Скачать 230.12 Kb.
|
российская федерация министерство образования и науки Федеральное агенство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА БОТАНИКИ И БИОТЕХНОЛОГИИ РАСТЕНИЙ В.Л. Рябикова ЭКОЛОГИЯ ВОДОРОСЛЕЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология» Тюмень 2009 В.Л. Рябикова: Экология водорослей. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. 16 с. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология». Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов для самостоятельной работы по темам, перечень контрольных вопросов к зачету, список литературы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Экология водорослей. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к электронному изданию кафедрой ботаники и биотехнологии растений. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор © Тюменский государственный университет, 2009. © В.Л. Рябикова, 2009.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студенты должны обладать суммой теоретических знаний и практических навыков, позволяющих им решать профессиональные задачи:
Дисциплина «Экология водорослей» читается на 3 курсе ОДО. Форма отчетности – зачет (6 семестр). Цели и задачи курса: ознакомление студентов с различными экологическими группировками водорослей, их значением в природе и для человека. Трудоемкость дисциплины: общее количество часов по курсу составляет 45, из них 20 часов лекций и 12 часов лабораторных работ. 2. Тематический план изучения дисциплиныТаблица 1.
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Продолжение табл. 3
3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.
4. Содержание дисциплиныТема 1. Введение. Общая характеристика водорослей. Классификация водорослей. Строение клетки водорослей. Отличие водорослей от других растений. Способы питания водорослей. Основные типы морфологической структуры тела водорослей. Размножение и циклы развития водорослей. Тема 2. Внешние условия жизни и экологические группировки водорослей. Распространенность водорослей в современных водоемах. Их биомасса и продукция. Экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность и распространение водорослей (температура, свет, глубина, минеральный состав среды). Планктонные водоросли. Их систематический состав и характеристика. Бентосные водоросли. Их систематический состав и характеристика. Наземные водоросли. Их систематический состав и характеристика. Почвенные водоросли. Их систематический состав и характеристика. Водоросли горячих источников. Их систематический состав и характеристика. Водоросли снега и льда. Их систематический состав и характеристика. Водоросли соленых водоемов. Их систематический состав и характеристика. Водоросли пресных водоемов. Их систематический состав и характеристика. Фитоперифитон. Сверлящие и туфообразующие водоросли. Их систематический состав и характеристика. Тема 3. Взаимодействие водорослей с другими организмами. Симбиотические водоросли. Водоросли (фикобионт) лишайников. Эпифитные водоросли. Эндофитные водоросли. Паразиты водорослей. Тема 4. Значение водорослей в природе. Историческая роль водорослей. Экологическая роль водорослей. Водоросли как геологический фактор. Тема 5. Практическое использование водорослей. Значение водорослей в рыбоводческом хозяйстве. Значение водорослей в коммунальном хозяйстве. Значение водорослей для водного транспорта и гидротехнических сооружений. Значение водорослей в сельском хозяйстве. Промышленное использование водорослей (сапропель, диатомит, альгин и альгинаты, агар-агар, кантен, клей, микроэлементы). Массовое культивирование микроскопических водорослей. Значение водорослей в медицине. Пищевое значение водорослей. Негативная роль водорослей в хозяйственной деятельности человека. 5. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение 1) Строение клетки водорослей. 2) Отличие водорослей от других растений. 3) Способы питания водорослей. 4) Основные типы морфологической структуры тела водорослей. 5) Размножение и циклы развития водорослей. 6) Историческая роль водорослей. 7) Водоросли как геологический фактор. 8) Значение водорослей в коммунальном хозяйстве. 6. Темы лабораторных занятий 1) Основные типы морфологической структуры тела водорослей, строение водорослевой клетки. Приспособления для существования в различных экологических условиях (2 часа). 2) Планктонные и бентосные водоросли. Их систематический состав и характеристика. Качественный и количественный анализ проб воды (2 часа). 3) Наземные водоросли. Качественный состав соскобов с коры деревьев и других субстратов (2 часа). 4) Почвенные водоросли. Их систематический состав и характеристика (2 часа). 5) Водоросли пресных и соленых водоемов. Их систематический состав и характеристика. Качественный и количественный анализ проб воды стоячих и текущих водоемов (2 часа). 6) Изучение фитоперифитона пресноводных водоемов (2 часа). 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 7.1. Примеры тестовых заданий: 1. Ограничивающим фактором для распространения водорослей является: А) вода; Б) свет; В) глубина; Г) температура. 2. Практически все бурые и красные водоросли относятся к: А) эпифитным; Б) морским; В) пресноводным; Г) почвенным. 3. Фитопланктон – это … 4. Перечислите основные приспособления водорослей для парения в воде: 1) 2) 3) 5. Совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте морских и материковых водоемов называют: А) фитоперифитон; Б) нейстон; В) эндофиты; Г) бентос. 6. Основную долю морского фитопланктона составляют: А) зеленые водоросли; Б) диатомовые и перидиниевые водоросли; В) сине-зеленые водоросли; Г) желто-зеленые и красные водоросли. 7. Морской тропический планктон в отличие от полярных и приполярных вод характеризуется: А) бόльшим видовым разнообразием, меньшей продуктивностью, меньшим количеством диатомей и зеленых водорослей; Б) меньшим видовым разнообразием, большей продуктивностью, бόльшим количеством диатомей и зеленых водорослей; В) меньшим видовым разнообразием, большей продуктивностью, меньшим количеством диатомей и зеленых водорослей; Г) бόльшим видовым разнообразием, большей продуктивностью, бόльшим количеством зеленых и сине-зеленых. 8. Пресноводный фитопланктон отличается от типично морского: А) бόльшим разнообразием красных водорослей; Б) бόльшим разнообразием диатомовых и наличием временнопланктонных водорослей; В) бόльшим разнообразием желто-зеленых водорослей; Г) бόльшим разнообразием зеленых и сине-зеленых водорослей и наличием временнопланктонных водорослей. 9. В наиболее типичном виде пресноводный фитопланктон по составу и продукционным свойствам представлен в: А) небольших озерах субтропиков; Б) озерах среднего размера тропической зоны; В) озерах среднего размера умеренной зоны; Г) больших озерах тропической зоны. 10. Сапробные виды – это… А) временные виды неритовой зоны; Б) индикаторы загрязненных вод; В) виды, относящиеся к одному водоему; Г) виды из одной пробы фитопланктона. 11. Большинство водорослей относится к: А) эвритермным видам; Б) стенотермным видам; В) криофильным видам; Г) теплолюбивым видам. 12. Основными приборами для взятия проб фитопланктона являются … и … . 13. К распространенным воздушным эпифитным водорослям относятся: А) Hyella caespitosa, Rivularia haematites; Б) Caulerpa prolifera, Laminaria saccharina; В) Nostoc commune, Hormidium nitens; Г) Pleurococcus vulgaris, Trentepohlia piceana. 14. … - это организмы, жизнь которых связана с поверхностной пленкой воды, причем одни из них находятся над пленкой и называются …, другие – под пленкой и называются … . 15. В зависимости от места произрастания среди бентосных водорослей различают: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 16. Водоросли, обрастающие живые и мертвые субстраты, приподнятые над дном, называются: А) перифитоном; Б) нейстоном; В) бентосом; Г) планктоном. 17. В горячих источниках наибольшее видовое разнообразие водорослей наблюдается в температурном интервале: А) +28... +35°С; Б) +35... +40°С; В) +45... +50°С; Г) +65... + 70°С; Д) +75... +80°С; Е) +85... +90°С; Ж) +95... +100°С. 18. «Цветение» снега соответствующего цвета вызывает водоросль:1) зеленого 2) коричневого 3) красного А) Chlamydomonas nivalis Б) Ancylonema nordenshioeldii В) Rhaphidonema nivale 19. Зона апвеллинга – это зона …, где поверхностные воды обогащаются … … в районах выхода … … на поверхность.20. К водорослям водоемов с большой концентрацией солей можно отнести: А) Polysiphonia lanosa, Ascophyllum nodosum; Б) Chlorogloea sarcinoides, Dunaliella salina; В) Woronichinia naegeliana, Lyngbya endophytica; Г) Melosira baicalensis, Melosira islandica. 21. Сине-зеленые водоросли образуют с протозоа и некоторыми другими организмами своеобразную группу эндосимбиозов, получивших название …; возникающий при этом морфологический комплекс из двух организмов называют …, а сине-зеленые водоросли в нем – … . 22. Агар-агар – фикоколлоид, используемый во многих отраслях промышленности, получают в основном из: А) красных водорослей; Б) бурых водорослей; В) зеленых водорослей; Г) харовых водорослей. 23. Для распространения бентосных водорослей решающим фактором является: А) наличие движения воды; Б) глубина; В) физический состав грунта; Г) соленость воды. 24. К какой экологической группировке относятся изображенные водоросли? 25. Лишайниковый компонент (фикобионт) составляют: А) золотистые водоросли; Б) желто-зеленые водоросли; В) сине-зеленые и зеленые водоросли; Г) бурые и диатомовые водоросли. 26. Большинство почвенных водорослей заселяют поверхностный слой почвы толщиной: А) до 3 см; Б) до 1-1,2 см; В) до 2 см; Г) до 5-5,2 см. 7.2. Контрольные вопросы для подготовки к зачету
7.3. Примерные темы рефератов:1. Строение клетки водорослей. 2. Отличие водорослей от других растений. 3. Способы питания водорослей. 4. Основные типы морфологической структуры тела водорослей. 5. Размножение и циклы развития водорослей. 6. Историческая роль водорослей. 7. Водоросли как геологический фактор. 8. Значение водорослей в коммунальном хозяйстве. 7.4. Рекомендуемая литератураА) Основная:
Б) Дополнительная:
8. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Лекции и лабораторные занятия по спецкурсу проводятся в аудитории кафедры ботаники и биотехнологии растений. В лекционном курсе используются плакаты, слайды, фотографии, мультимедийное оборудование, для лабораторных занятий используется микроскоп и оборудование для микроскопирования. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Итоговый урок после проведенной исследовательской работы по изучению водорослей, на котором систематизируются знания о водорослях,... | В. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология» | ||
Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей» Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей». Учебник «Биология», авт. Пономарева И. Н | Рабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по... Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций | ||
Человек. Экология. Здоровье Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | Экология и природопользование В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета... | ||
Тема: Экология как наука о взаимодействии организмов друг с другом Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | Рабочая программа по учебному предмету «Экология животных» «Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология.... | ||
«Экология» По дисциплине «Экология» Для специальности 270102. 65 «Промышленное и гражданское строительство» Форма подготовки очная/заочная | Основные публикации проф. В. А. Шевченко радиационная генетика одноклеточных водорослей Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края | ||
Рабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая... Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»... | Программа курса "глобальная экология" для студентов, обучающихся... Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | Роль водорослей в освоении космоса Ведь они умеют расти и размножаться в совершенно неблагоприятных условиях. И тем самым имея положительные и отрицательные стороны... | ||
Роль водорослей в освоении космоса Ведь они умеют расти и размножаться в совершенно неблагоприятных условиях. И тем самым имея положительные и отрицательные стороны... | Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... |