Скачать 78.53 Kb.
|
Конкурсный урок (10 класс, биология). Тема: Решение генетических задач и составление родословных Урок – практикум с элементами исследований. Тип урока: изучение и закрепление знаний и способов деятельности. Методы, используемые на уроке: исследовательские, частично-поисковые Цели урока:
- Способствовать развитию интереса к предмету, уверенности своих знаниях и умениях! Оборудование. Компьютер, проектор, экран, диск с компьютерной презентацией, таблицы. Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, ребята! Сегодня урок биологии проведу у вас я, Салчак Сайнаа Сурун – ооловна, учитель химии и биологии МОУ СОШ с.Ийи – Тал. » Проверка знаний. На прошлых уроках вы изучали основные генетические понятия, I, II,III законы Г. Менделя и решали задачи по данным законам. Используя теоретические знания по изученным материалам, попробуем отгадать кроссворд, в котором ключевое слово является основной темой нашего урока. Кроссворд По горизонтали:
По вертикали:
Итак, мы отгадали ключевое слово, о чем мы будем говорить на этом уроке. Родословие. Изучение нового материала. Откройте тетради, запишите число и тему. И по ходу урока делайте необходимые записи, а при необходимости смотрите словарик. Сегодня на уроке мы продолжаем формирование навыков, решение генетических задач, познакомимся с общими правилами для составления родословных, составим родословные своих семей. Изучая в курсе общей биологии генетику, вы узнали, что это наука о наследственности и изменчивости. Особое же значение для нас имеет генетика человека. Существует несколько методов ее изучение: близнецовый, онтогенический, цитогенический, популяционный. Мы сегодня познакомимся с одной из самых интересных и доступных-генеологическим. Генеалогический метод основан на прослеживании, какого- либо нормального или патологического признака в ряду поколении, с указанием родственной связей между членами родословной. Другими словами, генеалогический метод. Это изучение наследственных признаков человека по родословным. Итак, родословные несут в себе цель – установление связи и родства людей. Следует различать две следующих понятия: «родословное» и «родословие» (см.приложение к уроку ). Родословная- перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и родство. Существует наука «генеалогия» которая изучает происхождение, историю и родственные связи семьи. Слово «генеалогия» в переводе с греческого означает «родословие». Родословие – некая общность людей, связанных браком и родством. Необходимо отметить, что древо рода и генеалогические таблицы – это графические изображения родословных. Генеалогические таблицы составляются с помощью принятых специальных условных обозначений (см. приложение к уроку). Пользуясь приведенными условными обозначениями, решите следующую задачу: III. Закрепление Задание 1. Братья Артыш, Шолбан и Буян женились, жили в разных городах и аалах, редко виделись. Во время отпуска они решили собраться вместе со своими детьми. Дети их быстро подружились и весело проводили время. Однажды в гости к ним зашел Петр Петрович, старый приятель Артыша, Шолбана и Буяна, который не знал, кто, сколько детей имеет. Петр Петрович спросил детей и получил следующие ответы: Айлана: Я на три года старше Чодурыы. Чодураа: Я на два года старше Аяса. Оюмаа: Предпочитаю играть с двоюродными сестрами, чем со своей родной. Кушкаш: Я, дочка Шолбана. Чечек: Лучше разберитесь с сыновьями дяди Шолбана. Аяс: Мой отец и каждый из его братьев имеет меньше 4 детей. Омак: У моего отца меньше всех детей. Айдыс: Я сын Буяна, самый младший из ребят, мне всего 5 лет. Без дополнительных вопросов Петр Петрович понял, кто чей ребенок. Каков ответ? Решение: Ответ: Дети Буяна Аяс и Чодураа, дети Шолбана Оюмаа и Омак. Дети Артыша Айлана, Чечек и Кушкаш. Задание 2.В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать у ребенка кареглазая, темноволосая, бабушка по материнской линии - голубоглазая, темноволосая, дедушка по материнской линии - кареглазый, светловолосый, бабушка и дедушка по отцовской линии- кареглазые, темноволосые. Составьте схему родословной трех поколений и определите: А) Каковы генотипы всех упомянутых лиц; Б) Какова вероятность рождения в этой семье, голубоглазого светловолосого ребенка; Какова вероятность кареглазого светловолосого ребенка. Решение: IY .Мини-практическая работа. (см. приложение к уроку ) Тема: Составление родословных своих семей. Цель работы: установление связи и родства людей. Задание: Составить схему родословной трех поколений. а) выявить детей способных к музыке, к рисованию, к танцу, к спорту. Условные обозначения: б) выявить: 1) число поколений – 2) число семей – 3) число персон – 4) мужской 5) женский пол- Составить схему: Вывод: Y. Подведение итогов. Сегодня на уроке мы познакомились с основными понятиями и методами генеалогии, научились решать генетические задачи, составлять родословную своих семей. Таким образом, графически изображать родословную своей семьи представляется важным и необходимым. Потому что, родословная позволяет хранить память о предках, что само по себе достойна внимания и тем самым мы позволяем детям осознать ответственность перед прошлым поколением. В заключении следует отметить, что ослабление родственных связей, ломка традиций, обычаев, развитие алкоголизма правонарушений представляют реальную угрозу генофонду наций, таким образом, чтобы у каждого человека был здоровый генофонд, надо знать пути профилактики наследственных болезней:
Я надеюсь, что все освоили данную тему. Благодарю вас за урок. YI. Оценки (всем за выполнение и оформление пр. работы). YII. Домашнее задание (см. решение генетических задач) приложение к уроку. Приложение №1. Словарик- напоминание.
Приложение №2. Общие правила для составления родословной. Приложение №3. Виды родства. ФИО___________ Класс__________ Школа_________ Практическая работа. Тема: Составление родословных своих семей. Цель работы: установление связи и родства людей. Задание: Составить схему родословной трех поколений. а) выявить детей способных к музыке, к рисованию, к танцу, к спорту. Условные обозначения: б) выявить: 1) число поколений – 2) число семей – 3) число персон – 4) мужской пол – 5) женский пол- Составить схему: Вывод: |
Урок-повторение Тема «Экологические группы птиц» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение 5 класс. Биология 6 – 9 классы. Биология 10 –... | ||
Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 класс. М.: Дрофа, 2006. 138с. 11, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями,... | Название Предмет Направление Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,... | ||
Общая биология Вариант 1 Тест №1 Строение клетки у прокариот, в сравнении... Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,... | Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Абиотические факторы среды» или в 8 классах как итоговый урок «человек и его здоровье». Итоговым продуктом проекта будут буклеты... | Тематическое планирование Наименование предмета: биология Класс Авторы программы: Константинов В. М., Кучменко В. С, Пономарева И. Н., 7 класс. Биология. – М.: Вентана-Граф, 2010 | ||
Урока: урок изучения нового материала. Методы Урок на образно-эмоциональной основе «Виды корней и типы корневых систем» (Биология, 6 класс). Разработка Чиграй Е. А | Рабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория... М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский... | ||
Воротникова Ольга Михайловна Биология 6класс умк н. И. Сонин. «Биология.... Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта | Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных» В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,... | ||
Биология – 8 класс: протисты, животные Биология неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности... | Экзаменационные билеты для 9кл. (2006) и примерные ответы по билетам... Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,... | ||
Учебники: Природоведение 5 класс Т. С. Сухова, В. И. Строганов Биология... Утверждаю Площадь кабинета -35,4 м2 Председатель школьной комиссии кабинет биологии О. В. Смирнова зав кабинетом – Шабарова С. В | Тематическое планирование уроков по курсу Биология. Общие закономерности. 9 класс Иметь представления о науке биология; узнать цели и задачи предмета «Общая биология»,ее связь с другими науками; практическое применение... |