Программа для кружка «Азбука здоровья». Кашапова Венера Ханифовна - учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна - учитель начальных классов I квалификационной категории, МБОУ «СОШ № 7» г. Азнакаево Татарстан.
Пояснительная записка.
Общеизвестно, что одним из основных показателей уровня развития государства и его социального благополучия являются показатели продолжительности жизни и состояния здоровья. Его гражданские социально-экономические изменения, в нашей стране в конце 20 в начале 21 века привели к катастрофическому снижению человеческого потенциала. Наша жизнь постоянно преподносит примеры того, как очевидно нарушается соотношение требований к разуму и телу: первые из них завышены, а вторые занижены. Как следствие – деградация современного человека гиподинамия, недостаток естественных движений. А это патология сердечнососудистой системы, и отклонения в осанке, быстрая утомляемость, вялость, огромное число простудных заболеваний, плохое усвоение учебного материала, отклонения в психике.
По словам В. А. Фетисова, более половины юношей и девушек, оканчивая школы, уже имеют 2-3 хронических заболевания, и в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последнее 12 лет годных к военной службе с 92% сократилось до 67%, а временно не годных возросло в 5 раз. Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физ. подготовленности. Таким образом, в России на сегодняшний день сложилась тревожная ситуация, судящая довольно мрачные перспективы развития государства.
Ребенок – наше продолжение наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка нужно потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач здоровья сбережения может помочь ребенку сохранить здоровье.
Формирование всесторонне развитой личности – важная задача школы. Современные дети и подростки часто не имеют четкого представления о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе, о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения, способах поддержаниях высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности. Они не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе. В обращении президента РФ к федеральному собранию одним из важных аспектов в образовании выделено здоровье, поэтому именно реализация этой программы внесет свою лепту в воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения.
Программа рассчитана на учащихся начальных классов. Цель курса:
1.Научить детей быть здоровыми душой и телом.
2.Стремится творить свое здоровье, применяя знания и умения с
законами бытия. Задачи:
Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
Популяризация преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Ожидаемые результаты:
Владение навыками здорового образа жизни (чистить зубы утром и вечером; выполнять утреннюю зарядку; есть здоровую пищу; выполнять правила безопасного поведения на улицах города, на дорогах, на природе, в повседневной жизни; жить в гармонии с собой и окружающим миром);
Создание условий для повышения уровня качества образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;
Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
Повышение уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья детей.
Тематическое планирование программы «Уроки здоровья». Раздел
| Тема
| 1.Я и мир вокруг меня- 4ч.
| 1.Я и общество.
2.Какие мы похожие и разные. Наши эмоции. Управление эмоциями.
3.Личная гигиена.
4.Встреча с психологом.
| 2.Правильное питание -5ч.
| 1.Пища и ее значение для организма. 2.Удивительное превращение пирожка. 3. Самые полезные продукты. 4.Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. 5.Профилактика заболеваний пищеварительных органов. Встреча с педиатром.
| 3.Красивая улыбка -4ч.
| 1.Правила ухода за зубами. Чтобы зубки не грустили.
2. Строение зубов. Как уберечь зубы.
3.Здоровые зубы - здоровый организм.
4.Профилактика заболеваний десен. Встреча со стоматологом.
|
4.Основы личной безопасности и профилактика травматизма - 4ч.
| 1.Части дороги, переход улицы. Светофор.
2.Урок-экскурсия на дорогу со светофором.
3.Дорожные знаки.
4.Встреча с инспектором ГИБДД.
| 5.Безопасность в повседневной жизни -5ч.
| 1.Безопасность на водоемах.
2.Безопасность на льду.
3.Безопасность при общении с незнакомыми людьми.
4.Безопасность при общении с электроприборами.
5.Безопастность при обращении с острыми, колющими, режущими предметами.
| 6.Стройная спина -3ч
| 1.Значение правильной осанки.
2.Упражнения для сохранения и исправления осанки.
3.Значения физкультуры и спорта для здоровья человека.
| 7.Охраняя природу - сохраняем себя -4ч.
| 1.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
2.Правильное поведение на природе.
3.Ядовитые и съедобные грибы.
4.Лекарственные растения.
| 8.Вредные привычки -4ч
| 1.Ты и твое здоровье.
2.Умей сказать НЕТ!
3.У страха глаза велики.
4.Делу время – телевизору час.
| Итого:33ч
| Материально – техническое обеспечение:
Схемы и рисунки:
Схематичная фигура человека
Ротовая полость, глотка
Пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, желчный пузырь
Стол с национальными блюдами
Схема зуба. Все виды зубов.
Продукты
Номера телефонов экстренных служб
Водоём
“Место для купания”
Кухня
Водоём зимой
Привычка бросаться за предметом, не наблюдая за окружающим
Привычка совмещать движение с оживленной беседой
Привычка двигаться, не приостановившись для наблюдения за окружающим
Привычка оглядываться, отвлекаясь от наблюдения за обстановкой
Главная опасность на улице – стоящая машина
Выход на дорогу перед стоящим автобусом – самая опасная ошибка детей
Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади
Берегитесь у светофора
Часто машин не видно
Перебегать дорогу опасно
Опасная привычка детей на дороге
Это очень опасно!
Остановка – опасное место
Не обгоняйте транспорт у пешеходного перехода
Возле школы будьте готовы к внезапному появлению детей
Список использованной литературы:
“Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”, Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005год.
“50 уроков здоровья”, Н.Коростелев, М., 1991год.
Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
6. Лосев П.Н., Дейс С.В. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. / Начальная школа, 2005. - № 8. – с. 51 - 55.
Интернет-ресурсы:
Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatar.ru
Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/
Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
|