Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека»





Скачать 405.99 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека»
страница1/4
Дата публикации24.05.2015
Размер405.99 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4
Программа элективного курса

«Металлы побочных подгрупп и здоровье человека»

Абрамова Л.А.

МОУ Агаповская СОШ №2

Челябинской области

Пояснительная записка

Данный элективный курс рассчитан на 17 часов учебного времени, является углубленным и может быть организован в целях профильной подготовки для учащихся 11 класса.

Тема «Металлы побочных подгрупп» в курсе основной и средней школы рассматривается в недостаточном объёме. В 9 классе при изучении данной темы больший упор делается на характеристику химических элементов, простых веществ и соединений металлов главных подгрупп. Лишь частично затрагиваются вопросы о металлах побочных подгрупп (на примере железа). В программе средней школы эта тенденция сохраняется. Между тем, металлы побочных подгрупп имеют ряд характерных особенностей. Это можно заметить при рассмотрении строения атомов данных элементов, физических и химических свойств простых веществ, кислородных соединений. Также необходимо отметить способность данных металлов образовывать комплексы. Именно в составе комплексов эти металлы являются жизненно необходимыми для человека. Не случайно их ещё называют «металлами жизни». Но ни применение, ни значение, ни биологическая роль этих элементов не отражены в курсе средней школы.

Основные вопросы для обобщения и систематизации темы должны быть значительно расширены, так как при подготовке к ЕГЭ и для поступления в учебные заведения требуется более полный и обширный объём знаний по данной теме. Влиянию металлов на здоровье человека в элективном курсе уделено достаточно внимания, так как в профильных группах обучаются, в основном, учащиеся, поступающие в медицинские учебные заведения. Данный материал будет им интересен и полезен.

Курсу присуща развивающая функция, он предоставляет ученику возможность приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Программа включает новые для ученика знания, не содержащиеся в базовых программах, в неё включены прогрессивные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека. Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов, использования наиболее эффективных методов.

Цель курса:

Расширить и углубить знания учащихся по теме «Металлы побочных подгрупп». Задачи курса:

  • Образовательная:

Расширить знания учащихся о металлах побочных подгрупп и их соединениях, о практическом и биологическом значении данных элементов.

  • Развивающая:

Создать условия для творческой самореализации и удовлетворения познавательного интереса к химии, для формирования и развития интеллектуальных и практических умений в области исследования факторов, влияющих на состояние собственного здоровья, умения самостоятельно приобретать и применять знания о металлах, развития творческих способностей, практических навыков.

  • Воспитательная:

Создать условия для воспитания активности в решении коммуникативных задач; умений работать в группе, вести дискуссии, культурно отстаивать свою точку зрения в решении расчётных задач и логических упражнений.

-1-

Планируемые результаты обучения

После изучения элективного курса учащиеся должны знать:

  • Особенности строения атомов металлов побочных подгрупп;

  • Физические и химические свойства простых веществ и соединений металлов;

  • Строение, способы получения, свойства комплексных соединений;

  • Определение понятия «здоровье»;

  • Факторы, влияющие на здоровье;

  • Воздействие тяжёлых металлов на организм человека;

  • Практическое применение и биологическую роль металлов побочных подгрупп.

Учащиеся должны уметь:

  • Давать характеристику конкретного элемента по его положению в периодической системе;

  • Устанавливать зависимость свойств простых веществ и соединений металлов от строения атомов и возможных степеней окисления;

  • Записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства данных металлов и их соединений;

  • Выполнять химический эксперимент по заданной теме, описывать результаты наблюдений, составлять отчёт по выполненному эксперименту;

  • Проводить исследования состояния окружающей среды и влияния её на здоровье человека;

  • Объяснять роль металлов в организме человека;

  • Выявлять отличительные признаки нарушений обмена веществ, вызванных избытком или недостатком того или иного металла в организме человека;

  • Работать в группе и индивидуально;

  • Составлять схемы, таблицы;

  • Писать сообщения, придерживаясь определённой формы.

Содержание курса

Занятие 1. Введение. Молекулярно-генетический аспект

Что такое здоровье? Факторы, влияющие на здоровье. Положительное и отрицательное влияние тяжёлых металлов на организм человека

Занятие 2. Общая характеристика металлов побочных подгрупп

Положение тяжёлых металлов в периодической системе, особенности строения их атомов. Образование химических связей, возможные валентности и степень окисления d – элементов, склонность к образованию комплексных соединений. Роль d – элементов в жизнедеятельности организмов

Занятие 3. Медь и её соединения

Особенности строения атома меди, возможные степени окисления элемента. Соединения меди, их характер, свойства

Занятие 4. Печень – «хозяйка медной горы»

Биологическая роль меди для нормальной жизнедеятельности организма. Содержание меди в отдельных органах и организме в целом, участие элемента в физиологических процессах

-2-

Занятие 5. Практическая работа №1 «Воздействие на белок солей меди»

Осаждение белков куриного яйца под действием аналогов антропогенных химических факторов, находящихся в отходах промышленных предприятий и попадающих в окружающую среду

Занятие 6. Практическая работа №2 «Определение содержания тяжёлых металлов в почве»

Анализ разных образцов почв на содержание тяжёлых металлов

Занятие 7. Цинк и его соединения

Особенности строения атома цинка, возможные степени окисления элемента. Соединения цинка, их характер, свойства

Занятие 8. Рецепт от Парацельса

Биологическая роль цинка для нормальной жизнедеятельности организма. Содержание цинка в отдельных органах и организме в целом, участие элемента в физиологических процессах

Занятие 9-10. Железо и его соединения

Особенности строения атома, ионов железа, возможные степени окисления элемента. Химические свойства железа и его соединений, их характер

Занятие 11. Магнит на шее как средство от головной боли

Биологическая роль железа для нормальной жизнедеятельности организма. Содержание железа в отдельных органах и организме в целом, участие элемента в физиологических процессах

Занятие 12. Практическая работа №3 «Определение ионов железа (III) в природных водах»

Анализ природных вод из различных водоёмов на содержание ионов железа (III)

Занятие 13. Комплексные соединения

История открытия и исследования комплексных соединений. Состав, строение, основы номенклатуры и многообразие комплексных соединений.

Занятие 14. Практическая работа №4 «Получение комплексных соединений металлов побочных подгрупп и исследование их свойств»

Способы получения комплексных соединений, исследование их свойств

Занятие 15. Практическое и биологическое значение металлов побочных подгрупп

Распространённость металлов в природе, их биологическое значение в жизни человека и других организмов. Практическое использование металлов и их соединений в промышленности, в медицине

Занятие 16-17. Повторение. Подведение итогов

Химические свойства металлов и их соединений.

Выявление уровня усвоения темы: «Металлы побочных подгрупп». Работа учащихся с дополнительной литературой, систематизация материала


-3-

Тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекция

практика

семинар

1.

Введение.

Молекулярно-генетический аспект

1

1







Тезисы лекции

2.

Общая характеристика металлов побочных подгрупп

1

1







Тезисы лекции

3.

Медь и её соединения

1

1







Тезисы лекции

4.

Печень – хозяйка медной горы

1

1







Тезисы лекции

5.

Практическая работа №1 «Воздействие на белок солей меди»

1




1




Отчёт о практике

6.

Практическая работа №2 «Определение тяжёлых металлов в почве»

1




1




Отчёт о практике

7.

Цинк и его соединения

1







1

Тезисы лекции, отчёт о работе

8.

Рецепт от Парацельса

1

1







Тезисы лекции

9.

Железо и его соединения

2







2

Отчёт о работе

10.

Магнит на шее как средство от головной боли

1

1







Тезисы лекции

11.

Практическая работа №3 «Определение ионов железа (III) в природных водах»

1




1




Отчёт о практике

12.

Комплексные соединения

1

1







Тезисы лекции

13.

Практическая работа №4 «Получение комплексных соединений металлов побочных подгрупп и исследование их свойств»

1




1




Отчёт о практике

14.

Практическое и биологическое значение металлов побочных подгрупп

1







1

Отчёт о групповой работе

15.

Обобщающее повторение

1







1

Проверочная работа, тестирование

16.

Итоговое занятие

1







1

Защита реферата

-4-

Литература для учителя

  1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия, 11 класс. – М.: Дрофа,2007.

  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. 9-11 классы. – М.: Дрофа, 2003.

  3. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 1998.

  4. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. – Л.: Химия, 1986.

  5. Макаров К.А. Химия и медицина. – М.: Просвещение, 1999.

  6. Назарова Т.С., Грабецкий А.А. Химия – эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 2007.

  7. Cурин Ю.В., Балезина С.С. Проблемный подход при изучении комплексных соединений на факультативных занятиях. Химия в школе – 1983, №3

  8. Сурин Ю.В. Развивающий эксперимент при изучении свойств металлов. Химия в школе – 1997, №5

  9. Янклович А.И. Химия. – СПб.: Паритет, 1999.



Литература для учащихся

  1. Венецкий С.Н. Рассказы о металлах. – М.: Металлургия, 1986.

  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия – 11. – М.: Блик плюс, 2001.

  3. Габриелян О.С., Решетов П.В. Готовимся к единому государственному экзамену. Химия. – М.: Дрофа, 2004.

  4. Егоров А.С. Химия. Пособие – репетитор для поступающих в вузы.- Ростов - на – Дону: Феникс, 2001.

  5. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. – М.: Экзамен. Оникс 21 век, 2001.

  6. Локерман А.А. Рассказы о самых стойких. – М.: Знание, 1982.

  7. Мазенин Н.А. Занимательно о железе. – М.: Металлургия, 1985.

  8. Фадеев Г.Н., Сычёв А.А. Мир металлов и сплавов. – М.: Просвещение, 2000.

  9. Справочные материалы по химии: учеб пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.

  10. Хомченко Г.П., Хомченко И. Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1990.

  11. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1997.

  12. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1990.


-5-
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconПрограмма элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда»
Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит...
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconКонспект урока тема : Обобщение по теме «Металлы» цель урока. Обобщение...
Образовательные: способствовать обобщению и закреплению понятий о металлах главных и побочных подгрупп и их соединениях
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconПрограмма элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.)
Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично...
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconПрограмма элективного курса «основы медицинских знаний, правил оказания помощи и зож»
...
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconУрок элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека»
Цели: Рассмотреть вопрос о шумовом загрязнении атмосферы и его воздействии на организм человека
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconПрограмма элективного курса для 10 -11 классов «Химия и здоровье человека»
Сохранение и углубление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование...
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconКонспект + упражнения после параграфов
Образовательные: способствовать обобщению и закреплению понятий о металлах главных и побочных подгрупп и их соединениях
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconПрограмма элективного курса для 9 класса по биологии «Фабрика здоровья»
Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Причем, оно на 50% зависит от социальных условий...
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной...
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconРабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье»
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В....
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconТематический план изучения курса учебной дисциплины «Здоровый образ жизни и его составляющие»
Здоровье как государственная задача и личная потребность человека. Основные понятия категории здоровье. Здоровье как государственная...
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconПрограмма элективного курса по химии для учащихся IX классов на тему...
Подготовила учитель моу подгоренская сош №1 Подгоренского района Воронежской области
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconРабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами...
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека»
Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» / авт. Г. П. Подгорнова. М.: Дрофа, 2006


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск