Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка





Скачать 232.36 Kb.
НазваниеРабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка
Дата публикации27.07.2014
Размер232.36 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Математика > Рабочая программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

VIII ВИДА № 895
Согласовано: Утверждаю:

Протокол заседания МС школы Директор ГБОУ СКОШ № 895

№ ________ ________________С.А. Гурина

от____________________2013 г. Приказ №__________________

Руководитель МО_________Л.А. Фатина от «_____»____________2013 г.
Рабочие программы

по учебным предметам

Чтение и развитие речи

Письмо и развитие речи

Математика

Развитие устной речи

Изобразительное искусство

Трудовое обучение

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

для 1 класса на 2013 – 2014 учебный год


Составитель:

Маркина В.Ю.

учитель начальных классов

высшей квалификационной


Москва, 2013
Рабочая программа по математике 1 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса математики 1 класс составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой, издательство М., «Просвещение», 2011г.

Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий (понятия числа, величины, геометрической фигуры).

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В 1 классе необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Процесс обучения опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, с помощью чего формируются элементы абстрактного мышления. Через математическое содержание формируются и коррегируются и такие формы мыслительной деятельности, как сравнение, анализ, синтез.

При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических пред­ставлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры де­фекта. Поэтому в каждом классе предлагаемый учителем материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифферен­цированного подхода в обучении.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.

Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.

Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила два уровня требований к знаниям и умениям учащихся. Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.

Понижать уровень требований нужен только тогда, ко­гда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.

Цель рабочей программы: заложить основы элементарных математических знаний и умений учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Образовательная задача: дать знания об элементарных математических представлениях.

Коррекционно-развивающая задача: развитие основных мыслительных операций.

Воспитательная задача: воспитывать интерес к математике, любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие.

Методы обучения математике: словесный, наглядный, практический: работа с учебником, упражнение, самостоятельная  работа, экскурсия, наблюдение, демонстрация и т.д.

  Приёмы работы: дидактические игры; игровые приёмы; занимательные упражнения; создание увлекательных ситуаций; сравнение (один из важных приёмов обучения); материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать (1-ый уровень): количественные, порядковые числительные в пределах 20; состав однозначных чисел из двух слагаемых; десятичный состав двузначных чисел, место десятков и единиц в двузначном числе; линии — прямую, кривую, отрезок; единицы (меры) стоимости, длины, массы. ёмкости: 1к., 1р., 1см, 1кг, 1л; название, порядок дней недели, количество суток в неделе.

Учащиеся должны уметь (1–ый уровень):читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1.2,3,4.5; выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10,20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения; решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заменителей, рисунков. Составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие; узнавать монеты, заменять одни монеты другими; чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок; чертить квадрат, прямоугольник, треугольник по заданным вершинам.

Учащиеся должны знать ( 2-ой уровень): количественные, порядковые числительные в пределах 10; состав однозначных чисел из двух слагаемых; линии — прямую, кривую, отрезок; единицы (меры) стоимости, длины, массы. ёмкости: 1к., 1р., 1см, 1кг, 1л; название, порядок дней недели, количество суток в неделе.

Учащиеся должны уметь (2-ой уровень): читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 10 присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5; выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, опираясь на знание состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения; решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заменителей, рисунков; узнавать монеты, заменять одни монеты другими; чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок; чертить квадрат, прямоугольник, треугольник по точкам, поставленным учителем.

Форма учебного занятия: вводный урок; урок формирования (сообщения) новых знаний; обобщающий урок; контрольный урок; урок формирования и закрепления умений и навыков; комбинированный урок

Виды контроля: индивидуальный; фронтальный; контрольная работа; проверочная работа; математический диктант

Содержание программы «Математика» 1 класс

Пропедевтический период

1.Свойства предметов: цвет, форма, величина, назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные ( оставшиеся), другие.

2.Сравнение предметов: 2-3-х предметов по величине, по размеру

(больше, меньше, равны, одинаковые); 3-4-х предметов по длиннее, по ширине, глубине, толщине ( шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); по массе, по весу ( тяжелее, легче).

3.Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих: сравнение 2-3 предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. Сравнение предметных совокупностей после изменения количества предметов, её составляющих. Установление взаимно-однозначного соответствия путём сравнения небольших предметных совокупностей путём установления взаимно-однозначного соответствия их элементов.

4.Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ: сравнение объёмов жидкостей и сыпучих веществ, находящихся в одинаковых ёмкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же. Сравнение объёмов жидкостей, сыпучего вещества в одной ёмкости до и после изменения объёма.

5. Положение предметов в пространстве, на плоскости: относительно учащегося, по отношению друг к другу, впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, срава, слева, в середине (в центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; тоже для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы. Отношение порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.

6.Временные представления: сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

Числа и величины

7. Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0—9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.

8.Число 10. Число и цифра. Десять единиц — 1 десяток.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).

9. Название, обозначение, десятичный состав чисел 11—20. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20. Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.

10. Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к, 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена.

11. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

12. Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.

13. Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.

14. Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.

15. Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок дней недели.

Геометрические фигуры и формы

Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.






I четверть







1.


Выявление знаний и умений учащихся.







2.


Сравнение двух предметов по размеру. Понятие «большой-маленький», «больше-меньше», «одинаковые по размеру», «равные»







3.


Знакомство с геометрической фигурой - круг. Сравнение геометрических фигур по размеру.







4.

Сравнение двух и более предметов по длине. Понятие «длинный-короткий, «длиннее-короче», «одинаковой длины».







5.


Сравнение предметов по ширине. Понятие «широкий-узкий», «шире-уже», «одинаковой ширины».







6.


Сравнение предметов по высоте. Понятие «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковой высоты».







7.


Сравнение предметов по глубине. Понятие «глубокий-мелкий», «глубже-мельче», «одинаковой глубины».







8.


Сравнение предметов по толщине. Понятие «толстый-тонкий», «толще-тоньше», «одинаковой толщины».







9.


Сравнение предметов по тяжести. Понятие «тяжелый-легкий», «тяжелее-легче», «одинаковые по тяжести».







10.


Знакомство с геометрической фигурой – треугольник.







11.


Определение предметов по количеству. Понятия «много-мало-несколько», «больше-меньше-столько же».







12.


Понятие «впереди – позади»







13.


Понятие «справа – слева»







14.


Понятие «вверху – внизу»







15.


Понятие «близко-далеко», «ближе-дальше», «здесь-там».







16.


Пространственные отношения: рядом, около, в центре, между, в середине.







17.


Пространственные отношения: под, у, над, в, внутри, за, перед.







18.


Знакомство с геометрической фигурой – квадрат.







19.


Пространственные отношения: крайний, первый, последний, перед, после, следующий за.







20.


Временные понятия: утро, день, вечер, ночь, сутки.







II четверть







1.


Повторение. Числа 1; 2.







2.


Число и цифра 3.







3.


Состав числа 3.







4.

Сравнение предметных множеств и чисел.







5.


Сложение в пределах 3.







6.


Решение примеров на сложение в пределах 3.







7.


Вычитание в пределах 3.







8.


Решение примеров на вычитание в пределах 3.







9.


Решение простых текстовых задач на нахождение суммы.







10.


Решение простых текстовых задач на нахождение остатка.







11.


Сравнение чисел. Решение задач.







12.


Число и цифра 0.







13.


Место «0» в числовом ряду.







14.


Сравнение чисел 0, 1, 2, 3.







15.


Составление и решение примеров с ответом «0».







16.


Решение примеров и задач в пределах 3.







17.


Решение примеров и задач в пределах 3.







18.


Число и цифра 4.







19.


Состав числа 4.







20.


Состав числа 4.







III четверть







1.


Повторение. Числа 1-5.







2.


Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5.







3.


Решение задач и примеров в пределах 5.







4.

Решение задач и примеров в пределах 5.







5.


Число и цифра 6.







6.


Числовой ряд 1-6.







7.


Состав числа 6.







8.


Состав числа 6.







9.


Сравнение предметных множеств и чисел.







10.


Составление и решение примеров на сложение и вычитание в пределах 6.







11.


Составление и решение примеров на сложение и вычитание в пределах 6.







12.


Переместительное свойство сложения. Решение задач в пределах 6.







13.


Переместительное свойство сложения. Решение примеров на сложение.







14.


Решение примеров с пропусками на сложение в пределах 6.







15.


Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах 6.







16.


Счет двойками. Решение примеров и задач.







17.


Счет двойками. Решение задач.







18.


Число и цифра 7.







19.


Числовой ряд 1-7.







20.


Состав числа 7.








21.

22.

23.

24.

Состав числа 7.








22.

Сравнение предметных множеств и чисел.







23.

Составление и решение примеров на сложение и вычитание в пределах 7.







24.

Составление и решение примеров на сложение и вычитание в пределах 7.







25.

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 7.







26.

Решение задач на нахождение суммы в пределах 7.







27.

Решение задач на нахождение остатка в пределах 7.







28.

Построение прямой линии, проходящей через одну точку.







29.

Построение прямой линии, проходящей через две точки.







30.

Число и цифра 8.







31.

Числовой ряд 1-8.







32.

33.

Состав числа 8.







33.

Состав числа 8.







34.

Сравнение предметных множеств и чисел.







35.

Сравнение предметных множеств и чисел.







36.

Составление и решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8.







37.

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8.




IV четверть




1.


Повторение. Решение примеров на нахождение суммы и остатка в пределах 8.




2.


Числовой ряд. Сравнение чисел.




3.


Число и цифра 9.




4.

Числовой ряд 1-9.




5.


Состав числа 9.




6.


Состав числа 9.




7.


Составление и решение примеров на сложение в пределах 9.




8.


Составление и решение примеров на вычитание в пределах 9.




9.


Решение примеров на нахождение суммы и остатка в пределах 9.




10.


Решение задач на нахождение суммы.




11.


Решение задач на нахождение остатка.




12.


Счет тройками. Решение примеров на сложение.




13.


Счет тройками. Решение примеров на сложение.




14.


Решение примеров на сложение и вычитание с пропусками в пределах 9.




15.


Решение примеров на сложение и вычитание с пропусками в пределах 9.




16.


Число и цифра 10.




17.


Числовой ряд 1-10.




18.


Сравнение чисел в пределах 10.




19.


Состав числа 10.




20.


Состав числа 10.
















Учебно-методический комплекс 

(Учебники, методические пособия)

Учебники:

1. Алышева Т.В. Математика: Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.Просвещение, 2011 (1,2 часть).
Методические пособия:

1.Хилько А.А. Тетрадь по математике 1 часть подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

2.Колесникова Е.В. «Математика для детей 6-7 лет», М.Сфера, 2012.

3.Колесникова Е.В. «Форма и цвет», М.Сфера, 2012.

Картотека дидактических игр и упражнений по математике для работы с детьми дошкольного  и младшего школьного возраста.

- Карточки для индивидуальной работы;

- Контрольные работы;

- Опорные таблицы, папки;

- Веер цифр, таблицы, плакаты.

Список литературы

Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2003г.

Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного  и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996г.

Программа под редакцией В.В. Воронковой , издательство М., «Просвещение», 2011г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconРабочая программа Учебного курса по математике модуль «Алгебра»
Пояснительная записка к рабочей программе по математике (модуль «Алгебра»), 9 класс
Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка к тематическому планированию по математике
Развернутое тематическое планирование по математике (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного...
Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconПрограмма по математике 9 класс пояснительная записка
Авторская программа Макарычева Ю. Н., Атанасяна Л. С. 2008 года издания, составленная с учетом федерального компонента Государственного...
Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по курсу «Математика 10 класс. Профильный уровень»...
Рабочая программа по математике для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа математики 8 класс составлена...
Данная рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка. 6 класс
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Авторской программы по алгебре к учебнику «Алгебра 9 класс», авторы Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова
Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по геометрии 7 класс Пояснительная записка
Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по математике обязательным минимумам содержания основных образовательных...
Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по математике 10-11 классы. 2 Требования к уровню
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике в 10 классе. 14
Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка к тематическому планированию по геометрии. 9 Класс
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка
Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,...
Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по математике для основной общеобразовательной школы
Примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта...
Рабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс
«Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск