Скачать 263.94 Kb.
|
российская федерация министерство образования и науки Федеральное агенство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА БОТАНИКИ И БИОТЕХНОЛОГИИ РАСТЕНИЙ В.Л. Рябикова РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ КАК ИНДИКАТОР СРЕДЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология» Тюмень 2009 В.Л. Рябикова: Растительный организм как индикатор среды. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. 17 с. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология». Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов для самостоятельной работы по темам, перечень контрольных вопросов к зачету, список литературы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Растительный организм как биоиндикатор среды. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к электронному изданию кафедрой ботаники и биотехнологии растений. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор © Тюменский государственный университет, 2009. © В.Л. Рябикова, 2009.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студенты должны обладать суммой теоретических знаний и практических навыков, позволяющих им решать профессиональные задачи:
Цели и задачи курса: ознакомление студентов с основными понятиями и методами биоиндикации, изучение типов биоиндикаторов и их значения для человека. Трудоемкость дисциплины: общее количество часов по курсу составляет 55, из них 36 часов лекций. Форма контроля: Зачет – 1 семестр 2. Тематический план изучения дисциплины Таблица 1.
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Продолжение табл. 3
3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.
4. Содержание дисциплины. Тема 1.1. Введение. Понятие о биоиндикации и мониторинге. Биоиндикация, ее цель и задачи. Связь с другими науками. Понятие о мониторинге. Понятия индикатор, индикат, биоиндикатор. Реакции растений на действие среды. Эври- и стенобионты. Экологические кризисы в истории взаимоотношений человеческого общества и природы. Современное состояние окружающей среды и ожидаемые тенденции ее изменения. Мониторинг биосферы как необходимое средство оценки антропогенных воздействий. Классификация систем мониторинга. Принципы организации биологического мониторинга. Тема 1.2. История учения о биоиндикации. История биоиндикации. Зарождение биоиндикации в Древней Греции. Зарубежная школа биоиндикации. Отечественная школа биоиндикации. Ученые – основоположники биоиндикации. Тема 1.3. Принципы биоиндикации и биотестирования окружающей среды. Биоиндикация и биотестирование. Требования, предъявляемые к биоиндикаторам. Методы их поиска. Чувствительные и кумулятивные биоиндикаторы. Специфические и неспецифические биоиндикаторы. Преимущества методов биоиндикации и биотестирования. Уровни и направления использования растительных организмов в качестве биоиндикаторов естественно и антропогенно измененных природных сред. Основные подходы биотестирования: биохимический, генетический, морфологический, физиологический, биофизический, иммунологический. Биологические индексы и коэффициенты, используемые при индикационных исследованиях. Тема 2.1. Водоросли как биоиндикаторы среды. Палеоальгеология. Использование водорослей в геологии. Харациты. Строматолиты, околиты и др. Экологические проблемы мирового океана и поверхностных вод суши. Водоросли – агенты самоочищения естественных водоемов и доочистки сточных вод в системах искусственной очистки. Водоросли как биоиндикаторы водоемов. Использование водорослей для биологического анализа воды. Метод сапробности. Группы сапробности водорослей. Экологические проблемы почвенного покрова. Альгоиндикация в диагностике почв. Альгоиндикация загрязнений, связанных с сельскохозяйственным производством, техногенным воздействием др. Санитарное состояние почвы. Тема 2.2. Лишайники и грибы как чувствительные и кумулятивные индикаторы. Понятие «лишайник». Чувствительность лишайников к загрязнению атмосферы. Лишайники и грибы как кумулятивные индикаторы накопления тяжелых металлов, радионуклидов. Лихенофлора городов. Лихенологическое картирование и расчет индекса относительной чистоты атмосферы. Индекс полеотолерантности. Проблема применения популяционно-онтогенетического подхода к лишайникам. Структура популяций ксантории настенной, гипогимнии вздутой в условиях урбоэкосиситем. Индикация с помощью грибов. Накопление тяжелых металлов и радионуклидов грибами. Тема 2.3. Использование мохообразных, плаунов, папоротников и хвощей в биоиндикации. Накопление тяжелых металлов и радионуклидов мохообразными, плаунами, папоротниками и хвощами. Тема 3.1. Использование высших растений для биоиндикации воздуха. Влияние промышленных газов на растительность. Газочувствительность растений. Диагностические признаки повреждения ассимиляционных органов деревьев. Флуктуирующая асимметрия листьев. Газоустойчивость растений. Особенности аккумуляции тяжелых металлов сосудистыми растениями. Флора травянистых растений в условиях урбанизированной среды (на примере г. Тюмени). Тема 3.2. Высшие растения как биоиндикаторы водной среды. Растения как показатели гидрологических условий. Понятия «гидрофиты», «макрофиты». Классификация гидрофитов. Роль высших водных растений. Высшие водные растения в диагностике трофности и сапробности вод. Гидрофиты как кумулятивные индикаторы. Биоиндикация подземных вод. Тема 3.3. Высшие растения в диагностике химического состава почвы. Реакция растений на содержание в почве элементов минерального питания, кислотности почвы. Аномалии растений. Геоботанический и биогеохимический подходы в поиске полезных ископаемых. Растения засоленных почв. Биоиндикация горных пород и вечной мерзлоты. Растительные организмы как показатели климата прошлых эпох. Дендроклиматологический, фенологический, палинологический, радиоуглеродный методы. 5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. При подготовке к занятиям студенты прорабатывают основную и дополнительную литературу, лекции. Для закрепления изученного материала проводится фронтальный опрос в начале лекции. По итогам изучения какой-либо темы студентами выполняется тестирование. Примерные тестовые задания и контрольные вопросы к зачету приводятся ниже. Используя основную и дополнительную литературу, студенты готовят реферат по выбранной теме объемом 10-15 страниц, оформляя его в соответствии с общепринятыми правилами. Затем на основе реферата делают доклад на 5-7 минут, в котором в сжатой форме представляют изученный теоретический материал. Доклад сопровождается демонстрацией презентации. 5.1. Контрольные вопросы к зачету:
5.2. Примеры тестовых заданий: 1. О возможности использования растений в качестве индикаторов окружающей среды впервые писали … и … в … н.э. 2. В.В. Докучаев высказывал мнение о возможности использования растительного покрова как показателя главным образом:
3. Наука об использовании лишайников в качестве индикаторов называется … 4. Индикатор-это … 5. Термин «индикационная геоботаника» был предложен … в … гг. … в. 6. Основные требования к биоиндикаторам:
7. Индикатор глин и суглинков в тундрах:
8. Глубина сезонного протаивания больше под:
9. Первый разработчик экологических шкал:
10. Господство длиннокорневищных мезофитных злаков в фитоценозе обычно индицирует:
11. Признак заболачивания луга:
12. Возможна ли ситуация, когда одни и те же растения могут служить индикаторами материнских пород, но при этом не могут индицировать механический состав почвы? 1. да 2. нет 13. Индикация типов и подтипов почв может быть проведена не только по растительным формациям и ассоциациям, но и по … … растений и ее индикаторная значимость тем выше, чем больше … . 14. К растениям-нитрофилам относят:
15. Какие из перечисленных растений не могут быть индикаторами богатства почв:
16. Индикаторы кислых почв:
17. Индикатом для сильного разрастания корнеотпрысковых бобовых на лугах часто бывает:
18. Оценка окружающей среды по состоянию растений на уровне организма и популяции называется …, а на уровне сообщества – … . 19. Зона соревнования – это условная зона города, которая характеризуется:
20. Наиболее сложные группировки почвенных водорослей с большим разнообразием видов и жизненных форм характерны для:
21. Сапробность – это … . 5.3. Темы рефератов: 1. История возникновения биоиндикационных исследований. 2. Зарубежные ученые – основоположники биоиндикации. 3. Ученые – основоположники биоиндикации в России. 4. Связь биоиндикации с другими науками. 5. История биоиндикации в России в XX в. 6. Газочувствительность растений. Причины повреждения органов. 7. Влияние урбоэкосистем на состояние пригородных лесов. 8. Рекреационное использование городских водоемов на примере г. Тюмени, влияние на макрофиты. 9. Гидроэкологические проблемы р. Обь и Иртыш. 10. Озеленение городов: нормы, проблемы, перспективы. 5.4. Примерные темы УИРс: 1. Использование метода линейных пересечений для оценки загрязнения различных районов г. Тюмени. 2. Высшие растения в индикации трофности почв. 3. Pinus sylvestris как тест-объект загрязнения среды (на примере г. Тюмени). 4. Биотестирование загрязнения воды с помощью ряски. 5. Использование водорослей для оценки качества воды методом сапробности. 6. Использование эпифитного лишайникового покрова для индикации атмосферного загрязнения различных парков г. Тюмени. 6. Образовательные технологии. При чтении лекций по данному курсу применяются мультимедиа-технологии с использованием презентаций. Доклады по выбранным реферативным темам заслушиваются на итоговой конференции с презентацией по результатам работы, студенты отвечают на вопросы одногруппников. Ход конференции, очередность выступающих определяется председателем из числа студентов. 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 7.1. Рекомендуемая литература А) Основная
Б) Дополнительная
7.2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины. При чтении лекций используются аудитория кафедры ботаники и биотехнологии растений, мультимедийное оборудование. Применяются различные иллюстративные материалы: таблицы, фотографии, рисунки, гербарий высших растений и др. |
Смертность по причине болезней как индикатор социально экономического... Охватывает весь организм, как целое | Растительный организм как единое целое. Тип урока: комбинированный. Задачи Систематизировать знания о взаимосвязи всех органов в растительном организме и взаимосвязи растения со средой | ||
Кто изображён на рисунке. Что этот организм может рассказать о воде? Используйте слова: индикатор, здоровье, вещество, взаимосвязи, зависимость; составьте не более 5 предложений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучение биологии в школе начинается с курса ботаники в 6 классе. Подробно и обстоятельно ребята рассматривают строение, а затем... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Условия среды обитания, с которыми организм находится в определенных взаимоотношениях, называются факторами среды обитания | Рефератов, тематика рефератов 10 Абиотические факторы среды – все экологические факторы, относящиеся к неживой природе, совокупность условий неорганической среды,... | ||
1 курс 1 семестр Организм человека, как единая биологическая система. Воздействие средств физической культуры и спорта, природных, социальных и экологических... | Рабочая программа элективного курса «Растительный и животный мир Татарстана» В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.... | ||
В. Л. Рябикова экология водорослей Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология» | Как продлить молодость? Совет №1: Никогда не переедайте! Вместо привычных 500 калорий довольствуйтесь 500. Тем самым вы устроите разгрузку своим клеткам... | ||
Тема 1: Национальная экономика и общественное воспроизводство Студенты должны самостоятельно рассмотреть разницу между реальным и номинальным ввп. А также уметь оценить показатель ввп как индикатор... | Программа по биологии Ботаника наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле. Цветковое растение... | ||
Урок по физике. Тема: «Ускорение. Перегрузки. Влияние их на организм человека» Цель знания: обобщить, расширить знания по теме «ускорение», выяснить, как ускорение и вызванные им перегрузки влияют на организм... | Исследовательская работа с 2008 года сотрудниками кафедры ведется... Динамика термокарстовых озер криолитозоны Западной Сибири как индикатор климатических изменений (по данным космического и наземного... | ||
Учебнике “ Окружающий мир. 3 класс. Автор Н. Ф. Виноградова” по теме: «Растительный мир Земли» Название проекта: “Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие” | Воздействие музыки на организм человека Целью данной работы является: выяснить, как влияет музыка на организм человека. Узнать в какой степени это влияние проявляется, какой... |