Скачать 108.99 Kb.
|
Приложение 17 Программа элективного курса «Биотехнология вчера и сегодня» Пояснительная записка Элективный курс «Биотехнология вчера и сегодня» предназначен для учащихся 10- 11 классов, которые изучают биологию на базовом уровне (2 ч. в неделю) и для учащихся профильных классов (3 ч. в неделю). Информацию, которую получают учащиеся из учебников « Основы общей биологии» на базовом и профильном уровне является недостаточной, т.к. она не отражает возможности биотехнологии в современном мире. Значение биотехнологии огромно, поскольку с ее помощью решаются серьезные проблемы в медицине, промышленности, сельском хозяйстве. В настоящее время с ее помощью получают десятки дорогостоящих биологически активных веществ, среди них гормоны, ферменты, витамины, антибиотики, лекарства. Биотехнологическим путем получают возобновляемые источники энергии. Наше будущее связывается с развитием белковой инженерии, биоэлектроники, с получением новых стимуляторов роста растений, высокоэффективных лекарственных препаратов. Поэтому дополнительные знания, связанные с биотехнологией, необходимы каждому современному человеку. Содержание курса позволяет учащимся расширить знания об истории возникновения биотехнологии, ее задачах и методах, определить положение среди других биологических наук. Учащиеся познакомятся с необыкновенными возможностями биотехнологии в медицине, сельском хозяйстве, о применении биологических процессов в производстве. Использование разнообразных форм учебно- воспитательного процесса, лабораторных работ, экскурсий позволяет связать изучаемый курс с жизни. Работа учащихся с дополнительной литературой, подготовка и защита рефератов, лабораторные работы, экскурсии способствуют их саморазвитию, самообразованию, самоопределению. Курс интегрированный, затрагивает вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с медициной, химией, географией. Курс рассчитан на 17 часов (из которых: 1ч.- лабораторная работа, 2ч.- экскурсии,9 ч.- лекций, 5ч.- семинаров). Цель курса: расширить и углубить знания учащихся в области современных достижений биотехнологии в медицине, сельском хозяйстве, промышленности. Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
Прогнозируемые результаты: В процессе обучения школьники приобретут теоретические знания: об истории возникновения, специфике и разделах, практических достижений биотехнологии, о роли таких ученых, как Левенгука, Пастера, Биго в развитии биотехнологии, технологии производств на основе микроорганизмов. Практические знания: о строении бактериальных клеток, их многообразии, строении дрожжей и способах деления, познакомятся с производством пищевых продуктов (хлеба, пива, вина, спирта, сыра) Приобретут следующие умения: Находить нужный материал, систематизировать дополнительную информацию при подготовке к семинарским занятиям и при подготовке реферата. Формы контроля учащихся: 1) индивидуальный опрос 2) семинарские занятия 3) тестирование 4) защита реферата Содержание элективного курса. Раздел 1. Введение (1ч) Тема 1. Основные понятия биотехнологии (1ч) Введение понятия биотехнология, специфика биотехнологии, задачи биотехнологии в области медицины, сельского хозяйства, промышленности. Раздел 2. История биотехнологии.(3ч) Тема 2. Открытие нового мира. (1ч) Научные открытия А. Левенгука и Р. Гука. Пивоварение, хлебопечение, виноделие наших предков. Биологическая сущность процесса брожения (научные исследования Л. Пастера и Ю. Либиха). Гриб Флеминга- открытие пенициллина Тема 3 Биотехнология 20 века (1ч) Развитие биотехнологии в 20 веке. Биотехнологические и генно- инженерные компании и их разработки. Тема 4 Выполнение лабораторных работ (1ч) Лабораторная работа 1 « Строение бактериальной клетки» Лабораторная работа 2:» Дрожжи» Раздел 3. « Генная и клеточная инженерия» (2ч) Тема 5 « Лестница жизни» (1ч) Строение и функции ДНК. Тема 6 Генная и клеточная инженерия.(1ч) Генная инженерия- раздел молекулярной биологии и генетики. Методы генной инженерии. Клеточная инженерия Раздел 4 Биотехнология и сельское хозяйство (2ч) Тема 7 Биотехнология и растениеводство(1ч). Биотехнологические пути защиты растений от вредителей. Биологические (бактериальные) удобрения. Тема 8 Биотехнология и животноводство.(1ч) Производство кормовых белков на базе различных микроорганизмов: бактерий, грибов, водорослей. Профилактика инфекционных заболеваний у животных. Раздел 5 Биотехнология и медицина (2ч) Тема 9 Биотехнологические разработки в области медицины(1ч) Антибиотики: действие на организм, классификация. Гормоны: соматотропин, инсулин, тироксин- получение, действие на организм. Интерферон- первое лечебное средство против вирусов. Модифицированные интерфероны - достижение генной инженерии. Вакцинация. Ферменты медицинского назначения. Тема 10 Молекулярная медицина(1ч) Молекулярная медицина- диагностика, лечение, профилактика наследственных и ненаследственных болезней на генном уровне. Генная терапия. Раздел 6 Биотехнология и промышленность (4ч.) Тема 11 Использование биотехнологических продуктов в пищевой промышленности(1ч) Технология производства пищевых продуктов (хлеба, пива, спирта, сыра) Тема 12 Экскурсия: « Изучение технологии производства пива или хлеба» Тема 13 Пластмассы, текстильные изделия - в результате деятельности микробов?(1ч) Бактерии в производстве пластмасс и текстильных изделий - технологии и перспективы. Тема 14 Технологическая биоэнергетика.(1ч) Получение этанола как топлива. Получение метана и других углеводородов. Получение водорода как топлива будущего. Раздел 8 Биогеотехнология (3ч) Тема 15 Микроорганизмы в недрах Земли Выщелачивание металлов из руд с помощью бактерий. Очистка сточных вод от нефтяных примесей. Тема 16 Экскурсия на нефтеперерабатывающий завод: « Изучение технологии очистки воды» .(1ч) Тема17 Защита рефератов (1ч) Тематический план.
|
Учебно-тематический план элективного курса «Энергетика вчера, сегодня, завтра» ... | Элективный курс "Немецкая литература: ее вчера и сегодня" Белянина... Курс «Немецкая литература: эпохи, произведения» предназначен в качестве элективного курса учащимся 10 класса в рамках предпрофильной... | ||
Элективный курс «Биотехнология вчера и сегодня» предназначен для... Автор: Кудряшова В. А. Программа утверждена экспертным советом министерства образования и науки Самарской области | Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | ||
Программа элективного курса «биотехнологии… биотехнологии спасут человечество?!» Биотехнология – это наука о методах и технологиях производства различных веществ и продуктов с использованием природных биологических... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Молекулярная генетика» ДС1 при подготовке дипломированных специалистов (инженер по специальности 240900 “Биотехнология”) и магистров по специальности химическая... | Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | ||
Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Программа элективного курса по биологии для предпрофильной подготовки... Кроме этого данная программа поможет определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (биотехнолог,... | ||
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | ||
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | ||
Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | Программа элективного курса по химии Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... |