Скачать 0.78 Mb.
|
Н.Ю. Брыкалова. методист ИМЦ О состоянии и перспективах развития начального образованияв Спасском муниципальном районе. /2010г./В значительной степени эффективность инновационных изменений в системе общего образования зависит от результативности работы в начальной школе как стартовой ступени общего образования. В Спасском муниципальном районе работает 110 учителей начальных классов, из них имеют высшее образование – (55%) В районе серьезное внимание уделяется системе непрерывного образования педагогических кадров. Все учителя регулярно проходят обучение в ИРО РТ, на ознакомительных авторских курсах. Аттестовано 84% учителей, а именно: В 2009-2010 учебном году в образовательном пространстве района представлены следующие дидактические системы и образовательные программы В следующем учебном году еще два класса первоклассников начнут заниматься по новым УМК, и новым федеральным государственным стандартам. Учителя Егорова Ольга Николаевна БСОШ№2, Титова Татьяна Александровна БСОШ№1 прошли курсы повышения квалификации, были участниками республиканских конференций и семинаров, связанных темой ФГОС НОО, в школах ведется тщательная подготовка для перехода на ФГОС НОО. Повышению профессионального мастерства педагогов способствует районное методическое объединение, основными формами работы которого являются районные семинары-практикумы, круглые столы, творческие отчеты, деловые игры и т д. Районное методическое объединение учителей начальных классов работает над проблемой: «Исследовательская деятельность – инструмент повышения качества образования». В 2009/10 учебном году на районных семинарах рассматривались следующие темы:
Для повышения качества обучения, развития интереса к обучению учителя начальных классов стремятся найти подход к каждому ребенку, это требует неустанного самообразования, знакомства с новинками педагогической литературы, применения на уроках современных педагогических технологий. Разрабатываются и успешно применяются в работе авторские программы и методические разработки: пять авторских программ получили диплом или свидетельство участника республиканских конкурсов и рекомендованы к распространению в районе. Повышению методического мастерства учителей, выявлению талантливой молодежи, распространению передового опыта способствуют конкурсы профессионального мастерства.
Мониторинг ЗУН ведется с использованием компьютерных технологий (кроме нескольких сельских школ). Это позволяет сравнить результаты каждого ребенка с более ранними результатами этого же ребенка, с результатами обучающихся класса. Отслеживаются не только ЗУН по данной теме, но и общеучебные умения и навыки, что является не менее ценным. Все это позволяет видеть динамику показателей конкретного ученика. Ежегодно проводятся олимпиады для младших школьников. Задания даются в виде тестов приближенных к форме ЕГЭ. В этом году 279 учащихся приняли участие в международных олимпиадах « Кенгуру» и « Русский медвежонок». «Инфознайка» и Молодежный чемпионат « Старт» 130 учащихся. Творческое и ответственное отношение к делу позволяет учителям начальных классов района добиваться высокого качества знаний. Сравнительный анализ успеваемости и качества образования показывает, что при 100% успеваемости качество по предметам в начальной школе остается на уровне 60%. В основном начальная школа работает по 6-ти дневной учебной неделе, кроме первоклассников. Сохраняется материально-техническая база, большинство кабинетов оснащены необходимым оборудованием, учителями создана творческая лаборатория, способствующая повышению качества знаний обучающихся. Расписание уроков составляется согласно требованиям СанПиН, с учетом психофизиологических особенностей младших школьников. При составлении расписания использована таблица И.Г.Сивкова. При организации учебно-воспитательного процесса в 1 классе создается система оценивания знаний обучающихся в условиях безотметочного обучения. Выполняется Федеральный компонент государственного стандарта. Во всех школах района введено преподавание иностранного языка во 2 – 4 классах, что составляет 100% учащихся 2-4 классов. Охват Обучающихся 3-4 классов изучением информатики составляет 100%. Амукова Наталья Михайловна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ « Болгарской средней общеобразовательной школы №2» Руководитель РМО Исследовательская деятельность младших школьников « Учение без размышлений – тщетный труд; Размышления без учения – пагубны». Конфуций Ещё совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: « А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он делает и делает открытие.» Конечно, это была шутка. Но, вероятно Эйнштейн вкладывал в неё глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы не знать. Знать надо! А дело в том, чтобы сомневаться, не брать на веру всё, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления. Вот он и делает открытия. В педагогике и психологии – «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Нам всем известно, что именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей решения данной проблемы. Цели исследовательской работы – стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Задачи:
В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем» - поиск истины, познание неизвестного. Настоящий исследователь должен обладать специальными умениями:
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов: Слайд№7
Специфика исследовательской работы заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное – это увлечь и «заразить» детей, вселить уверенность в них, привлечь родителей к участию. Тема отражает проблему. Удачная, чёткая и актуальная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему. Тема может быть:
Например : « Природа и человек», « Жизнь голубей», «Почему вымерли динозавры», « Устное народное творчество», « Почему их так назвали?» и другие. Выбирая тему ,детей можно лишь «подтолкнуть» к правильному выбору, попросив ответить на вопросы.
Дальше определяем цели и задачи. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Например, « Жизнь голубей». Цели: как можно больше узнать о жизни голубей. « Моя родословная». Цели: составить генеологическое дерево и узнать о жизни своих предков. Задачи исследования:
Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы. Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения каких – либо явлений, требующих подтверждения. Слайд№9 Например: Как птицы узнают дорогу на юг? Гипотезы могут быть разными.
В развитии умения выдвигать гипотезу помогут упражнения на обстоятельства .при обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если… Организация исследования включает в себя следующие этапы: Слайд№10
Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, журналов и газет.
Запиши полученную информацию.
Запиши, что ты узнал с помощью компьютера.
Запиши удивительные факты и парадоксы, по возможности сделай фотографии.
Запиши план и результаты эксперимента. Любая исследовательская работа должна быть защищена. Этапы подготовки к защите:
Самому ребёнку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя или родителей. При защите очень помогает мультимедийное сопровождение. Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Эта работа позволяет открыть способности к тому или иному предмету, побуждает самооткрытие собственных способностей. А когда глаза детей светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы. Примерное начало исследовательской работы: Тема: « Жизнь зимующих птиц» План.
а) какие птицы зимуют; б) места обитания; в) питание; 3. Человек и зимующие птицы. А) забота человека о птицах; Б) изготовление кормушек; В)защита и охрана птиц 4. Заключение. Цель исследования: как можно больше узнать о жизни зимующих птиц. Задачи исследования:
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство нас, взрослых. Поэтому подготовка учащихся к исследовательской деятельности становится важнейшей задачей образования и современного учителя. « Обучая других, обучаешься сам». Мудрая мысль Я.А.Каменского помогла нам сегодня познакомиться с исследовательской деятельностью младших школьников |
Пояснительная записка Доклад содержит информацию о состоянии дел,... Содержание доклада мы адресуем, прежде всего, родителям. Информация о результатах, основных проблемах функционирования и перспективах... | Доклад о состоянии и перспективах развития системы образования Петроградского... Организация, проведение и методическое сопровождение профессиональных педагогических конкурсов 12 | ||
Управление образования администрации муниципального образования гусь-хрустальный район Это информация о состоянии, проблемах и перспективах развития данного образовательного учреждения после окончания 2012-2013 учебного... | Доклад о состоянии работы оу за 2008 2009 учебный год и перспективах развития Муниципальное общеобразовательное учреждение Субботинская средняя общеобразовательная школа функционирует с 1979 года. Учредитель... | ||
Публичный доклад о состоянии работы и перспективах развития школы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 г. Коломны функционирует с 1937 года. Учредитель... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформировать представление о ведущих отраслях топливной промышленности – нефтяной и газовой, состоянии на современном этапе, перспективах... | ||
Протокол №1 заседания Управляющего Совета моу «Трусовская сош» Согласование: публичного доклада директора о состоянии и перспективах общего образования в школе, о поступлении и расходовании финансовых... | Реферат по дисциплине «Технология въездного туризма» Для успешного решения поставленных в данной работе задач были востребованы туристические путеводители, специализированные журналы.... | ||
«Средняя общеобразовательная школа №5» Чистопольского муниципального... Публичный доклад аналитический публичный документ в форме периодического отчета образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий... | Доклад о состоянии и перспективах развития муниципального бюджетного... Обеспеченность транспортом высокая: в 30 метрах находится троллейбусная остановка, в 200 метрах – остановка автобусов и маршрутных... | ||
Доклад мбоу дод «Дом детского творчества» Публичный доклад является ежегодным отчетом мбоу дод «Дом детского творчества» г. Десногорска, обеспечивающим регулярное информирование... | Доклад Об итогах социально экономического развития города Кунгура... Об итогах социально – экономического развития города Кунгура за 2011 год и о перспективах развития в 2012 году | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курганской области, его структуре, предпосылках развития, проблемах и перспективах развития | Доклад алтайского краевого Законодательного Собрания «О состоянии... Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере государственной поддержки предпринимательства, инвестиций, имущественных... | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Отчет содержит материалы об условиях организации и содержания образования, результатах образовательной деятельности, особенностях... | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Программы развития универсальных учебных действий для начального образования позволяет спланировать результаты образовательного процесса,... |