Пояснительная записка. Программа составлена на основе:
БУП-2012, утвержденного приказом МОиН РТ «Об утверждений базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования» № 4154/12 от 9 июля 2012 г.
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом МО и Н РФ №1089 от 5.03.2004 г.
Письма МОиН РТ №11005/14 от 08.07.2014 г. «Об учебных планах в 2014 – 2015 учебном году»
Учебного плана МБОУ «Шербенской ООШ» Аксубаевского района РТ на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом №60 от 27.08.2014 г.
Положения о рабочей программе педагога, утвержденного приказом №60 от 27.08.2014 года.
Примерной программы основного общего образования «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы; 2006 год
Федеральный перечень рекомендованных учебников на 2014-2015 года. Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников...
Цели и задачи курса:
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Содержание курса
I. Тепловые явления – 23часа
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Экономия тепловой энергии в быту.
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления (кристаллизации). Испарение и конденсация. Кипение. Удельная теплота парообразования (конденсации). Преобразование энергии в тепловых машинах. Принцип работы теплового двигателя. КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Фронтальные лабораторные работы
1. Сравнение количества теплоты при теплообмене.
2. Определение удельной теплоемкости вещества.
II. Электромагнитные явления – 32 часа
Электризация тел. Электрические заряды. Взаимодействие электрических зарядов. Электроскоп и электрометр.
Проводники, полупроводники и диэлектрики. Электризация через влияние.
Состав атома. Электрон. Протон. Элементарный заряд. Ионы.
Электрическое поле. Разность потенциалов. Напряжение. Единицы напряжения.
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники электрического тока. Действия электрического тока. Электрическая цепь. Сила и направление электрического тока. Единицы силы тока.
Закон Ома для участка электрической цепи. Электрическое сопротивление. Единицы сопротивления. Удельное сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. Реостаты.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля— Ленца. Использование электрического тока в быту. Экономия электроэнергии.
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли. Магнитное поле тока. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Взаимодействие проводников с током.
Фронтальные лабораторные работы
3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ней.
4. Измерение напряжения и определение сопротивления проводника.
5. Изучение последовательного соединения проводников.
6. Изучение параллельного соединения проводников.
7. Сборка электромагнита и испытание его действия.
III. Световые явления – 10 часов
Источники света. Прямолинейность распространения света. Скорость света. Измерение скорости света.
Отражение света. Зеркала. Построение изображений в плоском зеркале.
Преломление света. Призма. Ход лучей в призме. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в тонких линзах.
Проекционный аппарат. Фотоаппарат.
Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Очки. Лупа.
Фронтальные лабораторные работы
8. Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы.
9. Изучение изображений, даваемых тонкой линзой.
IV. Повторение .Итоговая контрольная работа– 5 часов
Данное количество часов обусловлено вариативностью учебного плана – возможностью добавления дополнительного количества уроков на изучения того или иного вопроса вызвавшего затруднения у учащихся или в силу других объективных причин. Оставшиеся часы в конце учебного года используются на организацию повторения, в том числе в виде занимательных уроков, факультативного или внеклассного плана. Учебно-тематическое планирование уроков физики в 8 классе.
№ п/п
| Наименование разделов
| Всего часов
| Из них
| Лабораторные работы
| Контрольные уроки
| 1
| Тема 1. Тепловые явления
|
| 2ч
| 3ч
| (23 ч)
| №1«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
№2«Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»
| №1«Тепловые явления»
№2«Нагревание и плавление кристаллических тел»
| 2
| Тема 2. Электрические явления.
|
| 5ч
| 3ч
| (25ч)
| №3«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.
№4«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
№5«Регулирование силы тока реостатом»
№6«Определение проводника при помощи амперметра и вольтметра»
№7«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
| №3«Электризация тел. Строение атомов»
«Электрический ток. Соединение проводников»
«Электрические явления»
| 3
| Тема 3. Электромагнитные явления
| (7 ч)
| 2
| 1ч
|
| №8Сборка электромагнита»
№9 «Сборка модели электродвигателя»
| №4«Электромагнитные явления»
| 4
| Тема 4. Световые явления
|
| 1ч
| 1ч
| (10 ч)
| №10«Получение изображения при помощи линзы»
| №5«Световые явления»
| 5
| Тема 5.Повторение
|
|
| 1ч
| (5 ч)
|
| №6 «Итоговая контрольная работа»
| |