Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс





Скачать 116.25 Kb.
НазваниеРабочая программа по историческому краеведению 5 класс
Дата публикации29.02.2016
Размер116.25 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
МКОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа»

Принято. Утверждаю

педагогическим советом Директор школы

№ ___ от _________ 2013 _____________Заикина Л.В.

_____________

Рабочая программа по

историческому краеведению

5 класс

Составитель:

Пономарева Е.С.

2013
Пояснительная записка
Программа курса регионального (национально – регионального) компонента государственного образовательного стандарта «Историческое краеведение» для 5 - 7 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, Закона Курганской области № 324 от 28 декабря 2007 г. «О внесении изменений в Закон Курганской области «О региональном (национально – региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Курганской области», а также краеведческого блока регионального компонента РБУП для образовательных учреждений Курганской области, реализующих программы общего образования: // Под общей ред. А.В. Шатных, учебной программы курса «Краеведение» (5 – 7 классы).

При составлении программы использована «Программа по самообразованию для преподавателей истории школ, лицеев, гимназий Курганской области «История родного края» Чирухина Н.А., труды ученых КГУ, методические материалы Смирновой Г.М. и Смирнова В.П.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта («Родной край (с древнейших времен до конца XVII в.»), («Родной край (в XVIII - начале XX вв.)», «Родной край (в XX вв.)»), а такжекраеведческого блока регионального компонента РБУП для образовательных учреждений Курганской области, реализующих программы общего образования, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом структуры и логики изучения курсов «Всеобщая история» (период истории древнего мира в V классе) и «История России» (с древнейших времен до наших дней в 6-7 классах), возрастных особенностей учащихся, а также определяет примерное соотношение теоретических и практических занятий в организации образовательного процесса по курсу.

Региональным базисным учебным планом на изучение курса «Историческое краеведение» из регионального компонента отведено учебное время по 0,5 часа в 5-7

классах (по 17 часов соответственно)

Программа по «Историческому краеведению» для основной школы направлена на полноценную реализацию деятельностного и личностно – ориентированного подходов, формирование исследовательских умений и навыков обучающихся, умений извлекать информацию из разных источников, создание условий для самоопределения и саморазвития личности, становление социально ответственного поведения, развитие потребности в изучении истории родного края и его преобразовании. Работа с краеведческим материалом открывает большие возможности, с одной стороны, повышать интерес к изучению родного края, содействовать развитию творческой активности и научно-исследовательских умений школьников; с другой - развивать общеучебные умения, навыки, способы деятельности.

Целью курса «Историческое краеведение» является формирование свободной, нравственной и творческой личности, обладающей конструктивным мироощущением; стремящейся к самосовершенствованию и включению в позитивную деятельность по решению проблем жизни края.

Исходя из вышеизложенного задачи изучения курса можно определить следующим образом:

а) развивающие задачи:

- формирование устойчивого интереса к истории и современной жизни края и на его основе освоение знаний об исторических особенностях края;

- обеспечение общения (или изучение жизни и деятельности) с рядом участников событий и явлений жизни края;

- создание условий для развития проектно-исследовательских умений и навыков обучающихся, формируемых при изучении истории и других учебных предметов, а также других общеучебных умений и навыков и способов деятельности.

б) образовательные задачи:

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории края, их взаимосвязи и хронологической преемственности с отечественной и всемирной историей;

- ознакомление и детальное изучение ряда исторических источников, как письменных, так и вещественных, по истории родного края;

- овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации;

в) воспитательные задачи:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, края, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

- применение знаний об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса обучающиеся должны

знать/понимать:

основные этапы и ключевые события истории родного края с древности до наших дней; исторических деятелей края;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

основные источники информации по истории края;

уметь:
(специальные умения, навыки и способы деятельности)

соотносить даты событий истории родного края и отечественной истории; определять последовательность и длительность важнейших событий истории родного края;

показывать на исторической карте границу области, города, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, имен, терминов;

давать описание событий истории края и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов;

соотносить и сравнивать общие исторические процессы и факты по истории края, выявлять их существенные черты;

группировать их по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; определять на основе учебного материала причины и следствия событий по истории края;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры края;
(общеучебныеумения, навыки и способы деятельности)

в рамках познавательной деятельности разделять процессы на этапы, звенья;

выделять характерные причинно-следственные связи;

определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого;

сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;

при выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;
в рамкахинформационно-коммуникативной деятельности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

проводить информационно-смысловой анализ текста;

использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);

составлять план, тезисы конспекта;

овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;

для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.);

в рамках рефлексивной деятельности способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края, России и мира;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов края, России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Учебно-тематическое планирование.




Введение

3

1.

Каменный век

4

2.

Энеолит

3

3.

Бронзовый век

3

4.

Железный век

3




Итоговое обобщение. Родной край в древности

1


Содержание (17 ЧАСОВ)
Введение. 3 часа

Образование Курганской области. Символы Курганской области, их описание и порядок использования(1ч).

Свой населенный пункт, его положение на карте Курганской области. Происхождение названия своего населенного пункта(1ч).

Источники информации о родном крае. Краеведы Южного Зауралья. Краеведческое движение в области(1ч).
Каменный век

4 часа.

Периодизация каменного века. Начало заселения Урала и Зауралья древними людьми(1ч).

Изменение природных и климатических условий в эпоху мезолита. Мезолитические стоянки. Основные достижения мезолита(1ч).

Совершенствование способов обработки камня, производство керамической посуды (1ч). Особенности сооружения жилищ и организации поселков. Неолитические памятники Южного Зауралья(1ч).
Энеолит

3 часа

Критерии выделения энеолита как исторической эпохи. Основные виды занятий. Начало освоения меди: открытие, способы обработки, технология изготовления первых медных орудий. Изобретения эпохи и их роль в развитии общества1ч.Энеолитические памятники Южного Зауралья. Особенности искусства энеолита1ч.

Бронзовый век

3 часа

Хронологические рамки эпохи бронзы в нашем крае. Природно – климатические условия1ч.Алакульские племена: происхождение, поселения и могильники, занятия, изделия из бронзы .Зарождение протогородской цивилизации. Первое общественное разделение труда1ч.

Железный век

3 часа

Открытие железа. Изменения в хозяйстве. Значение железа в земледелии и в военном делеПоселения, городища. Зауральские курганы. Этнические изменения в нашем крае.

Итоговое обобщение. Родной край в древности. 1ч

Тематическое планирование.



Тема урока

Количество часов

1

Образование Курганской области. Символы Курганской области, их описание и порядок использования.

1

2

Свой населенный пункт, его положение на карте Курганской области. Происхождение названия своего населенного пункта.

1

3

Источники информации о родном крае. Краеведы Южного Зауралья. Краеведческое движение в области.

1

4

Периодизация каменного века. Начало заселения Урала и Зауралья древними людьми.

1

5

Изменение природных и климатических условий в эпоху мезолита. Мезолитические стоянки. Основные достижения мезолита.

1

6

Совершенствование способов обработки камня, производство керамической посуды.

1

7

Особенности сооружения жилищ и организации поселков. Неолитические памятники Южного Зауралья.


1

8

Критерии выделения энеолита как исторической эпохи. Основные виды занятий.

1

9

Начало освоения меди: открытие, способы обработки, технология изготовления первых медных орудий. Изобретения эпохи и их роль в развитии общества.

1

10

Энеолитические памятники Южного Зауралья. Особенности искусства энеолита.

1

11

Хронологические рамки эпохи бронзы в нашем крае. Природно – климатические условия.

1

12

Алакульские племена: происхождение, поселения и могильники, занятия, изделия из бронзы.

1

13

Зарождение протогородской цивилизации. Первое общественное разделение труда.

1

14

Открытие железа. Изменения в хозяйстве. Значение железа в земледелии и в военном деле.

1

15

Поселения, городища. Зауральские курганы.

1

16

17

Этнические изменения в нашем крае.

Итоговое обобщение. Родной край в древности.

1

1

Литература.

  1. История земли Курганской (с древнейших времен до начала 60-х годов XIX века): учебное пособие для учащихся V – VIII классов школ Курганской области / редколлегия: В.В.Пундани [и др.]. – Курган: Зауралье, 1997. – 206 с.

  1. История земли Курганской. Ч. II (1861 – 1917): учебное пособие по истории родного края для средних общеобразовательных учреждений / под ред. Ф.Ю. Рабинович. – Курган: Зауралье, 1998. – 160 с.

  1. История земли Курганской. Ч. III (1917 - 1998): учебное пособие по истории родного края для средних общеобразовательных учреждений / под ред. И.Е.Плотникова. – Курган: Зауралье, 2001. – 144 с.

  1. Смирнова Г.М. Наш край. Рабочие тетради. (5 – 8 классы) / Г.М. Смирнова, В.П. Смирнов. – Курган, 1999 – 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconРабочая программа по историческому краеведению (наименование учебного...
Рабочая программа разработана на основе использования учебника Балдин К. Е., Барвенко В. Г., Иванов Г. В. Ивановский край в истории...
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconРабочая программа Горбатенко Ольги Петровны по историческому краеведению, 7 класс «Согласовано»
Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть...
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconРабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс
Гречухин Г. Б. // Сборник методических материалов по историческому краеведению в основной школе. 7-8 кл. – Н. Новгород: нгц, 2006....
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconРабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка
В основной школе «Краеведение» изучается с 5-го по 9-ой класс данной ступени обучения. Программа по краеведению направлена на реализацию...
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconРабочая программа по «историческому краеведению»
«Историческое краеведение». Составители: И. Ю аверьянова, В. Г. Барвенко, В. Ю. Барышников, О. А. Прохорова. – Иваново: ипк и ппк,...
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconРабочая программа по учебному курсу «Историческому краеведению» для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Нижегородский край». Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных...
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconРабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б...
Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое...
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconРабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования...
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconРабочая программа по историческому краеведению составлена на основе...
Шариповой Е. П. «Историческое краеведение», 2008 год. Курс истории Оренбургского края рассчитан на учащихся VΙ ΙΧ классов, длительность...
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconРабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно — методических материалов по краеведению
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconРабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана...
Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно....
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconПримерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса...
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным приказом Министерства образования России от 5 марта...
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconИсследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский...
Безусловно, это знаменательная дата, достойная не только упоминания. К сожалению, повседневностью обыденных дел, большинству жителям...
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconАльбина Юрьевна Гладкова, учитель начальных классов мбоу «Очёрская...
Программы развития школы создаёт прекрасные условия для развития духовно-нравственного мира детей, ориентируя воспитательный процесс...
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconРабочая программа модуля «Географическое краеведение»
Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х...
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс iconКалендарно-тематическое планирование по предмету (курсу) литература...
Введение. Литература и история. ( Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск