Скачать 405.99 Kb.
|
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» Абрамова Л.А. МОУ Агаповская СОШ №2 Челябинской области Пояснительная записка Данный элективный курс рассчитан на 17 часов учебного времени, является углубленным и может быть организован в целях профильной подготовки для учащихся 11 класса. Тема «Металлы побочных подгрупп» в курсе основной и средней школы рассматривается в недостаточном объёме. В 9 классе при изучении данной темы больший упор делается на характеристику химических элементов, простых веществ и соединений металлов главных подгрупп. Лишь частично затрагиваются вопросы о металлах побочных подгрупп (на примере железа). В программе средней школы эта тенденция сохраняется. Между тем, металлы побочных подгрупп имеют ряд характерных особенностей. Это можно заметить при рассмотрении строения атомов данных элементов, физических и химических свойств простых веществ, кислородных соединений. Также необходимо отметить способность данных металлов образовывать комплексы. Именно в составе комплексов эти металлы являются жизненно необходимыми для человека. Не случайно их ещё называют «металлами жизни». Но ни применение, ни значение, ни биологическая роль этих элементов не отражены в курсе средней школы. Основные вопросы для обобщения и систематизации темы должны быть значительно расширены, так как при подготовке к ЕГЭ и для поступления в учебные заведения требуется более полный и обширный объём знаний по данной теме. Влиянию металлов на здоровье человека в элективном курсе уделено достаточно внимания, так как в профильных группах обучаются, в основном, учащиеся, поступающие в медицинские учебные заведения. Данный материал будет им интересен и полезен. Курсу присуща развивающая функция, он предоставляет ученику возможность приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Программа включает новые для ученика знания, не содержащиеся в базовых программах, в неё включены прогрессивные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека. Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов, использования наиболее эффективных методов. Цель курса: Расширить и углубить знания учащихся по теме «Металлы побочных подгрупп». Задачи курса:
Расширить знания учащихся о металлах побочных подгрупп и их соединениях, о практическом и биологическом значении данных элементов.
Создать условия для творческой самореализации и удовлетворения познавательного интереса к химии, для формирования и развития интеллектуальных и практических умений в области исследования факторов, влияющих на состояние собственного здоровья, умения самостоятельно приобретать и применять знания о металлах, развития творческих способностей, практических навыков.
Создать условия для воспитания активности в решении коммуникативных задач; умений работать в группе, вести дискуссии, культурно отстаивать свою точку зрения в решении расчётных задач и логических упражнений. -1- Планируемые результаты обучения После изучения элективного курса учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Содержание курса Занятие 1. Введение. Молекулярно-генетический аспект Что такое здоровье? Факторы, влияющие на здоровье. Положительное и отрицательное влияние тяжёлых металлов на организм человека Занятие 2. Общая характеристика металлов побочных подгрупп Положение тяжёлых металлов в периодической системе, особенности строения их атомов. Образование химических связей, возможные валентности и степень окисления d – элементов, склонность к образованию комплексных соединений. Роль d – элементов в жизнедеятельности организмов Занятие 3. Медь и её соединения Особенности строения атома меди, возможные степени окисления элемента. Соединения меди, их характер, свойства Занятие 4. Печень – «хозяйка медной горы» Биологическая роль меди для нормальной жизнедеятельности организма. Содержание меди в отдельных органах и организме в целом, участие элемента в физиологических процессах -2- Занятие 5. Практическая работа №1 «Воздействие на белок солей меди» Осаждение белков куриного яйца под действием аналогов антропогенных химических факторов, находящихся в отходах промышленных предприятий и попадающих в окружающую среду Занятие 6. Практическая работа №2 «Определение содержания тяжёлых металлов в почве» Анализ разных образцов почв на содержание тяжёлых металлов Занятие 7. Цинк и его соединения Особенности строения атома цинка, возможные степени окисления элемента. Соединения цинка, их характер, свойства Занятие 8. Рецепт от Парацельса Биологическая роль цинка для нормальной жизнедеятельности организма. Содержание цинка в отдельных органах и организме в целом, участие элемента в физиологических процессах Занятие 9-10. Железо и его соединения Особенности строения атома, ионов железа, возможные степени окисления элемента. Химические свойства железа и его соединений, их характер Занятие 11. Магнит на шее как средство от головной боли Биологическая роль железа для нормальной жизнедеятельности организма. Содержание железа в отдельных органах и организме в целом, участие элемента в физиологических процессах Занятие 12. Практическая работа №3 «Определение ионов железа (III) в природных водах» Анализ природных вод из различных водоёмов на содержание ионов железа (III) Занятие 13. Комплексные соединения История открытия и исследования комплексных соединений. Состав, строение, основы номенклатуры и многообразие комплексных соединений. Занятие 14. Практическая работа №4 «Получение комплексных соединений металлов побочных подгрупп и исследование их свойств» Способы получения комплексных соединений, исследование их свойств Занятие 15. Практическое и биологическое значение металлов побочных подгрупп Распространённость металлов в природе, их биологическое значение в жизни человека и других организмов. Практическое использование металлов и их соединений в промышленности, в медицине Занятие 16-17. Повторение. Подведение итогов Химические свойства металлов и их соединений. Выявление уровня усвоения темы: «Металлы побочных подгрупп». Работа учащихся с дополнительной литературой, систематизация материала -3- Тематический план
-4- Литература для учителя
Литература для учащихся
-5- |
Программа элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда» Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит... | Конспект урока тема : Обобщение по теме «Металлы» цель урока. Обобщение... Образовательные: способствовать обобщению и закреплению понятий о металлах главных и побочных подгрупп и их соединениях | ||
Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | Программа элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.) Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично... | ||
Программа элективного курса «основы медицинских знаний, правил оказания помощи и зож» ... | Урок элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» Цели: Рассмотреть вопрос о шумовом загрязнении атмосферы и его воздействии на организм человека | ||
Программа элективного курса для 10 -11 классов «Химия и здоровье человека» Сохранение и углубление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование... | Конспект + упражнения после параграфов Образовательные: способствовать обобщению и закреплению понятий о металлах главных и побочных подгрупп и их соединениях | ||
Программа элективного курса для 9 класса по биологии «Фабрика здоровья» Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Причем, оно на 50% зависит от социальных условий... | Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | ||
Рабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье» Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В.... | Тематический план изучения курса учебной дисциплины «Здоровый образ жизни и его составляющие» Здоровье как государственная задача и личная потребность человека. Основные понятия категории здоровье. Здоровье как государственная... | ||
Программа элективного курса по химии для учащихся IX классов на тему... Подготовила учитель моу подгоренская сош №1 Подгоренского района Воронежской области | Рабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда» Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» / авт. Г. П. Подгорнова. М.: Дрофа, 2006 |