Рабочая программа по биологии класс 7 «А»





НазваниеРабочая программа по биологии класс 7 «А»
Дата публикации27.05.2015
Размер187 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Рабочая программа

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования администрации Г.Екатеринбурга

Отдел образования Верх-Исетского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа с углублённым изучением предметов естественнонаучного цикла № 11

«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»

Директор___________Е.Л.Антюфьева Руководитель ШМО

учителей_________________________

«___»________________2014 г «_____»_____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

Класс 7 «А» Составитель: Черных Ольга Валерьевна

учитель биологии I категории

Екатеринбург 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа для 7-х классов, изучающих биологию на общеобразовательном уровне, составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по биологии «Многообразие живых организмов». Автор В.Б. Захаров и Н.И. Сонин. Москва. Дрофа 2006 г.

Данный курс является частью Федерального компонента учебного плана школы. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит в 7-ом классе для изучения биологии 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся, уровень подготовки по биологии, географии и другим дисциплинам.

Цель курса

Сформировать первоначальные представления о классификации живых организмов и отличительных признаках представителей основных таксонов органического мира.

Основные задачи

  • заложить основы знаний об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, лишайников

  • дать первоначальные базовые знания об уровнях организации жизни, учении Ч. Дарвина о происхождении видов

  • научить характеризовать основные отделы растений и типы животных, классы и семейства цыетковый растений

  • научить определять растения с помощью определителя

  • сформировать умение сравнивать представителей различных систематических групп и сделать выводы об усложнении организмов на основе этих сравнений

  • продолжать формировать умение работать с учебной и дополнительной литературой, составлять план, конспект, реферат

  • учить владеть языком предмета

  • учить использовать приобретенные знания и умения для выращивания растений и ухода за животными

  • воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, культуры поведения в природе

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний предусмотрено выполнение лабораторных и практических работ. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для повышения уровня информационной культуры обучающихся, а также уровня мотивации к изучению биологии запланировано использование информационно-коммуникационных технологий: интерактивные уроки с использованием материала из медиатеки кабинета, а также подготовка презентаций учащимися в программе Microsoft PowerPoint. В тематическом планировании указаны уроки, которые проводятся с использованием материала мультимедийных учебных изданий (перечислены в учебно-методическом обеспечении).

Требования к уровню подготовки учащихся, закончивших 7 класс

в результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • о существовании эволюционной теории;

  • основные группы прокариот, грибов, растений, животных, особенности их организации, многообразия, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов;

  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышлености, при охране окружающей среды и здоровья человека;


уметь

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком науки.

Результаты изучения курса

Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и его национально-регионального компонента. В процессе изучения курса биологии обучающиеся 7 класса осваивают знания о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов (растений и животных); развивают познавательные, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации; учатся использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными.

В 7 «А» классе преобладающий тип темперамента – сангвинический. Учащиеся могут работать как в спокойной, размеренной обстановке, так и в обстановке активной деятельности на уроке, хорошо реагируют на смену деятельности, быстро включаются в работу. Для них характерна средняя подверженность утомлению, предпочитают заниматься в группах по два человека, в парах. Для эффективного использования времени рекомендуется подготавливать четкий алгоритм деятельности учащихся. Письменная речь у большинства краткая, предпочтение отдают устной речи. В ситуациях напряжения наблюдается расширение объема умственной деятельности.

Типичная познавательная позиция – слушать, говорить, обсуждать, действовать. Главный источник информации – внимательное прослушивание звуковых файлов во время урока либо диалог. Обладают навыками систематизации и обобщения.

Уровень оперативной памяти высокий, это значительно облегчает диалоговые формы работы с ними. Учащиеся охотно высказывают свое мнение, активно участвуют в обсуждениях.

Уровень самоорганизации невысокий, необходимо уделить внимание навыкам самоорганизации – ведение тетради по экологии и дневника наблюдений за природными объектами, в котором обязательными составными являются планирование, постановка целей и задач, сроки выполнения заданий. При организации групповой работы учащимся необходим четкий инструктаж по распределению ролей и функций в группе, а также четкий контроль за его исполнением.

Практические занятия по биологии 7 класс

  1. «Строение плесневых грибов и дрожжей».

  2. «Строение, жизнедеятельность простейших» ( на примере инфузорий)

  3. «Определение семейства цветковых растений»

  4. «Внешнее строение дождевого червя»

  5. « Внешнее строение рака и бокоплава»

6. «Внешнее строение насекомых» (на примере плодовой мушки)

7. «Строение Костных рыб»

8. «Приспособленность птиц к полету»

Внеклассная работа по биологии 7 класс

1. Подготовка к олимпиадам, конкурсам по биологии.

2. Сопровождение научно-практической и исследовательской деятельности учащихся.

3. Научно – просветительская работа с профориентационной целью.

Учебно-методическое обеспечение

Предмет

Учебник (автор, название, издат-во, год)

Пособие для учителя

Тетради с печатной основой для учащихся

Дополнительная литература

Биология
7 класс

В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. М., Дрофа, 2009 г.

1. А.А.Калинина. Поурочные раз-работки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 (7) класс. М., 2007 г.

2. Е.П.Сидоров. Ботаника для поступающих в ВУЗы. Вопросы экзаменатора . М., Уникум-центр, 1997 г.

3. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 класс. М., Глобус, 2008 г.

4. Е.Т.Бровкина, Н.И.Кузьмина. Уроки зоологии. М., Просвещение, 1981 г.

5. Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина /авт.-сост. М.В. Высоцкая. Волгоград, Учитель, 2008 г.

6. Я иду на урок биологии. Зоология. Пресмыкающиеся: Книга для учителя. М., Первое сентября, 2000 г.

7. Мультимедийное учебное издание. Виртуальная школа Кирилла и Мифодия. Растения. Бактерии. Грибы. М., 2004 г. (Б-1)

8. Мультимедийное учебное издание «Систематика высших и низших растений». М., Дрофа, 2007 г. (Б-3)

9. Мультимедийное учебное издание Виртуальная школа Кирилла и Мифодия. Животные. М., 2004 г. (З-1).

10. Мультимедийное учебное издание. Биология. 5-9 классы. Часть 2. Живой организм. М., Дрофа, 2008 г (З-2).

11. Мультимедийное учебное издание. Биология. 5-9 классы. Часть 3. Многообразие живых организмов (З-3)

_________

1. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М., 1992 г.

2. Петров В.В. Из жизни земного мира. М., 1990 г.

3. Ведяков В.М. Тропинки в таинственный мир. М., 1990 г.

4. Б.М.Медников. Биология: формы и уровни жизни. М., Просвещение, 1995 г.

5. Никишов В.И. Справочник школьника по биологии: 6-9 кл. М., Дрофа, 1996 г.

6. Старикович С.Ф. Самые обычные животные. М., Наука, 1989 г.


Рабочая программа по биологии 7 класс

№ урока

Название темы урока

(раздела).

Содержание учебной темы (раздела).

Количество часов

Контроль

Домашнее задание.

Сроки проведения

I. Вводный раздел (з часа)

1

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

Уровни организации живой природы

1




Стр. 5-6

Первая неделя

2

Чарльз Дарвин о происхождении жизни

Положения учения Ч. Дарвина.


1

Индивидуальный опрос

Стр.6-9

Первая неделя

3

  1. Многообразие организмов и их классификация




Систематика, ее задачи, основные таксономические единицы растений

1

Фронтальная беседа

Стр. 9-10

Вторая неделя

II. Царство Бактерии (з часа)

4

Строение и жизнедеятельность бактерий

Строение и значение бактерий

1

Индивидуальный опрос

Стр.12-14

Вторая неделя

5

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Строение и значение бактерий

1

Работа с дидактическими карточками

Стр.14-16

Третья неделя

6

  1. Многообразие и значение бактерий




Особенности организации и жизнедеятельности основных представителей прокариот

1

Фронтальная беседа

Стр.17-20

Третья неделя

III. Царство Грибы (6 часов)

7

  1. Особенности организации грибов, их роль в природе и для человека.

Происхождение и эволюция грибов.

Строении и значение, особенности жизнедеятельности грибов

1

Тренировочный тест в р.т

Стр.22-23

Четвертая неделя

8

  1. Многообразие грибов

Плесневые, шляпочные грибы, грибы-паразиты. Роль грибов в биоценозах

1

Работа с дидактическими карточками.

Стр.25-29

Четвертая неделя

9

  1. Л/р №1 «Строение плесневых грибов и дрожжей».

Строение мукора

1

Лабораторная работа

Стр. 29-30

Пятая неделя

10

  1. Общая характеристика лишайников. Понятие о симбиозе.

Строении и значение, особенности жизнедеятельности лишайников. Симбиоз

1

устный

Стр. 32-36

Пятая неделя

11

  1. Многообразие и экологическая роль лишайников.

Роль лишайников и грибов в биоценозах.

1

Фронтальный опрос

Стр. 35-36

Подготовка к к.р

Шестая неделя

12


  1. Контрольная работа «Царство Грибы. Лишайники».




1







Шестая неделя

13

П/р№ 1 «Определение семейства цветковых растений»




1

Индивидуальный опрос

Тренировочные задания стр. 51-53

Седьмая неделя

VII Царство Животные. Подцарство Одноклеточные (3 часа)

14

Многообразие и отличительные признаки животных.

Отличительные признаки царства животных.


1

Беседа

Стр.88

Седьмая неделя

15

Особенности организации простейших.

Л/Р № 2«Строение, жизнедеятельность простейших» ( на примере инфузорий)

Строение, жизнедеятельность и значение простейших

1

Индивидуальный опрос

Стр.89-91

Восьмая неделя

16

Многообразие и значение простейших

Значение простейших в природе, для человека

1

Лабораторная работа

Стр. 92-98

Восьмая неделя

VIII Подцарство Многоклеточные.(16 часов)

17

Губки как примитивные многоклеточные животные.

Особенности организации беспозвоночных животных. Строение и значение губок.

1

Тренировочные задания в р.т

Стр. 101-103

Девятая неделя

18

Кишечнополостные. Класс Гидроидные.

Общая характеристика типа Кишечнополостные, признаки класса Гидроидные.

1

Индивидуальный опрос

Стр. 104-110

Девятая неделя

19

Плоские черви. Классификация.

Общая характеристика типа. Особенности строения, жизнедеятельности плоских червей

1

Работа с дидактическими карточками

Стр.112-114

Десятая неделя

20

Паразитические плоские черви.

Многообразие плоских червей, профилактика глистных заболеваний.

1

Фронтальная беседа

Стр.115-118

Десятая неделя

21

Тип Круглые черви (нематоды)

Общая характеристика типа. Особенности строения, жизнедеятельности круглых червей.

1

Индивидуальный опрос

Стр.119-124

Одиннадцатая

22

Тип Кольчатые черви .

Л/Р №3 «Внешнее строение дождевого червя»

Общая характеристика типа. Особенности строения, жизнедеятельности, значение кольчатых червей.

1

Тренировочные задания в р.т

Стр. 125-130

Одиннадцатая

23

  1. Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков.

Л/Р №4 «Внешнее строение моллюсков».

Общая характеристика типа. Особенности среды обитания, строения, образа жизни моллюсков.

Строение раковины.

1

Работа с дидактическими карточками

Стр. 132-134

Двенадцатая

24

Многообразие и значение моллюсков

Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски, особенности строения и жизнедеятельности, практическое значение и роль в природе.

1

Фронтальная беседа

Стр. 135-142

Двенадцатая

25

Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа. Крупные ароморфозы членистоногих.

1

Тренировочные задания в р.т

Стр. 143-144

Тринадцатая

26

Класс Ракообразные

Общая характеристика класса, особенности строения и жизнедеятельности.

1

Индивидуальный опрос

Стр. 144-150

Тринадцатая

27

Л/Р №5« Внешнее строение рака и бокоплава »




1

Фронтальная беседа




Четырнадцатая

28

Класс Паукообразные

Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, головогрудь и брюшко. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных.

1

Лабораторная работа

Стр. 151-157

Четырнадцатая

29

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

Общая характеристика класса, особенности строения и жизнедеятельности: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий.

1

Работа с дидактическими карточками

Стр.158-164

Пятнадцатая

30

Л/р № 6«Внешнее строение насекомых».

(на примере плодовой мушки)




1

Фронтальная беседа




Пятнадцатая

31

Размножение и развитие насекомых.

Развитие насекомых с неполным и полным превращением.

1

Лабораторная работа

Стр. 164-165

Шестнадцатая

32

Многообразие и значение насекомых

Типы постэмбрионального развития: прямое, непрямое. Значение насекомых для человека и роль в природе.

1

Работа с дидактическими карточками

Стр.165-168


Шестнадцатая

33

Тип Иглокожие

Общая характеристики типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности организации и экологическое значение.

1

Фронтальная беседа

Стр. 170-175

Подготовка к к.р

Семнадцатая

34

Контрольная работа. Подцарство Многоклеточные животные. Беспозвоночные животные.




1







Семнадцатая

X. Подцарство Многоклеточные. Позвоночные животные. Тип Хордовые (19 часов)







35

Общая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные.

Характерные черты типа Хордовые: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Особенности организации и распространения ланцетника.

1

Эвристическая беседа

Стр.176

Восемнадцатая

36

Общая характеристика позвоночных. Хрящевые рыбы.

Происхождение рыб. Особенности строения рыб, связанные с водной средой обитания.

Хрящевые рыбы – самые древние рыбы. Особенности строения акул, скатов. Черты примитивного строения.

1

Индивидуальный опрос

Стр.177, 183,184

Восемнадцатая

37

Л/Р № 7«Строение Костных рыб».

Особенности внешнего строения костных рыб. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

1

Фронтальная беседа




Девятнадцатая

38

Многообразие костных рыб.

Основные отряды класса и их представители

1

Лабораторная работа

Стр.185-188

Девятнадцатая

39,40

Экскурсия в зоопарк (2 часа)




2




Письменный отчет

Двадцатая

41

Земноводные: происхождение, общая характеристика.

Основные ароморфозы класса. Земноводные – первые наземные позвоночные. Места обитания и образ жизни.

1

Тренировочные задания в р.т

Стр. 189-198

Инд.сообщения

Двадцатая

42

Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека.

Основные отряды класса и их представители.

Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

1

Работа с дидактическими карточками

Таблица в тетради

Двадцатая

43,44

Экскурсия в зоопарк (2 часа)




2







Двадцать первая

45

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

Вымершие группы пресмыкающихся

Происхождение рептилий. Основные ароморфозы класса. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде.

1

Письменный отчет

Стр.200-206

Инд. Сообщения

Задание 151 в р.т

Двадцать первая

46

Многообразие и значение рептилий

Основные отряды класса и их представители. Роль в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

1

Задание 149 в р.т

Подготовка к к.р

Двадцать вторая

47,48

Экскурсия в зоопарк (2часа)




2

Работа с дидактическими карточками




Двадцать вторая

49

Контрольная работа. «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся»




1







Двадцатая третья

50

Класс Птицы. Общая характеристика

Л/Р № 8Приспособленность птиц к полету


Среда обитания птиц. Особенности внешнего строение птиц, приспособления птиц к полету.

1

Эвристическая беседа

Стр. 208-217

Инд.сообщения

Двадцать третья

51

Экологические группы птиц.

Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

1

Лабораторная работа

Стр. 218-225

Инд.сообщения

Двадцать четвертая

52

Птицы леса, степей и пустынь

Особенности организации, размножения, развития, забота о потомстве.

1

Индивидуальный опрос

Двадцатая четвертая

53

Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные.

1

Задание 163 в р.т




Двадцать пятая

54

Бескилевые птицы.

1







Двадцать пятая

55

Птицы водоемов и из побережий. Болотные птицы

1







Двадцать шестая

56

Роль птиц в природе и жизни человека.

Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

1

Индивидуальный опрос

конспект

Двадцать шестая

57

Птицы Красной книги Урала

Необходимость защиты и охраны птиц.

1

Тренировочные задания в р.т




Двадцать седьмая

58

Экскурсия в зоопарк (2 ч)




2







Двадцать седьмая

59

Класс Млекопитающие.

Признаки класса млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих

1

Письменный отчет

Стр.227-229

Двадцать восьмая

60

Внутреннее строение млекопитающих.

Системы внутренних органов млекопитающих. Особенности обмена веществ.

1

Индивидуальный опрос

Стр.230-237

Таблица стр. 130

Двадцать девятая

61

Размножение и развитие млекопитающих.

Строение органов размножение. Вскармливание детенышей молоком. Особенности развития. Внутреннее развитие.

1

Таблица

Стр.238-239

Двадцать девятая

62

Многообразие млекопитающих.

Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих.

1

Фронтальный опрос

Стр. 240-246

Подготовка к к.р

Тридцатая

63

Контрольная работа. «Млекопитающие»




1







Тридцатая

Царство вирусы (2 часа)










64

Общая характеристика вирусов

Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки

1

Проблемные вопросы

Стр.250-251

Инд. сообщения

Тридцать первая

65

Значение вирусов

Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики.

1

Фронтальная беседа

Летнее задание

Тридцать первая

66

Многообразие живых организмов.

Многообразие живых организмов-результат эволюции.

1

Тренировочные задания в р.т




Тридцать вторая

67-68

Повторение













Тридцать вторая







Итого :

68










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа по биологии 6 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа по биологии 6 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа по биологии 9 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа по биологии 7 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс составлена учителем биологии Комаровой М.Д.
Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа основного общего образования по биологии 7 класс...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа по биологии для 7 класса рабочая программа основного...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной
Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»
Рабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонов, Н. И. Сонин составлена...
Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа по биологии ( 6 класс) Разработана учителем Федоровой Т. А
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа по биологии 11 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии для 11А класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...
Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа по биологии 7 класс епифановой татьяны михайловны,...
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования...
Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа по биологии, 7 класс
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа По биологии Класс: 7
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по биологии класс 7 «А» iconРабочая программа по биологии 7 класс
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск