В. Л. Рябикова экология водорослей





Скачать 230.12 Kb.
НазваниеВ. Л. Рябикова экология водорослей
Дата публикации18.10.2014
Размер230.12 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа


российская федерация

министерство образования и науки

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БОТАНИКИ И БИОТЕХНОЛОГИИ РАСТЕНИЙ


В.Л. Рябикова

ЭКОЛОГИЯ ВОДОРОСЛЕЙ

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология»

Тюмень

2009

В.Л. Рябикова: Экология водорослей. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. 16 с.


Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология». Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов для самостоятельной работы по темам, перечень контрольных вопросов к зачету, список литературы.
Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Экология водорослей. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к электронному изданию кафедрой ботаники и биотехнологии растений. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор

© Тюменский государственный университет, 2009.

© В.Л. Рябикова, 2009.

  1. Пояснительная записка

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты должны обладать суммой теоретических знаний и практических навыков, позволяющих им решать профессиональные задачи:

    • знать характеристику основных экологических групп водорослей и их значение в природе;

    • иметь представление о морфологии и физиологии водорослей различных систематических групп;

    • уметь анализировать систематический состав различных экологических групп водорослей;

    • знать основные аспекты практического использования водорослей человеком.

Дисциплина «Экология водорослей» читается на 3 курсе ОДО. Форма отчетности – зачет (6 семестр).

Цели и задачи курса: ознакомление студентов с различными экологическими группировками водорослей, их значением в природе и для человека.

Трудоемкость дисциплины: общее количество часов по курсу составляет 45, из них 20 часов лекций и 12 часов лабораторных работ.





2. Тематический план изучения дисциплины


Таблица 1.



Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

лекции

лаб. раб.

самостоя-тельная работа

1

2

3

4

5


6

7

8

9

Модуль 1

1

Введение. Общая характеристика водорослей

1-3

4

2

2

8

-

0-15




Всего

3

4

2

2

8

-

0-15

Модуль 2




2

Внешние условия жизни и экологические группировки водорослей

4-12

10

8

5

23

4

0-48




Всего

9

10

8

5

23

4

0-50

Модуль 3

3

Взаимодействие водорослей с другими организмами

13-14

2

2

2

6

1

0-12

4

Значение водорослей в природе

15

2

-

2

4

1

0-12

5

Практическое использование водорослей

16

2

-

2

4

1

0-11




Всего

4

6

2

6

14

3

0-35




Итого

16

20

12

13

45

7

0-100


Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Другие формы работы

Итого количество баллов

на лекции

тесты по темам

реферат

УИРс

презентация

Модуль 1

1

0-2

0-8

0-5

-

-

0-15

Всего

0-2

0-8

0-5

-

-

0-15

Модуль 2

2

0-8

0-24

0-7

0-6

0-5

0-50

Всего

0-8

0-24

0-7

0-6

0-5

0-50

Модуль 3

3

0-2

0-5

-

-

0-5

0-12

4

0-2

0-5

-

0-5

-

0-12

5

0-2

0-5

0-4

-

-

0-11

Всего

0-6

0-15

0-4

0-5

0-5

0-35

Итого

0-16

0-47

0-16

0-11

0-10

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнитель-ные

1

2

3

4

5

6

7

Модуль 1

1

Введение. Общая характеристика водорослей

Работа с лекциями и литературой. Подготовка реферата

Подготовка к тестирова-нию

1-3

8

0-15




Всего по модулю 1:

3

8

0-15

Модуль 2

2

Внешние условия жизни и экологические группировки водорослей

Работа с лекциями и литературой. Подготовка реферата и презентации. Планирование УИРс

Подготовка к тестирова-нию


4-12

23

0-50




Всего по модулю 2:

9

23

0-50

Модуль 3

3

Взаимодействие водорослей с другими организмами

Работа с лекциями и литературой. Подготовка презентации

Подготовка к тестирова-нию

13-14

6

0-12


Продолжение табл. 3

1

2

3

4

5

6

7

4

Значение водорослей в природе

Работа с лекциями и литературой. Планирование УИРс

Подготовка к тестирова-нию


15

4

0-12

5

Практическое использование водорослей

Работа с лекциями и литературой.

Подготовка реферата и презентации. Планирование УИРс

Подготовка к тестирова-нию и зачету


16

4

0-11




Всего по модулю 3:

4

14

0-35




ИТОГО за семестр:

16

45

0-100


3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1.

1.2.

1.3.

2.1.

2.2.

2.3.

3.1.

3.2.

3.3.

1

Общая экология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Экология популяций и сообществ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Экология растений

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Индикационная геоботаника

-

+

+

+

+

+

+

+

+



4. Содержание дисциплины


Тема 1. Введение. Общая характеристика водорослей. Классификация водорослей. Строение клетки водорослей. Отличие водорослей от других растений. Способы питания водорослей. Основные типы морфологической структуры тела водорослей. Размножение и циклы развития водорослей.

Тема 2. Внешние условия жизни и экологические группировки водорослей. Распространенность водорослей в современных водоемах. Их биомасса и продукция. Экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность и распространение водорослей (температура, свет, глубина, минеральный состав среды). Планктонные водоросли. Их систематический состав и характеристика. Бентосные водоросли. Их систематический состав и характеристика. Наземные водоросли. Их систематический состав и характеристика. Почвенные водоросли. Их систематический состав и характеристика. Водоросли горячих источников. Их систематический состав и характеристика. Водоросли снега и льда. Их систематический состав и характеристика. Водоросли соленых водоемов. Их систематический состав и характеристика. Водоросли пресных водоемов. Их систематический состав и характеристика. Фитоперифитон. Сверлящие и туфообразующие водоросли. Их систематический состав и характеристика.

Тема 3. Взаимодействие водорослей с другими организмами. Симбиотические водоросли. Водоросли (фикобионт) лишайников. Эпифитные водоросли. Эндофитные водоросли. Паразиты водорослей.

Тема 4. Значение водорослей в природе. Историческая роль водорослей. Экологическая роль водорослей. Водоросли как геологический фактор.

Тема 5. Практическое использование водорослей. Значение водорослей в рыбоводческом хозяйстве. Значение водорослей в коммунальном хозяйстве. Значение водорослей для водного транспорта и гидротехнических сооружений. Значение водорослей в сельском хозяйстве. Промышленное использование водорослей (сапропель, диатомит, альгин и альгинаты, агар-агар, кантен, клей, микроэлементы). Массовое культивирование микроскопических водорослей. Значение водорослей в медицине. Пищевое значение водорослей. Негативная роль водорослей в хозяйственной деятельности человека.

5. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1) Строение клетки водорослей.

2) Отличие водорослей от других растений.

3) Способы питания водорослей.

4) Основные типы морфологической структуры тела водорослей.

5) Размножение и циклы развития водорослей.

6) Историческая роль водорослей.

7) Водоросли как геологический фактор.

8) Значение водорослей в коммунальном хозяйстве.

6. Темы лабораторных занятий

1) Основные типы морфологической структуры тела водорослей, строение водорослевой клетки. Приспособления для существования в различных экологических условиях (2 часа).

2) Планктонные и бентосные водоросли. Их систематический состав и характеристика. Качественный и количественный анализ проб воды (2 часа).

3) Наземные водоросли. Качественный состав соскобов с коры деревьев и других субстратов (2 часа).

4) Почвенные водоросли. Их систематический состав и характеристика (2 часа).

5) Водоросли пресных и соленых водоемов. Их систематический состав и характеристика. Качественный и количественный анализ проб воды стоячих и текущих водоемов (2 часа).

6) Изучение фитоперифитона пресноводных водоемов (2 часа).

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Примеры тестовых заданий:

1. Ограничивающим фактором для распространения водорослей является:

А) вода;

Б) свет;

В) глубина;

Г) температура.

2. Практически все бурые и красные водоросли относятся к:

А) эпифитным;

Б) морским;

В) пресноводным;

Г) почвенным.

3. Фитопланктон – это …

4. Перечислите основные приспособления водорослей для парения в воде:

1)

2)

3)

5. Совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте морских и материковых водоемов называют:

А) фитоперифитон;

Б) нейстон;

В) эндофиты;

Г) бентос.

6. Основную долю морского фитопланктона составляют:

А) зеленые водоросли;

Б) диатомовые и перидиниевые водоросли;

В) сине-зеленые водоросли;

Г) желто-зеленые и красные водоросли.

7. Морской тропический планктон в отличие от полярных и приполярных вод характеризуется:

А) бόльшим видовым разнообразием, меньшей продуктивностью, меньшим количеством диатомей и зеленых водорослей;

Б) меньшим видовым разнообразием, большей продуктивностью, бόльшим количеством диатомей и зеленых водорослей;

В) меньшим видовым разнообразием, большей продуктивностью, меньшим количеством диатомей и зеленых водорослей;

Г) бόльшим видовым разнообразием, большей продуктивностью, бόльшим количеством зеленых и сине-зеленых.

8. Пресноводный фитопланктон отличается от типично морского:

А) бόльшим разнообразием красных водорослей;

Б) бόльшим разнообразием диатомовых и наличием временнопланктонных водорослей;

В) бόльшим разнообразием желто-зеленых водорослей;

Г) бόльшим разнообразием зе­леных и сине-зеленых водорослей и наличием временнопланктонных водорослей.

9. В наиболее типичном виде пресноводный фи­топланктон по составу и продукционным свойствам представлен в:

А) небольших озерах субтропиков;

Б) озе­рах среднего размера тропической зоны;

В) озе­рах среднего размера умеренной зоны;

Г) больших озерах тропической зоны.

10. Сапробные виды – это…

А) временные виды неритовой зоны;

Б) индикаторы загрязненных вод;

В) виды, относящиеся к одному водоему;

Г) виды из одной пробы фитопланктона.

11. Большинство водорослей относится к:

А) эвритермным видам;

Б) стенотермным видам;

В) криофильным видам;

Г) теплолюбивым видам.

12. Основными приборами для взятия проб фитопланктона являются … и … .

13. К распространенным воздушным эпифитным водорослям относятся:

А) Hyella caespitosa, Rivularia haematites;

Б) Caulerpa prolifera, Laminaria saccharina;

В) Nostoc com­mune, Hormidium nitens;

Г) Pleurococcus vulgaris, Trentepohlia piceana.

14. … - это организмы, жизнь которых связана с по­верхностной пленкой воды, причем одни из них находятся над пленкой и называются …, другие – под пленкой и называются … .

15. В зависимости от места произрастания среди бентосных водорослей различают:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

16. Водоросли, обрастающие живые и мертвые субстраты, приподнятые над дном, называются:

А) перифитоном;

Б) нейстоном;

В) бентосом;

Г) планктоном.

17. В горячих источниках наибольшее видовое разнообразие водорослей наблюдается в температурном интервале:

А) +28... +35°С;

Б) +35... +40°С;

В) +45... +50°С;

Г) +65... + 70°С;

Д) +75... +80°С;

Е) +85... +90°С;

Ж) +95... +100°С.

18. «Цветение» снега соответствующего цвета вызывает водоросль:


1) зеленого

2) коричневого

3) красного

А) Chlamydomonas nivalis

Б) Ancylonema nordenshioeldii

В) Rhaphidonema nivale

19. Зона апвеллинга – это зона …, где поверхностные воды обогащаются … … в районах выхода … … на поверхность.


20. К водорослям водоемов с большой концентрацией солей можно отнести:

А) Polysiphonia lanosa, Ascophyllum nodosum;

Б) Chlorogloea sarcinoides, Dunaliella salina;

В) Woronichinia naegeliana, Lyngbya endophytica;

Г) Melosira baicalensis, Melosira islandica.

21. Сине-зеленые водоросли образуют с протозоа и некоторыми другими организмами своеобразную группу эндосимбиозов, получивших название …; возникающий при этом морфологический комп­лекс из двух организмов называют …, а сине-зеленые водоросли в нем – … .

22. Агар-агар – фикоколлоид, используемый во многих отраслях промышленности, получают в основном из:

А) красных водорослей;

Б) бурых водорослей;

В) зеленых водорослей;

Г) харовых водорослей.

23. Для распространения бентосных водорослей решающим фактором является:

А) наличие движения воды;

Б) глубина;

В) физический состав грунта;

Г) соленость воды.

24. К какой экологической группировке относятся изображенные водоросли?

25. Лишайниковый компонент (фикобионт) составляют:

А) золотистые водоросли;

Б) желто-зеленые водоросли;

В) сине-зеленые и зеленые водоросли;

Г) бурые и диатомовые водоросли.

26. Большинство почвенных водорослей заселяют поверхностный слой почвы толщиной:

А) до 3 см;

Б) до 1-1,2 см;

В) до 2 см;

Г) до 5-5,2 см.

7.2. Контрольные вопросы для подготовки к зачету


  1. Общая характеристика водорослей. Отличительные особенности водорослей.

  2. Распространенность водорослей в современных водоемах. Их биомасса и продукция.

  3. Экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность и распространение водорослей (температура, свет, глубина, минеральный состав среды).

  4. Планктонные водоросли. Их систематический состав и характеристика.

  5. Бентосные водоросли. Их систематический состав и характеристика.

  6. Наземные водоросли. Их систематический состав и характеристика.

  7. Почвенные водоросли. Их систематический состав и характеристика.

  8. Водоросли горячих источников. Их систематический состав и характеристика.

  9. Водоросли снега и льда. Их систематический состав и характеристика.

  10. Водоросли соленых водоемов. Их систематический состав и характеристика.

  11. Водоросли пресных водоемов. Их систематический состав и характеристика.

  12. Сверлящие и туфообразующие водоросли. Их систематический состав и характеристика.

  13. Симбиотические водоросли.

  14. Историческая роль водорослей. Экологическая роль водорослей. Водоросли как геологический фактор.

  15. Значение водорослей в природе.

  16. Значение водорослей для человека.

7.3. Примерные темы рефератов:


1. Строение клетки водорослей.

2. Отличие водорослей от других растений.

3. Способы питания водорослей.

4. Основные типы морфологической структуры тела водорослей.

5. Размножение и циклы развития водорослей.

6. Историческая роль водорослей.

7. Водоросли как геологический фактор.

8. Значение водорослей в коммунальном хозяйстве.

7.4. Рекомендуемая литература


А) Основная:

  1. Ботаника: курс альгологии и микологии: учебник для студентов, обучающихся по направлению 020200 "Биология" и биологическим специальностям / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; ред. Ю.Т. Дьяков. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 559 с.

  2. Дьяков Ю.Т. Введение в альгологию и микологию: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 192 с.

Б) Дополнительная:

  1. Жизнь растений. В шести т. Гл. ред. чл.-кор. АН СССР, ПРОФ. А.А. Федоров. Т.3. Водоросли. Лишайники. Под ред. проф. М.М. Голлербаха. – М.: Просвещение, 1977. – 487 с.

  2. Комарницкий Н.А. и др. Ботаника (систематика растений). – М.: Просвещение, 1975. – 608 с.

  3. Голлербах М.М. Водоросли, их строение, жизнь и значение. – М.: Изд-во МОИП, 1951. – 160 с.

  4. Костяев, В. Я. Синезеленые водоросли и эволюция эукариотных организмов/ В. Я. Костяев. – М.: Наука, 2001. – 126 с.

  5. Сафонова Т.А. Эвгленовые водоросли Западной Сибири. – Новосибирск: Наука (Сиб. отд.), 1987. – 192 с.

  6. Штина Э.А. Экология почвенных водорослей. – М.: Наука, 1976. – 144 с.

8. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекции и лабораторные занятия по спецкурсу проводятся в аудитории кафедры ботаники и биотехнологии растений. В лекционном курсе используются плакаты, слайды, фотографии, мультимедийное оборудование, для лабораторных занятий используется микроскоп и оборудование для микроскопирования.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Л. Рябикова экология водорослей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Итоговый урок после проведенной исследовательской работы по изучению водорослей, на котором систематизируются знания о водорослях,...
В. Л. Рябикова экология водорослей iconВ. Л. Рябикова растительный организм как индикатор среды
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология»
В. Л. Рябикова экология водорослей iconРазработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей»
Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей». Учебник «Биология», авт. Пономарева И. Н
В. Л. Рябикова экология водорослей iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
В. Л. Рябикова экология водорослей iconЧеловек. Экология. Здоровье
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
В. Л. Рябикова экология водорослей iconЭкология и природопользование
В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета...
В. Л. Рябикова экология водорослей iconТема: Экология как наука о взаимодействии организмов друг с другом
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
В. Л. Рябикова экология водорослей iconРабочая программа по учебному предмету «Экология животных»
«Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология....
В. Л. Рябикова экология водорослей icon«Экология»
По дисциплине «Экология» Для специальности 270102. 65 «Промышленное и гражданское строительство» Форма подготовки очная/заочная
В. Л. Рябикова экология водорослей iconОсновные публикации проф. В. А. Шевченко радиационная генетика одноклеточных водорослей
Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края
В. Л. Рябикова экология водорослей iconРабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая...
Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»...
В. Л. Рябикова экология водорослей iconПрограмма курса "глобальная экология" для студентов, обучающихся...
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
В. Л. Рябикова экология водорослей icon2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
В. Л. Рябикова экология водорослей iconРоль водорослей в освоении космоса
Ведь они умеют расти и размножаться в совершенно неблагоприятных условиях. И тем самым имея положительные и отрицательные стороны...
В. Л. Рябикова экология водорослей iconРоль водорослей в освоении космоса
Ведь они умеют расти и размножаться в совершенно неблагоприятных условиях. И тем самым имея положительные и отрицательные стороны...
В. Л. Рябикова экология водорослей iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск