Скачать 188.58 Kb.
|
Кинельское управление Министерства образования и науки Самарской области МОУ СОШ №5 «Образовательный центр «Лидер» г.о. Кинель Утверждаю Директор МОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер» ___________ М. А. Понаскова ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «БИОТЕХНОЛОГИИ… БИОТЕХНОЛОГИИ СПАСУТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО?!» для учащихся 10 класса Автор программы: Куприянова Светлана Геннадьевна, учитель биологии высшей категории г.о. Кинель, 2010 Пояснительная записка. Биотехнология – это наука о методах и технологиях производства различных веществ и продуктов с использованием природных биологических объектов и процессов. Люди с древнейших времен выступали в роли биотехнологов: пекли хлеб, варили пиво, получали молочно-кислые продукты, вино. При этом они использовали различные микроорганизмы, даже не подозревая об их существовании. Сегодня биотехнология – это интегральная наука, определяющая научно-технический прогресс. Биотехнология – единственная дисциплина, объединяющая фундаментальную и прикладную науку, а также производство. Развитие и широкое использование современных биотехнологий в медицине, пищевой, фармацевтической промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях экономики является определяющим для устойчивого социально-экономического развития страны, повышения качества жизни населения. Важнейшим фактором успешного развития отечественной биотехнологии является дальнейшее совершенствование системы биотехнологического образования. Перед современной школой стоит проблема реализации идеи концепции профильного обучения, требующего учета интересов и склонностей учащихся и предоставляющего возможность выбора собственной траектории обучения. Данная программа, решая поставленную задачу, позволяет учащимся 10 кл., целенаправленно готовящимся к поступлению в ВУЗы по биологическим и медицинским специальностям, убедиться в правильности выбора будущей профессии. Программа элективного курса «Биотехнологии» используется в 10 классе в качестве «надстройки» к химико-биологическому профилю с целью расширения и углубления знаний по разделу «Основы генетики и селекции», в рамках которого отдельных часов на изучение данной темы не отведено. Цель курса: формирование особой образовательной среды, способствующей расширению и углублению знаний по биологии, развитию познавательного интереса и удовлетворению образовательных потребностей и склонностей школьников. Задачи курса:
Учебно-познавательная деятельность детей организуется в интерактивном режиме с использованием следующих методов обучения: объяснительно-иллюстративных, практических, исследовательских, проблемных. В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность учащихся, работа с дополнительной литературой, ресурсами Интернет, что способствует их саморазвитию, самообразованию и формированию ключевых компетенций. Формы работы: лекция, лабораторная работа, практическая работа, экскурсия, семинар, консультация. Программа рассчитана на 17 часов обучения, в том числе 6 часов отводится на лекционные занятия, 1 час - семинарское занятие, 2 часа – лабораторные работы, 5 часов – практические работы, 1 час – экскурсия, 2 часа – консультации. Методическая часть В результате изучения курса учащиеся должны знать: - характеристику основных методов биотехнологии (генная, клеточная инженерия, клонирование); - общие принципы осуществления биотехнологических процессов; - сферы применения биотехнологии (сельское хозяйство, медицина, пищевая промышленность, энергетика и т.п.) Учащиеся должны уметь: - классифицировать основные отрасли биотехнологии; - соотносить биотехнологию и биоэтику; - работать с различными источниками информации. Учебно-познавательная деятельность детей организуется в интерактивном режиме на основе технологий: информационно-коммуникационных, практико-ориентированных, здоровьесберегающих. В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность учащихся, работа с дополнительной литературой, ресурсами Интернет, что способствует их саморазвитию, самообразованию и формированию ключевых компетенций. Формы текущего контроля: тестирование, лабораторные работы, беседы Форма итогового контроля: защита групповых проектов в форме презентации. Учебный план
Список рекомендуемой литературы
Содержательная часть Учебно-тематический план.
Учебная программа Введение Программа элективного курса «Биотехнологии» расширяет и углубляет базовый курс биологии, способствует развитию познавательного интереса к предмету за счет применения практических и исследовательских методов и средств обучения. Программа рассчитана на 17 часов обучения, в том числе 6 часов отводится на лекционные занятия, 1 час - семинарское занятие, 2 часа – лабораторные работы, 5 часов – практические работы, 1 час – экскурсия, 2 часа – консультации. Содержание курса. Введение (1 час) Биотехнология как наука, её задачи. История становления биотехнологии, перспективы развития. Объекты и методы биотехнологии (3часа) Растительные, животные и бактериальные клетки как объекты биотехнологии. Генная и клеточная инженерия. Выбор темы проекта. П/р «Поиск информации в Интернет о современных методах биотехнологии» Промышленная биотехнология (6 часов) Основные направления биотехнологии: биоэнергетика, биоэлектроника, биотехнология в нефтяной промышленности, медицине, производстве продуктов питания. Основные тип биопроцессов. Л/р «Оценка качества хлебобулочных изделий», Л/р «Органолептическая оценка качества молочно-кислых продуктов» П/р «Применение биотехнологий в быту» , П/р «Поиск информации в Интернет и литературных источниках по теме выбранного проекта» Микроорганизмы в биотехнологическом производстве (2 часа) Методы генной инженерии. Производство витаминов, аминокислот, пищевых белков. Получение антибиотиков. Растительные и животные клетки – объекты биотехнологии (2 часа) Трансгенные растения и животные. Особенности питательных сред и режима выращивания. Клонирование животных. Особенности клонирования органов. Этические аспекты клонирования. П/р «Поиск информации в Интернет о клонировании, подготовка презентации проекта» Биотехнологии в экологии (2 часа) Биологическая очистка сточных вод и твердых отходов. Экскурсия на очистные сооружения « Основные способы очистки сточных вод». Семинар «Биотехнологии спасут человечество?!» Итоговое занятие (1 час) Защита проектов. Практические работы: «Поиск информации в Интернет о современных методах биотехнологии», «Применение биотехнологий в быту», «Поиск информации в Интернет и литературных источниках по теме выбранного проекта», «Поиск информации в Интернет о клонировании, подготовка презентации проекта» Лабораторные работы: «Оценка качества хлебобулочных изделий», «Органолептическая оценка качества молочно-кислых продуктов» Экскурсия: « Основные способы очистки сточных вод» (экскурсия на очистные сооружения) Семинар: «Биотехнологии спасут человечество?!» Литература для педагога
Интернет-ресурсы:
Приложение Материалы для учителя. Конспект учебного занятия Лабораторная работа «Оценка качества хлебобулочных изделий» Цель: научиться проводить органолептическую оценку качества Оборудование: хлебобулочные изделия, нож, стандарты качества хлебобулочных изделий. Ход работы:
Результаты осмотра сравнить с описанием в стандартах. Сделать вывод.
Дополнительный материал к лабораторной работе. К дефектам внешнего вида относят: - неправильная форма - получается если хлеб выпечен из недобродившего или перебродившего теста или если тесто во время выпечки прогревалось не равномерно; - дефекты поверхности - отсутствие корки, крупные трещины, темная корка, появляются при недостаточной растойке теста или при слишком высокой температуре, или при отсутствии пара в печи. К дефектам мякиша относятся: - непромес - это участки мякиша, содержащие муку, кусочки соли, получается в результате нарушения режима замеса теста; - закал - беспористый влажный слой мякиша, расположенный около нижней корки; в результате отстаивания хлеба на холодной поверхности, при посадке в недостаточно разогретую печь; - Липкий мякиш - при использовании муки из проросшего и морозобойного зерна, малого срока выпечки. Дефекты вкуса и аромата - наличие хруста при разжевывании, присутствие посторонних примесей, использование перебродившего теста. Из-за высокой влажности хлеб быстро портится, является средой для развития микроорганизмов. Плесневение после выпечки - неправильное хранение. Хлеб при этом покрывается налетом различных цветов и неприятного вкуса. Картофельная болезнь - вызывается бактерией картофельной палочкой. Мякиш приобретает неприятный запах и превращается в темную тягучую массу. Меловая болезнь - возникает при хранении хлеба в целлофановых пакетах. Распространяется в виде сухих, белых пятен. Такой хлеб в пищу не используется Органолептические показатели качества хлебобулочных изделий
Тест по теме «Растительные, животные и бактериальные клетки как объекты биотехнологии» 1. Наличие целлюлозной клеточной стенки характерно для: а) бактериальной клетки б) животной клетки в) растительной клетки г) все ответы верны 2. Культура клеток бактерий называется: а) порода б) штамм в) сорт г) вид 3. Кольцевая молекула ДНК характерна для клетки: а) бактериальной б) растительной в) животной г) грибной 4. Отрасль хозяйства, которая производит различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов – это: а) бионика б) цитология в) микробиология г) биотехнология 5. Клетки животных, в отличие от клеток растений, не имеют: а) пластид б) клеточной мембраны в) митохондрий г) рибосом 6. Клетки животных относят к группе эукариотных, так как они имеют: а) хлоропласты б) плазматическую мембрану в) оболочку г) ядро 7. Собственную ДНК имеют: а) хлоропласты б) лизосомы в) рибосомы г) эндоплазматическая сеть 8. Какие клетки образуются путем мейоза: а) мышечные б) эпителиальные в) половые г) нервные 9. Установите соответствие:
Ответы: 1В, 2Б, 3А, 4Г, 5А, 6Г, 7А, 8В 9
Примерные темы проектов для итогового контроля:
Примерные темы рефератов для семинарского занятия:
|
Факультет биологии и биотехнологии кафедра биотехнологии Научно исследовательского института проблем биологии и биотехнологии Казахского национального университета им аль-Фараби. Конференция... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии» В67Современные проблемы и методы биотехнологии : метод указания по самостоятельной работе/сост. Т. Г. Волова, Е. И. Шишацкая. – Красноярск... | ||
Рабоч ая учебная программа дисциплины Основы биотехнологии Направление подготовки 241000 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии | Доклад на заключительном пленарном заседании: «О задачах биотехнологии... «Задачи городских организаций по мобилизации возможностей биотехнологии в интересах улучшения экологии мегаполисов» | ||
Извлечения из европейского законодательства в области биотехнологии Регулирование наночастиц. Регулирование исследования стволовых клеток и клонирования. Основные международные соглашения, европейские... | В. М. Липкин, Т. В. Овчинникова международная научная конференция... Академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова Российской академии наук (г. Москва) и Филиале Института (г. Пущино, Московская область)... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Рабочая программа дисциплины «Общая биотехнология» Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, профессор, д б н., Масалов В. Н | ||
Название проекта Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г | 1 Современная наука Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г | ||
«Международная летняя школа AgroBioTech -2013 : Сельское хозяйство, биотехнологии, менеджмент» Скрябина. С 3-го курса стажировалась в клинике «Биоконтроль» на базе Российского Онкологического научного центра им. Блохина. В дальнейшем... | Урок биологии и литературы Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г | ||
Конкурсной работы Участники конкурса молодых ученых в рамках научной конференции по биоорганической химии и биотехнологии | Объемные требования основы цитологии Экология является теоретической базой медицины, биотехнологии и сельского хозяйства | ||
Советы по составлению родословной Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г | Урок (10 класс, биология) Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г |