Скачать 116.25 Kb.
|
МКОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» Принято. Утверждаю педагогическим советом Директор школы № ___ от _________ 2013 _____________Заикина Л.В. _____________ Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс Составитель: Пономарева Е.С. 2013 Пояснительная записка Программа курса регионального (национально – регионального) компонента государственного образовательного стандарта «Историческое краеведение» для 5 - 7 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, Закона Курганской области № 324 от 28 декабря 2007 г. «О внесении изменений в Закон Курганской области «О региональном (национально – региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Курганской области», а также краеведческого блока регионального компонента РБУП для образовательных учреждений Курганской области, реализующих программы общего образования: // Под общей ред. А.В. Шатных, учебной программы курса «Краеведение» (5 – 7 классы). При составлении программы использована «Программа по самообразованию для преподавателей истории школ, лицеев, гимназий Курганской области «История родного края» Чирухина Н.А., труды ученых КГУ, методические материалы Смирновой Г.М. и Смирнова В.П. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта («Родной край (с древнейших времен до конца XVII в.»), («Родной край (в XVIII - начале XX вв.)», «Родной край (в XX вв.)»), а такжекраеведческого блока регионального компонента РБУП для образовательных учреждений Курганской области, реализующих программы общего образования, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом структуры и логики изучения курсов «Всеобщая история» (период истории древнего мира в V классе) и «История России» (с древнейших времен до наших дней в 6-7 классах), возрастных особенностей учащихся, а также определяет примерное соотношение теоретических и практических занятий в организации образовательного процесса по курсу. Региональным базисным учебным планом на изучение курса «Историческое краеведение» из регионального компонента отведено учебное время по 0,5 часа в 5-7 классах (по 17 часов соответственно) Программа по «Историческому краеведению» для основной школы направлена на полноценную реализацию деятельностного и личностно – ориентированного подходов, формирование исследовательских умений и навыков обучающихся, умений извлекать информацию из разных источников, создание условий для самоопределения и саморазвития личности, становление социально ответственного поведения, развитие потребности в изучении истории родного края и его преобразовании. Работа с краеведческим материалом открывает большие возможности, с одной стороны, повышать интерес к изучению родного края, содействовать развитию творческой активности и научно-исследовательских умений школьников; с другой - развивать общеучебные умения, навыки, способы деятельности. Целью курса «Историческое краеведение» является формирование свободной, нравственной и творческой личности, обладающей конструктивным мироощущением; стремящейся к самосовершенствованию и включению в позитивную деятельность по решению проблем жизни края. Исходя из вышеизложенного задачи изучения курса можно определить следующим образом: а) развивающие задачи: - формирование устойчивого интереса к истории и современной жизни края и на его основе освоение знаний об исторических особенностях края; - обеспечение общения (или изучение жизни и деятельности) с рядом участников событий и явлений жизни края; - создание условий для развития проектно-исследовательских умений и навыков обучающихся, формируемых при изучении истории и других учебных предметов, а также других общеучебных умений и навыков и способов деятельности. б) образовательные задачи: - освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории края, их взаимосвязи и хронологической преемственности с отечественной и всемирной историей; - ознакомление и детальное изучение ряда исторических источников, как письменных, так и вещественных, по истории родного края; - овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации; в) воспитательные задачи: - воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, края, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; - формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; - применение знаний об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран. Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса обучающиеся должны знать/понимать: основные этапы и ключевые события истории родного края с древности до наших дней; исторических деятелей края; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края; основные источники информации по истории края; уметь: (специальные умения, навыки и способы деятельности) соотносить даты событий истории родного края и отечественной истории; определять последовательность и длительность важнейших событий истории родного края; показывать на исторической карте границу области, города, места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, имен, терминов; давать описание событий истории края и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов; соотносить и сравнивать общие исторические процессы и факты по истории края, выявлять их существенные черты; группировать их по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; определять на основе учебного материала причины и следствия событий по истории края; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры края; (общеучебныеумения, навыки и способы деятельности) в рамках познавательной деятельности разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи; определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого; сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы; при выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения; в рамкахинформационно-коммуникативной деятельности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить информационно-смысловой анализ текста; использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы конспекта; овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы; для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.); в рамках рефлексивной деятельности способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края, России и мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов края, России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Учебно-тематическое планирование.
Содержание (17 ЧАСОВ) Введение. 3 часа Образование Курганской области. Символы Курганской области, их описание и порядок использования(1ч). Свой населенный пункт, его положение на карте Курганской области. Происхождение названия своего населенного пункта(1ч). Источники информации о родном крае. Краеведы Южного Зауралья. Краеведческое движение в области(1ч). Каменный век 4 часа. Периодизация каменного века. Начало заселения Урала и Зауралья древними людьми(1ч). Изменение природных и климатических условий в эпоху мезолита. Мезолитические стоянки. Основные достижения мезолита(1ч). Совершенствование способов обработки камня, производство керамической посуды (1ч). Особенности сооружения жилищ и организации поселков. Неолитические памятники Южного Зауралья(1ч). Энеолит 3 часа Критерии выделения энеолита как исторической эпохи. Основные виды занятий1ч. Начало освоения меди: открытие, способы обработки, технология изготовления первых медных орудий. Изобретения эпохи и их роль в развитии общества1ч.Энеолитические памятники Южного Зауралья. Особенности искусства энеолита1ч. Бронзовый век 3 часа Хронологические рамки эпохи бронзы в нашем крае. Природно – климатические условия1ч.Алакульские племена: происхождение, поселения и могильники, занятия, изделия из бронзы 1ч.Зарождение протогородской цивилизации. Первое общественное разделение труда1ч. Железный век 3 часа Открытие железа. Изменения в хозяйстве. Значение железа в земледелии и в военном делеПоселения, городища. Зауральские курганы. Этнические изменения в нашем крае. Итоговое обобщение. Родной край в древности. 1ч Тематическое планирование.
Литература.
|
Рабочая программа по историческому краеведению (наименование учебного... Рабочая программа разработана на основе использования учебника Балдин К. Е., Барвенко В. Г., Иванов Г. В. Ивановский край в истории... | Рабочая программа Горбатенко Ольги Петровны по историческому краеведению, 7 класс «Согласовано» Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть... | ||
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс Гречухин Г. Б. // Сборник методических материалов по историческому краеведению в основной школе. 7-8 кл. – Н. Новгород: нгц, 2006.... | Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка В основной школе «Краеведение» изучается с 5-го по 9-ой класс данной ступени обучения. Программа по краеведению направлена на реализацию... | ||
Рабочая программа по «историческому краеведению» «Историческое краеведение». Составители: И. Ю аверьянова, В. Г. Барвенко, В. Ю. Барышников, О. А. Прохорова. – Иваново: ипк и ппк,... | Рабочая программа по учебному курсу «Историческому краеведению» для 7 класса Рабочая программа составлена на основе программы «Нижегородский край». Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных... | ||
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б... Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое... | Рабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования... | ||
Рабочая программа по историческому краеведению составлена на основе... Шариповой Е. П. «Историческое краеведение», 2008 год. Курс истории Оренбургского края рассчитан на учащихся VΙ ΙΧ классов, длительность... | Рабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно... Рабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно — методических материалов по краеведению | ||
Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана... Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно.... | Примерная рабочая программа по историческому краеведению для 5 класса... Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным приказом Министерства образования России от 5 марта... | ||
Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: «Еленинский... Безусловно, это знаменательная дата, достойная не только упоминания. К сожалению, повседневностью обыденных дел, большинству жителям... | Альбина Юрьевна Гладкова, учитель начальных классов мбоу «Очёрская... Программы развития школы создаёт прекрасные условия для развития духовно-нравственного мира детей, ориентируя воспитательный процесс... | ||
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х... | Календарно-тематическое планирование по предмету (курсу) литература... Введение. Литература и история. ( Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков... |