Урок (10 класс, биология)





Скачать 78.53 Kb.
НазваниеУрок (10 класс, биология)
Дата публикации06.07.2013
Размер78.53 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Биология > Конкурс
Конкурсный урок

(10 класс, биология).
Тема: Решение генетических задач и составление родословных

Урок – практикум с элементами исследований.

Тип урока: изучение и закрепление знаний и способов деятельности.
Методы, используемые на уроке: исследовательские, частично-поисковые

Цели урока:

  1. Обучающая – продолжить формирование навыков решением генетических задач, ввести понятие генеалогического метода как одного из основных метода изучений наследственности человека.

  2. Развивающая – познакомить учащихся с общими правилами для составления родословных, частью исследовательского материала и предварительными исследований родословных.

  3. Воспитывающая – воспитать чувства родства, любовь к народным, семейным традициям и обычаям.

- Способствовать развитию интереса к предмету, уверенности своих знаниях и умениях!

Оборудование. Компьютер, проектор, экран, диск с компьютерной презентацией, таблицы.


Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, ребята! Сегодня урок биологии проведу у вас я, Салчак Сайнаа Сурун – ооловна, учитель химии и биологии МОУ СОШ с.Ийи – Тал. »
Проверка знаний.

На прошлых уроках вы изучали основные генетические понятия, ‌‌‌I, II,III законы Г. Менделя и решали задачи по данным законам. Используя теоретические знания по изученным материалам, попробуем отгадать кроссворд, в котором ключевое слово является основной темой нашего урока.


Кроссворд

По горизонтали:

  1. Материальные носители наследственной информации.

  2. Свойство организма приобретать новые признаки.

  3. Совокупность внешних и внутренних признаков.

  4. Открыл законы генетики.

  5. Местоположение гена в хромосоме.

  6. Совокупность генов организма.

  7. Клетка, образующаяся в результате слияние гамет или оплодотворенная яйцеклетка.

  8. Наука о наследственности и изменчивости.


По вертикали:

  1. Разные состояния одного и того же гена.

  2. Отрезок молекулы ДНК, отвечающие за синтез одного полипептида.



Итак, мы отгадали ключевое слово, о чем мы будем говорить на этом уроке.

Родословие.

Изучение нового материала.

Откройте тетради, запишите число и тему. И по ходу урока делайте необходимые записи, а при необходимости смотрите словарик. Сегодня на уроке мы продолжаем формирование навыков, решение генетических задач, познакомимся с общими правилами для составления родословных, составим родословные своих семей.

Изучая в курсе общей биологии генетику, вы узнали, что это наука о наследственности и изменчивости. Особое же значение для нас имеет генетика человека. Существует несколько методов ее изучение: близнецовый, онтогенический, цитогенический, популяционный.

Мы сегодня познакомимся с одной из самых интересных и

доступных-генеологическим. Генеалогический метод основан на

прослеживании, какого- либо нормального или патологического признака в ряду поколении, с указанием родственной связей между членами родословной. Другими словами, генеалогический метод. Это изучение наследственных признаков человека по родословным.

Итак, родословные несут в себе цель – установление связи и родства людей. Следует различать две следующих понятия: «родословное» и «родословие» (см.приложение к уроку ).

Родословная- перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и родство. Существует наука «генеалогия» которая изучает происхождение, историю и родственные связи семьи. Слово «генеалогия» в переводе с греческого означает «родословие».

Родословие – некая общность людей, связанных браком и родством.

Необходимо отметить, что древо рода и генеалогические таблицы – это графические изображения родословных.

Генеалогические таблицы составляются с помощью принятых специальных условных обозначений (см. приложение к уроку).

Пользуясь приведенными условными обозначениями, решите следующую задачу:

III. Закрепление

Задание 1.

Братья Артыш, Шолбан и Буян женились, жили в разных городах и аалах, редко виделись. Во время отпуска они решили собраться вместе со своими детьми. Дети их быстро подружились и весело проводили время. Однажды в гости к ним зашел Петр Петрович, старый приятель Артыша, Шолбана и Буяна, который не знал, кто, сколько детей имеет. Петр Петрович спросил детей и получил следующие ответы:

Айлана: Я на три года старше Чодурыы.

Чодураа: Я на два года старше Аяса.

Оюмаа: Предпочитаю играть с двоюродными сестрами, чем со своей родной.

Кушкаш: Я, дочка Шолбана.

Чечек: Лучше разберитесь с сыновьями дяди Шолбана.

Аяс: Мой отец и каждый из его братьев имеет меньше 4 детей.

Омак: У моего отца меньше всех детей.

Айдыс: Я сын Буяна, самый младший из ребят, мне всего 5 лет.

Без дополнительных вопросов Петр Петрович понял, кто чей ребенок. Каков ответ?

Решение:

Ответ: Дети Буяна Аяс и Чодураа, дети Шолбана Оюмаа и Омак. Дети Артыша Айлана, Чечек и Кушкаш.

Задание 2.В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать у ребенка кареглазая, темноволосая, бабушка по материнской линии - голубоглазая, темноволосая, дедушка по материнской линии - кареглазый, светловолосый, бабушка и дедушка по отцовской линии- кареглазые, темноволосые.

Составьте схему родословной трех поколений и определите:

А) Каковы генотипы всех упомянутых лиц;

Б) Какова вероятность рождения в этой семье, голубоглазого светловолосого ребенка; Какова вероятность кареглазого светловолосого ребенка.

Решение:

IY .Мини-практическая работа. (см. приложение к уроку )

Тема: Составление родословных своих семей.

Цель работы: установление связи и родства людей.

Задание: Составить схему родословной трех поколений.

а) выявить детей способных к музыке, к рисованию, к танцу, к спорту.

Условные обозначения:

б) выявить: 1) число поколений –

2) число семей –

3) число персон –

4) мужской

5) женский пол-

Составить схему:

Вывод:

Y. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы познакомились с основными понятиями и методами генеалогии, научились решать генетические задачи, составлять родословную своих семей.

Таким образом, графически изображать родословную своей семьи представляется важным и необходимым. Потому что, родословная позволяет хранить память о предках, что само по себе достойна внимания и тем самым мы позволяем детям осознать ответственность перед прошлым поколением. В заключении следует отметить, что ослабление родственных связей, ломка традиций, обычаев, развитие алкоголизма правонарушений представляют реальную угрозу генофонду наций, таким образом, чтобы у каждого человека был здоровый генофонд, надо знать пути профилактики наследственных болезней:

  1. Запрет на близкородственные браки.

  2. Запрет на употреблении алкоголя и наркотиков.

  3. Борьба за чистоту окружающей среды.

Я надеюсь, что все освоили данную тему. Благодарю вас за урок.

YI. Оценки (всем за выполнение и оформление пр. работы).

YII. Домашнее задание (см. решение генетических задач) приложение к уроку.

Приложение №1.

Словарик- напоминание.

    1. Генетика ( от греч. genesis- происхождение) наука о наследственности и изменчивости.

    2. Генеалогия- наука, изучающая родословные человека.

    3. Родословная- перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.

    4. Родословие- некая общность людей, связанных браком и родством.

    5. Пробанд- или составить родословной, или лицо по отношению к которому строится родословная.

    6. Поколение- группа особей, одинаково отдаленных в родственном отношении от общих предков.

    7. Род- связь членов семьи своего пола от общего родоначальника; носящих общее родовое имя.

    8. Родство- это отношение 2 лиц, обусловленное фактом происхождения одного из них от другого или происхождением их обоих от третьего лица, являющегося их общим предком- родоначальником.

    9. Родственники- лица, связанные родством; наименование родственных персон по отношению друг другу.

    10. Родословное дерево (генеалогическое древо)- изображение родственных отношений внутри любой таксономальной группы (связанных той или иной степенью родства); организмов или всего органического мира в виде дерева, в основании которого помешены предковые формы, а на разветвлениях ствола- потомки.

    11. Родословные книги - генеалогические записи, содержащие сведения о происхождении, родственных связях и службе предков княжеских и боярских фамилий в России.

    12. Сибсы- братья и сестры разной степени родства; потомки одних родителей.

    13. Близнецы - два или более детей, рожденные одной матерью одновременно.



Приложение №2.

Общие правила для составления родословной.

Приложение №3.

Виды родства.

ФИО___________

Класс__________

Школа_________

Практическая работа.

Тема: Составление родословных своих семей.

Цель работы: установление связи и родства людей.

Задание: Составить схему родословной трех поколений.

а) выявить детей способных к музыке, к рисованию, к танцу, к спорту.

Условные обозначения:
б) выявить: 1) число поколений –

2) число семей –

3) число персон –

4) мужской пол –

5) женский пол-

Составить схему:

Вывод:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок (10 класс, биология) iconУрок-повторение Тема «Экологические группы птиц»
...
Урок (10 класс, биология) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение 5 класс. Биология 6 – 9 классы. Биология 10 –...
Урок (10 класс, биология) iconСонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс
Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 класс. М.: Дрофа, 2006. 138с. 11, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями,...
Урок (10 класс, биология) iconНазвание Предмет Направление
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Урок (10 класс, биология) iconОбщая биология Вариант 1 Тест №1 Строение клетки у прокариот, в сравнении...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Урок (10 класс, биология) iconЛ. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Урок (10 класс, биология) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Абиотические факторы среды» или в 8 классах как итоговый урок «человек и его здоровье». Итоговым продуктом проекта будут буклеты...
Урок (10 класс, биология) iconТематическое планирование Наименование предмета: биология Класс
Авторы программы: Константинов В. М., Кучменко В. С, Пономарева И. Н., 7 класс. Биология. – М.: Вентана-Граф, 2010
Урок (10 класс, биология) iconУрока: урок изучения нового материала. Методы
Урок на образно-эмоциональной основе «Виды корней и типы корневых систем» (Биология, 6 класс). Разработка Чиграй Е. А
Урок (10 класс, биология) iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Урок (10 класс, биология) iconВоротникова Ольга Михайловна Биология 6класс умк н. И. Сонин. «Биология....
Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта
Урок (10 класс, биология) iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных»
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,...
Урок (10 класс, биология) iconБиология – 8 класс: протисты, животные
Биология неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности...
Урок (10 класс, биология) iconЭкзаменационные билеты для 9кл. (2006) и примерные ответы по билетам...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Урок (10 класс, биология) iconУчебники: Природоведение 5 класс Т. С. Сухова, В. И. Строганов Биология...
Утверждаю Площадь кабинета -35,4 м2 Председатель школьной комиссии кабинет биологии О. В. Смирнова зав кабинетом – Шабарова С. В
Урок (10 класс, биология) iconТематическое планирование уроков по курсу Биология. Общие закономерности. 9 класс
Иметь представления о науке биология; узнать цели и задачи предмета «Общая биология»,ее связь с другими науками; практическое применение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск