В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды





Скачать 263.94 Kb.
НазваниеВ. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды
Дата публикации30.04.2015
Размер263.94 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая учебная программа


российская федерация

министерство образования и науки

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БОТАНИКИ И БИОТЕХНОЛОГИИ РАСТЕНИЙ

В.Л. Рябикова
РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ КАК ИНДИКАТОР СРЕДЫ

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология»

Тюмень

2009

В.Л. Рябикова: Растительный организм как индикатор среды. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. 17 с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология». Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов для самостоятельной работы по темам, перечень контрольных вопросов к зачету, список литературы.
Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Растительный организм как биоиндикатор среды. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к электронному изданию кафедрой ботаники и биотехнологии растений. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор
© Тюменский государственный университет, 2009.

© В.Л. Рябикова, 2009.

  1. Пояснительная записка

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты должны обладать суммой теоретических знаний и практических навыков, позволяющих им решать профессиональные задачи:

    • иметь представление о биоиндикации как науке, уметь оперировать ее основными понятиями и категориями;

    • знать особенности растительного организма как биоиндикатора среды;

    • знать основные типы биоиндикаторов, их разнообразие, критерии их выделения и использования;

    • владеть основными методами лабораторной и полевой оценки состояния окружающей среды с помощью растительных организмов.

Цели и задачи курса: ознакомление студентов с основными понятиями и методами биоиндикации, изучение типов биоиндикаторов и их значения для человека.

Трудоемкость дисциплины: общее количество часов по курсу составляет 55, из них 36 часов лекций.

Форма контроля: Зачет – 1 семестр



    2. Тематический план изучения дисциплины


Таблица 1.



Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

лекции

самостоятельная работа

1

2

3

4

5


6

8

Модуль 1

1

Введение. Понятие о биоиндикации и мониторинге.

1

1

1

2

0-3

2

История учения о биоиндикации.

1

1

1

2

0-3

3

Принципы биоиндикации и биотестирования окружающей среды.

2

2

1

3

0-4




Всего

2

4

3

7

0-10

Модуль 2

1

Водоросли как биоиндикаторы среды.

3-6

8

3

11

0-14

2

Лишайники и грибы как чувствительные и кумулятивные индикаторы.

7-9

5

2

7

0-15

3

Использование мохообразных, плаунов, папоротников и хвощей в биоиндикации.

9

1

2

3

0-3




Всего

7

14

7

21

0-32

Модуль 3

1

Использование высших растений для биоиндикации воздуха.

10-12

6

3

9

0-21

2

Высшие растения как биоиндикаторы водной среды.

13-15

6

3

9

0-21

3

Высшие растения в диагностике химического состава почвы.

16-18

6

3

9

0-16




Всего

9

18

9

27

0-58




Итого

18

36

19

55

0-100


Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Другие формы работы

Итого количество баллов

на лекции

тесты по темам

реферат

УИРс

презентация

Модуль 1

1.




0-3










0-3

2.




0-3










0-3

3.




0-4










0-4

Всего




0-10










0-10

Модуль 2

1.

0-4

0-4

0-4

0-2




0-14

2.

0-4

0-3




0-2

0-2

0-11

3.




0-4

0-3







0-7

Всего

0-8

0-11

0-7

0-4

0-2

0-32

Модуль 3

1.

0-4

0-12

0-7







0-23

2.

0-4

0-9

0-2

0-2

0-2

0-19

3.

0-6

0-8

0-2







0-14

Всего

0-14

0-29

0-11

0-2

0-2

0-58

Итого

0-22

0-50

0-18

0-6

0-4

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

1

2

3

4

5

6

7

Модуль 1

1.1.

Введение. Понятие о биоиндикации и мониторинге.

Работа с литературой

Подготовка к тестирова-нию

1

1

0-3

1.2.

История учения о биоиндикации.

Работа с литературой

Подготовка к тестирова-нию

1

1

0-3

1.3.

Принципы биоиндикации и биотестирования окружающей среды.

Работа с литературой

Подготовка к тестирова-нию

2

1

0-4

Продолжение табл. 3

1

2

3

4

5

6

7







Всего по модулю 1:

2

3

0-10




Модуль 2




2.1.

Водоросли как биоиндикаторы среды.

Работа с литературой. Оформление и подготовка к защите практических работ, подготовка презентации

Подготовка к тестирова-нию


3-6

3

0-14




2.2.

Лишайники и грибы как чувствительные и кумулятивные индикаторы.

Работа с литературой. Оформление и подготовка к защите практических работ, подготовка презентации

Подготовка к тестирова-нию


7-9

2

0-11




2.3.

Использование мохообразных, плаунов, папоротников и хвощей в биоиндикации.

Работа с литературой.

Подготовка к тестирова-нию

9

2

0-7







Всего по модулю 2:

7

7

0-32




Модуль 3










0-11

3.1.

Использование высших растений для биоиндикации воздуха.

Работа с литературой. Планирование УИРс

Подготовка к тестирова-нию

10-12

3

0-23




3.2.

Высшие растения как биоиндикаторы водной среды.

Работа с литературой.

Подготовка к тестирова-нию

13-15

3

0-19




3.3.

Высшие растения в диагностике химического состава почвы.

Работа с литературой. Подготовка реферата, доклада, презентации

Подготовка к тестирова-нию

16-18

3

0-14







Всего по модулю 3:

9

9

0-58







ИТОГО за семестр:

18

19

0-100





3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1.

1.2.

1.3.

2.1.

2.2.

2.3.

3.1.

3.2.

3.3.

1

Экология растений с основами фитоценологии

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Болезни растений

-

-

+

-

-

+

+

+

+


4. Содержание дисциплины.

Тема 1.1. Введение. Понятие о биоиндикации и мониторинге.

Биоиндикация, ее цель и задачи. Связь с другими науками. Понятие о мониторинге. Понятия индикатор, индикат, биоиндикатор. Реакции растений на действие среды. Эври- и стенобионты.

Экологические кризисы в истории взаимоотношений человеческого общества и природы. Современное состояние окружающей среды и ожидаемые тенденции ее изменения. Мониторинг биосферы как необходимое средство оценки антропогенных воздействий. Классификация систем мониторинга.

Принципы организации биологического мониторинга.

Тема 1.2. История учения о биоиндикации. История биоиндикации. Зарождение биоиндикации в Древней Греции. Зарубежная школа биоиндикации. Отечественная школа биоиндикации. Ученые – основоположники биоиндикации.

Тема 1.3. Принципы биоиндикации и биотестирования окружающей среды.

Биоиндикация и биотестирование. Требования, предъявляемые к биоиндикаторам. Методы их поиска. Чувствительные и кумулятивные биоиндикаторы. Специфические и неспецифические биоиндикаторы.

Преимущества методов биоиндикации и биотестирования. Уровни и направления использования растительных организмов в качестве биоиндикаторов естественно и антропогенно измененных природных сред. Основные подходы биотестирования: биохимический, генетический, морфологический, физиологический, биофизический, иммунологический. Биологические индексы и коэффициенты, используемые при индикационных исследованиях.

Тема 2.1. Водоросли как биоиндикаторы среды.

Палеоальгеология. Использование водорослей в геологии. Харациты. Строматолиты, околиты и др.

Экологические проблемы мирового океана и поверхностных вод суши. Водоросли – агенты самоочищения естественных водоемов и доочистки сточных вод в системах искусственной очистки. Водоросли как биоиндикаторы водоемов. Использование водорослей для биологического анализа воды. Метод сапробности. Группы сапробности водорослей.

Экологические проблемы почвенного покрова. Альгоиндикация в диагностике почв. Альгоиндикация загрязнений, связанных с сельскохозяйственным производством, техногенным воздействием др. Санитарное состояние почвы.

Тема 2.2. Лишайники и грибы как чувствительные и кумулятивные индикаторы.

Понятие «лишайник». Чувствительность лишайников к загрязнению атмосферы. Лишайники и грибы как кумулятивные индикаторы накопления тяжелых металлов, радионуклидов. Лихенофлора городов. Лихенологическое картирование и расчет индекса относительной чистоты атмосферы. Индекс полеотолерантности. Проблема применения популяционно-онтогенетического подхода к лишайникам. Структура популяций ксантории настенной, гипогимнии вздутой в условиях урбоэкосиситем.

Индикация с помощью грибов. Накопление тяжелых металлов и радионуклидов грибами.

Тема 2.3. Использование мохообразных, плаунов, папоротников и хвощей в биоиндикации.

Накопление тяжелых металлов и радионуклидов мохообразными, плаунами, папоротниками и хвощами.

Тема 3.1. Использование высших растений для биоиндикации воздуха.

Влияние промышленных газов на растительность. Газочувствительность растений. Диагностические признаки повреждения ассимиляционных органов деревьев. Флуктуирующая асимметрия листьев. Газоустойчивость растений. Особенности аккумуляции тяжелых металлов сосудистыми растениями.

Флора травянистых растений в условиях урбанизированной среды (на примере г. Тюмени).

Тема 3.2. Высшие растения как биоиндикаторы водной среды.

Растения как показатели гидрологических условий. Понятия «гидрофиты», «макрофиты». Классификация гидрофитов. Роль высших водных растений. Высшие водные растения в диагностике трофности и сапробности вод. Гидрофиты как кумулятивные индикаторы. Биоиндикация подземных вод.

Тема 3.3. Высшие растения в диагностике химического состава почвы.

Реакция растений на содержание в почве элементов минерального питания, кислотности почвы. Аномалии растений. Геоботанический и биогеохимический подходы в поиске полезных ископаемых. Растения засоленных почв. Биоиндикация горных пород и вечной мерзлоты.

Растительные организмы как показатели климата прошлых эпох. Дендроклиматологический, фенологический, палинологический, радиоуглеродный методы.

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

При подготовке к занятиям студенты прорабатывают основную и дополнительную литературу, лекции. Для закрепления изученного материала проводится фронтальный опрос в начале лекции. По итогам изучения какой-либо темы студентами выполняется тестирование. Примерные тестовые задания и контрольные вопросы к зачету приводятся ниже.

Используя основную и дополнительную литературу, студенты готовят реферат по выбранной теме объемом 10-15 страниц, оформляя его в соответствии с общепринятыми правилами. Затем на основе реферата делают доклад на 5-7 минут, в котором в сжатой форме представляют изученный теоретический материал. Доклад сопровождается демонстрацией презентации.

5.1. Контрольные вопросы к зачету:

  1. Роль растений в жизни человека. Состояние растительного покрова.

  2. Состояние окружающей среды: проблемы и перспективы.

  3. Понятие мониторинга, его виды.

  4. Принципы организации биологического мониторинга.

  5. Понятие «биоиндикация». Требования к биоиндикаторам.

  6. Особенности использования растений в качестве биоиндикаторов.

  7. Использование водорослей в геологии.

  8. Экологические проблемы мирового океана и поверхностных вод суши.

  9. Оценка загрязнения водоемов методами сапробности.

  10. Альгоиндикация в диагностике почв. Методы исследований.

  11. Лишайники как чувствительные и кумулятивные индикаторы. Методы исследований.

  12. Популяционно-онтогенетическое направление в лихеноиндикации.

  13. Влияние промышленных газов на растительность.

  14. Газочувствительность растений. Диагностические признаки повреждения ассимиляционных органов деревьев.

  15. Газоустойчивость растений.

  16. Особенности аккумуляции тяжелых металлов сосудистыми растениями.

  17. Понятия «гидрофиты», «макрофиты». Классификация гидрофитов.

  18. Высшие водные растения в диагностике трофности и сапробности вод.

  19. Гидрофиты как кумулятивные индикаторы.

  20. Реакция растений на содержание в почве элементов минерального
    питания.

  21. Растения-индикаторы кислотности почвы.

  22. Геоботанический и биогеохимический подходы в поиске полезных ископаемых.

  23. Растения засоленных почв.

  24. Растения как показатели гидрологических условий.

  25. Растительные организмы как показатели климата прошлых эпох.

5.2. Примеры тестовых заданий:

1. О возможности использования растений в качестве индикаторов окружающей среды впервые писали … и … в … н.э.

2. В.В. Докучаев высказывал мнение о возможности использования растительного покрова как показателя главным образом:

  1. материнских пород

  2. состава почв

  3. грунтовых вод

  4. полезных ископаемых

  5. чистоты воздуха

3. Наука об использовании лишайников в качестве индикаторов называется …

4. Индикатор-это …

5. Термин «индикационная геоботаника» был предложен … в … гг. … в.

6. Основные требования к биоиндикаторам:

  1. легкость взятия проб

  2. диапазон погрешности измерений по сравнению с классическими методами не должен превышать 20-30 %

  3. относительная быстрота проведения тестирования

  4. должны иметь широкую норму реакции

  5. все вышеперечисленные

7. Индикатор глин и суглинков в тундрах:

  1. кустарничково-моховая пятнистая растительность

  2. кустарничково-лишайниковая растительность

  3. плоскобугристые торфяники

  4. травяно-моховые сообщества

  5. редколесья

8. Глубина сезонного протаивания больше под:

  1. мелкокочковатыми кустарничково-лишайниковыми тундрами

  2. ивняками в долинах рек и логах

  3. кустарничково-моховыми сообществами

  4. лиственнично-еловыми редколесьями

  5. лиственничными злаково-хвощевыми рединами

9. Первый разработчик экологических шкал:

  1. А.П. Шенников

  2. Т.А. Работнов

  3. Л.Г. Раменский

  4. В.Н. Сукачев

  5. М.В. Ломоносов

10. Господство длиннокорневищных мезофитных злаков в фитоценозе обычно индицирует:

  1. продолжительный период заливания полыми водами

  2. непродолжительный период заливания полыми водами

  3. легкие, хорошо аэрируемые почвы

  4. тяжелые, плохо аэрируемые почвы

  5. глубокое залегание грунтовых вод

11. Признак заболачивания луга:

  1. развитие дерновинных злаков и осок

  2. развитие кистекорневых видов

  3. замоховение

  4. развитие стержнекорневых видов

  5. развитие стержнеотпрасковых видов

12. Возможна ли ситуация, когда одни и те же растения могут служить индикаторами материнских пород, но при этом не могут индицировать механический состав почвы?

1. да 2. нет

13. Индикация типов и подтипов почв может быть проведена не только по растительным формациям и ассоциациям, но и по … … растений и ее индикаторная значимость тем выше, чем больше … .

14. К растениям-нитрофилам относят:

  1. виды люпина

  2. лапчатку гусиную

  3. клевер луговой

  4. клевер темноцветный

  5. дрок красильный

15. Какие из перечисленных растений не могут быть индикаторами богатства почв:

  1. лютик едкий

  2. лапчатка серебристая

  3. горошек мышиный

  4. пастушья сумка

  5. все вышеперечисленные

16. Индикаторы кислых почв:

  1. растения-ацидофилы

  2. растения-галофиты

  3. растения-ацидофобы

  4. растения-эвритопы

  5. растения-базифилы

17. Индикатом для сильного разрастания корнеотпрысковых бобовых на лугах часто бывает:

  1. обеднение почв азотом

  2. насыщение почв азотом

  3. заболачивание

  4. высокое стояние грунтовых вод

  5. низкое стояние грунтовых вод

18. Оценка окружающей среды по состоянию растений на уровне организма и популяции называется …, а на уровне сообщества – … .

19. Зона соревнования – это условная зона города, которая характеризуется:

  1. периферическим расположением

  2. минимальной концентрацией диоксида серы в воздухе

  3. отсутствием кустистых лишайников

  4. отсутствием кустистых и листоватых лишайников

  5. центральным расположением

20. Наиболее сложные группировки почвенных водорослей с большим разнообразием видов и жизненных форм характерны для:

  1. луговых и ковыльных степей

  2. луговых ассоциаций дерново-подзолистой зоны

  3. лесных сообществ с подзолистыми и серыми лесными почвами

  4. окультуренных почв

  5. арктических тундр

21. Сапробность – это … .

5.3. Темы рефератов:

1. История возникновения биоиндикационных исследований.

2. Зарубежные ученые – основоположники биоиндикации.

3. Ученые – основоположники биоиндикации в России.

4. Связь биоиндикации с другими науками.

5. История биоиндикации в России в XX в.

6. Газочувствительность растений. Причины повреждения органов.

7. Влияние урбоэкосистем на состояние пригородных лесов.

8. Рекреационное использование городских водоемов на примере г. Тюмени, влияние на макрофиты.

9. Гидроэкологические проблемы р. Обь и Иртыш.

10. Озеленение городов: нормы, проблемы, перспективы.

5.4. Примерные темы УИРс:

1. Использование метода линейных пересечений для оценки загрязнения различных районов г. Тюмени.

2. Высшие растения в индикации трофности почв.

3. Pinus sylvestris как тест-объект загрязнения среды (на примере г. Тюмени).

4. Биотестирование загрязнения воды с помощью ряски.

5. Использование водорослей для оценки качества воды методом сапробности.

6. Использование эпифитного лишайникового покрова для индикации атмосферного загрязнения различных парков г. Тюмени.

6. Образовательные технологии.

При чтении лекций по данному курсу применяются мультимедиа-технологии с использованием презентаций. Доклады по выбранным реферативным темам заслушиваются на итоговой конференции с презентацией по результатам работы, студенты отвечают на вопросы одногруппников. Ход конференции, очередность выступающих определяется председателем из числа студентов.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература

А) Основная

  1. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по биолог. спец./ ред. О. П. Мелехова. - Москва: Академия, 2008. - 288 с.

  2. Алексеенко В.А. Экологическая геохимия: Учебник. М.: Логос, 2000. 627 с.

Б) Дополнительная

  1. Викторов С.В., Чикишев А.Г. Ландшафтная индикация и ее практическое применение. М.: Изд-во МГУ, 1990. 200 с.

  2. Горышина Т.К. Экология растений: Учеб. пособие. М.: Высш. Школа, 1979. 368 с.

  3. Громов Б.В., Павленко Г.В. Экология бактерий: Учеб. пособие. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. 248 с.

  4. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 288 с.

  5. Биогеохимические и гидрологические исследования на Дальнем Востоке // Сб. науч. тр. Вып.7. Владивосток: Дальнаука, 1997. 168 с.

  6. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: учеб. пособие для студ., обуч. по эколог. спец.: в 2 ч./ под ред. Ю. А. Афанасьева, С. А. Фомина. - Москва: Изд-во МНЭПУ. Ч. 2: Специальная. - 2001. - 337 с.

  7. Методология оценки состояния экосистем: (учеб. пособие) / О. М. Кожова [и др.]. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2000. - 128 с.

  8. Калинин, В. М. Мониторинг природных сред: учеб. пособие/ В. М. Калинин. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - 208 с.

  9. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования: учеб. для студ. учр. сред. проф. образования/ Э. А. Арустамов, И. В. Левакова, Н. В. Баркалова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К°, 2008. - 320 с.

  10. Биоиндикация радиоактивных загрязнений. - Москва: Наука, 1999. - 384 с.

7.2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

При чтении лекций используются аудитория кафедры ботаники и биотехнологии растений, мультимедийное оборудование. Применяются различные иллюстративные материалы: таблицы, фотографии, рисунки, гербарий высших растений и др.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды iconСмертность по причине болезней как индикатор социально экономического...
Охватывает весь организм, как целое
В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды iconРастительный организм как единое целое. Тип урока: комбинированный. Задачи
Систематизировать знания о взаимосвязи всех органов в растительном организме и взаимосвязи растения со средой
В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды iconКто изображён на рисунке. Что этот организм может рассказать о воде?
Используйте слова: индикатор, здоровье, вещество, взаимосвязи, зависимость; составьте не более 5 предложений
В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение биологии в школе начинается с курса ботаники в 6 классе. Подробно и обстоятельно ребята рассматривают строение, а затем...
В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Условия среды обитания, с которыми организм находится в определенных взаимоотношениях, называются факторами среды обитания
В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды iconРефератов, тематика рефератов 10
Абиотические факторы среды – все экологические факторы, относящиеся к неживой природе, совокупность условий неорганической среды,...
В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды icon1 курс 1 семестр
Организм человека, как единая биологическая система. Воздействие средств физической культуры и спорта, природных, социальных и экологических...
В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды iconРабочая программа элективного курса «Растительный и животный мир Татарстана»
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения....
В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды iconВ. Л. Рябикова экология водорослей
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология»
В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды iconКак продлить молодость?
Совет №1: Никогда не переедайте! Вместо привычных 500 калорий довольствуйтесь 500. Тем самым вы устроите разгрузку своим клеткам...
В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды iconТема 1: Национальная экономика и общественное воспроизводство
Студенты должны самостоятельно рассмотреть разницу между реальным и номинальным ввп. А также уметь оценить показатель ввп как индикатор...
В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды iconПрограмма по биологии
Ботаника наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле. Цветковое растение...
В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды iconУрок по физике. Тема: «Ускорение. Перегрузки. Влияние их на организм человека»
Цель знания: обобщить, расширить знания по теме «ускорение», выяснить, как ускорение и вызванные им перегрузки влияют на организм...
В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды iconИсследовательская работа с 2008 года сотрудниками кафедры ведется...
Динамика термокарстовых озер криолитозоны Западной Сибири как индикатор климатических изменений (по данным космического и наземного...
В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды iconУчебнике “ Окружающий мир. 3 класс. Автор Н. Ф. Виноградова” по теме: «Растительный мир Земли»
Название проекта: “Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие”
В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды iconВоздействие музыки на организм человека
Целью данной работы является: выяснить, как влияет музыка на организм человека. Узнать в какой степени это влияние проявляется, какой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск