Скачать 67.46 Kb.
|
Альбина Юрьевна Гладкова, учитель начальных классов МБОУ «Очёрская СОШ № 1» Внеурочная деятельность младшего школьника по краеведению Богатые традиции в формировании качеств патриота и гражданина имеет Очёрский район, который славен своей историей, своим культурным наследием, замечательными людьми. Считаем, что краеведческая работа как одно из направлений Программы развития школы создаёт прекрасные условия для развития духовно-нравственного мира детей, ориентируя воспитательный процесс на общечеловеческие нравственные приоритеты, формируя у ребят общественно-ценностные отношения к своей малой Родине, её культурно-историческому прошлому. Больших результатов достигли в данном направлении педагоги Очёрской СОШ №1. С системным подходом к краеведческой деятельности связано и изменение содержания образования на исторических и духовно-культурных традициях народа по трём направлениям: 1) насыщение содержания предметов новым учебным материалом, отражающим культуру, историю, традиции, образ жизни народов Прикамья; 2) включение краеведческих курсов во внеурочную деятельность школьников («Литература Прикамья», «Народные игры», «Литературное краеведение», «История земли Пермской», «Исток», «Маленьеий пермяк»); 3) разработка и реализация летних социальных проектов по данному направлению («Домовёнок», «Добродеятель», «Зелёные островки памяти», «Твори добро», «Уголок А.В. Нецветаева»). Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности для этого предоставляет изучение предмета «Окружающий мир», который способствует расширению представлений учащихся о своем крае, о его природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. При организации учебного процесса используются разнообразные формы и методы ознакомления с краеведческим материалом: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с интересными людьми и т.п. Местный материал включается в уроки русского языка: изучая лексику (диалекты), фонетику, морфемику, грамматику (сопоставление норм литературного языка и речи наших предков). Дети работают со словарями В.И. Даля. На уроках литературы дети постигают основы творчества русского народа, изучают произведения пермских писателей, знакомятся со сказаниями, сказками, сказами, записанными собирателями фольклора нашего края. Приобщение учащихся к национальной культуре осуществляется на уроках ИЗО и трудового обучения. Они изучают историю русского национального костюма, народные промыслы, ткачество, вышивку. В краеведческой литературе достаточно материала и для уроков математики. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью, помогает использовать эти сведения в жизненных ситуациях. Это задачи-расчеты, информация о растительном и животном мире, протяженности рек, площади водоемов Прикамья. Уже в начальной школе наряду с изучением букваря ребёнку необходимо овладеть азбукой народной культуры. Использование на уроке только произведений устного народного творчества недостаточно. Для учителя главное – дать как можно более полную и правдивую картину народной жизни. Безграмотному в этой области человеку трудно понять своё место в мире. Для ученика важно эмоционально переживать историю старины, преломляя этот опыт через свои чувства, свою жизнь, своё творчество. Мы должны стремиться к тому, чтобы дети при знакомстве с обычаями народа создали свою идею «единого корня» культуры, пришли к пониманию необходимости сохранять каждую её крупицу. Над методической темой «Реализация краеведческого аспекта в учебно-воспитательном процессе на I ступени обучения» я работаю не первый год. Мною накоплен богатый методический материал:
Работает в нашей школе над проблемой реализации краеведческого компонента в учебно-воспитательный процесс творческая инициативная группа педагогов. Результатом многолетней совместной деятельности явился зимне-летний социальный проект «Домовёнок». Основная деятельность по проекту предполагает знакомство детей с историей и культурой старинного быта, раскрытие глубокого нравственного смысла, заложенного в структуре обрядов, в особом символическом языке традиционного жилища, костюма, утвари. Тематика занятий помогает проникнуть в тайны народной культуры и познать путь жизни предков через «творческие мастерские», «мастер-классы». В период работы лагеря созданы условия для оздоровления учащихся, для реализации и развития творческого потенциала, для углубления знаний о народных промыслах. Мною разработан краеведческий курс (кружок) «Исток». Целью пропедевтического курса является: обогащение духовного мира ребёнка, формирование патриотических, гражданских чувств, развитие эстетического и художественного вкуса на основе знакомства с культурно-историческими ценностями родного края. Занятия кружка ведутся по трём направлениям:
Повышение уровня мотивации школьников достигается за счет разнообразия форм и методов проведения занятий. Познавательный и эмоциональный эффект оставляют мероприятия:
В качестве примера предлагаю рассмотреть занятие кружка «Исток» в 4 классе по теме: «Ярмарка в России XVIII века» Цели: Знакомство с историей возникновения и значением ярмарочного движения на Руси для развития торговли; обобщение и расширение знания учащихся по истории развития предметов одежды, обуви, посуды; закрепление знания старинных мер длины, веса; развитие умения соотносить старинные денежные единицы с современными; развитие творческих способностей детей; воспитание интереса к изучению истории и культуры народа. Оборудование: Предметы домашнего обихода, которыми пользовались на Руси в XVIII веке (рушники самотканые, скатерти, занавески, подвесы на кровать, половики, ткани льняные и шёлковые); старинная кухонная утварь; предметы старинной одежды; продукты питания; современные предметы (калькулятор, кеды, шариковая ручка); ценники на товар; карточки для групповой работы; мерная линейка – 72 см (аршин); куклы-перчатки (Петрушка, две торговки) и театральная ширма; таблички со словарными словами; костюмы для крестьянина, барина, китайского купца. Рассмотрим краткий ход занятия: Занятие начинает зазывала – Петрушка. Он всех приглашает на ярмарку. Далее в ходе беседы учитель и дети с помощью словарных слов (амбары, лавки, прилавки, полки, шалаши; лотошники, коробейники) становятся устроителями ярмарки. Групповая работа: Образовалось три группы. По жребию группы определись с названиями (крестьяне, купцы, иностранные гости). Каждой группе предложен список товаров, в который нужно вписать какими мерами они будут продавать этот товар. Например, мука (…пудами…), сено (…возами), специи (…щепотью). Работа с книгой, дополнительными источниками информации: Рассматривают фотографии, как выглядел торговый гостиный двор в Перми Великой, Кунгуре и Ирбитской ярмарке. С помощью карточек определяются торговые ряды: житный (съестные товары), красный (предметы домашнего обихода), иностранный (иноземные товары). Работа в группах: Парты расставлены по периметру класса. Товар предварительно уложен в центре класса и закрыт.
Инсценирование встречи иностранного гостя и менялы. Творческая групповая работа: Сочинить закличку (рекламу) своему товару. Далее Петрушка объявляет о забавах на ярмарке. Выходят скоморохи с шутками, кукольный театр показывает сценку «Торговки», молодцы и девицы начинают частушечный перепляс. Петрушка завершает занятие рефлексией в стихах, предполагающей хоровые ответы детей. Данные мероприятия требуют большой предварительной подготовки. Но когда тема изучена и пропущена через детскую душу, занятия превращаются в праздники, которые дают ребёнку возможность почувствовать целостность мира и культуры народа, где невозможно отделить духовное от материального, разорвать цепь времён и поколений. Краеведческий компонент в образовании - это не реставрация прошлого, не увлечение его бытом, ремеслами, фольклором, а поиск и внедрение в учебно-воспитательный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся общество. Литература: Белавин А.М. Страницы земли Пермской. Пермь, 1995. Н.А.Князева. Маленький пермяк. Учебное пособие по краеведению для 3 класса. Пермь, 2000. Начальная школа. Первое сентября. № 12, 2006. В.Н.Суслов. Моя семья. Мой народ. Моё Отечество. Тесты, практические занятия: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2011. |
Урок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна | Кайгородова Ольга Юрьевна учитель начальных классов высшей категории мбоу "сош №2" г. Верещагино Формирование метапредметных результатов у учащихся на I ступени обучения как условие успешности учебной деятельности | ||
Урок №18 Савинкова Светлана Анатольевна Учитель начальных классов... Учитель начальных классов мбоу «сош №92 с углубленным изучением отдельных предметов» Кемерово | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных... | ||
Наши первые шаги в изучении курса орксэ Елена Юрьевна Щукина, учитель начальных классов моу сош №13 с углубленным изучением отдельных предметов | Словарный диктант. Повторение Учитель начальных классов гбоу сош №111 с углублённым изучением немецкого языка г. Санкт Петербурга Козелкова Валентина Юрьевна | ||
Конспект урока окружающий мир на тему «Учимся быть пешеходами» Баринова... Баринова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош с. Мечетное, Советского района | Сценарий урока: Ведерникова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов, мбоу «сош №22» Составила сценарий урока: Ведерникова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов, мбоу «сош №22» г. Кургана | ||
Модель организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы мбоу пго Внеурочная деятельность учащихся начальных классов направлена на воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития... | Проценко И. И., учитель начальных классов мбоу сош №11 имени Г. С.... Выступление на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов | ||
Урока : 1 Актуализировать знания учащихся по теме «Многозначные числа» Учитель: Ищенко Елена Викторовна, учитель начальных классов мбоу «Мартовская сош» | Конспект урока (фио) Вершинина Анна Владимировна учитель начальных классов мбоу «сош 76» Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории | ||
Селянина Регина Юрьевна мбоу сош с. Ключи Аскинский район рб Научный Никитина Е. В., учитель биологии и географии мбоу сош с. Ключи | Рабочая программа по курсу «Кубановедение» Шевченко Г. В., учителем начальных классов мбоу сош №1 Красноармейского района, Мирук М. В., Науменко Т. А., Паскевич Н. Я. ), учителем... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Деревягина Татьяна Петровна (учитель начальных классов мбоу «Бондаревская сош») | Рабочая программа для 2-4 классов по истокам Составитель: учитель... Вологодской области для обучающихся начальных классов. Авторами курса «Истоки» являются И. А. Кузьмин, профессор Российской Академии... |