Скачать 199.79 Kb.
|
Заявка на включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» «Актуальные проблемы школьного биологического образования» (название программы) Программа для учителей биологии общеобразовательных учреждений Воронежской области_________________________________________ (категория слушателей) По направлениям «Проектирование содержания образования по специальности «биология»» и «Использование новых педагогических технологий по специальности «биология»» Наименование учреждения: ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ № и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации: Серия А № 282047 от 17 марта 2008г., регистрационный № 9966 от 17 марта 2008 г. № и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повышения квалификации: Серия АА № 001267, регистрационный № 1237 от 28 апреля 2008г., срок действия до 28 апреля 2013 года Наименование программы с указанием категории слушателей: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ для учителей биологии общеобразовательных учреждений Объем (в часах): 72часа Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя: ФИО ректор учреждения: Потапов А.С. ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации: к.б.н., доцент кафедры общей биологии и зоологии Бодрова Н.Ф. доцент кафедры общей биологии и зоологии Подколзина М.И. Юридический адрес учреждения: 394043, г.Воронеж, ул.Ленина, д.86. Контактные адреса и телефоны учреждения: 54-56-43, 55-54-46. e-mail: rektorat@vspu.ac.ru Подпись ректора: (печать) Актуальные проблемы школьного биологического образования Пояснительная записка В условиях модернизации отечественного образования, реализации такого ключевого направления инициативы «Наша новая школа», как «Развитие учительского потенциала», возрастает значение современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В связи с этим естественно-географическим факультетом Воронежского государственного педагогического университета разработана программа повышения квалификации для учителей биологии. В ее основу положен модульный принцип построения. В программу входит три модуля:
В рамках каждого из модулей обеспечивается вариативность в построении содержания и форм организации учебной деятельности слушателей. В процессе обучения предусмотрено проведение лекций с использованием электронных презентаций, практических занятий, семинаров, экскурсий, мастер-классов учителей – победителей ПНПО, «круглых столов». Программа позволяет обеспечить реализацию компетентностного подхода к обучению слушателей курсов, поскольку ориентирована на получение конкретных, овеществленных и субъективных, результатов решения профессиональных педагогических задач. В ходе занятий слушатели участвуют в дискуссиях, выполняют учебно-практические задания, участвуют в разработке мини-проектов, анализируют кейсы, выполняют задания в тестовой форме. В процессе обучения каждый слушатель формирует портфолио, использование материалов которого в дальнейшей практической деятельности позволит обеспечить повышение эффективности работы учителя. Программа рассчитана на 72 часа Форма обучения – очная. Модуль 1. Достижения современной биологии и их значение для совершенствования содержания учебного предмета «Биология» в школе Учебно-тематический план
Формы контроля: реферат, портфолио «Биология: современные достижения и перспективы развития». Содержание тем Тема 1. Современные концепции биологических систем История развития системного взгляда на окружающий мир. Основные особенности биологических систем. Происхождение биологических систем на Земле. Краткий обзор биологических систем. Биосфера как система. Тема 2. Современные достижения клеточной и генной инженерии Методы генной инженерии. Молекулярная геномика. Генная терапия. Программа «Геном человека» и ее реализация. Генетически модифицированные продукты и их влияние на организм человека. Клонирование клеток животных. Генодиагностика животных. Культивирование клеток растений. Перспективы генной и клеточной инженерии. Тема 3. Новые взгляды на происхождение и эволюцию птиц Морфологические доказательства происхождения птиц от рептилий. Множественность путей эволюции птиц. Археоптерикс – тупиковая ветвь эволюции? Авимимиды и проблема происхождения птиц. Энанциорнисы. Конфуциусорнитиды. Неорнисовые веерохвостые птицы. Целурозавры. Тема 4. Вакуом и его роль во взаимодействии растений с окружающей средой Вакуолярная система растений и ее структура. Значение вакуолей для жизни растений. Эволюционные предпосылки возникновения вакуолей. Адаптационные механизмы растений в условиях засухи и солености почв и вакуоли. Тема 5. Нанотехнологии в биологии и медицине Применение нанотехнологий и наноматериалов в отдельных отраслях биологии. Нанобиотехнологии в лабораторной диагностике. Использование нанотехнологий для транспортировки и направленной доставки лекарственных препаратов. Вопросы безопасности наноматериалов и нанотехнологий в медицине. Тема 6. Роль генетико-средовых факторов в развитии мозга Роль социально-средовых и генетических детерминант в формировании психологических особенностей детей. Использование в организации педагогического процесса знаний о разной роли общей и индивидуальной среды в вариативности разных признаков и в разных возрастах. Структура семьи как средовой фактор формирования индивидуальности ребенка. Тема 7. Влияние радиации на состояние естественных и искусственных фитоценозов Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Действие различных видов ионизирующих излучений на фитоценозы. Проявление радиационного эффекта и его зависимость от типа фитоценоза. Закономерности и причины возникновения отдалённых последствий облучения. Пути миграции радионуклидов. Тема 8. Современная биология: перспективы развития Современные методы молекулярной генетики. Биотехнология и проблемы защиты окружающей среды. Современные представления о физиологических механизмах регуляции функций животных организмов. Роль стволовых клеток в восстановительных процессах. Биоразнообразие и проблема его сохранения. Пути и перспективы развития современной эволюционной теории. Проблемы антропогенеза Литература
Интернет-ресурсы http://www.biotechnolog.ru/map.htm - сайт «Основы биотехнологии» http://macroevolution.narod.ru - сайт «Проблемы эволюции» http://www.avifarm.ru - сайт «Современная теория эволюции» http://ecology-portal.ru - Экологический портал Модуль 2. Биология как учебный предмет: методический аспект Учебно-тематический план
Формы контроля: тестирование, портфолио «Диагностика учебной деятельности школьников по биологии». Содержание тем Тема 1. Диагностика педагогической ситуации и планирование содержания учебного процесса Диагностика и ее место в образовательном процессе при обучении биологии. Оценка качества деятельности учащихся и учителя. Подходы к созданию современного инструментария оценки достижений обучающихся. ГИА и ЕГЭ – компоненты системы оценки качества в отечественном образовании на современном этапе его развития. Ценностно-смыловые детерминанты обновления содержания биологического образования. Духовно-нравственный потенциал биологического образования. Организация школьного учебно-воспитательного процесса в природных условиях. Тема 2. Школьное биологическое образование и современные тенденции его развития Образовательная инициатива «Наша новая школа» и современное школьное биологическое образование. Гуманистическая и культурологическая направленность биологического образования в российской школе. Обучение биологии в условиях реализации государственных образовательных стандартов. Вариативность содержания школьного биологического образования в современных условиях. Перспективы развития методики обучения биологии и значение данного процесса для учителей биологии. Тема 3. Лудомания или игровая зависимость и ее профилактика у школьников Понятие «лудомания». Игровая зависимость и борьба с ней: исторический аспект. Психические причины лудомании. Категории людей, подверженных болезненной склонностью к игре. Последствия игровой зависимости. Методы и средства по борьбе с лудоманией. Тема 4. Реализация деятельностного подхода в обучении биологии в современном образовательном учреждении общего образования Деятельностный подход в обучении и его сущность. Модель организации обучения биологии на основе деятельностного подхода. Здоровьесохраняющие возможности деятельностного подхода в образовании. Реализация деятельностного подхода в обучении биологии через организацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. Методические приемы организации деятельностного подхода на уроках биологии. Тема 5. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся Активизация обучения как педагогическая проблема. Интерактивное обучение и его сущность. Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения. Методы и формы интерактивного обучения. Литература
Интернет-ресурсы http://www.edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование» http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал http://window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений http://www.ege.edu.ru/ - Официальный портал Единого Государственного Экзамена http://36edu.ru/default.aspx - Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области Модуль 3. Современные педагогические технологии в обучении биологии Учебно-тематический план
Формы контроля: тестирование, портфолио «Инновационные технологии в обучении биологии». Содержание тем Тема 1. Информационно-коммуникационные технологии и их применение в процессе обучения биологии в школе Информационно-коммуникационные технологии и их особенности. Психологические аспекты информатизации образовательной системы. Организация учебной деятельности школьников на основе информационно-коммуникационных технологий. Возможности ИКТ по развитию творческого мышления учащихся. Особенности оценивания качества обучения. Санитарно-гигиенические требования по применению ИКТ в образовательном процессе. Тема 2. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения биологии Понятие «учебно-исследовательская деятельность учащегося». Виды учебно-исследовательской деятельности учащихся и критерии их оценки. Научное общество учащихся и направления его деятельности. Формы организации деятельности НОУ. Развитие интеллектуальной одаренности и творческих способностей учащихся в условиях научного общества учащихся. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования.Тема 3. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе Здоровье школьника как основа эффективного обучения. Методика использования средств оздоровительной направленности в условиях информатизации обучения. Использование игровых методик на уроках здоровьесбережения. Оздоровительные методики восстановления школьников. Тема 4. Реализация современных педагогических технологий в профессиональной деятельности учителя биологии Система работы учителя биологии в современных условиях. Информационно-коммуникационные технологии и их применение в процессе обучения биологии. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии в школе. Работа НОУ. Тема 5. Технологизация образовательного процесса при обучении биологии: перспективы и проблемы Технология обучения, теория обучения, техника обучения, методика обучения как области педагогического знания об управлении учебной деятельностью. Психологические риски и возможности технологизации образования. Стандартизация требований к описанию общих признаков современных педагогических технологий. Технологизация современного учебного занятия. Технологические ресурсы развития урока как средство развития социальной компетентности личности. Выбор педагогических технологий: этический и правовой аспект. Формы контроля: тестирование, портфолио «Современные педагогические технологии и их возможности в обучении биологии». Литература
Интернет-ресурсы http://www.edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование» http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал http://window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Условия реализации программы повышения квалификации Профессора и преподаватели биологических кафедр ЕГФ ВГПУ, привлеченные для проведения занятий на курсах повышения квалификации для учителей биологии:
Занятия на курсах повышения квалификации проводятся на базе:
База для организации самостоятельной работы слушателей:
Слушатели курсов обеспечиваются горячим питанием на базе столовой ВГПУ. Проживание в общежитии ВГПУ. Занятия проводятся во время каникул. В свободное от занятий время организуется культурная программа, предполагающая в соответствии с заявками слушателей курсов посещение театров, кинотеатров, музеев, зоопарка г. Воронежа, встречу с представителями книжной торговой сети «Амиталь», сотрудничающей с крупнейшими издательствами РФ, выпускающими учебно-методическую литературу. |
Программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области | Программа по биологии составлена на основе нормативных документов Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области | ||
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса... Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного... | Г. озерска калининградской области Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области | ||
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Совершенствование профессиональной компетентности учителей немецкого языка в контексте модернизации языкового образования | Культура общения Программа предназначена для 1-11 классов общеобразовательных учреждений города Воронежа и Воронежской области | ||
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений | Программа о колокольном звоне Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области | ||
Жертвы колдовства Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области | Рабочая программа дисциплины (модуля) Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области | ||
Даль В. и др д 15 Русское колдовство Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области | Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области | ||
Колокольный звон лечит Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области | Классный час 5 класс Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области | ||
Элияху Голдратт. Правила Голдратта Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области | Поль Хасон искусство колдовства Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области |