Рабочая учебная программа по дисциплине





НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине
страница1/5
Дата публикации22.04.2015
Размер0.59 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5


ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет

(г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой - доцент, к.м.н. Декан факультета -доцент, к.м.н.

/Соловьева Н.В./ /Дитятев В.И./

«___»_______________200 г. «___»_______________200 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине_____Патофизиология________________________________

Для специальности 060101 «Лечебное дело»______________

Кафедра__Патофизиологии _________________

Курс_______3__________________________________________________

Семестр____5-6__________________________________________________

Лекции____48____________(час.)

Практические (семинарские) занятия_114______________(час.)

Самостоятельная работа____82______(час.)

Всего часов____244_________

Экзамен______6____________________ (семестр)

Зачёт _________-___________________ (семестр)

2008 г.

  1. Цели и задачи изучения дисциплины


1.1. Цель: Формирование у будущего врача научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, принципах их выявления, терапии и профилактики, умения использовать метод патофизиологического анализа для решения профессиональных задач врача (при создании моделей болезни, схем диагностического поиска терапии и профилактики различных заболеваний и патологических состояний).

1.2. Задачи изучения дисциплины

1. Формирование знаний о типовых патологических процессах (их причинах, механизмах развития, основных проявлениях и исходах);

2. Формирование знаний о типовых формах патологии органов и физиологических систем;

3. Формирование методологической и методической основы рационального клинического мышления и практического действия врача.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

Знать:

- основные понятия общей нозологии;

- роль причин, условий и реактивности организма в возникнове­нии, развитии и завершении (исходе) болезней;

- причины и механизмы типовых патологических процессов и реакций, их проявления и значение для организма при развитии различных заболеваний;

- причины, механизмы и основные (важнейшие) проявления типовых нарушений функций органов и физиологических систем организма;

- этиологию, патогенез, проявления и исходы наиболее частых заболеваний органов и физиологических систем, принципы их этиологической и патогенетической терапии;

- значение экспериментального метода (моделирования болезней и болезненных состояний на животных) в изучении патологиче­ских процессов; его возможности, ограничения и перспективы;

- значение патофизиологии для развития медицины и здравоохра­нения;

- связь патофизиологии с другими медико-биологическими и медицинскими дисциплинами.

Уметь:

- применять полученные знания при изучении клинических дисциплин;

- решать профессиональные (врачебные) задачи, используя знание общих закономерностей и конкретных механизмов возникновения, развития и завершения патологических процессов и отдельных болезней;

- формулировать заключение об этиологии, патогенезе, принципах и методах выявления (диагностики), лечения и профилактики типовых патологических процессов, типовых форм патологии тканей, органов и их систем, болезней и синдромов.

- анализировать проблемы общей патологии и критически оценивать со­временные теоретические концепции и направления в медици­не;

Владеть навыками:

- проведения патофизиологического анализа клинико-лабораторных, экспериментальных и других данных и формулирования на их основе заключения о возможных причинах и механизмах развития патологических процессов (болезней);

- планирования и проведения (с соблюдением соответствующих правил) экспериментов на животных, обработки и анализа ре­зультатов опытов, правильного понимания значения экспери­мента для изучения клинических форм патологии;

- интерпретации результатов наиболее распространенных мето­дов диагностики;

- решения ситуационных задач по основным формам патологии органов и систем;

- подсчета и анализа лейкоцитарной формулы; по данным гемограммы формулировать заключение о наличии и виде типовой формы патологии системы крови;

- по показателям вентиляции, газового состава крови и кровотока в легких определять типовые формы нарушения газообменной функции легких;

- дифференцирования патологических типов дыхания;

- по данным анализа мочи и клиренс - тестов давать характери­стику типовых нарушений функций почек;

- дифференцирования различных видов желтух;

- оценки показателей кислотно-основного состояния (КОС) и определения различных видов его нарушений;

- дифференцирования различных типов гипоксии;

- по данным анализа желудочного и кишечного сока определять типовые нарушения секреторной функции желудка и кишечни­ка;

- по характеру температурной кривой определять тип лихорадоч­ной реакции;

- интерпретации результатов основных диагностических аллерги­ческих проб;

- обоснования принципов патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний;

- работы со справочной и научной литературой.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость

(час.)

Аудиторные занятия:




лекции

48

практические занятия

114

Самостоятельная работа

82

Общая трудоемкость

244




  1. Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр

Вид отчетности

(контрольная работа, зачёт, экзамен)

6-й семестр

экзамен


5.Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы



Разделы

Лекции
Трудоемкость

(час.)

Практические

занятия

Трудоемкость

(час.)

1

Общая нозология (учение о причинах, условиях и механизмах развития заболеваний). Учение о реактивности.

6

15

2

Типовые патологические процессы

16

42

3

Патофизиология органов и систем

26

57


5.2. Содержание разделов

Раздел 1. Общая нозология (учение о причинах, условиях и механизмах развития заболеваний). Учение о реактивности.

Тема 1. Общая нозология, этиология, патогенез.

Предмет и задачи патофизиологии, ее место в системе высшего медицинского образования. Методы патофизиологии. Моделирование как основной и специфический метод патофизиологии: его виды, возможности и ограничения. Общие принципы построения медико-биологических экспериментов и интерпретации их результатов. Краткие сведения из истории патофизиологии: основные этапы ее развития. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии патофизиологии.

Основные понятия общей нозологии. Норма, здоровье, патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние, типовой патологический процесс, болезнь, предболезнь. Критерии болезни, стадии и исходы болезни. Принципы классификации болезней. Общая этиология. Роль причин и условий в возникновении болезней, их диалектическая взаимосвязь. Классификация причин и условий болезни, понятие о факторах риска. Общий патогенез. Повреждение как начальное звено патогенеза. Проявления повреждения на разных уровнях интеграции организма. Ведущие звенья патогенеза, "порочные круги". Исходы болезни. Защитные, компенсаторные и восстановительные реакции организма. Механизмы выздоровления.

Терминальные состояния. Умирание как стадийный процесс. Преагональное состояние, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. Патофизиологические основы реанимации. Постреанимационные расстройства. Необратимые изменения после реанимации. Социально-деонтологические аспекты реанимации.

Тема 2. Болезнетворные факторы внешней среды.

Болезнетворное действие звука и шума, низкого барометрического давления, низких и высоких температур, лучей солнечного спектра, лазерного излучения. Повреждающее действие механических воздействий, электрического тока, ионизирующих излучений, факторов космического полета. Алкоголизм, токсикомания, наркомания: характеристика по­нятий, виды, этиология, патогенез, проявления, последствия. Болезнетворное влияние биологических факторов; вирусы, риккетсии, бактерии и паразиты как причины заболеваний. Психогенные па­тогенные факторы; понятие об ятрогенных болезнях. Значение социаль­ных факторов в сохранении здоровья и возникновении болезней челове­ка.

Тема 3. Реактивность и резистентность организма.

Характеристика понятий: чувствительность, раздражимость, реакция, реактивность, резистентность. Виды реактивности: видовая, групповая, индивидуальная. Реактивность физиологическая и патологическая; специфическая (иммунная) и неспецифическая. Формы реактивности: нормергия, гиперергия, гипоергия, дизергия, анергия. Примеры различных видов и форм реактивности.

Резистентность организма: пассивная и активная, первичная и вторичная, специфическая и неспецифическая. Взаимосвязь реактивности и резистентности. Влияние на реактивность и резистентность организма возраста, пола, типа конституции, особенностей обмена веществ, состояния нервной, эндокринной, иммунной и других систем организма, а также факторов внешней среды.

Раздел 2. Типовые патологические процессы

Тема 4. Иммунопатология. Аллергия. Иммунодефициты.

Аллергия, определение понятия, классификация аллергических реакций. Аллергены, определение, классификация. Стадии аллергических реакций. Этиология и патогенез аллергических заболеваний I, II, Ш, IV, V типов (характеристика аллергенов, стадии, медиаторы, патогенетические отличия и клинические проявления). Методы диагностики, профилактики и лечения аллергических заболеваний. Псевдоаллергия. Клинические проявления, патогенетические отличия от истинной аллергии. Аутоиммунные болезни. Этиология, патогенез, клинические формы. Принципы диагностики, профилактики и лечения.

Типовые формы патологии системы ИБН. Иммунодефицитные состояния (ИДС), понятие, классификация. Первичные (наследственные и врожденные) иммунодефициты. Иммунодефициты с нарушением клеточного звена иммунитета (Т-системы): врожденная гипоплазия тимуса, основные проявления. Иммунодефициты с нарушением продукции антител (дефекты В-системы): агаммаглобулинемия, дефициты отдельных классов иммуноглобулинов, основные проявления. ИДС, обусловленные дефектам А-клеток иммунной системы (синдром Чедиака-Хигаси). Комбинированные иммунодефициты: ретикулярный дисгенез, «швейцарский тип», ферментодефицитные формы. Вторичные (приобретенные) иммунодефицитные и иммуннодепрессивные состояния, причины и механизмы развития.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД): этиология, патогенез, клинические формы, принципы профилактики и лечения.

Тема 5. Патология регионарного кровообращения и микроциркуляции.

Виды нарушения периферического кровообращения. Артериальная гиперемия, причины и механизмы развития. Изменения микроциркуляции при артериальной гиперемии. Виды, симптомы и значение артериальной гиперемии. Ишемия, причины и механизмы развития. Симптомы и последствия ишемии. Значение уровня функционирования ткани и органа, шунти­рования и коллатерального кровообращения в исходе ишемии. Инфаркт как следствие ишемии. Венозная гиперемия, ее причины. Микроциркуляция в области венозного застоя. Симптомы и значение венозной гиперемии. Стаз. Ишемический, застойный и «истинный» капиллярный стаз. Нарушения реологических свойств крови как причина расстройств органно-тканевого кровообращения и микроциркуляции.

Тема 6. Воспаление.

Воспаление, определение. Этиология воспаления. Основные компоненты патогенеза воспалительного процесса. Альтерация, определение, виды. Медиаторы воспаления; их виды, происхождение и значение в динамике развития и завершения воспаления. Экссудация. Реакции сосудов микроциркуляторного русла. Стадии и механизмы нарушения микроциркуляции в очаге воспаления. Виды экссудатов. Воспалительный отек, его патогенетические звенья. Эмиграция лейкоцитов, механизмы. Фагоцитоз: его виды, стадии и механизмы. Пролиферация – механизмы процессов пролиферации, стимуляторы и ингибиторы пролиферации. Местные и общие признаки воспаления. Виды и формы воспаления. Хроническое воспаление. Общие закономерности развития. Патогенетические особенности острого и хронического воспаления. Исходы воспаления. Биологическое значение воспаления. Барьерная роль воспаления, механизмы ее обеспечения. Принципы противовоспалительной терапии.

Тема 7. Патология терморегуляции, лихорадка, ответ острой фазы.

Характеристика понятия "ответ острой фазы". Взаимосвязь местных и общих реакций организма на повреждение. Основные медиаторы ответа острой фазы (ООФ): ИЛ-1, ИЛ-6, ФНО; их происхождение и биологические эффекты. Проявления ООФ, механизмы их развития. Значение ООФ.

Характеристика понятия "лихорадка". Этиология и патогенез лихорадки. Пирогенные вещества: экзопирогены (липополисахариды бактерий) и эдопирогены (ИЛ-1, ИЛ-6, ФНО и др.). Механизм реализации действия эндопирогенов. Стадии лихорадки. Терморегуляция на разных стадиях лихорадки. Типы лихорадочных реакций. Биологическое значение лихорадки. Принципы жаропонижающей терапии. Понятие о пиротерапии. Отличия лихорадки от экзогенного перегревания и других видов гипертермии.

Тема 8. Нарушение обмена веществ.

Нарушение всасывания углеводов в пищеварительном тракте, процессов синтеза, депонирования и расщепления гликогена; транспорта и усвоения углеводов в клетке. Гипогликемические состояния, их виды и механизмы. Гипергликемические состояния, их виды и механизмы. Диабетические комы (кетоацидотическая, гиперосмолярная, лактацидемическая) их патогенетические особенности. Положительный и отрицательный азотистый баланс. Нарушения усвоения белков пищи, обмена аминокислот. Расстройства конечных этапов белкового обмена, синтез мочевины. Недостаточное и избыточное поступление жира в организм. Алиментарная, транспортная, ретенционная гиперлипидемия. Значение нарушений транспорта липидов в крови. Атеросклероз, причины и механизмы развития, патогенетическое значение. Общее ожирение, его виды и механизмы. Нарушение обмена холестерина. Наследственные нарушения липидного обмена. Расстройства водного обмена. Гипогидратация. Гипергидратация. Отеки. Патогенез сердечных, почечных, воспалительных, токсических, аллергических, голодных отеков. Нарушение КЩР: ацидоз и алкалоз – причины и механизмы развития, проявления. Механизмы компенсации.

Тема 9. Нарушение тканевого роста

Общая характеристика основных видов нарушений тканевого роста. Гипо- и гипербиотические процессы. Патологическая гипотрофия, атрофия и гипоплазия; патологическая гипертрофия и гиперпла­зия; патологическая регенерация. Характеристика понятий «опухолевый рост», «опухоль», «опухолевая» прогрессия. Опухолевый атипизм; его виды. Этиология опухолей; бластомогенные факторы физического и хи­мического характера, онкогенные вирусы. Химические канцерогены, их классификация; преканцерогены и конечные канцерогены. Коканцерогены и синканцерогены. Стадии ини­циации и промоции при химическом канцерогенезе. Патогенез опухолей. Значение онкогенов, роль онкобелков в кан­церогенезе, их виды. Предраковые состояния. Злокачественные и доброкаче­ственные опухоли. Антибластомная резистентность организма. Взаимодействие опухоли и организма. Патофизиологические основы профилактики и терапии опухолевого роста.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований»
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями...
Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «Архитектура компьютера»...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине разработана на основании...
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русского языка
Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «Уголовное право. Модуль часть особенная»
Рабочая учебная программа по дисциплине «Уголовное право. Модуль часть особенная» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030900....
Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «Финансы» разработана в соответствии...
Финансы [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 64 с
Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «Финансы» разработана в соответствии...
Финансы [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 47 с
Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «Философия» разработана в...
Философия [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 68 с
Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «Международная макроэкономика»...
Макроэкономика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 53 с
Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «философия» для курсантов (слушателей)
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности...
Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «Изображение фигур при параллельном...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Изображение фигур при параллельном проектировании»
Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «Прокурорский надзор» разработана...
Прокурорский надзор [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 52 с
Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «Физическая культура» разработана...
Физическая культура [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 32 с
Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «Пространственная экономика»...
Пространственная экономика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 24 с
Рабочая учебная программа по дисциплине iconРабочая учебная программа по дисциплине «Операционные системы» разработана...
Операционные системы [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 17 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск