 8.1. Перечень материально-технических средств учебной аудитории для чтения лекций по микробиологии
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по специальности подготовки 060108 (040400) – «Стоматология. Программа одобрена на заседании кафедры микробиологии и вирусологии от 10.12.2009 года, протокол № ___4_____. Зав. кафедрой микробиологии и вирусологии, профессор Кафарская Л.И. |
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом лечебного факультета от «29» При разработке рабочей программы учебной дисциплины «микробиология, вирусология, микробиология полости рта» в основу положены | Программа учебной дисциплины основы физиологии кожи и волос ... | ||
Пояснительная записка «Микробиология и вирусология» ... | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол... ... | ||
Микробиология, вирусология микробиология полости рта Структуры внутрибольничных инфекций, вызываемых условно-патогенными микробами и оппортунистами | Хирургия полости рта Цель дисциплины подготовка врача стоматолога, способного оказать амбулаторную стоматологическую хирургическую помощь пациентам с... | ||
Вопросы к экзамену для студентов специальности «Стоматология» по... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Примерная программа дисциплины стоматология модуль «имплантология... Цель: освещение теоретических и практических аспектов стоматологической (дентальной) имплантологии, возможностей реконструктивной... | ||
Примерная программа дисциплины стоматология модуль «хирургия полости рта» Цель подготовка врача стоматолога, способного оказать амбулаторную стоматологическую хирургическую помощь пациентам с воспалительными... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Микробиология,... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Анализ современных представлений об иммунитете, аллергии с позиций... ... | Моу сош №15 исследовательский проект Образовательные: обобщить знания учащихся о гигиене полости рта; изучить строение полости рта и зубов; выяснить, какой вред приносит... | ||
Микробиология, вирусология микробиология полости рта Приложение №1 к рабочей программе «Тематический план лекций», «Тематический план практических занятий» | Лекции по курсу микробиологии и иммунологии полости рта В полости рта насчитывается около 160 видов микроорганизмов — это один из наиболее обсемененных отделов организма человека | ||
Департамент образования г. Москвы Западное окружное управление образования... ... | Рабочая программа по дисциплине биологическая химия биохимия полости... Настоящая рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине биологическая химия – биохимия полости рта, рекомендованной... |