Скачать 52.8 Kb.
|
Захарова Елена Николаевна учитель начальных классов, Маньшина Алена Владимировна учитель-логопед. Аннотация. Итоговый урок после проведенной исследовательской работы по изучению водорослей, на котором систематизируются знания о водорослях, раскрывается значение водорослей на земле, развивается монологическая речь, воспитывается бережное отношение к окружающему миру. Знакомые незнакомцы. Цель: Подвести итог исследовательской работе по изучению водорослей. Задачи:
Оборудование: Программа Microsoft PowerPoit, проектор, ламинария, фукус, листочки с рецептами блюд из водорослей. Ход урока: Логопед: Многоликая жизнь на Земле зародилась в далеких и мокрых глубинах Мирового океана. Считают, что одним из зачинщиков этого был Седобородый Нептун. Об этом спорили и спорят до сих пор. Но о том, что все ныне живущее, растущее и цветущее в мире, зависит от воды, никто не спорит. «Без воды - и не туды, и не сюды…» Под покровом вод живут и радуются жизни и животные, и травы, и кустарники, и даже целые леса. К сожалению, мы не можем оказаться непосредственно в толще воды и познакомиться со всеми обитателями Мирового океана, но нам удалось заглянуть в капельку воды и узнать много нового о знакомых-незнакомцах. Мы снова стали исследователями. Слово «водоросли» знакомо всем. А что это такое мы решили узнать поподробнее. Слайд 1,2,3,4 Ученик : Целью нашего исследования было познакомиться с растительным миром водоемов Карелии. Слайд 5 Для ее реализации перед нами стояли такие задачи:
Слайд 6 Ученик: Для этого мы решили сначала отправиться на экскурсию к реке Неглинка. Там, разбившись на группы, мы собирали материал для исследования. Слайд 7 Логопед: Исследователю рек и прудов, для того, чтобы обнаружить, или хотя бы, как следует разглядеть объект, необходимо вооружиться. А что для этого может понадобиться, мы сейчас узнаем, разгадав ребус. Слайд 8 Ребус Толковый словарь Логопед: …и тогда пресноводная фауна предстанет перед любопытным взором наблюдателя во всей своей красе и многообразии. Слайд 9,10 Ученик: Собранный материал мы рассмотрели под микроскопом. Слайд 11,12 Ученик: Все, что мы увидели под микроскопом мы зарисовали. Слайд 13 Учитель биологии помог определить, что это разные водоросли. Чтобы узнать о них подробнее мы отправились в Водлозерский национальный парк, школьную библиотеку. А также поискали материал в сети Интернет. И вот, что нам удалось узнать. Слайд 14,15,16 Ученик: В результате практической деятельности и работы с источниками информации были определены основные виды водорослей реки Неглинка и их значение для окружающей среды и человека. Слайд 17 Отчет первой группы. В исследуемом водоеме определены три вида водорослей:
Слайд 18 Ученик:
Слайд 19 Ученик: Эвгленовые водоросли – обитатели небольших стоячих пресноводных водоемов, где могут вызывать цветение воды. Служат индикаторами чистоты и агентами самоочищения водоемов. Слайд 20 Ученик: Вольвокс (Volvox), род подвижных колониальных зелёных водорослей стоячих пресных вод. В России 4 вида. В. имеют форму шара до 3 мм в диаметре. Слайд 21 Физпауза: Каких только сюрпризов не преподносит нам наша природа. Давайте представим себе, что в морях появились несуществующие животные. Попробуем их показать. Море волнуется раз. Море волнуется два. Море волнуется три. Морская фигура на месте замри. Изуч Учитель: А знаете ли вы, что существует целая наука о водорослях и называется она - альгология. Мы с вами обнаружили всего 3 вида водорослей в нашей реке, а на планете их существует очень много и все они очень разные. Слайд 22 Отчет второй группы. Ученик: Водоросли - самые древние растения на Земле. Слово «водоросли» означает растения, живущие в воде. Они, в основном, живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах, с повышенной влажностью. Посмотрите на позеленевшие тротуары под водосточными трубами, скользкие зеленые налеты на срубах колодцев, на заборах, стенах домов, крышах и даже на живых организмах. Например, водоросли обнаружены в личинках стрекозы, внутри червя и на ножках водяного клещика. Слайд 23,24 Ученик: Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли относятся к низшим растениям, они не имеют ни корней, ни стеблей, ни цветов. Слайд 25 Учитель: Давайте посмотрим на наших знакомых незнакомцев. Слайд 26-38 Ученик: До появления водорослей кислород в воздухе отсутствовал. В результате их жизнедеятельности кислород сейчас составляет пятую часть воздуха, так что именно зеленые растения наполнили атмосферу Земли кислородом и создали условия для жизни современного человека. Слайд 39 Ученик: Водоросли – сборная группа растений, которая объединяет растительные организмы самых разных размеров от микроскопических до гигантов, достигающих 30-60 метров. Слайд 40,41 Ученик: Вы, очевидно, наблюдали летом «цветение» воды в лужах и прудах. А при сильном освещении и в аквариумах? «Цветущая» вода имеет изумрудный оттенок. Если зачерпнуть немного этой воды, то она окажется прозрачной. Что же вызывает цветение воды? В капле такой воды под микроскопом можно разглядеть множество различных одноклеточных водорослей, которые и придают воде зеленоватый оттенок. Слайд 42 Отчет третьей группы. Учитель: Подводные камни, находящиеся близко к поверхности обычно покрывает морская капуста - ламинария Слайд 43 Ученик: Морские водоросли также основной источник пищи для обитателей морей и океанов. Люди издавна употребляют их в пищу. Самая известная из них- морская капуста или ламинария. Демонстрация – ламинария. Слайд 44,45 Ученик: В Японии ее едят с мясом, рыбой, рисом, кладут в суп. Добавляют в пастилу и конфеты. Слайд 46-50 Из морских водорослей готовят агар – слизистое вещество. Его добавляют в мармелад, пастилу, мороженое, в некоторые сорта сыра и хлеба, чтобы они были вкуснее и не черствели. Слайд 51-54 Работа в группах. Изучая водоросли, мы узнали многое об их значении в природе и для человека. Сейчас мы проверим, как хорошо вы усвоили этот материал. (каждая группа получает 2 листа бумаги в форме листиков черного и зеленого цветов и карточки, на которых написаны вред и польза, приносимые водорослями.) Ваша задача распределить по листикам карточки о вреде и пользе водорослей. (Результаты работы вывешиваются на доске, приглашаются по одному человеку от группы для проверки. На экране - слайды «вред» и «польза»). Слайды 55 - 57 Итог урока: Мы сегодня обобщили материал о водорослях, узнали много нового. И незнакомцы раскрыли перед нами некоторые свои тайны. А сейчас мы хотим угостить вас мармеладом, как вы думаете – почему? А наши гости на память о встрече мы дарим рецепты блюд с использованием водорослей – незнакомцев, которые сегодня стали для нас добрыми знакомыми. Слайд 58. |