ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Программы курса в 5–11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008. А так же в соответствии с приказом №760 Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, а так же с учетом учебного плана МБОУ «СОШ» №17 г. Воронежа на 2013-2014г.
Содержание программы курса обеспечивается книгой для учителя «Историко-культурное краеведение» И.П. Красиковой, Ю.П. Пыльнева (под общ. ред. Б.Я. Табачникова; Воронеж, 2012), учебно-методического пособия : Панова В.И. «История Воронежского края»
В данной программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции.
Курс «историческое краеведение»в 11 классе рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю), согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческий музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники истории. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.
Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.
Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.
Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь в науку о природе и обществе.
Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.
В краеведении почетное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.
Цели краеведческого образования
Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:
- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
- интересовался жизнью края;
- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
- участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Предметом регионального компонента в краеведении является прошлое народов края, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей развития региона.
Методологической основой содержания предмета является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины.
Задачи, межпредметные связи и ожидаемые результаты
изучения курса « Краеведение » по ступеням обучения
Со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, с историей, искусством, литературой, экологией, экономикой
| Основная школа
8 класс
9 класс
| Формировать знания:
- об этапах развития наследия на примере конкретных объектов;
- о жизнедеятельности жителей края на конкретных примерах;
- об уникальности наследия края и его связи с отечественным и мировым наследием на примере конкретных объектов;
- о проблемах края;
- о значимости объектов культурного наследия края для его жителей, для России
| Осознание учащимися связи с наследием края; значимости этого наследия для предыдущих поколений, для современных жителей, для России и для него лично: «Я – мой край – мое Отечество – мир»
| Со всеми учебными дисциплинами
| Полная
(средняя)
школа
10 класс
11 класс
| Продолжить формирование знаний:
- о своем крае как современной среде обитания и о перспективах его развития;
- о возможных перспективах собственного существования в этом крае
| Осознание учащимися своей взаимосвязи с окружающим микромиром: «Я – житель края, хранитель и создатель его наследия
| Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач. Знание о родном крае находятся в тесном единстве, их усвоение происходит в процессе учебной и внеучебной деятельности. В старших классах учащиеся могут включаться в последующую деятельность, что предполагает работу с архивами, музейными материалами, участие в экспедициях, подготовку докладов и сообщений на конференциях, защиту рефератов.
Основные дидактические принципы
Принцип интеграции
Краеведение рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.
Принцип вариативности
В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы .
Принцип дифференциации и индивидуализации
Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки. Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения .
Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.
Познавательное и воспитательное значение краеведения
Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).
Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых военно-патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).
Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Воспитательное значение уроков краеведения определяется двумя обстоятельствами.
Первое. Уроки краеведения позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.
Второе. Важный педагогический аспект краеведения заключается в возможности быть механизмом организации воспитательной системы в школе.
В издании «Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006–2011 годы» подчеркивается, что повышение эффективности воспитательной работы в образовательных учреждениях во многом связано с созданием и организацией ее системы.
Как объединяющее начало всех наук краеведение интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию – системе образования.
Уроки краеведения обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» 10-11 КЛАССЫ (70 ч)
Введение (1 ч)
Краеведение - совокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п.
Направления краеведения: научное и школьное. Научное краеведение осуществляется научными обществами, университетами, академиями, архивными комиссиями. Краеведческую работу в школе ведут учителя, ученики, родители. Цели краеведческого образования.
Объекты краеведения: природа, население, экономика, история, искусство.
Источники краеведения: краеведческая библиография, печатные, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры.
Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против ксенофобии и экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного отношения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков. «Краеведение - объединяющее начало всех наук» (Д.С. Лихачев).
Раздел I. Историческое краеведение (14 ч)
Древние культуры на территории Воронежского край.
Роль археологии в изучении древних культур. Типы археологических памятников - поселения и погребения. Природно- климатические условия. Общинный характер социальной организации жизни людей. Орудия труда. Занятия людей в период каменного, железного веков. Археологические памятники позднего палеолита, железного века. Роль археологической экспедиции С.Н. Замятина.
Сарматы, аланы, славяне. Понятие археологической культуры. Борщевская культура УШ-Х вв. в бассейне среднего и верх- него течения реки Дон. Славянские городища: Кузнецовское, Белгородское, Животинное.
Первое упоминание о Воронеже в летописи. Научные подходы к происхождению слова
«Воронеж» (В. П. Загоровский, А. М. Аббасов, Е. А. Пульвер, Ю. Е. Пульвер, А. В
Кожемякин и др.)
Воронежский кран в период раздробленности и развития централизованною
государства. Содержание понятия «раздробленность», причины этого историческог
явления и последствия для Воронежского края. Разорение монголо-татарами Рязанского
княжества, опустошение воронежских земель.
Постановление боярской Думы 1585 г. об образовании го- рода-крепости Воронеж и ее
строительство в 1586 и 1594 гг. Роль Воронежской крепости на южных рубежах страны.
Другие города-крепости Белгородской черты. Заселение края украинцами в XVII в.
(Острогожск).Воронежский кран в XVIII в. Борьба России с Турцией и Крымским
ханством за выход к южным морям. Цели Азовских походов Петра 1 1695, 1696 гг. Роль
Воронежа в Азовских походах. Влияние кораблестроения на развитие города. Воронеж в
составе Азовской губернии. Переименование Азовской губернии в Воронежскую в 1725 г.
Административное устройство губернии по указу 1799 г. Пожары и новая планировка
Города .Города и села Воронежской области. Бобров. Заселение Бобровской слободы в XVI!
в. «Государев двор». Бобров - город с 1799 г. Герб города. Храмы: Покровский и Николая
Чудотворца, Успенский. Благотворительная деятельность купца А.И. Медведева. Активное
строительство в 70-е гг. XIX в. Открытие сельскохозяйственного музея в 1911 г.
Провозглашение Советской власти 17 ноября 1917 г. В центре боевых действий
Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.Богучар.
Основание казаками слободы Богучар в 1704 г. Получение статуса города в 1799 г. В составе
Слободско- Украинской губернии в 1797-1802 гг. Пожары XIX в. и кирпичное строительство в 60-е гг. XIX в. Комплекс уездных земских учреждений. Установление Советской власти 25 февраля 1918 г.
Фронтовой город в годы Гражданской войны. Немецкая оккупация (июль - декабрь 1942 г.)
Борисоглебск. Основание крепости Ново-Павловской указом Петра I в 1698 г. Строительство соборной церкви св. Бориса и Глеба в 1703 г. Переименование в город Борисоглебск. Уездный город Тамбовской губернии с 1799 г. Герб города. Успенская церковь - первое каменное сооружение (на месте церкви Бориса и Глеба). Застройка города но новому плану Александра I. Строительство железной дороги. Церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Сретения Господня. Архитектурные памятники города. Установление Советской власти в январе 1918 г. Боевой город в Гражданской войне. Вхождение в Воронежскую область в 1928 г. Открытие драмтеатра в 1930 г.
Бутурлиновка. Бутурлиновская слобода - центр имений графа А.Б. Бутурлина и его семьи. Второе название - Петровское. Развитие в ХУ1П-Х1Х вв. перерабатывающей промышленности и активной торговли. Каменное строительство (Преображенская церковь, Успенская церковь). Второй по численности населения город. Железнодорожное строительство в конце XIX в. Промышленное производство (винное, кирпичное, клееварное, маслобойное и др.). Город с 1917 г. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.
Калач. Основан украинским поселенцами в начале XVIII в. Острогожский полк войсковых казаков. Первый каменный храм. Успенская церковь (1750), церковь Вознесения Господня (1776), церковь Воскресения Господня (1818). Усадьба Комова - архитектурный памятник. Железнодорожное строительство в конце XIX в. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Город с 1945 г.
Новохоиерск. Хоперская крепость построена в 1716 г. Корабельная верфь в 1768 г. Собор Воздвижения креста (1774). Статус уездного города с 1799 г. Герб города. 1802 г. - возвращение в Воронежскую губернию. Церковь Святой Троицы (1835). Собор Воскресения Христова (1865). Богоявленская ярмарка. Железнодорожное строительство. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Фронтовой город в годы Граждан- ской войны. Памятник В.И. Ленину (1924). Город - музей провинциальной архитектуры.
Острогожск. Закладка крепости в 1652 г. при царе Алексее Михайловиче. Каменное строительство с 1700-х гг. (Богоявленская церковь в Лушниковке и Троицкий собор на городской площади, церковь Преображения Господня, церковь Михаила Архангела в слободе Пески — памятник архитектуры федерального значения). С 1779 г. - центр уезда. Герб города. Специализация слобод. В 1916 г. Острогожск - второй город губернии по численности населения, развитию торговли и промышленности. Советская власть установилась в октябре 1917 г. 11рифронтовой город в Гражданскую войну, был занят белыми. Немецкая оккупация 1942 г.
Павловск. Основание крепости в 1709 г. по распоряжению Петра I. Перенос Адмиралтейства из Таврова в Павловск. Упадок крепости после смерти Петра I. С 1779 г. - уездный город. Герб города. Развитие кустарно-промышленного производства в XIX в. (маслобойное, мыловаренное, салотопленное) и торговли (Московско-Черкасский тракт). Духовное училище. Женская гимназия. Реальное училище - памятник архитектуры. Комплекс земской больницы. Советская власть установилась в феврале 1918 г. Фронтовой город в Гражданской войне, прифронтовой - в Великой Отечественной.
Россошь. Основание слободы по указу в 1702 г. Первое документальное упоминание в 1721 г. Завод породистых лошадей помещика Черткова. Открытие в 1834 г. Кретовоздвиженской церкви. Строительство колокольни Александра Невского. Городской парк культуры и летний театр, фонтан. Железнодорожное строительство. Заводы: чугунолитейный, кирпичный. Храм Ильи Пророка. С 1923 г. - статус города. Немецкая оккупация в 1942 г., концлагерь на территории города.
Земляаск. Челобитная украинских переселенцев во главе с И. Дашкевичем в 1661 г. царю с просьбой о строительстве города. Рубленый городе 8 башнями и подземным ходом возводился под руководством воеводы Г. Островского. Преображенская церковь, Воскресенский собор. Уездный город с 1799 г. Герб города. Кирпичное гражданское строительство с 1825 г. Боль- ничный комплекс. Советская власть с 1918 г. Ликвидация Зем- лянского уезда в 1923 г., Землянск переименован в село.
Село Калитва. Заселение края украинцами. Возведение крепости по указу Петра 1 (1722). С 1799 г. - уездный город. Герб города. Упразднение статуса города в 1865 г., перевод жителей в разряд государственных крест ьян.
Коротонк. Крепость построена в 1647 г. Данила Яковлев - воевода - руководил строительством крепости. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Слободы: Стрелецкая. Казачья, Пушкарская. До конца XVIII в. - база для заготовления провианта для донских казаков. Активизация экономической жизни во второй половине XIX в. Строительство учебных заведений. Советская власть установилась в феврале 1918 г. С 1923 г. Корото- як — село.
Костенкн. Город-крепость возведена в 1642 г. Богдан Ко- нинский - руководитель строительства, городской голова. Церковь Иоанна Предтечи, церковь Василия Великого. Потеря значения после упразднения Белгородской черты. Со второй половины - волост ной центр. Село - государственный археологический музей-заповедник.
Орлово. Рождение крепости в 1646 г. Форпост Белгородской оборонительной черты. Церковь Троицкая, церковь Богоявленская (1702). Потеря статуса города в 1799 г.
Нижнедевнцк. Преобразование села Нижняя Девица в уездный город (1779). Слободы: Гореловка, Гусевка. Чибисов- ская. Земледелие основное занятие. Каменное строительство с 30-х гг. XIX в., кирпичное строительство с последней четверти XIX в. Высшее реальное училище. Установление Советской власти в январе 1918 г. Ожесточенные бои во время Гражданской войны. Фронтовой город в годы Великой Отечественной войны.
'Гаврово. Распоряжение Петра I о строительстве крепости Тавров в связи с кораблестроением. Суконная промышленность. Пожар 1744 г. Неудачная попытка возобновления строительства кораблей при Екатерине II.
Воронеж до м после Великой Отечественной войны. Установление Советской власти в г. Воронеже 30 октября 1917 г
Гражданская война: борьба с Красновым и Деникиным. Освобождение от белых армией С.М. Буденного.
Воронеж - административный центр Центрально- Черноземной области (1928-1934).
Воронеж в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 1942-1943 гг. 25 января 1943 г. - день освобождения города. Восстановление Воронежа завершилось к концу 50-х гг.
Создание водохранилища (1972). Награждение орденом Отечественной войны 1 степени (1975). Почетное звание «Город воинской славы» (2008).
Воронежская губерния начала XX в. - сельскохозяйственный район. Социалистическая модернизация в крае (индустриализация и коллективизация). Сталинские репрессии в Воронежском крае.
Награждение области орденом Ленина (1935). Быстрое промышленное развитие. Награждение области вторым орденом Ленина (1956).
Нововоронежская АЭС (1964). Создание межхозяйственных сельхозпредприятий в 70-е гг. XX в.
Политические и экономические перемены 90-х гг. XX в.
|