Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»





Скачать 278.89 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»
страница1/3
Дата публикации18.09.2014
Размер278.89 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Чтение и устная речь

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2008 г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;

  2. Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», 10.04.2002 г., № 29/2065-п;

  3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;

  4. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г.

  5. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.

  6. Примерный региональный учебный базисный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденный приказом Министерства образования и науки Вологодской области от 09.06.2010 г. № 1175 «Об утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I-VIII видов».

  7. Учебный план БОУ ШМР (VIII вида), утвержденный приказом № 1 от 31.08.2012 г.

  8. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате (VIII вида), принятое на заседании педагогического совета, протокол № 5 от 28.04. 2007г. и утвержденное приказом № 28 от 15.05.2007г.

Целью данной программы является:

- коррекция познавательной и речевой деятельности;

- привитие навыков учебной деятельности;

- формирование общеречевых навыков;

- развитие слухового, фонематического и зрительного восприятия;

- развитие устной речи.

С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:

- изучение букв;

- выполнять звукобуквенный анализ и синтез;

- чтение по букварю, используя иллюстрации для улучшения понимания читаемого.

В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:

  • овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

  • развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

  • развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.

Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. № 2080, зарегистрирован в Минюсте России 10.02.2011г. № 19776 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2011/2012 учебный год».

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

- В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. БУКВАРЬ (для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). Учебник. М.: Просвещение, 2006.

- При составлении данной рабочей программы по чтению и развитию речи в авторскую программу В.В. Воронковой были внесены изменения и дополнения путем:

- установление четкой связи читаемых произведений с окружающей действительностью с целью социальной адаптации и реабилитации школьников;

Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Рабочая программа по чтению и развитию речи в соответствии с учебным планом, принятом на педагогическом совете приказ № 28 от 2804.2012г. и утвержденном приказом № 28 от 15.05.2012 г. рассчитана на 165 часов в год в год (5 часов в неделю).

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

ПРОГРАММА (чтение)

( 4 часа в неделю, 136 ч. в году)

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти, в зависимости от уровня развития детей.

Основные задачи добукварного периода:

  • подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения;

  • привить интерес к обучению;

  • выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках чтения и развития речи значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и т.д.), отвечать на вопросы.

На уроках чтения и развития речи формируется у детей правильная артикуляция и дикция. Основными видами работы в этом направлении являются беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки.

Для совершенствования произносительной стороны речи проводятся артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щёк и т.д. В добукварный период учащиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук.Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.

К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, мв начале слов, владеть графическими навыками.

Букварный период.

Задачи букварного периода:

  • формировать звукобуквенный анализ и синтез;

  • заложить основы овладения чтением.

Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), и после них слоги со стечением согласных.

Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстрированного материала для улучшения понимания читаемого.

Для проведения занятий по чтению и развитию речи в 1 классе коррекционной образовательной школы VIII вида используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов

СОДЕРЖАНИЕ

Добукварный период – 10 ч.

Букварный период – 110ч.

Устная речь – 12 ч.

Повторение пройденного за год – 4 ч.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

различать звуки на слух и в произношении;

анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

Учащиеся должны знать:

Наизусть 3-4 коротких стихотворений или четверостиший, разученных с голоса учителя.

Календарно-тематический план по чтению

Iчетверть



Дата

Ф\п

Кол-во часов

Название темы

Учебная задача

НДМ

Словарные слова

Межпредметная связь

1










1 сентября – День знаний.

Первый праздничный урок.










2










Здравствуй школа!

Выявление знаний детей сведений о себе, назначений школьных предметов.

Таблицы «В классе», набор учебных предметов.

Школа

Устная речь

3










Ориентировка детей в ближайшем окружении.

Познакомить с окружающими предметами. Развивать пространственную ориентировку.

Предметные картинки.




Математика

4










Беседа на тему «Порядок в классе»

Прививать бережное отношение к учебным принадлежностям, к предметам в классе.

Сюжетные картинки,

Класс.

Устная речь

5










Знакомство со сказкой «Теремок»

Учить детей внимательно слушать, пересказывать услышанное.

Макет с персонажем, сюжетные картинки. Аудиозапись. М/ф.

Теремок

Математика.

6










Беседа «Урок и перемена»

Познакомить с правилами поведения в классе, как себя вести на перемене.


Сюжетные картинки.

Урок, перемена.

Устная речь

7










Школьные вещи

Знакомство со школьными вещами. Привить бережное отношение к школьным вещам.

Учебные принадлежности.




Устная речь.

8










Различение основных цветов.

Выявление, уточнение, различение основных цветов.

Разноцветные полоски.

Цвет

Изо математика.

9










Выявление сформированности обобщающих понятий.

Уточнение знаний обобщающих понятий.

Предметные картинки, карточки «4 лишний».







10










Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка».

Развитие речевого слуха. Работа над выразительностью.

Книжка с иллюстрациями.







11










Различение звуков в окружающем действительности.

Учить слушать, прислушиваться, различать звуки окружающего мира.

Предметные картинки, связка ключей, молоток, колокольчик и т.д.

Звук

Живой мир

12










Кто услышит больше звуков.

Развитие фонематического слуха, внимания к звукам окружающей действительности.

Стихи, загадки в которых передаются голоса животных.




Живой мир

13










Разучивание стихотворения А. Барто «Самолет».

Формирование правильной выразительной речи.

Книжки с иллюстрациями.

Самолет




14










Предложение. Составление простых представлений.

Учить детей составлять простые предложения.

Ситуативные картинки, полоски бумаг для графического изображения предложений.

Предложение




15










Деление простых предложений на слова.

Учить детей делить предложения на слова.

Полоски бумаг, ситуативные картинки







16










Слова названия предметов и действий.

Учить относить к словам название предметов их действия.


Ситуативные картинки.

Предмет действия




17










Сказка «Репка»

Умение слушать и пересказывать услышанное.

Сюжетные картинки к сказке. Аудиозапись. М/ф




Живой мир, устная речь

18










Слог как часть слова

Умение делить слова на слоги, выделение слога как части слова.

Длинная, короткая полоска для графических изображений слова.

Слог




19










Деление слова на слоги

Учить детей умению делить слова на слоги.

Игра «Какое слово я надумала»







20










Знакомство со сказкой колобок

Учить детей умению пересказывать прослушанное.

Сюжетные картинки. Аудиозапись, м/ф.







21

22










Дифференциация сходных слов по звучанию.

Учить различать слова сходных по звучанию.

Опорные слова с рисунками:

Палка – лапка,

Стол-стул

Луг – лук.

Бочка – кочка.




Математика.

23










Разучивание стихотворения «Таня» А.Барто.


Развитие механической памяти.

Книжка с иллюстрациями.




Письмо

Математика

24










Понятие слово

Предмет - слово

Дать и закрепить понятие о слове как названии предмета.

Предметные картинки.

Слово

письмо

25










Понятие звук. Выделение звука из слова.

Учить подбирать слова с данными звуком, названия которых начинается с данного звука.

Предметные картинки.







26










Гласные согласные звуки.

Умение различать гласные согласные звуки.

Стих-еВ.Берестова «Звуки»

Гласные

Согласные




27










Гласные звуки.

Формировать представление о гласных звуках.

Предметные картинки.

Гласные




28










Звук [А]

Учить выделять звук [а] в начале слова.

Предметные картинки, веер гласные, разрезная азбука.

Слово, предложение.

Письмо.

29










Звук [А] в слове.

Учить выделять звук [а] в разных позициях.

Предметные картинки, веер гласные, разрезная азбука.







30










Звук [У].

Учить выделять звук [у] в начале слова.

Предметные картинки, веер гласные, разрезная азбука.







31










Звук [У] в слове

Умение выделять звук в разных позициях.

Предметные картинки, веер гласные, разрезная азбука.








32










Согласные звуки

Формировать представление о согласных звуках.

Предметные картинки, веер гласные, разрезная азбука.

Согласные




33










Звук [м]

Учить выделять звук [м] в начале слова.

Предметные картинки, веер гласные, разрезная азбука.







34










Звук [м]

Учить выделять звук в разных позициях.

Предметные картинки, веер гласные, разрезная азбука.







35










Обобщающий урок

Обобщить и систематизировать знания детей по пройденным темам.

Предметные картинки, веер гласные, разрезная азбука.






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» iconОбществознание пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» iconРабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс 2012 2013 учебный год Разработчик программы
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» icon1 Логика
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» iconФункции теории
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» iconСправочник Кишенковой О. В
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» iconШкола здоровья Лекция №13
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» iconДругие ветви познания
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» iconТема №4. Основы гносеологии
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» icon1. понятия «методология» и «метод»
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» iconУл. Новая Заря, 2 а, 5- й этаж
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» iconПояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» iconВ основании метода моделирования находится
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» icon1 Предмет философии, ее структура и функции
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» iconI. общие понятия о методологии науки
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» iconПрограмма Продолжительность программы 14 дней Показания
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» iconСоциальная реклама в Краснодаре: новые тенденции
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск